1336 юристов сейчас на сайте

Здравствуйте, мы федеральное казенное предприятие, являемся собственниками участка с недостроенным зданием, а именно недостроенный свайным фундаментом. Требуется ли возвращать участок в первоначальное состояние перед передачей его в муниципальную собственность? И если требуется, то как понимается первоначальное состояние? Должны ли мы убрать сваи и выровнять участок с последующим устройством плодородного слоя или же сваи разрешается оставлять?

28 Февраля 2018, 10:04, вопрос №1921737
Никита Владимирович, г. Алексин

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Все услуги юристов в Москве


Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Земельное право – свод законов и правил, определяющих возможность использования и распределения земельного ресурса. До недавнего времени, земельное право регламентировалось законами Гражданского кодекса, но теперь для него создан специальный свод законопроектов.

Муниципальная собственность на землю, согласно действующему законодательству России, определяется как все виды имущества, которое принадлежит государству, а также имущество, которое принадлежит субъектам Российской федерации, то есть автономным республикам, областям и федеральным городам, округам.

Передача земли в муниципальную собственность

Участки земли в государственное пользование передаются под расположение государственных учреждений или организаций. Использовать его лицо, получившее право муниципальной собственности, может только по назначению. В некоторых случаях возможен выкуп земель или ее передача другому владельцу. При выкупе земель, владелец получает полное право собственности и способен распоряжаться ими по своему усмотрению.

Безвозмездная передача участка в пользование подразумевает, что от имени государства, органы государственной власти будут владеть правами собственника в пределах своих возможностей.

Образование земельного участка из земель муниципальной собственности

Образование земельного участка из государственной собственности возможно. До того, как земельный участок становится отдельным объектом недвижимости, необходимо юридическое определение его границ. После этого, земля вносится в общий перечень недвижимости государства.

Возможно две основных ситуации, при которых происходит образование земельного участка

  • Образование участка недвижимости из земель, на которые государственная собственность не имеет разграничения.
  • Образование участка после разделения, распределения или выделения земель.

В реальности достаточно часто земельный участок уже сформирован, находится на кадастровом учете, а реальные границы земли не установлены. Для полноценного использования участка, необходимо его разграничение.

Процедура образования участка и его разграничения, включает в себя такие этапы:

  • Подготовка правового заключения, касаемо образования земельного участка и разграничения.
  • Подготовка документов для недвижимости, расположенной на участке.
  • Подготовка и проведение образования земельного участка путем их раздела, перераспределения или выдела земли. Обычно все эти процессы определяются судом, после решения споров.
  • Осуществляется признание границ участка, а также решение всех связанных с этим конфликтов.

Безвозмездная передача земельных участков в муниципальную собственность

Передача земельного участка осуществляется по заявлению от главы муниципального образования. Такая бумага подается в федеральный орган исполнительной организации. В перечень документов включен кадастровый номер земельного участка, а также проект межевания территории. Если такого проекта нет – подается схема участка.

Перечень документов для передачи утвержден и изменению не подлежит. После поступления заявления о передаче, проводится оценка участка. Решение принимается в течение месяца. Возможен отказ муниципального органа в некоторых отдельных случаях. Если муниципальный орган передает отказ – он должен быть полностью обоснован.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

Право муниципальной собственности на землю имеют все участки, которые признаны таковыми действующим законодательством страны. Такое право возникает при разграничении земли, которая была приобретена на основаниях гражданского законодательства. Также сюда входят государственные объекты, которые находятся в муниципальной собственности и были переданы туда безвозмездно. Передача в муниципальную собственность земель требует ее предварительной оценки.

Земельные участки, которые признаны собственностью одного государственного образования, могут быть переданы другому образованию. Также, объекты из государственного пользования могут передаваться субъектам Российской федерации. Передача принимается судом.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Особенностью права владения муниципальной землей является то, что она не может быть передана, продана или сдана в аренду. Продажа государственного участка невозможна, но можно оформить его выкуп.

Возможна передача участков в собственность или аренду после проведения торгов. Иногда оформить процедуру можно и без торгов, в этом случае участок предоставляется человеку, который владеет объектами недвижимости на нем.

В некоторых случаях также можно оформить право бессрочного пользования по новому закону. Это позволяет осуществить выкуп земли или получить его в аренду. После выкупа, владелец становится полноправным и может провести продажу участка. Выкуп можно оформить даже при наличии объектов недвижимости на участке.

Процедура выкупа достаточно сложная, так как для ее проведения должна быть проведена оценка участка и объектов недвижимости на нем, последующее признание государственной собственности как частной. Оформить выкуп можно только в специализированной юридической конторе. Ее особенности можно узнать там же.

Как оформить муниципальную землю в собственность

Перевести право муниципальной собственности на землю в полноценное право владения можно только одним способом – выкупом участка. Оформить землю бесплатно могут те, кто обладает правом бессрочного пользования. Для этого нужно обратиться в органы местного самоуправления, провести выкуп, а затем оформить право владения.

Для начала нужно провести регистрацию участка и поставить его на кадастровый учет. Затем заполняется заявление в свободной форме. Признание выкупа можно получить в местной администрации, там проводится оценка земли и проверка ее документов. Это возможно только после оформления кадастрового паспорта.

Далее подается заявление на регистрацию права пользования. Это можно оформить в Федеральном управлении регистрационного центра. Перечень документов можно узнать там же.

Продажа земли находящейся в муниципальной собственности

Продать муниципальный участок может человек, обладающий полным правом владения землей. На торгах можно продать и участок, который находится в муниципальной собственности. Цена его определяется в порядке, который установлен  органами самоуправления. На торгах продажа государственной собственности осуществляется в виде аукциона. В соответствии с Земельным кодексом, не все участки могут быть проданы.

Оценка земель муниципальной собственности

Выкуп земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, возможен после его оценки. Именно оценка определяет стоимость земли. Стоимость устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Закон регулирует нормы установки стоимости на участки, принадлежащие Российской Федерации.

Оценка проводится органами государственной власти, на основе вердикта можно оформить продажу участка. Оценка включает в себя проверку состояния участка, а также осмотр и принятие всех объектов недвижимости на нем. Подается перечень строений для проведения проверки и установки дальнейшей стоимости участка.

Признание судом права муниципальной собственности

Муниципальная собственность на землю может быть признана в судебном порядке. Это необходимо, если были обнаружены бесхозные участки. Такие участки ставят на учет, через год его уже можно оформить как государственный.  Признание земли собственностью государства осуществляется через судебный орган.

Задачей суда в этом случае является поиск владельца, в случае отсутствия такового, будет проведено признание земли как государственной собственности. Если же владелец найден, но утратил право собственности на участок, он может его восстановить. Признание земли как муниципальной возможно только по прохождению определенного срока времени, тогда участок признается бесхозным и передается органам самоуправления. На основании такого участка возможно образование нового, с расширением границ. Все эти действия проводятся через суд.

Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

1. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц:

1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;

2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;

3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;

4) в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей:

1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;

2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;

4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;

5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;

6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», или о целесообразности совершения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;

земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, или в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», и (или) Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»;

9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;

12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;

13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования земельного участка.

3. В случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.

Находящихся в федеральной собственности, в муниципальную

Собственность или в собственность субъектов

Российской федерации

(введена
Федеральным законом
от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Статья
39.30. Случаи и основания безвозмездной
передачи земельных участков, находящихся
в федеральной собственности, в
муниципальную собственность или в
собственность субъектов Российской
Федерации

1.
Земельные участки, находящиеся в
федеральной собственности, за исключением
земельных участков, указанных в пункте
2
настоящей статьи, подлежат безвозмездной
передаче по заявлению предусмотренных
пунктом
1 статьи 39.31
настоящего Кодекса лиц:

1)
в собственность поселений, городских
округов, утвердивших генеральные планы
поселений, генеральные планы городских
округов, правила землепользования и
застройки, если такие земельные участки
расположены на территориях соответствующих
поселений, городских округов;

2)
в собственность муниципальных районов,
утвердивших схемы территориального
планирования муниципальных районов,
если такие земельные участки расположены
на межселенных территориях соответствующих
муниципальных районов;

3)
в собственность субъектов Российской
Федерации, если такие земельные участки
в соответствии с утвержденными документами
территориального планирования субъектов
Российской Федерации, проектами
планировки и межевания территории
предназначены для размещения объектов
регионального значения;

4)
в собственность субъектов Российской
Федерации — городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя,
если такие земельные участки расположены
на территориях указанных субъектов
Российской Федерации.

2.
Не подлежат передаче в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации в
соответствии с настоящей статьей:

1)
земельные участки, предоставленные
федеральным органам государственной
власти, их территориальным органам,
федеральным казенным предприятиям,
федеральным государственным предприятиям,
федеральным государственным учреждениям,
созданным Российской Федерацией
некоммерческим организациям, в случае,
если на таких земельных участках
расположены объекты недвижимого
имущества;

2)
земельные участки из состава земель
особо охраняемых природных территорий
федерального значения, лесного фонда,
а также в границах особых экономических
зон, созданных в соответствии с Федеральным
законом
от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской
Федерации»;


ред. Федерального закона
от 05.10.2015 N 277-ФЗ)

3)
земельные участки, зарезервированные
для государственных нужд;

4)
земельные участки, занятые объектами
федерального значения или предназначенные
для размещения таких объектов в
соответствии с утвержденными документами
территориального планирования и (или)
документацией по планировке территории;

5)
земельные участки, предназначенные в
соответствии с утвержденными документами
территориального планирования и (или)
документацией по планировке территории
для размещения объектов регионального
значения, за исключением случаев, если
подано заявление о передаче земельного
участка в собственность субъекта
Российской Федерации;

6)
земельные участки, полномочия по
управлению и распоряжению которыми
переданы органам государственной власти
субъектов Российской Федерации;

7)
земельные участки, в отношении которых
межведомственным коллегиальным органом,
образованным в соответствии с Федеральным
законом
от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии
развитию жилищного строительства»
(далее — Федеральный закон «О содействии
развитию жилищного строительства»),
принято решение о целесообразности
передачи органам государственной власти
субъектов Российской Федерации полномочий
Российской Федерации по управлению и
распоряжению земельными участками,
иными объектами недвижимого имущества,
находящимися в федеральной собственности,
в целях, предусмотренных Федеральным
законом
«О содействии развитию жилищного
строительства», или о целесообразности
совершения Федеральным фондом содействия
развитию жилищного строительства
юридических и иных действий, в том числе
сделок, в отношении земельных участков,
иных объектов недвижимого имущества,
находящихся в федеральной собственности,
в качестве агента Российской Федерации
в целях, предусмотренных Федеральным
законом
«О содействии развитию жилищного
строительства»;


ред. Федерального закона
от 08.03.2015 N 48-ФЗ)


земельные участки, которые на дату
поступления заявления о безвозмездной
передаче земельного участка включены
в перечень земельных участков,
подготовленный органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
и поступивший в Федеральный фонд
содействия развитию жилищного
строительства, или в отношении которых
в Федеральный фонд содействия развитию
жилищного строительства поступили
ходатайства, предусмотренные статьей
11
Федерального закона «О содействии
развитию жилищного строительства»,
и (или) Федеральным фондом содействия
развитию жилищного строительства
осуществляется подготовка предложений
в соответствии со статьей
11
Федерального закона «О содействии
развитию жилищного строительства»,
если в отношении таких земельных участков
не приняты решения, предусмотренные
пунктом
3 части 1 статьи 12
Федерального закона «О содействии
развитию жилищного строительства»;

9)
земельные участки, предназначенные для
размещения объектов, предусмотренных
государственными программами или
инвестиционными программами субъектов
естественных монополий;

10)
земельные участки, в отношении которых
действует решение о предварительном
согласовании предоставления земельного
участка, принятое федеральным органом
исполнительной власти, либо на официальном
сайте размещено извещение о проведении
аукциона по продаже земельного участка
или аукциона на право заключения договора
аренды земельного участка;

11)
земельные участки, предоставленные в
аренду Государственной компании
«Российские автомобильные дороги»;

12)
земельные участки, предоставленные для
размещения ограничиваемых в обороте
объектов федерального железнодорожного
транспорта, а также земельные участки,
на которых размещены железнодорожные
станции и железнодорожные вокзалы;

13)
земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения,
предоставленные федеральным казенным
предприятиям, федеральным государственным
предприятиям, федеральным государственным
учреждениям, созданным Российской
Федерацией некоммерческим организациям,
за исключением таких земельных участков,
в отношении которых установлен факт
ненадлежащего использования земельного
участка.

3.
В случае, если в отношении земельных
участков, находящихся в федеральной
собственности, установлены иные основания
и (или) иной порядок их передачи в
муниципальную собственность или
собственность субъектов Российской
Федерации, передача земельных участков
из федеральной собственности в
муниципальную собственность или
собственность субъектов Российской
Федерации осуществляется в порядке,
установленном соответствующим федеральным
законом.

Статья
39.31. Порядок безвозмездной передачи
земельного участка, находящегося в
федеральной собственности, в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации

1.
Передача находящегося в федеральной
собственности земельного участка в
соответствии с настоящей статьей
осуществляется по заявлению о передаче
земельного участка, направляемому
главой муниципального образования,
высшим должностным лицом субъекта
Российской Федерации (руководителем
высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации) (далее в настоящей
главе — заявление о передаче земельного
участка). Заявление о передаче земельного
участка подается в федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
полномочия собственника имущества.

2.
В заявлении о передаче земельного
участка указывается кадастровый номер
земельного участка в случае, если
сведения о земельном участке внесены
в государственный кадастр недвижимости.

3.
В случае, если земельный участок, который
предлагается передать в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации, предстоит
образовать, к заявлению о передаче
земельного участка прилагается
утвержденный проект межевания территории,
в границах которой расположен такой
земельный участок, или при отсутствии
этого проекта — схема расположения
земельного участка, а в заявлении о
передаче земельного участка указывается
кадастровый номер исходного земельного
участка (в случае образования земельного
участка из земельного участка, сведения
о котором внесены в государственный
кадастр недвижимости).

4.
Не допускается требовать от заявителя
иные документы, за исключением документов,
предусмотренных настоящей статьей.

5.
Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий полномочия
собственника имущества, не позднее чем
в течение одного месяца со дня поступления
заявления о передаче земельного участка
обязан принять и направить заявителю
решение о безвозмездной передаче
земельного участка из федеральной
собственности в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации (далее
в настоящей главе — решение о передаче
земельного участка) или решение об
отказе в безвозмездной передаче
земельного участка из федеральной
собственности в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации (далее
в настоящей главе — решение об отказе в
передаче земельного участка). В решении
об отказе в передаче земельного участка
должны быть указаны все основания для
отказа в передаче земельного участка,
и к нему должны быть приложены копии
документов, подтверждающих наличие
оснований для такого отказа.

6.
Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий полномочия
собственника имущества, уведомляет в
порядке, установленном этим органом,
Федеральный фонд содействия развитию
жилищного строительства о поступлении
заявления о передаче земельного участка,
а также о принятом в соответствии с
настоящей статьей решении о передаче
земельного участка или решении об отказе
в передаче земельного участка.

КонсультантПлюс:
примечание.

До
1 марта 2018 года основанием для отказа в
безвозмездной передаче земельного
участка, находящегося в федеральной
собственности, в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации в
соответствии со статьей 39.31 Земельного
кодекса РФ (в ред. Федерального закона
от 23.06.2014 N 171-ФЗ) наряду с основаниями,
установленными указанной статьей,
является наличие принятого до 1 марта
2015 года решения о предварительном
согласовании места размещения объекта
в отношении такого земельного участка,
срок действия которого не истек
(Федеральный закон
от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

7.
Решение об отказе в передаче земельного
участка принимается при наличии следующих
оснований:

1)
земельный участок, предусмотренный
заявлением о передаче земельного
участка, не подлежит передаче в
соответствии с пунктом
2 статьи 39.30
настоящего Кодекса;

2)
в заявлении о передаче земельного
участка не указан кадастровый номер
земельного участка либо к этому заявлению
не приложены утвержденный проект
межевания территории, в границах которой
расположен такой земельный участок,
или схема расположения земельного
участка в случае, если такой земельный
участок предстоит образовать;

3)
имеются основания для отказа в утверждении
схемы расположения земельного участка,
предусмотренные пунктом
16 статьи 11.10
настоящего Кодекса;

4)
земельный участок, предусмотренный
заявлением о передаче земельного
участка, предоставлен федеральному
органу государственной власти, его
территориальному органу, федеральному
казенному предприятию, федеральному
государственному предприятию, федеральному
государственному учреждению, созданной
Российской Федерацией некоммерческой
организации и отсутствуют предусмотренные
статьями
45
— 47
настоящего Кодекса основания для
прекращения права постоянного
(бессрочного) пользования, права
безвозмездного пользования таким
земельным участком, расторжения договора
аренды такого земельного участка или
договора безвозмездного пользования
таким земельным участком.

8.
Отсутствие в государственном кадастре
недвижимости сведений о местоположении
границ земельного участка, который
предлагается передать, не является
основанием для принятия решения об
отказе в передаче земельного участка.

9.
Если земельный участок, который
предлагается передать, предстоит
образовать и соответствующий проект
межевания территории отсутствует,
решение об утверждении схемы расположения
земельного участка принимается
одновременно с решением о передаче
земельного участка.

10.
Решение о передаче земельного участка
является основанием для обеспечения
муниципальным образованием или субъектом
Российской Федерации за счет средств
соответственно местного бюджета, бюджета
субъекта Российской Федерации выполнения
кадастровых работ, необходимых для
уточнения границ передаваемых земельных
участков или образования земельного
участка, и государственной регистрации
права собственности муниципального
образования или субъекта Российской
Федерации.

Статья
39.32. Основания и порядок прекращения
прав третьих лиц на земельный участок,
безвозмездно передаваемый из федеральной
собственности

1.
В случае поступления заявления о передаче
земельного участка и отсутствия оснований
для принятия решения об отказе в передаче
земельного участка договор аренды
такого земельного участка или договор
безвозмездного пользования таким
земельным участком, предоставленным
федеральному органу государственной
власти, его территориальному органу,
федеральному казенному предприятию,
федеральному государственному
предприятию, федеральному государственному
учреждению, созданной Российской
Федерацией некоммерческой организации,
расторгается до принятия решения о
передаче земельного участка в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации.

2.
Для прекращения права аренды земельного
участка или права безвозмездного
пользования земельным участком в
соответствии с пунктом
1
настоящей статьи федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
полномочия собственника имущества, в
течение двадцати дней со дня поступления
заявления о передаче земельного участка
направляет арендатору земельного
участка, пользователю земельного участка
уведомление о расторжении договора
аренды земельного участка или договора
безвозмездного пользования земельным
участком в одностороннем порядке в
течение пяти дней со дня получения
данного уведомления, которое в
одностороннем порядке подтверждает
прекращение соответствующих прав
указанных лиц и является основанием
для государственной регистрации
прекращения этих прав.

3.
В случае поступления заявления о передаче
земельного участка и отсутствия оснований
для принятия решения об отказе в передаче
земельного участка решение о прекращении
права постоянного (бессрочного)
пользования или права безвозмездного
пользования земельным участком,
предоставленным федеральному органу
государственной власти, его территориальному
органу, федеральному казенному
предприятию, федеральному государственному
предприятию, федеральному государственному
учреждению, созданной Российской
Федерацией некоммерческой организации,
принимается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
полномочия собственника имущества, без
согласия этих органов, предприятий,
учреждений, организаций. При этом
возмещение убытков, в том числе упущенной
выгоды, в связи с прекращением права
постоянного (бессрочного) пользования
или права безвозмездного пользования
таким земельным участком и с досрочным
расторжением договора его аренды или
его безвозмездного пользования не
осуществляется. Указанное решение о
прекращении права на земельный участок
также должно предусматривать передачу
такого земельного участка в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации.

4.
Расторжение в порядке, установленном
настоящей статьей, договоров аренды
земельных участков, договоров
безвозмездного пользования земельными
участками осуществляется при наличии
оснований, предусмотренных соответственно
статьями
46,
47
настоящего Кодекса.

5.
Решение о прекращении права постоянного
(бессрочного) пользования, права
безвозмездного пользования земельными
участками в порядке, установленном
настоящей статьей, принимается только
при наличии оснований, предусмотренных
соответственно статьями
45,
47
настоящего Кодекса.

Муниципальная собственность — это одна из форм владений, при которой правомочия пользования, владения и распоряжения принадлежат органам местной власти. А как образовываются такие земли и могут ли они переходить в другую форму собственности — рассмотрим в этой статье.

Какие земли находятся в собственности у муниципалитета

Участки, находящиеся в собственности местных властей, регулируются следующими законодательными актами:

  • Гражданский Кодекс;
  • Закон о крестьянском хозяйстве;
  • Земельный Кодекс, Закон о личном подсобном хозяйстве.

Кроме того, информацию о торгах можно посмотреть на Официальном сайте Российской Федерации, а также на сайтах местных администрации в части распоряжения органов самоуправления.

Основаниями для возникновения такого вида владений будут:

  • признание такими на основании федеральных законов;
  • земли, приобретённые согласно гражданскому законодательству;
  • если участки разграничили из государственной собственности;
  • когда на землю нет правоустанавливающих документов и она не относиться к государству;
  • если нет владельца или он отказался от своих прав, то есть надел бесхозный;
  • те, что были бесплатно отданы из федерального земельного фонда.

Другими словами муниципальной собственностью будут участки, расположенные в пределах города, поселения, которые не принадлежат государству, частным лицам, юридическим фирмам, не являются федеральным объектом.

Виды муниципальной собственности на землю

Земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, охраняются государством и условно подразделяются на такие подвиды:

  • участки общего пользования. На них могут находиться люди, пользоваться природными ресурсами;
  • закрытые земли.

Муниципальные участки не подразделяются на разные виды, считаются едиными и имеют одно предназначение — обеспечить отдых, проживание, работу населению.

Субъекты и объекты муниципальной собственности на землю

Объектами муниципальных владений являются земли, переданные государством местным властям или полученные ими в следствии разграничения участков. Такие наделы могут находиться как в пределах муниципалитета, так и за его границами.

Субъектами таких владений станут органы власти города, посёлка, района и других населённых образований. Они имеют право распоряжаться землёй в рамках действующего законодательства.

Как муниципалитет может распоряжаться данными земельными участками

Вставьте сюда свой текст

Администрация населённых пунктов имеет право на муниципальных землях осуществлять такие действия:

  • предоставлять участки гражданам в пожизненное наследуемое владение;
  • отдавать землю физическим лицам в срочное использование;
  • сдавать в аренду организациям и компаниям, гражданам;
  • предоставлять землю в бессрочное использование;
  • обмениваться наделами между населёнными пунктами;
  • продавать землю на торгах или аукционах;
  • отчуждать участки.

Деньги от сдачи или продажи земель в аренду поступают полностью в бюджет субъекта РФ.

Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности

Образование участка из владений муниципалитета происходит несколькими способами:

  • раздел;
  • выделение;
  • объединение;
  • перераспределение.

В каждом из способов есть свои нюансы. Так, запрещено объединять участки муниципальной собственности и предоставленные в бессрочное пользование или безвозмездное срочное использование. Но это правило не действует, если земля предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования одному человеку.

Запрещается перераспределять участки между физлицами или юрлицами и муниципалитетом, но только если это не происходит на застроенной территории для её развития, или не для размещения капитальных строений.

Когда земля образовывается путём раздела и объединения, то обязательно необходимо разрешение местной администрации.

Для этого землевладелец, землепользователь или арендатор обращается с заявлением в местные органы самоуправления. К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги:

  • кадастровый паспорт;
  • правоустанавливающие документы.

После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.

За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации.

Можно ли

продать долю ребенка в квартире

вы узнаете в нашем материале.

Про документы нужные для оформления купли-продажи вы узнаете в нашей тематической статье.

Узнать кадастровую стоимость можно достаточно просто, нужно просто прочитать наш материал.

Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную

Землю, находящуюся во владении муниципалитета, есть вероятность получить в личную собственность. Сделать это можно на двух основаниях:

  • платном и тогда стороны заключают между собой договор;
  • бесплатном, что будет поводом для отвода и госрегистрации.

При выделении земли придерживаться надо такого порядка:

  • подготовить схему размещения участка;
  • подать в местную администрацию предварительное заявление;
  • получить разрешение на выделение участка;
  • обеспечить кадастровые работы;
  • поставить участок на кадастровый учёт;
  • подать заявление о предоставление участка. К нему приложить кадастровый паспорт;
  • заключить соглашения аренды, купли-продажи или бессрочного использования;
  • зарегистрировать участок.

Все заявления подаются несколькими способами:

  • принести лично;
  • отправить почтой;
  • подать электронную заявку в интернете.

А вот передать муниципальные земли государству уже нельзя.

Муниципальными землями распоряжается местное самоуправление. Их можно получить в частную собственность, пройдя определённую процедуру.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!