Возмещение коммунальных услуг арендатором – законная перспектива, которая может быть оформлена сторонами арендных правоотношений в виде отдельного документа или наряду с основным договором, опосредующим реализацию недвижимого имущества.

Коммунальные платежи: что это и их перечень

Коммунальные платежи подразумевают под собой обязательную статью расходов каждого правообладателя недвижимого имущества, которые полагаются ресурсоснабжающим организациям за устойчивое обеспечение объекта услугами, необходимыми для комфортного ведения быта.

Коммунальные платежи начисляются за предоставление следующих услуг:

  • Подача холодного и горячего водоснабжения;
  • Центральное отопление;
  • Водоотведение;
  • Электрическая энергия;
  • Газ;
  • Вывоз сухого мусора;

Можно выделить еще и жилищные издержки, которые также принято объединять с коммунальными:

  • Взносы на капитальный ремонт;
  • Вносы по содержанию жилья, проведению текущего ремонта и управлению многоквартирным домом;
  • Плата за пользование жилплощадью (для нанимателей муниципальной недвижимости).

Практика показывает, что на арендатора чаще возлагают только коммунальные платежи, которые он непосредственно эксплуатирует (водопотребление, водоотведение, электроэнергия, вывоз сухого мусора), а жилищные услуги оплачивает сам собственник помещения, так как они имеют фиксированный вид, будут начисляться и подлежат оплате вне зависимости от того, проживает кто-либо в помещении или нет.

Как оформить договор

​Статья 616 ГК РФ прямо указывает на то, что арендатор помещения принимает на себя обязательства по обеспечению исправного состояния имущества, осуществлению текущего ремонта и оплату бремени расходов по его содержанию, если иное не установлено законом или соглашением между сторонами.

Это позволяет сделать вывод о том, что арендодатель вправе истребовать от арендатора выплаты, соразмерные тем расходам, которые он понес за время использования последним предмета аренды, в том числе и коммунальных услуг.

Существует две альтернативы решения вопроса о возмещении коммунальных услуг лицом, выступающим в качестве арендатора:

  1. Указать условие непосредственно в договоре аренды, соц. найма;
  2. Оформить в виде отдельного соглашения с отсылкой к договору аренды.

При составлении соглашения необходимо учесть некоторые моменты:

  • Счет на оплату от ресурсоснабжающей организации выставляется на имя собственника помещения, которому необходимо своевременно уведомить арендатора о текущем долге;
  • Применяются общие правила оформления (письменная форма, наличие существенных условий, два экземпляра, без исправлений и помарок, удостоверение подписями сторон);
  • Предусмотреть условие о индексации размеров возмещения, которые могут быть спровоцированы изменением тарифов на ресурсы.

Договор на возмещение коммунальных услуг арендатором лучше оформлять обособленно от основного договора аренды, что позволит наиболее детально описать все условия погашения обязательств.

Скачать образец договора на возмещение коммунальных услуг

Скачать дополнительное соглашение к договору аренды о возмещении затрат на коммунальные услуги

По соглашению, арендатор может либо производить выплаты самостоятельно и предоставлять отчетность (чеки) арендодателю, либо передавать последнему оговоренную сумму коммунального бремени.

Помимо этого, расчет возмещения коммунальных услуг арендатором может производиться:

  1. Заранее фиксированной суммой (исходя из суммарной площади помещения, реализуемого по арендным отношениям);
  2. Зависеть от показателей приборов учета;
  3. В смешанном виде (часть платежей фиксированные, часть – плавающие).

В конструкции договора стоит предусмотреть некоторые важные условия, в числе которых:

  • Предмет договора (возмещение текущих коммунальных платежей за определенный период проживания с указанием, какие именно услуги входят в перечень);
  • Права и обязанности каждого участника договора;
  • Стоимость услуг и порядок их расчета;
  • Сроки внесения платежа (как правило, их взнос производится ежемесячно, либо ежеквартально);
  • Санкции за невыполнение условий оплаты (пеня, расторжение договора – при неоднократном нарушении);
  • Способ внесения платежа (на руки собственнику помещения, через расчетно-кассовые пункты, напрямуюресурсоснабжающей организации);
  • Порядок разрешения спорных ситуаций и условия расторжения соглашения.

Особенности налогообложения при аренде с возмещением коммунальных услуг

Налоговый кодекс признает реализацию услуг по предоставлению имущества в аренду объектом налогообложения и подразумевает уплату соответствующего налога в бюджет. То есть, арендодатель, занимающийся самостоятельным возмещением коммунальных услуг обязан оплачивать НДС, который увеличивает размер услуги.

Среди особенностей налогообложения имущества, реализуемого по договору аренды с возмещением коммунальных платежей можно выделить следующие:

  • Уплате подлежит НДС;
  • Налоговая база определяется исходя из цен, прописанных в договоре;
  • Арендодатель праве указать в счет фактуре либо единую стоимость (услуги аренды и коммунальное возмещение), либо указать доход по двум строкам (постоянная – сумма аренды площади и переменная – начисленные коммунальные издержки);
  • Сумма НДС, приходящаяся на возмещение коммунальных платежей может быть принята к вычету, наравне с суммой арендной платы;
  • Процент НДС может варьироваться в зависимости от времени внесения оплаты по коммунальным услугам.

В случае, если на стороне арендодателя выступает юридическое лицо, то отразить в финансовом отчете денежные суммы по аренде и возмещению коммунальных услуг можно одним из нескольких способов:

  • Материальные расходы (если доходы учитываются в виде выручки от реализации);
  • Внереализационные расходы (переменные расходы, приходящиеся на содержание имущества).

Заключение

Коммунальное бремя подразумевает под собой обязательные платежи, которые необходимо вносить в определенные сроки, дабы избежать перебоев подачи ресурсов и начисления пеней. Согласно законодательной инициативе, собственник помещения вправе переложить указанные издержки на арендатора, так как именно он осуществляет пользование коммунальными благами.

Возмещение коммунальных платежей может осуществляться только по договорному соглашению сторон, подробно оформленному на бумаге, и быть включено в счет арендной платы, либо числиться отдельной счет-фактурой.

Пенсионеров интересует вопрос, какие льготы положены им при оплате жилья и коммунальных услуг.  С выплатами ветеранам труда и инвалидам все ясно – на их долю приходится основная часть государственной помощи при оплате ЖКУ.

А что ждать пенсионерам, у которых мизерная пенсия и возрастающие коммунальные расходы? На этот вопрос я постараюсь ответить в данной статье.

Виды государственной помощи на оплату ЖКУ

Давайте разберемся с основными понятиями. Жилищный кодекс предоставляет пенсионерам  льготы по коммунальным платежам в виде:

  • Субсидия на оплату жилья;
  • Компенсация коммунальных услуг.

Это два совершенно разные виды государственной помощи, и их нельзя смешивать.

Субсидии – средства из бюджета, предоставляемые гражданам для частичного покрытия расходов на жилье. При этом часть таких расходов оплачивает государство за счет средств госбюджета, а другую часть сам пенсионер.

Компенсация – это возмещение государством стоимости коммунальных услуг, которые оплатил пенсионер.

Эти два вида финансовой помощи похожи, так как оба предоставляются из бюджета безвозмездно и безвозвратно.

В то же время они различаются тем, что субсидия за коммунальные услуги может предоставляться любому гражданину, а компенсация лишь определенной категории, установленной российским законодательством.

Например, компенсация предоставляется ветеранам труда, чернобыльцам и т. д.

Еще одно различие заключается в том, что субсидия предоставляется пенсионеру до погашения им счетов по коммунальным платежам, а компенсация уже после того, как он сам эти счета оплатил.

Из этого следует, что субсидии для пенсионеров помогают ему собрать нужную сумму на оплату ЖКХ, а компенсация лишь возмещает ему потраченные на эти цели собственные средства.

Основные условия для предоставления субсидии

1. Основным условием для получения субсидии на коммунальные услуги в 2016 году, является то, что у пенсионера размер платежей по таким услугам превышает установленный  законом  максимум таких расходов.

В России максимальной долей расходов пенсионера в совокупном доходе семьи  (или дохода одинокого пенсионера) является ставка 22 процента.

В совокупный доход включаются все основные виды дохода семьи, за исключением некоторых, освобожденных видов доходов. Например, не включается в общий перечень доходов социальная помощь пенсионеру от государства, единовременные страховые выплаты, сумма алиментов и т. д.

2. Другим условием предоставления субсидии является отсутствие у пенсионера задолженности по оплате коммунальных платежей.

Но тут государство идет навстречу – данные выплаты могут быть ему предоставлены и при наличии такой задолженности.

Пенсионер должен будет заключить с организацией, которой он оплачивает счета, соглашение о порядке погашения задолженности. При этом он обязуется погасить задолженность к определенной дате либо погашать ее по частям.

Организации ЖКХ не обязаны заключить такое соглашение, но, как правило, они охотно идут навстречу пенсионерам, так как получив субсидии на оплату коммунальных услуг он сможет быстрее погасить возникшую задолженность по ЖКУ.

3. Для некоторых категорий граждан предусмотрены специальные условия предоставления субсидии.

К таким категориям относятся пенсионеры, у которых каждый член семьи имеет доход меньше установленного в регионе прожиточного минимума.

Им выплаты рассчитываются по отдельной формуле, и в результате их размер превышает стандартные субсидии.

Также особый порядок предоставления субсидий установлен, например, ветеранам труда, военнослужащим и гражданам, проживающим в закрытых военных городках.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшое видео, из которого вы узнаете, положена вам субсидия или нет:

Региональные стандарты на оплату жилья

Давайте теперь коснемся вопроса получения субсидий пенсионерами, проживающими в различных регионах.

Как я уже писал, общероссийским стандартом для получения субсидии является ставка 22 процента (максимальная доля расходов пенсионера в совокупном доходе семьи).

В свою очередь, регионы могут улучшать для своих жителей условия  получения субсидий, в том числе и уменьшать данную ставку. При этом учитываются цены, тарифы на коммунальные услуги пенсионерам, которые сложились в данном регионе, состояние жилого фонда и его благоустройство.

На этой основе разрабатываются региональные стандарты для расчета субсидий, такие как нормативной площади, стоимости ЖКУ.

Все эти нормативы влияют на размер получаемой субсидии, но главным стандартом остается ставка доли расходов в совокупном расходе семьи.

Давайте познакомимся с размером такой ставки в некоторых регионах страны:

  • Москва  — от 0 до 10%
  • Мурманская – 10%
  • Московская область — 22%
  • Нижегородская – 18%
  • Санкт-Петербург – 14%
  • Тульская – от 10% до 22%
  • Саратовская обл – 22%
  • Тверская – от 15% до 18%
  • Смоленская обл – от 5% до 22%
  • Ульяновская – 22%
  • Калужская – от 15% до 19%
  • Челябинская – от 11% до 22%
  • Владимирская — 18%
  • Омская — 22%

Кому предоставляется данный вид льгот

Право на получение субсидии имеют пенсионеры, у которых существует обязанность по оплате жилья.

К ним относятся граждане, которые:

  • Являются нанимателями и собственниками жилых помещений;
  • Являются членами жилищных кооперативов;
  • Снимают жилье у частников.

Фактически субсидию может получить любой гражданин, который должен оплачивать расходы на жилье и коммунальные платежи, независимо от того, какими правами на данное жилье он обладает.

Исключением являются лишь иностранцы, которым субсидии могут предоставляться только на основе двусторонних соглашений с их государствами по оказанию помощи в оплате жилья.

Чтобы получить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг, претендент должен:

  • Быть гражданином России;
  • Иметь документы, подтверждающие его право на используемое  жилье;
  • Постоянно проживать в данном помещении;
  • Не иметь задолженности по квартплате.

Необходимые документы

Законодательство России четко определяет перечень документов, которые должен предоставить пенсионер в органы соцзащиты при оформлении им субсидии на жилье.

К таким документам, в частности, относятся:

  • Заявление о предоставлении субсидии;
  • Документы, подтверждающие наличие российского гражданства у претендента;
  • Документы, подтверждающие состав семьи;
  • Документы, подтверждающие право претендента на жилье, по которому оформляются выплаты;
  • Документы,  подтверждающие размер доходов членов семьи за последнюю половину года;
  • Документы, подтверждающие оплату коммунальных платежей за последнюю половину года (чеки на оплату электроэнергии, газа, воды, тепла).

В отдельных, предусмотренных законодательством случаях, работники отдела жилищных или социальных субсидий вправе потребовать дополнительные документы (доверенность, согласие на обработку персональных данных, справку о размере пособий на детей, документы, подтверждающие льготы ветеранам труда).

Как происходит выплата

Сами выплаты могут предоставляться пенсионерам различными путями:

  • Путем уменьшения суммы платежей на услуги ЖКХ непосредственно в счете;
  • Путем внесения денежной суммы на лицевой счет гражданина в банке;
  • Путем выдачи денежных средств через кассу;
  • Доставка денег с помощью Почты России.

В настоящее время, как правило, льготы на оплату коммуналок зачисляются на банковские счета пенсионеров. Однако жители села предпочитают получать денежные средства Почтой.

Когда пенсионер подает заявление на субсидирование, он должен указать и предпочтительный для него способ получения денег, с указанием номера счета в банке.

Компенсации расходов на оплату жилья

Кроме получения субсидий, нуждающиеся пенсионеры вправе претендовать на компенсацию расходов жилья и услуг ЖКХ.

Однако, право на компенсационные выплаты имеют не все граждане, а только отдельные их категории, так называемые льготники.

Каждая категория льготников получают права на компенсационные выплаты по оплате жилья на основании отдельных нормативных актов – федеральных, региональных или местных. В соответствии с этим они получают выплаты из федерального, регионального либо местного бюджета.

К льготникам, например, относятся такие категории граждан, как подвергшиеся радиационному воздействию из-за различных катастроф и испытаний, ветераны труда и боевых действий, жертвы политических репрессий, работники прокуратуры, судьи, военнослужащие, проходящие службу в горячих точках и другие категории.

Так же, как и при субсидиях, компенсация за оплату коммунальных услуг предоставляется пенсионерам, не имеющим задолженности по коммунальным платежам. Однако и они могут заключить соглашение о реструктуризации коммунальных платежей с жилищными органами, и в этом случае претендовать на получение компенсации.

Что еще необходимо знать о субсидии и компенсации коммунальных платежей:

  • Пенсионер имеет право получать субсидии и льготы лишь по одному месту жительства, даже если у него в собственности находятся две и более квартиры;
  • Если пенсионер сам не в состоянии заниматься оформлением льгот по состоянию здоровья, он может перепоручить эту обязанность по доверенности;
  • Выплаты прекращаются в случае изменения условий предоставления льгот (например, меняется состав семьи, материальное положение и т. д.);
  • Субсидия действует в течение 6 месяцев, и выплачивается ежемесячно. По истечении полугода (срока субсидирования) необходимо обращаться с новым заявлением, и собирать новый пакет документов.

Итак, в данной статье я постарался рассказать об основных моментах получения пенсионерами льгот по оплате жилья и коммунальных платежей.

Возможно, у вас тоже есть интересный опыт получения льгот по коммунальным платежам, которым вы хотите поделиться с читателями.

Тогда комментарии – это то, что надо. Опишите вашу историю, она поможет еще кому то избежать бюрократических трудностей при оформлении прав.

А также просьба кликнуть на кнопку соцсетей, чтобы и ваши друзья узнали об этой статье. Сайт еще очень молод, и нам важен каждый посетитель и читатель.

На этом я с вами прощаюсь, подписывайтесь на обновления сайта, чтобы узнавать о новых публикациях, и быть в курсе последних новостей в области предоставления различных видов государственной помощи.

Посмотрите небольшой фильм об оплате услуг жкх  — уверяю, скучно не будет:

Рекомендуем ещё статьи по теме:

  • Какие налоговые льготы имеют пенсионеры
  • Льготы по налогу на имущество для пенсионеров в 2016 году
  • Порядок предоставления путевок в санатории для пенсионеров

Разделы

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг

Коммунальные услуги стоят нынче достаточно дорого. Далеко не все категории граждан могут позволить себе оплачивать коммунальные счета в полной мере. Поэтому компенсация за коммунальные услуги является необходимой мерой для населения в связи с экономической ситуацией в стране.

Государство предлагает два варианта для решения данной проблемы:

  1. получить компенсацию на коммунальные платежи;
  2. оформить льготу на оплату коммунальных услуг.

И первый, и второй вариант требуют собрания пакета документов и обращения в соответствующие государственные органы.

Компенсация расходов на коммунальные услуги по ЖК РФ

Все льготы и компенсации регулируются действующим законодательством. Поэтому перед тем, как подавать документы на оформление каких-либо льготных условий, необходимо ознакомиться с законами, которые регулируют данный вопрос.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает различные виды компенсаций для коммунальных услуг. Стоит отметить, что 160 статья действующего ЖК РФ отправляет граждан к местному законодательству, так как порядок и начисление компенсации устанавливают муниципальные органы власти в каждом регионе самостоятельно. Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг для отдельных категорий граждан происходит на условиях и в порядке с теми нормами, которые устанавливает местная власть в регионе. Денежные средства, выделяющиеся на выплату компенсаций, органы самоуправления берут из местного бюджета. Поэтому бюджет региона и его размер напрямую влияют на сумму компенсации по оплате коммунальных услуг для граждан.

Что влияет на сумму компенсации

Одни граждане получают большие суммы компенсаций на коммунальные услуги, а другим удается выбить лишь незначительные деньги от государства. А ведь процедуру по сбору и подачи документов проходили все одну и ту же. Такая ситуация складывается из-за факторов, влияющих на получение данной льготы. Более того, гражданин может получить отказ в компенсации после рассмотрения документов. Дополнительно стоит учитывать, что если он собрался оформить государственную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьёй 159 ЖК РФ, то сумма компенсации будет включена в общий доход семьи. Данная мера необходима для того, чтобы размер субсидии не превышал размер компенсации и, соответственно, наоборот, в отношении общего дохода гражданина или суммарного дохода семьи.

Кто имеет право на получение субсидии

Компенсация на оплату коммунальных услуг является не единственным способом уменьшить размер коммунальных платежей. Более того, параллельно с получением компенсации можно получить и субсидию, при помощи которой можно частично погашать оплату коммунальных услуг. Далеко не все граждане могут воспользоваться подобными привилегиями, а только те, кто официально относится к социально незащищенным слоям населения. Оформить субсидию по закону могут как наниматели, так и собственники жилья. Стоит отметить, что согласно статье 159 ЖК РФ речь идет именно о социальном найме, так как наниматели жилья по договору коммерческого найма не могут являться нуждающимися в субсидиях по закону.

Порядок оформления компенсации

Компенсация за коммунальные услуги происходит следующим образом в электронном виде:

  • Сначала необходимо заполнить заявление в электронном формате. Все пункты заявления должны быть заполнены. Иначе заявление могут отклонить без рассмотрения.
  • После того, как вы прошли все этапы заполнения на сайте, система автоматически отправляет ваши данные в органы социальной защиты населения по вашему региону.
  • Следите за статусом вашей заявки в электронном кабинете. В ходе рассмотрения статус будет изменен.
  • Если в течение 30 рабочих дней с момента подачи документов в электронном формате ничего не произошло, то вы можете позвонить в органы социальной защиты по вашему региону.

Дата публикации: 24.03.2016

Как хорошо находиться в уютной квартире, пользоваться светом и водой, а также теплом, не выходя из дома.

Однако все вышеперечисленные удобства предоставляются не бесплатно.

Поэтому за потребленные ресурсы необходимо платить в установленные сроки, но вот способ перечисления денег можно выбрать самому, учитывая, что даже эту услугу на государственном уровне сделали максимально удобной.

Законодательное регулирование вопроса

Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантировано право на жилое помещение, пригодное для проживания.

Однако учитывая, что далеко не каждая семья располагает средствами на покупку собственной квартиры, на государственном уровне предусмотрен ряд программ, которые позволяют не только сделать жилье более доступным, но и сократить расходы по его содержанию для льготных категорий.

При этом, независимо от того, в каком порядке квартира приобретена либо получена, у жильца все равно возникает обязанность по погашению потребленных ресурсов, в частности, той же воды либо газа, а также отопления и электроэнергии.

Так в силу ст.153 ЖК РФ коммунальные услуги обязаны оплачивать:

  • собственники жилых помещений;
  • наниматели социальных квартир;
  • арендаторы;
  • близкие родственники владельца недвижимости, если он по какой-либо причине отсутствует.

Также следует отметить, что жилищно-коммунальные услуги состоят из многих позиций, позволяющих сделать жизнь квартиросъемщиков максимально комфортной, так различаются:

  • жилищные;
  • ресурсные услуги.

То есть, тот же свет, вывоз мусора, подача газа и отопления относятся к ресурсным, а уборка подъездов и близлежащих клумб, ремонт чердака и стояка отопления относиться уже к жилищным. А так как все вышеперечисленные услуги и ресурсы предоставляются в режиме жилищного обслуживания, жильцы квартир обязаны их оплачивать в соответствии с нормативами, утвержденными в отдельном населенном пункте, и показаниями счетчика, в рамках норм Постановления Правительства №354.

Правила и порядок

Как правило, во исполнение норм ст.155 ЖК РФ жители квартир обязаны погашать потребленные ресурсы не позднее 10 числа следующего за расчетным периодом, однако на основании решения собственников МКД и управляющей компании может быть утверждена и иная дата внесение обязательных ежемесячных денежных средств.

При этом непосредственная оплата услуг осуществляется, как правило, через кассы либо терминалы, но вот деньги изначально перечисляются на счет УК, которая уже и переводит средства ресурсопоставляющим компаниям в режиме заключенного договора о поставках услуг. Хотя в рамках ст.7.1 ст.155 ЖК РФ жильцы могут и разделить квитанцию на две статьи расходов с различными получателями. То есть за тот же свет либо газ по решению собственников МКД можно платить непосредственно самим представителям энергопоставляющей компании, а вот за обслуживание дома и придомовой территории уже УК.

Также для удобства жителей МКД предусмотрен еще один порядок оплаты коммунальных услуг, а именно авансовый, который заключается в возможности проплатить те же коммунальные услуги заранее. К примеру, за месяц или три, что очень удобно, если квартиросъемщик собирается в отпуск либо же длительную командировку и не хочет столкнуться с задолженностью по возвращении. При этом жильцу квартиры всего лишь нужно обратиться в единый центр и получить общий платежный документ, где показатели рассчитаны исходя из средней величины потребления на протяжении предыдущих месяцев.

Методы внесения средств

В настоящий момент квитанция содержит достаточно разнообразный перечень от разбивки по ресурсам, до общей суммы и возможной задолженности, не говоря уже о пене. При этом указанный документ имеет типовую форму, а значит оплатить потребленные ресурсы и предоставленные услуги можно не только стандартным образом, через кассу, но и иными способами, которые предусмотрены с единственной целью: создать наиболее благоприятных условия для выполнения денежных обязательств гражданами.

Так частности различаются два способа:

  • наличный расчет;
  • безналичный расчет с использованием информационных технологий.

Через кассу

Как правило, граждане пенсионного возраста предпочитают оплачивать коммунальные услуги через кассу на почте либо в банке. И дело не в том, что передача наличных денег кассиру вместе с платежкой и наличие чека об оплате с мокрой печатью гарантирует стопроцентное получение платежа в установленные сроки, а в привычке, которая формировалась на протяжении поколений.

А вот молодые люди предпочитает уже другие способы внесения денежных средств, учитывая, что выстоять многометровые очереди к кассе, а также потерять несколько часов могут позволить себе не все. Именно поэтому для особо занятых граждан оплату можно осуществить через многофункциональные центры, которые, по сути, выполняют ту же функцию кассы, но с меньшей потерей времени, в виду отсутствия скопления клиентов.

Банкомат

Отстоять очередь в окошечко банка для получения денег либо оплаты текущих платежей, может позволить себе далеко не каждый, учитывая, что свободного времени может и не быть. Именно поэтому осуществить внесение денежных средств можно и посредством банковской карты уже через банкомат, что очень удобно.

Ведь при зачислении заработной платы, многие снимают наличные, почему бы сразу же не перекинуть на счет УК и проплату за коммуналку. Ведь для этого понадобится всего лишь вставить карту в банкомат, перейти в соответствующий раздел оплат и ввести сумму, которая указана в платежке. После произведения данных действий банкомат выдаст чек, который и будет служить подтверждением исполненных обязательств в установленный срок.

Терминал

Также для оплаты коммунальных платежей можно воспользоваться и терминалом, благо это удобное электронное приспособление располагается в большинстве магазинов.

При этом для осуществления операции понадобится немного, всего лишь наличные деньги либо же банковская карта, которые необходимо поместить в соответствующее отделение, войти в главное меню терминала, выбрать раздел: платежи, и указать данные получателя, к примеру, УК, а затем ввести нужную сумму.

По окончании операции терминал выдаст чек, который уже можно будет хранить в качестве доказательства о проплате.

Интернет

Любой из вышеперечисленных способов оплаты текущих коммунальных платежей предполагает посещение хотя бы ближайшего магазина или банка, не говоря уже о почте, в то время как оплата посредством Интернета займет всего несколько минут, причем без особых усилий.

Ведь для того, чтобы проплатить коммуналку через всемирную паутину, достаточно всего лишь перевести деньги со своего карточного счета на счет УК и все.

Мобильный телефон

Конечно, далеко не все граждане могут себе позволить купить многофункциональный телефон и использовать все приложения.

Однако, если средства и знания в наличии есть, возможно оплатить коммунальные услуги и посредством перечисления средств с использованием мобильной связи через смс-запрос и специальную программу.

Платим без комиссии

У всех из вышеперечисленных способов есть масса достоинств и недостатков, которые возникают в связи с тем, что каждый человек имеет свое собственное мнение и привычки. Но, тем не менее, одним из главных аспектов является не только удобство осуществления проплаты и скорость зачисления платежа, а именно комиссия за использование банковского ресурса.

Так в случае проплаты текущего платежа через банкомат можно избежать оплаты комиссионных начислений, но только, если гражданин является клиентом этого же банка, конечно, если данное условие закреплено в договоре об обслуживании карты.

Также беспроцентным будет являться перечисление средств посредством интернета, но только при взаимодействии с определенным банковским учреждением.

И еще один из выгодных вариантов без комиссии является посещение почты, которая также не берет деньги за обслуживание клиентов.

Проверка осуществления операции

Осуществляя очередной ежемесячный платеж, владелец квартиры перечисляет деньги не просто в адрес УК, а на определенный лицевой счет, который подвязан к персональному адресу жилого помещения.

То есть, для того чтобы узнать текущее положение произведенных платежей, необходимо знать либо лицевой счет, либо же полный адрес расположения квартиры.

Затем баланс узнать уже можно двумя путями: посредством сайта обслуживающей компании, которая обязана в общем доступе размещать определенную информацию, включая и финансовую, и через банк либо же терминал.

То есть, достаточно зайти на сайт обслуживающей компании ввести в соответствующий раздел свой адрес либо же лицевой счет, и информация о финансовом состоянии, включая и последние операции, выйдет на экран.

В банке же понадобится только лицевой счет, на основании которого необходимые сведения по расчетам и будут предоставлены.

Некоторые особенности

Конечно, в общем статистика оплаты ежемесячных платежей потребителями свидетельствует о том, что большинство граждан выполняет установленные законом обязанности по оплате за потребленные услуги, но ведь бывают случаи, когда некоторые квартиросъемщики и согласны исполнить взятые на себя обязательства, но не знают как, в виду экстренной либо необычной ситуации.

После смерти собственника

Как правило, обязанность по уплате коммунальных услуг возлагается на собственника квартиры, но ведь он может и умереть, а до вступления в наследство его родственникам предстоит ждать еще полгода, в течение которых задолженность будет копиться.

Именно поэтому во избежание описанной ситуации допускается два варианта развития событий:

  • если квартира пуста, и никто в ней не проживает, все коммунальные платежи оплачивает потенциальный наследник, который путем обеспечения сохранности наследственной массы фактически уже вступает в наследство;
  • если же в квартире проживают родственники умершего, то в силу ст.31 ЖК РФ они имеют равные права и обязанности с бывшим владельцем, что предопределяет уже их обязанность гасить платежи за потребленные ресурсы на основании показаний счетчика и врученных квитанций.

Солидарная ответственность

Многие граждане считают, что обязательства по оплате коммунальных платежей могут быть возложены только на собственника квартиры либо же ее нанимателя, а между тем это не сосем верно. Так в рамках ст.31 ЖК РФ жильцы квартиры, вселенные в нее владельцем в качестве членов семьи имеют такие же права и обязанности, что ведет к солидарной ответственности при возникновении задолженности по оплате за потребленные услуги.

То есть, если в какой-то момент собственник квартиры не имеет возможности погасить долги, задолженность может быть взыскана с других членов семьи, достигших совершеннолетия.

Также аналогичная норма применяется и при нахождении квартиры в общедолевой собственности, даже если доли жилого помещения не выделены в натуре. В подобной ситуации владельцы должны сами договориться о размере своей доли в погашении платежей либо же задолженность будет взыскана со всех пропорционально их долям.

Разделение счета

Как правило, квартира покупается для проживания семьи, которая с течением времени может и развестись. А так как получить либо приобрести другое жилье у многих нет возможности, бывшие члены семьи, уже не ведя совместное хозяйство, вынуждены проживать на одной жилой площади, солидарно неся ответственность по погашению коммунальных платежей. При этом некоторые о возникновении задолженности и не думают, а другие вынуждены гасить долги уже за двоих во избежание штрафных санкций.

Именно в подобной ситуации и допускается возможность разделения лицевого счета на нескольких лиц, которые владеют квартирой в качестве долевой собственности.

При этом для того, чтобы осуществить данную процедуру можно пойти двумя путями:

  • составить соглашение о порядке разделения с указанием занимаемой площади, заверить его нотариально и передать в УК;
  • решить вопрос о разделе счета в судебном порядке при отсутствии согласия, что актуально при несогласии либо недобросовестности одного из владельцев жилья.

Рассрочка

Многие квартиросъемщики, да и представители УК считают, что получить рассрочку при оплате коммунальных платежей можно только при наличии задолженности, и только в качестве особой льготы, да и то по милости управляющей компании на основании договора. А между тем п.72 Постановления Правительства РФ №354 предусматривает указанный вариант погашения долгов за потребленные услуги в качестве обязательного, но при определенных условиях.

Так, если общая сумма превышает аналогичный расчетный период на 25%, представитель УК обязан предложить потребителю рассрочку разницы на последующие 12 месяцев. То есть для того, чтобы претендовать на рассрочку не обязательно копить задолженность и рисковать начислением пени, достаточно сослаться на п.72 при вышеуказанных условиях и составить договор, на основании которого разница уже будет распределена без образования долга.

О правилах ежемесячного внесения денежных средств на счета управляющей и ресурсопоставляющих компаний ЖКХ смотрите в следующем видеосюжете:

По общему правилу обязанность по содержанию арендованного имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором аренды. То есть именно арендатор должен нести коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

Перечень коммунальных услуг

К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

  • электроснабжения;
  • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей водой);
  • водоснабжения и канализации;
  • газоснабжения.

Подробный перечень коммунальных ресурсов приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Абонент коммунальных услуг

Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

Способы расчетов

Расчеты по коммунальным услугам могут быть организованы следующими способами:

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг;
  • арендатор заключает с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг;
  • арендатор напрямую заключает с коммунальными службами договор на поставку электроэнергии. В отношении услуг по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим.

Оплата услуг в составе арендной платы

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Возможность применения данного варианта вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор должен нести расходы на содержание арендованного имущества, если иное не установлено законом или договором. При этом за арендатором не закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам. В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями. За это арендатор должен компенсировать арендодателю не только арендную плату, но и стоимость потребляемых им коммунальных услуг.

Указанное соглашение между арендодателем и арендатором является способом формирования стоимости аренды и не может быть квалифицировано как отдельный договор (см., например, п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно двумя способами:

  • сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется;
  • сумма арендной платы в договоре складывается из двух частей: фиксированный платеж (собственно плата за аренду) и переменный платеж (расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде).

Использование первого способа в некоторых случаях может быть невыгодно. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы в общем случае стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ). Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.

При использовании второго способа переменная часть, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг. При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются. Неизменным должно быть условие о сумме арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, а не размер (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ).

При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

Компенсация услуг отдельным платежом

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (например, энергоснабжающей организацией).

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ситуация: может ли арендатор заключить с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг?

Да, может.

Но посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55).

Подтверждает такой вывод и Президиум ВАС РФ. В пункте 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиум ВАС РФ отметил, что «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента». Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (ст. 1011 ГК РФ). Если посреднический договор заключен позже, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, есть риск, что посредническая сделка будет признана судом ничтожной (ст. 166, 168 ГК РФ).

Посреднический договор могут признать недействительным и в том случае, если поставщик коммунальных услуг не давал согласия на передачу своих услуг арендатору. Передавать коммунальные услуги третьим лицам без согласия самого поставщика гражданское законодательство запрещает (ст. 545, 548 ГК РФ).

Если посреднический договор заключен, то последствия данной сделки для целей налогообложения будут оценены в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России)).

Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)?

Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.

В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это в свою очередь позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539 Гражданского кодекса РФ.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.

В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг, если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ).

Так, к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов не применим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу.

О том, как отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество, см.:

  • Как арендодателю отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество;
  • Как арендатору отразить в учете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество.