Каждый собственник помещения в жилом строении хоть раз задумывался о справедливости счетов, выставляемых ему за коммунальные услуги. Зачастую эти цифры кажутся чересчур завышенными. Несмотря на это, все большее количество граждан находят для себя компромисс в оплате услуг коммунального характера. Для того чтобы добиться этого, необходимо разобраться с потреблением данных ресурсов и ответить на основные вопросы, касающиеся оплаты:

  • За что?
  • Кто?
  • Сколько?
  • Когда?

За что необходимо платить?

Потребителем коммунальных ресурсов можно считать любое физическое/юридическое лицо, являющееся собственником (в некоторых случаях арендатором) помещения в жилом строении. С этим определением все понятно. Но что же является предметом потребления?

Коммунальные ресурсы (они же услуги) предоставляются гражданам для улучшения их общего уровня жизненного комфорта. В число таких услуг входят:

  • Энергообеспечение
  • Водоснабжение (горячее и холодное)
  • Отопление
  • Водоотведение

Необходимо понимать, что в соответствие с действующим Законодательством (конкретно речь идет о постановлении №354) собственникам приходится рассчитываться не только за коммунальные ресурсы, предоставляемые в их жилое/нежилое помещение, но и за ресурсы на так называемые коллективные потребности. Это вовсе не означает, что, например, владельцу квартиры в жилом доме придется платить за непорядочного соседа, как и не означает, что чек будет выставлен всего лишь за горящую в подъезде лампочку. Жилое строение всегда представляет собой своего рода сеть, включающую в себя всевозможные инженерные приспособления, которым для работы требуется энергия. Сюда же можно отнести и освещение детских площадок, парковок и прочих объектов обслуживания строения. Вода, расходующаяся на общедомовые нужды, как правило, используется для промывания систем и уход за участком вокруг дома. Таким образом, даже если непосредственно собственник и не тратит данные ресурсы, то они все равно расходуются для обеспечения его комфорта.

И так, ответ на первый вопрос найден. Платить необходимо за потребление коммунальных услуг.

Кто является потребителем коммунальных услуг?

Еще до 2011 года, согласно постановлению №307, потребителями считались граждане Российской Федерации, имеющие собственность в многоквартирных строениях. Однако, после вступления в силу поправок в Законодательстве (постановление №354), в договоре об обеспечении коммунальными ресурсами (и прочих документах подобного типа) в качестве потребителя может выступать и юридическое лицо, являющееся владельцем нежилого(ых) помещения(ий). Таким образом, счета к оплате личных расходов предоставленных ресурсов, а также счета на покрытие общедомовых нужд выставляются как физическим, так и юридическим лицам.

Подводя итог, потребителями коммунальных услуг являются все собственники жилых и нежилых помещений в доме.

Сколько необходимо платить за потребление коммунальных услуг?

Порядок расчета стоимости израсходованных ресурсов зависит от нескольких факторов.

  • Во-первых, если в отдельно взятом жилом/нежилом помещении установлен специальный счетчик, вычисления будут производиться на основе его показаний. В случае отсутствия такого счетного приспособления, вычисления проводятся согласно специальным нормативам потребления, приведенным в приложении к документу о правилах и условиях обеспечения собственников коммунальными услугами. Точно так же дело обстоит и с расчетами за общедомовые нужды.
  • Во-вторых, на выбор тарифа, по которому будут произведены расчеты, влияет показатель общего благоустройства строения и земельного участка, на котором оно возведено. Данный показатель всегда указывается в техническом паспорте многоквартирного дома.

Таким образом, можно легко ответить на вопрос “сколько?”, имея всю необходимую информацию. Помочь с этим могут работники коммунальных служб.

Когда необходимо платить за потребление коммунальных услуг?

В Жилищном кодексе Российской Федерации установлен определенный срок, в течение которого все собственники должны оплатить потребление коммунальных услуг. Согласно указанному документу, это необходимо сделать до 10 числа каждого месяца. При задержке средств на покрытие израсходованных ресурсов, физическое/юридическое лицо считается должником. В связи с наличием задолженности по какому-либо виду коммунальных услуг, исполнитель (по договору) имеет право прекратить осуществление этой услуги. Если же должник вносит частичную сумму для погашения задолженности, она распределяется равномерно между всеми его неоплаченными чеками за коммунальные ресурсы.

Учитывая приведенные факты, платить за потребление коммунальных услуг лучше всего вовремя!

Последнее постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года за номером 354 регламентирует введение в расчет за коммунальные услуги дополнительного пункта: «Общедомовые нужды».

Необходимость предоставления такой прерогативы управляющим кампаниям была связана с появлением долга в многоквартирных домах.

Правила начисления показателей за ЖКХ

Собственники жилья в многоквартирных домах обязаны вносить своевременные платежи за коммунальные услуги:

  • Для жилых помещений, согласно учету ресурсов жилищно-коммунального хозяйства;
  • Нежилых домов;
  • Коллективные расходы на общедомовые цели. Они начисляются исходя из метража и количества проживающих в доме.

Обязанности собственников перечислены в пункте 40 постановления. Итоговая сумма не зависит от вида и формы организации управляющей кампании.

Общедомовые нужды привязаны к размеру занимаемого помещения. Расчет платежей в каждом доме будет разным. Всё зависит от тарифов, утвержденных на периодическом собрании потребителей коммунальной услуги.

При определении размеров выплат УК руководствуется пунктом 44 постановления. Он определяет, что оплату должны производить все потребители как жилых, так и нежилых помещений. Формулы, определяющие расчет, приводятся в приложении 2 постановления.

Пункт 69 определяет объемы услуги и соответствующие им платежи.

Указываются следующие составляющие, включаемые в расчет за конкретный период:

  • Общедомовые расходы коммунальных ресурсов;
  • Показатели общего счетчика;
  • Подведена сумма итогов вычисления;
  • Рассчитывается объем каждой услуги в отдельности;
  • Дополнительно указывается объем ресурсов для осуществления отопления при отсутствии такового.

Что включают общедомовые нужды?

Платежи за квартиру включают все потребляемые коммунальные ресурсы.

В довесок потребитель обязан платить за следующие траты управляющей кампании:

  • Вода — в квитке ставятся две графы, учитывающие отдельно собственные затраты и объемы на мытье полов, полив растений в летнее время, технологические нужды на сантехнические работы;
  • Счетчик отопления часто включается в расчет на коммунальные услуги, но этот пункт вызывает спорные ситуации. Потребители обязаны платить за отапливаемый чердак или подвал, но что делать, когда там размещены магазины или сторонние организации? Этим вопросом теперь занимаются юристы, а нововведения дают шанс управляющим компаниям списывать чужие расходы на жильцов;
  • Свет — самая излюбленная графа квитанции на коммунальные услуги. Часто там образуются неправдоподобные показатели, не имеющие с реальными расходами ничего общего. Расчет общедомовых нужд заведомо завышен, но его объемы жильцы могут ограничить на общем собрании потребителей.

Квитанции потребителя содержат суммы на капитальный ремонт жилья. Они рассчитываются по общей квадратуре собственника помещения.

Вынужденная мера значительно повысила плату за коммунальные услуги.

Как действовать при ошибке управляющей кампании?

Управляющие кампании стараются найти все способы завысить итоговый результат по ОДН. Механизмов для этого достаточно много.

Так, можно увеличить квадраты проходов, лестничных клеток, придомовой территории. Освещение требуется учитывать, весь расчет задуман на том факторе, что проверять показатели никто не будет.

Потребляемую общую воду проконтролировать намного сложнее, а тепло и вовсе невозможно по инициативе потребителей. Чтобы найти доказательства лживых сведений от управляющей кампании придется привлечь опытных специалистов.

Потребитель вправе запросить от управляющей кампании устроить перерасчет услуги, в правильности которой он сомневается. Ответ должен быть предоставлен в виде официального документа.

Затребовать можно следующие сведения:

  • Пересмотр начисленных показателей за текущие услуги. Можно потребовать новый расчет, если будет обнаружена ошибка;
  • Информация по размеру задолженностей;
  • Сумма переплат;
  • Текущие неустойки, количество штрафов, пени.

Если остаются сомнения по поводу правильности составленной платежки, не рекомендуется вносить деньги за услуги коммуналки. Лучше прибегнуть к судебным разбирательствам в поисках правды.

В органы правосудия потребуется предоставить свидетельства проведенной проверки либо отказную бумагу с подписью руководителя УК и заверенной печатью.

Для проверки деятельности управляющих кампаний нужно привлекать государственный орган по надзору за работой организаций ЖКХ. Жилищная инспекция занимается рассмотрением жалоб от собственников многоквартирных домов в установленные законом сроки.

Работники ведомства отмечают, что количество жалоб постоянно растет. Постановление правительства нуждается в доработке, чтобы исключить неправомерные действия.

На управляющие компании будет наложен огромный штраф при неправильно начисленных показателях ОДН и заполнение графы на капитальный ремонт. Однако, из практических разбирательств следует, что для УК не существует преград в поисках очередной лазейки для повышения своих доходов за счет потребителей.

Принципы определения показателей за домовые ресурсы

Расчет за коммунальные услуги проводится в строгом соответствии с постановлением федерального правительства. Тарифы на воду, тепло, электроэнергию корректируют региональные власти на основании районных коэффициентов. В квитанцию заносятся цифры ежемесячно.

Квартирная плата строится из суммы платежей на следующие расходы:

  • Итог по показателям счетчиков на воду, газ, свет, тепло, водоотведение, вывоз мусора;
  • Траты на обслуживание общедомовых систем, снабжающих ресурсами потребителей. Сюда входят услуги электриков, сантехников и уборщиц;
  • Включаются расходы на информационное обеспечение: сбор сведений, предоставление квитанций на бумажных носителях, ежемесячная обработка данных;
  • Аварийные ситуации оплачиваются согласно договору при форме управления ТСЖ.

С подсчетом сумм по объему ресурсов разобраться просто — показания счетчиков перемножаются с нормативными цифрами. Проблемы начинаются при отсутствии таковых более чем у половины жильцов. Тогда помочь может полное понимание тарифных расчетов коммунальных услуг.

Объемы потребляемых ресурсов можно определять:

  • По нормативам, при отсутствии счетчиков на одного проживающего жителя;
  • Корректировка показаний по общедомовому счетчику;
  • Введение ОДН для потребителей домов с коллективным и индивидуальным счетчиками.

На каждый случай установленного типа оборудования в доме, правительством предусмотрена своя формула расчета (в постановлении 354 приложения 2).

ОДН распределяется на каждого жителя при отсутствии индивидуальных приборов учета. Нежилые помещения оплачиваются по иным нормативам и пунктам закона.

Оплата отопления осуществляется по показателю, умноженному на общую занимаемую площадь. Если же ориентируются по приборам учета, то берется установленный норматив. Расчет итогового результата зависит от всех вышеперечисленных факторов.

Однако, УК умудряются использовать свои нововведения, которые может устранить только постоянный контроль над своими расходами.

Последние изменения в законодательстве предусматривают оплату жилья вне зависимости от количества прописанных жильцов. Нормативы базируются на показателях установленных счетчиков. Общедомовыми приборами обязали заниматься снабжающие организации.

Сфера ЖКХ входит в число наиболее динамично развивающихся отраслей экономики.

В данной сфере задействовано множество организаций и учреждений: расчетные центры, управляющие компании, ресурсоснабжающие предприятия. Как же сегодня осуществляются расчеты за ЖКУ?

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно!

Нормативная база

Вопросам, касающимся начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, посвящен целый раздел Жилищного кодекса РФ.

Законодательством обязанность по своевременной и полной оплате коммунальных услуг возложена на следующих субъектов жилищных отношений:

  • Нанимателей;
  • Арендаторов;
  • Членов ЖСК;
  • Собственников.

Оплата «коммуналки» по жилью, возведенному в ходе долевого строительства, возложена на застройщика до момента передачи квартиры покупателю по акту приема-передачи жилого помещения.

ЖК РФ регулирует вопросы оплаты:

  1. Найма жилья муниципального, служебного и государственного фондов;
  2. Содержания жилья;
  3. Коммунальных услуг;
  4. Взносов на капремонт.

Все платежи владельцы и пользователи недвижимости обязаны вносить до 10 числа каждого месяца на основании платежных документов.

Обязанность информировать население о начисленных платежах и размере задолженности возложена на:

  • Организации, управляющие многоквартирными домами (МКД);
  • Ресурсоснабжающие организации;
  • Расчетные центры.

Размеры тарифов и соответствующих нормативов регулируются местным законодательством.

Также регионы самостоятельно регулируют вопросы, связанные с предоставлением льгот и субсидий.

Законодательством субъекта РФ и федеральными законами для различных категорий граждан предоставляются компенсации расходов на оплату «коммуналки».

к содержанию ↑

Как начисляется квартплата?

Состав платежей для собственников квартир и для нанимателей жилья по договору социального найма различен.

На собственников жилой недвижимости возложен максимальный объем выплат.

Они обязаны вносить:

  1. Плату за обслуживание МКД;
  2. Коммунальные платежи;
  3. Взносы в фонд капитального ремонта.

Сумма платежей за жилищное обслуживание направлена на финансирование работ и услуг, по управлению МКД, обслуживанию и текущему ремонту общедомовых площадей и коммуникаций.

В общий объем платежей также включается плата за ресурсы (вода, электричество, теплоэнергия), потребленные для обслуживания общего имущества.

Расчет жилищной платы осуществляется исходя из общего метража квартиры, занимаемой собственником.

Наниматели жилья по договорам соцнайма освобождены от оплаты капремонта дома, но обязаны вносить плату за наем предоставленного им жилья. Этот платеж рассчитывается на основе данных об общей площади жилища.

Прочие взносы (коммунальные платежи и квартплата) оплачиваются нанимателями наравне с собственниками приватизированного жилья.

Читайте статью, счетчики горячей и холодной воды — как часто по закону их надо менять тут.

к содержанию ↑

Расчет коммунальных платежей

Проживание граждан МКД немыслимо без использования ресурсов благоустройства:

  • Электроэнергии;
  • Газа;
  • Теплоэнергии;
  • Воды.

Порядок начисления услуг по предоставлению гражданам вышеуказанных ресурсов регулируется постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

На итоговый размер выплат за потребленные коммунальные услуги влияют:

  1. Утвержденные в регионе значения тарифов и нормативов;
  2. Наличие приборов учета;
  3. Число жильцов;
  4. Наличие льгот.

Если в квартире установлены счетчики, то размер платежа за конкретный ресурс рассчитывается путем умножения тарифа на фактический объем потребления.

Владельцы жилья, не оснащенного учетными приборами, оплачивают коммунальные услуги по утвержденным нормативам: сумма платежа определяется путем умножения норматива на количество прописанных в квартире лиц.

Граждане могут рассчитать примерный размер квартплаты самостоятельно с помощью специальных интернет-сервисов – калькуляторов коммунальных платежей.

Эти программные продукты размещаются на сайтах органов госвласти субъектов РФ, на которые возложены функции по регулированию сферы ЖКХ, тарифной политики.

Ссылки на такие сервисы сконцентрированы на портале Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Переход можно осуществить посредством сервиса «Калькулятор коммунальных платежей для граждан РФ».

Однако следует учитывать, что ФСТ упразднена и ее полномочия переданы Федеральной антимонопольной службе, поэтому актуальную информацию по тарифам на «коммуналку» лучше получать на сайте этого органа.

к содержанию ↑

Если в квартире никто не прописан и не проживает

В квартире необходимо установить приборы учета и производить оплату по показаниям за воду, канализацию, электричество и газ.

Отсутствие регистрации не освобождает вас от внесения платежей по содержанию жилья — оплата за уборку придомовой территории, вывоз мусора, мусоропровод. Плата за отопление взимается с кв. метра и не зависит от прописки и проживания по данному адресу.

ЖЭК может освободить собственника жилья от частичной оплаты за уборку подъезда и вывоз мусора по причине отсутствия, для этого необходимо обратиться в управляющую компанию с заявлением.

Коммунальные услуги пересчитываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 при условии отсутствия в жилом помещении индивидуальных приборов учета и предоставлении документов подтверждающих отсутствие гражданина.

Для перерасчета начислений за ЖКУ в случае временного отсутствия жильцов (более 5 дней) необходимо предоставить в организацию, оказывающую соответствующую услугу, заявление с подтверждающими продолжительность отсутствия документами:

  • Копия командировочного удостоверения;
  • Справка о прохождении лечения в стационаре;
  • Справка о временной регистрации по месту пребывания;
  • Проездные документы и иные.

Если вы хотите узнать, правила проживания и пользования жилыми помещениями в многоквартирных домах, советуем вам прочитать статью.

к содержанию ↑

Что включает квитанция на оплату услуг ЖКХ?

Порядок исполнения обязанности по информированию граждан о начисленных платежах за ЖКУ в субъектах РФ организуется по-разному.

В отдельных регионах используется единый платежный документ, в котором фиксируется расшифровка начислений по всем обязательным платежам. В других субъектах гражданам приходится оплачивать услуги на основании нескольких квитанций.

Примерная форма платежки утверждена приказом Министерства строительства и ЖКХ от 29.12.2014 № 924 и состоит из 8 разделов:

  1. Данные о собственнике (нанимателе) квартиры и расчетной организации. Содержит информацию, на основе которой осуществляется расчет платежей — площадь помещения и количество жильцов. Также указываются данные плательщика и организации, осуществляющей расчеты (адрес, наименование, контактные данные).
  2. Платежные реквизиты, эта информация необходима для перечисления выплат.
  3. Основной раздел платежки содержит детальный расчет платы по каждой услуге. Все услуги объединены в два блока: обслуживание жилья и предоставленные коммунальные услуги.
  4. Справочная информация о нормативах потребления ресурсов и текущих показаниях счетчиков как индивидуальных, так и общедомовых.
  5. В блоке «Сведения о перерасчетах» указываются основания перерасчета, произведенного по конкретной услуге и сумму, подлежащую к доначислению (уменьшению).
  6. Расчет суммы оплаты с учетом рассрочки платежа применяется, если плата за какую-либо коммунальную услугу распределена на промежуток времени, превышающий отчетный период. Такой способ может применяться при осуществлении масштабных работ по обслуживанию МКД, например, в случае установки общедомовых приборов учета.
  7. Расчет взносов на капитальный ремонт МКД приводится с указанием утвержденной в регионе ставки и с учетом льгот, на которые имеет право собственник жилья.
  8. Информация, необходимая плательщику для перечисления взноса на капремонт региональному оператору.

Возможно Вас заинтересует статья, как узнать задолженность по квартплате через интернет — по адресу, по лицевому счету, прочитать об этом можно здесь.

к содержанию ↑

Как рассчитать пени?

С 2016 года изменился порядок расчета пени, начисляемых за нарушение срока уплаты за оказанные жилищные и коммунальные услуги.

Пени начинают рассчитываться, начиная с 31 дня с момента возникновения задолженности.

В первые 3 месяца расчет осуществляется от суммы задолженности по каждой услуге, умноженной на 1/300 ставки рефинансирования, утверждаемой ЦБ РФ.

Далее, если задолженность потребителем услуг не погашена, начиная с 91 дня, размер пени значительно увеличивается, так как задолженность в этом случае умножается на 1/130 ставки рефинансирования.

С 1 января 2016 года увеличиваются «пени» за просрочку оплаты услуг ЖКХ. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте,

как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно!

Под ЖКУ следует понимать такие услуги, которые обеспечивают уютные условия для проживания в жилом помещении.

Законодательная база, которая регулирует правила и порядок, по которым предоставляются ЖКУ, а также их оплаты (коммунальные платежи) крайне обширна.

В нее входит:

  1. Конституция.
  2. Жилищный кодекс.
  3. Кодекс об административных правонарушениях.
  4. Гражданский кодекс.
  5. Федеральные законы.
  6. Постановления Правительства.
  7. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
  8. Законы и другие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Таким образом, законодательство о коммунальных платежах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют данный вид правоотношений.

Законодательство о коммунальных платежах устанавливает:

  • базовые принципы, по которым ведется деятельность по предоставлению ЖКУ;
  • перечень прав и обязанностей сторон правоотношений;
  • порядок оплаты;
  • размеры оплаты за ЖКУ и ее структуру;
  • виды ответственности, которая должна наступить за нарушения правил.

Обязанность

Естественно, что оказываемые ЖКУ, следует обязательно оплачивать, то есть осуществлять коммунальные платежи.

Согласно законодательству, все граждане и организации должны оплачивать жилищно-коммунальные услуги вовремя и в полном объеме (статья 153 ЖК РФ).

Подобное обязательство возникает у следующих субъектов:

  • владельца жилья, с момента возникновения у него соответствующих прав;
  • у лиц, которые заключили договор аренды или найма, если соответствующее условие имеется в договоре.

Если такое условие отсутствует, коммунальные платежи вносит арендодатель.

Оплата услуг ЖКХ

Подробная и четкая структура осуществления коммунальных платежей содержится в Жилищном кодексе РФ.

В данном нормативно-правовом акте содержатся:

  1. Подробная информация о сроках, в течение которых должны быть осуществлены коммунальные платежи (статья 155 ЖК РФ).
  2. Сведения о том, когда и куда следует производить оплату.
  3. Общая информация о порядке расчета стоимости коммунальных платежей и их структуре (статье 154 ЖК РФ).
  4. Общие сведения о порядке и правилах, на основании которых предоставляются субсидии и компенсации расходов на коммунальные платежи, перечне лиц, которые имеют на это право.

Закон о коммунальных платежах

Новый закон о коммунальных платежах 2018 представляет собой все принятые Государственной Думой Российской Федерации в 2018 году законы «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Имеется в виду, что в законодательную базу, которая регламентирует правила, и порядок осуществления коммунальных платежей были внесены некоторые существенные изменения.

Начисление

Правила, по которым начисляются коммунальные платежи, а также их перерасчет регулируются Постановлением Правительства РФ №354:

  • размер коммунальных платежей рассчитывается, основываясь на показаниях индивидуальных приборов учета или общедомовых;
  • если таковые отсутствуют, тогда расчет стоимости происходит на основе общих нормативов потребления, которые устанавливаются органами местного самоуправления.

На сегодняшний день, каждый собственник жилого помещения обязан установить индивидуальные приборы учета на холодную и горячую воду, а также газ.

С 2018 года установка ИПУ является прямой обязанностью, предусмотренной законодательством.

Всем, кто проживает в жилых помещениях по договору социального найма, муниципалитет обязан установить приборы учета за собственные средства.

Что же касается общедомовых приборов учета, то расходы на их установку ложатся на плечи собственников квартир.

Прямой ответственности за неустановку ИПУ, законодательство не предусматривает.

Однако, согласно принятым в 2018 году изменениям, собственники жилья, которые не установили ИПУ, будут «наказаны рублем»:

  • с 1 июля 2018 года для них коммунальные платежи выросли на 10%;
  • с 1 января 2018 года для них коммунальные платежи вырастут на 60%.

Преимущества установки ИПУ очевидны:

  1. Не потребуется носить никаких справок и документов для перерасчета, в случае временного отсутствия.
  2. Ежемесячный размер оплаты коммунальных платежей напрямую зависит от потребления определенного коммунального ресурса.

Размер оплаты коммунальных услуг, которые предоставляются для общедомовых потребностей, зависит от общей площади жилого помещения.

Следует напомнить, что с 1 июля 2018 года коммунальные платежи возросли в среднем на 8,3%, однако для каждого региона рост стоимости услуг ЖКХ различный. Например, в Москве – это 10%, а на Чукотке –лишь 2%.

Изменения в законодательство, внесенные в 2018 году также предусматривает ответственность управляющих компаний за нарушение порядка и правил начисления стоимости услуг ЖКХ, если это повлекло увеличение размера коммунальных платежей.

В подобных случаях потребителю должен быть заплачен штраф, в размере, предусмотренном законом.

Перерасчет

В 2018 году перерасчету, могут подлежать коммунальные платежи за холодную и горячую воду, водоотведение и газ.

Граждане, покидающие свое жилище на срок более пяти дней, могут воспользоваться правом на перерасчет, вследствие их временного отсутствия.

Стоит отметить, что перерасчет может быть произведен только тем, у кого нет ИПУ. Воспользоваться правом на перерасчет можно несколькими способами.

Вариант 1:

  1. На протяжении тридцати дней, после того, как потребитель отсутствовал, ему необходимо обратиться в отдел обслуживания абонентов ГУ ИС или МФЦ по месту нахождения жилья.
  2. Написать соответствующее заявление.
  3. Вместе с заявлением предоставить документацию, которая будет служить доказательством отсутствия потребителя в течение определенного периода времени.
  4. Работники ГУ ИС или МФЦ, в срок, не превышающий пяти рабочих дней, должны произвести перерасчет. В срок перерасчета не засчитывается день отбытия и возвращения.

Вариант 2:

  1. Заранее, до того времени, которое потребитель собирается отсутствовать, ему необходимо обратиться в отдел обслуживания абонентов ГУ ИС или МФЦ по месту нахождения жилья.
  2. Написать соответствующее заявление.
  3. Работники ГУ ИС или МФЦ, сформируют квитанцию, в которой не будет учитываться газ, водоотведение и вода. Перерасчет осуществляется на основании срока, который указан в заявлении потребителя. Однако такой срок не может превышать полгода.
  4. По возвращению, в течение 30 дней, потребитель должен будет предоставить документацию, которая будет служить доказательством его отсутствия. В противном случае произойдет обратный перерасчет «не в его пользу».

Здесь можно скачать образец заявления на перерасчет коммунальных платежей.

Доказательствами для перерасчета могут быть:

  • командировочное удостоверение;
  • справка о том, что в указанный период потребитель пребывал на лечении в «стационаре» или санатории;
  • проездные билеты, в которых указано имя потребителя;
  • счета из гостиницы или другого места пребывания;
  • многие другие, которые потребитель считает доказательством своего временного отсутствия.

Неуплата

В 2018 году закон о коммунальных платежах предусматривает пеню за неуплату коммунальных платежей, которая возрастает с 1/300 ключевой ставки Центрального Банка РФ в день (8,25% годовых) до 1/170 в день (17,7% годовых).

Начисление процентов начинается с 91-го дня неуплаты.

Стоит отметить, что ключевая ставка ЦБ постоянно изменяется, следовательно, штрафные санкции к неплательщикам со временем могут быть уменьшены или наоборот увеличены.

С 1 марта 2018 долги по коммунальным платежам заносятся в личную кредитную историю гражданина. Данные в течение 14 дней должна заносить управляющая компания.

Капитальный ремонт

Существенное изменение в законодательство о коммунальных платежах в 2018 году — обязанность владельцев жилых помещений самостоятельно платить за капитальный ремонт дома.

В квитанциях на оплату появится новая графа «Капитальный ремонт».

Тариф определяется местными органами местного самоуправления, на основе методических рекомендаций, разработанных федеральными органами исполнительной власти. Местные власти устанавливают минимально допустимую величину данного платежа. Следовательно, в каждом регионе РФ тарифы будут разные.

Для того чтобы увеличить стоимость по данному коммунальному платежу, потребуется зафиксированное согласие владельцев жилых помещений.

Например, в Москве минимальный тариф по данному коммунальному платежу составляет 15 рублей за 1 квадратный метр.

Закон о коммунальных платежах предусматривает несколько способов оплаты капремонта:

  1. Ежемесячная оплата по указанным тарифам. В подобном случае все деньги направляются в региональный фонд, после чего должны быть целенаправленно использованы согласно утвержденной программе. Подобная система крайне не выгодна владельцем жилья в новостройках, из-за того, что они фактически платят за ремонт старых домов.
  2. Перевод необходимой суммы на банковский счет, который открыла управляющая компания (или товарищество собственников жилья). В подобном случае происходит аккумулирование средств для будущего капитального ремонта дома.

Необходимо заметить, что это новшество существенно увеличивает размер квартплаты.

Срок давности оплаты

Сроком давности в данном случае является промежуток времени, в течение которого можно обратиться с иском в суд за защитой нарушенного права.

Общий срок давности, который распространяется на большинство требований о защите нарушенного права, составляет 3 года.

Так как по требованиям о взыскании долгов по коммунальным платежам никаких специальных сроков давности законодательство не предусматривает, то применяется общий срок давности.

Согласно Гражданскому кодексу РФ требование о защите права, которое было нарушено, в любом случае должно быть принято к рассмотрению судом (независимо от того, истек ли срок давности).

Применение исковой давности судом возможно только в случае заявления одной из сторон в ходе судебного разбирательства. Подобное заявление должно быть сделано до того момента, как суд вынесет решение.

Заявление одной из сторон об истечении срока давности может служить основанием для отказа в иске.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о применении данных правовых норм на практике:

  1. В случае требования УК или ТСЖ о взыскании долга с неплательщика за срок, который превышает три года (например, шесть лет), то неплательщик в ходе судебного разбирательства должен сделать заявление о том, что УК или ТСЖ пропустило срок исковой давности, то суд откажет им в удовлетворении иска.
  2. Ничто не помешает УК или ТСЖ взыскать с неплательщика долг за последние три года. Например, они еще раз обратятся с подобным требованием, но уже касательно долга за три года. Либо суд, в рамках одного разбирательства по делу о требовании взыскания долга за шесть лет, удовлетворит иск частично, и неплательщику придется вернуть трехлетнюю задолженность.
  3. Согласно Гражданскому кодексу РФ, юридические лица не обладают возможностью восстановления срока давности.

Однако очень важно помнить, что в гражданском законодательстве есть такое понятие как «прерывание срока исковой давности». Имеется в виду, что давностный срок обнуляется и начинается с начала. Иными словами «перезагрузка».

Происходит это только в том случае, если неплательщик каким-либо образом в течение (например, шести лет) определенного времени совершал какие-либо действия, которые могут служить доказательством признания или частичного признания им долговых обязательств.

Например, оплачивал коммунальные платежи частично, заключил договор о рассрочке задолженности и так далее. В таких случаях по решению суда задолженность будет взыскана в полном размере, если УК или ТСЖ укажет на то, что срок давности прерывался.

В любом случае не следует доводить вопрос об оплате коммунальных платежей до судебных разбирательств.

На видео о начислении квартплаты

Предоставление населению коммунальных услуг строго регулируется федеральными законами, правилами, нормативными и иными актами.

Зная стандарты их предоставления, объемы, качество и время подачи, граждане могут добиваться улучшения обслуживания. Но нельзя забывать и о своих обязанностях – оплате, допуске контролеров.

Законодательное регулирование данной сферы

Жилищные отношения между потребителями и поставщиками услуг невозможны без вмешательства государства. Оно осуществляет его путем принятия законов и внесения поправок в них.

Основными законами и нормативными актами, которыми руководствуются предприятия ЖКХ, являются:

  1. Гражданский кодекс РФ устанавливает нормы снабжения населения водой, газом, электроэнергией и прочими товарами (глава 30). Устанавливает преимущество конкретных нормативных актов перед общими положениями ГК РФ.
  2. Жилищный кодекс РФ.
  3. КоАП РФ определяет степень ответственности за нарушение требований СЭС к питьевой воде.
  4. Водный кодекс РФ устанавливает нормы в использовании водных объектов для специальных и бытовых нужд.
  5. Закон №69-ФЗ регламентирует процесс газоснабжения потребителей.
  6. Закон №210-ФЗ устанавливает тарифы для компаний ЖКХ.

Кроме того, предприятия сферы ЖКХ руководствуются множеством профильных нормативных актов в процессе своей деятельности:

  1. Правила использования системы канализации и водоснабжения в РФ (Постановление правительства №167).
  2. Постановление №761 определяет размер и порядок назначения субсидий гражданам-потребителям.
  3. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307 регламентируют порядок взаимоотношений собственников и конечных потребителей услуг с поставщиками, устанавливают нормативы потребления отдельных ресурсов.
  4. Специализированные нормативные акты, касающиеся конкретной отрасли ЖКХ – газоснабжения, водоотведения, водоснабжения, содержания многоквартирных домов и так далее.

Изменения, касающиеся порядка предоставления коммунальных услуг

Основным регламентирующим документом являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 г. В 2015 году данный документ подвергся некоторым изменениям.

Потребители услуг, имеющие возможность установить счетчики, но не сделавшие этого, будут платить больше. Данная мера призвана стимулировать население устанавливать приборы учета как общие, так и индивидуальные.

Такой нормативный акт существовал и ранее, но не имел широкого применения. Теперь же, после узаконивания новшества, требования будут касаться всех граждан без исключения.

Следовательно, изменился и пункт, который регламентирует начисление платы во время поверки (временного отсутствия) счетчика.

Если ранее для расчета брались показатели потребления за три предыдущих месяца «стандартного» тарифа, теперь во внимание будет браться тариф повышенный с повышающими коэффициентами. В начале 2017 года данный показатель равен 1,5.

Использование повышенных коэффициентов возможно в случае, если контролер не будет допущен в квартиру или дом для снятия показаний свыше трех месяцев подряд.

К газоснабжению повышенные тарифы применяться не будут.

Таким образом, все нововведения касаются использования повышающих коэффициентов при отсутствии счетчиков в помещении.

Важно то, что их отсутствие может быть оправдано, например, когда нет технической возможности монтажа ИПУ, ОПУ. В этом случае плата будет начисляться по старым тарифам.

Общие положения Правил

Основными пунктами документа являются:

  1. Предоставление коммунальных услуг производится на основании федеральных законов, нормативных актов, договора, а также вышеуказанных Правил.
  2. Поставщик несет ответственность за качество и сроки предоставления услуги в равной степени перед всеми потребителями.
  3. Качество и состав услуг ЖКХ зависят также и от возможностей инженерных сетей здания.
  4. ТСЖ или собственники помещений в доме при отсутствии договора с поставщиком могут заключить его непосредственно с ресурсоснабжающей компанией. Последняя несет в этом варианте ответственность перед потребителем за качество и своевременность подачи услуг, минуя поставщика.
  5. Взаимоотношения с ресурсопоставляющей компанией (при заключении договора) не должны противоречить принципам Правил и иных законов, нормативных актов.

Помимо этого, общие положения имеют расшифровку основных терминов и понятий, используемых в сфере предоставления услуг ЖКХ.

Действие документа распространяется на потребителей (граждан, законно проживающих в

муниципальной

, частной, государственной собственности), и поставщиков услуг.

Права и обязанности сторон коммунального обслуживания

Потребитель вправе:

  • получать обслуживание надлежащего качества, своевременно и в полном объеме;
  • бесперебойно получать коммунальные услуги, требовать повышения их качества до установленного уровня;
  • участвовать в принятии решений относительно общей собственности и придомовой территории;
  • контролировать и оплачивать фактический объем израсходованных услуг;
  • требовать уменьшения оплаты в случае перерывов в поставках, низкого качества или собственного отсутствия в помещении;
  • требовать возмещения ущерба, если последний причинен по вине поставщика услуг;
  • сверять произведенные платежи;
  • получать полную информацию, знакомиться с документами и нормативными актами относительно конкретных услуг.

Поставщик вправе:

  • требовать своевременной оплаты предоставленных услуг ЖКХ;
  • требовать соблюдения правил эксплуатации жилья, ИПУ, ОПУ;
  • получать компенсацию от государства за потребителей, имеющих льготы;
  • свободно попадать в помещения для сверки показаний и исправности приборов учета.

Потребитель обязуется своевременно оплачивать потребленные коммунальные услуги, предоставлять допуск представителям поставщика в помещение, самостоятельно следить за исправностью инженерных сетей в квартире.

Поставщик обязан предоставлять услуги своевременно, в полном объеме, без длительных перерывов, установленного качества, заключать договор с потребителем и осуществлять контроль технического состояния систем в доме.

Стандарты качества

Услуги ЖКХ должны производится в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000, федеральными законами и прочими нормативными актами.
Все услуги должны подаваться в объеме, установленном для нужд населения, обеспечивать непрерывное потребление.

Перерывы допускаются только в случае проведения ремонта или форс-мажорных обстоятельств.

Все услуги должны быть безопасными для здоровья и жизни населения.

Поставщик обязательно должен проводить контроль качества услуг:

  • визуальный;
  • аналитический;
  • инструментальный.

Используемые для оказания услуг приборы, изделия, вещества также должны проходить контроль и соответствовать стандартам.

Порядок оплаты услуг ЖКХ

Жилищный кодекс обязует потребителя:

  • оплачивать коммунальные услуги как предприятия, так и физических лиц;
  • вносить оплату до 10 числа ежемесячно;
  • составлять платежные документы в соответствии с полученными квитанциями;
  • получать при наличии оснований субсидии (скидки) на оплату услуг ЖКХ;
  • оплачивать все помещения, принадлежащие по праву собственности;
  • в некоторых случая оплате подлежит не только текущий, но и капитальный ремонт общей собственности в многоквартирных домах.

Разрешение споров и разногласий

Споры между потребителем и исполнителем могут иметь следующие виды:

  1. Судебное разбирательство. Истцом чаще всего выступает гражданин, которому была оказана некачественная или несвоевременная услуга. Исполнитель через суд может взыскивать долги по оплате.
  2. Медиация. Разрешение конфликта с привлечением посредника. Такое досудебное урегулирование выгодно обеим сторонам, так как проходит с меньшими затратами и в сокращенное время.

Именно в сфере ЖКХ медиаторы не пользуются популярностью. Причина банальна — не получившая свое сторона считает себя правой и стремится наказать виновника. При этом она не учитывает, что суд может затянуться на годы, и может сопровождаться большими тратами денег, сил и времени.

Медиация же в ЖКХ направлена на примирение сторон, возмещение ущерба пострадавшему в короткие сроки.

Но, пока не будут внесены поправки в действующее законодательство, обязывающие стороны спора использовать медиацию, коммунальные конфликты будут решаться в суде.

Видео: В России повысили нормативы потребления коммунальных услуг

В репортаже обсуждается проблема расчета стоимости потребляемых коммунальных услуг при наличии или отсутствии индивидуальных приборов учета.

Рассказывается, какие повышающие коэффициенты будут введены для владельцев жилых помещений, не оснащенных счетчиками.