Однако, люди, страстно желающие стать владельцами земельного надела прекрасно знают о том, что выкупить землю у государства выйдет значительно дешевле, чем тягаться с собственниками за право обладать участком. На том, что участки, находящиеся в государственной муниципальной собственности значительно дешевле частных все плюсы и заканчиваются, ведь оформление участка в собственность – дело достаточно хлопотное и трудоемкое, а значит – требует особого внимания и подхода.

Помимо знаний законодательства вам понадобится или советы грамотного юриста, или же терпение и усидчивость.

Что означает выкуп муниципальной и государственной земли в собственность?

В нашей стране каждый гражданин, а также и коммерческие организации имеют все возможные права на то, чтобы получить земельный участок. Как приобретается земля – дело сугубо личное и у каждого свой подход. Кто-то приобретает землю в соответствии с договором купли продажи, кто-то в соответствии с договором аренды и имеет право на пользование земельным участком.

Что же сам по себе означает выкуп земельного участка? Как правило, выкуп — это процесс, в котором земельный участок, принадлежащий на праве собственности государству, субъекту или муниципальному образованию переходит в собственность гражданина.

У кого есть право выкупа и в каких случаях?

В соответствии с законодательством нашей страны, а именно с земельным, в виде Земельного кодекса Российской Федерации из государственной и муниципальной собственности государства каждый гражданин нашей страны может выкупить участок в собственность.

Сделать это может как физическое лицо, так и юридическое лицо. В этом ограничений нет. Однако, такие ограничения есть в правах и возможностях использования данного земельного участка.

Возможно, приобретение арендованного земельного надела каким-либо собственником объекта капитального строительства, который непосредственно находится на самой территории данного участка.

Что касается условий такого приобретения, то необходимо помнить о том, что выкупая земельный участок, собственник этой самой постройки или же по-другому объекта капитального строительства, обязан уплатить стоимость, которая бы не превышала кадастровую стоимость самого участка (выкупная стоимость).
Как правило, в вопросе стоимости таких участков, нельзя говорить о них однозначно. Сами ставки, установленные за конкретные земельные участки строго определяются субъектами, а в некоторых случаях и муниципальными образованиями.

Если говорить о примерах, то можно привести Московскую область. Ситуация в ней обстоит так, что земельные участки могут отчуждаться по себестоимости составляющей сто процентов от общей стоимости участка, называемой кадастровой.

В субъектах, эта сумма может быть существенно ниже и доходить до отметки в сорок или же даже в двадцать пять процентов.

Также приобрести земельный участок может гражданин, кто имеет право постоянного бессрочного пользования именно на этот участок.

В вопросе, сколько же стоит переоформление ну и, конечно же, теперь сам земельный участок сложно ответить однозначно. Каждый субъект, не смотря на положения земельного кодекса стремиться на уровне территориальном установить свои дополнительные пошлины. Однако они не составят больших сумм, поэтому будем рассматривать примеры без подобных выплат.

Если вы захотите переоформить право постоянного бессрочного пользования на само право собственности, то сами правообладатели всех в округе земельных участков должны уплачивать полную рыночную стоимость.

В некоторых, самых редких, но все же существующих случаях, само переоформление права, так называемого постоянного бессрочного пользования всегда может быть осуществлено по соответствующим ставкам. Подобные ставки всегда были предусмотрены для определенных собственников, которые держали все объекты капитального строительства в целом.

Также земельные участки могли быть представлены собственниками помещений, так называемых многоквартирных домов. Такие люди, которые имеют в собственности помещения, или, правильно сказать, квартиры.

Как правило, участок земли, который находится непосредственно под постройкой многоквартирного дома может достаться собственникам совершенно бесплатно. Однако необходимо помнить о том, что разговор о бесплатном участке имеет место быть только в том случае, когда сам участок был поставлен на кадастровый учет.

Еще один способ приобретения — это приобретение земельного участка гражданами, у которых права на эти самые участки появились до тридцатого или же двадцать девятого октября двухтысяча первого года.

Такие граждане не получили земельные наделы, которые предназначались для того, чтобы осуществлять на них сельскохозяйственную, скотоводческую, садоводческую и иную подобную деятельность.

Таким образом, данная категория граждан может обращаться с заявлениями в администрацию муниципального образования и требовать возвращения им их земельных наделов.

Итак, перед вами стоит совсем непростая задача выкупа определенного земельного участка. Рассмотрим порядок действий. Первое, что вам просто необходимо сделать – это обратиться в орган местного самоуправления. Это либо администрация, либо орган из системы Госимущества.

Если вы находитесь в Москве, то вам необходимо обратиться в департамент земельных ресурсов.

Самое главное различие в процедуре выкупа из государственной или из муниципальной собственности земельного участка в том, в какой орган вы обращаетесь. Если вы имеете дело с государственным участком земли, то вам необходимо делать запрос в Госимущество. Если же участок земли на праве собственности принадлежит муниципальному образованию – можете смело обращаться в администрацию вашего города.

Документы и написание заявления

Помните, что подавая документы для оформления договора выкупа вам необходимо также написать заявление о приобретении прав на земельный участок по установленной форме. Но помимо заявления у вас должен быть при себе целый ряд документов. Например, нужны такие документы как:

  • копия паспорта или иного документа, цель которого установить вашу личность для органов власти.
  • если вы являетесь юридическим лицом – то обязательно нужно предоставить свидетельство о регистрации.
  • еще один важный документ, это выписка из ЕГРП (единого государственного реестра прав).
  • необходимы всевозможные копии документов о том, что вы являетесь индивидуальным предпринимателем, или же юридическим лицом.
  • нужен кадастровый паспорт участка, который вы хотите приобрести, а также его непосредственная копия.

Заявление нужно составлять в первую очередь. Кстати, нет единого установленного бланка поэтому заявление вы можете написать в свободной форме, указав свои данные, желание приобрести участок и получателя. В данном случае, администрацию.

В некоторых администрациях, в которых распространена практика продажи муниципальных земель из аренды, есть образцы написания заявления, поэтому на всякий случай поинтересуйтесь этим заранее.

Заявление должно быть заверено вашей подписью, а также указана дата. Чем подробнее и безэмоциональнее вы напишите это заявление, тем проще его будет изучить представителям администрации.

Можно ли использовать материнский капитал?

Материнский капитал направлен на улучшение жилищных условий в первую очередь матери и ребенка. Программа такого уровня предусматривает тот факт, что денежные средства, помимо образования и медицинских услуг можно потратить и на улучшение жилищных условий. Если в заявлении вы пропишете тот факт, что хотите приобрести земельный участок что, потом возвести там постройку — то вам разрешат использовать средства из материнского капитала.

Сроки и пошлины

Сроки на оформление заявлений и подачу документов в администрацию – неограничен. Однако, администрация может рассматривать ваше заявление не больше месяца. В случае, если заявление рассмотрено, а свободных земель нет — вы становитесь в своеобразную очередь на получение земельных участков.

Государственную пошлину вы платите уже при непосредственной покупке. При стоимости земли выше миллиона рублей государственная пошлина в сторону государства будет равна чуть меньше десяти тысяч рублей.

Если же сумма окажется меньше одного миллиона рублей, то государственная пошлина будет начисляться пропорционально сумме. Подробнее с расчетом государственной пошлины вы можете ознакомиться на сайте Налоговой инспекции Российской Федерации, а о налоговом вычете — тут.

Как вы видите, приобретение государственной земли в собственность – процесс достаточно трудоемкий, сложнее выкупа у собственника. Необходимо хорошо знать алгоритм своих действий и куда обращаться. Далее вам помогут органы местного самоуправления и государственной власти, ведь, в какой то степени, в их же интересах пополнить казну за счет проданной части земельного участка.

В настоящее время существует следующий порядок приобретения земельного участка в собственность: приобретение участка у прежнего владельца либо выкуп из государственной или муниципальной собственности.

Приобретение земельного участка у прежнего владельца намного проще и не требует большого количества времени. Однако его цена может быть значительно выше, чем у аналогичного земельного участка, находящегося в государственной собственности.

Участок из государственной собственности можно получить бесплатно, однако категория лиц, имеющих на это право, весьма ограничена.

Для того, чтобы купить земельный участок у прежнего владельца, необходимо заключить с ним договор продажи в соответствии с требованиями, изложенными в параграфе 7 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В договоре обязательно должны быть предусмотрены следующие существенные условия:

  • предмет договора (необходимо четко указать данные, позволяющие установить соответствие земельного участка, подлежащего продаже: категорию земли, включая целевое ее назначение, площадь территории);
  • цена договора-продажи, согласованная сторонами.

После согласования всех деталей договора купли-продажи и его подписания нужно оформить государственную регистрацию. Процедура осуществления госрегистрации регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-Ф3. Регистрировать необходимо переход права собственности на землю.

Для этого нужно обратиться в соответствующий орган юстиции по месту расположения приобретаемого участка, предоставив следующие документы:

  • заявление о регистрации;
  • квитанцию об оплате регистрации;
  • договор купли-продажи;
  • документы, удостоверяющие личность покупателя;
  • кадастровый план.

После приема заявления и документов учреждение юстиции их рассматривает и в месячный срок выносит решение о государственной регистрации. При положительном решении выдаётся свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

На этом порядок приобретения земельного участка завершен.

Намного сложнее обстоит дело с выкупом участка земли из государственной собственности. Согласно законодательству земельный участок, предназначенный для строительства, может перейти в частную собственность только в результате торгов (аукциона).

При приобретении земли необходимо:

  • подать в местные органы самоуправления заявление с просьбой предоставить земельный участок для строительства жилого дома;
  • заказать в специальной лицензированной организации топографический план участка;
  • получить выкопировку из топографического плана и подать заявление для выяснения отсутствия обременений в отношении данного участка;
  • представить с таким же пакетом документов заявление об отсутствии (либо наличии) запретов на строительство на участке;
  • подать весь пакет документов для окончательного решения в местные органы исполнительной власти или самоуправления.

На основании всех вышеперечисленных действий местные органы самоуправления должны принять решение об аукционе, предметом которого является право собственности на земельный участок. Аукцион проводится в месячный срок после принятия указанного решения. Если кроме инициатора в течении месяца никто не изъявил желания участвовать в нем, заявитель имеет право выкупить земельный участок, уплатив его номинальную стоимость.

Протокол результатов аукциона является основанием для оформления договора купли-продажи земельного участка. На практике между победителем аукциона и местным органом власти заключается договор аренды сроком на три года. В течении этого времени застройщик обязан возвести строения согласно целевому предназначению участка. Только после этого участок окончательно передаётся владельцу в частную собственность.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Образование участков из государственных или муниципальных земель

Образование участков из земель данных категорий осуществляется согласно документации.

Земельный участок: понятие и особенности

Понятие «земля» имеет многоаспектный характер. Ее свойства обусловлены силами природы, соответствуют объективным закономерностям (экологический подход). Будучи территориальной основой хозяйствования и средством производства, земельные ресурсы имеют стоимостное выражение (экономический подход). Земля является специфическим объектом гражданских прав (юридический подход). В рамках подраздела 3 Гражданского кодекса России «Объекты гражданских прав» законодатель рассматривает земельные участки. Каждый из них:

  • является частью земной поверхности с фиксированной границей;
  • обладает характеристиками, позволяющими идентифицировать их в качестве индивидуально-определенной вещи.

Границы участка могут:

  • совмещаться с границами природных географических объектов (береговая линия реки, контур леса);
  • совпадать с контурами элементов ситуации (стена здания, линия забора);
  • быть воображаемой ломаной линией, углы поворота которой оформлены межевыми знаками, кольями, штырями.

Земельные участки признаются оборотоспособным недвижимым имуществом (ст. 139, 140 ГК РФ). Их площадь, конфигурация, расположение и правовой статус отображены в госкадастре недвижимости (ГКН). Сделки с землей, право собственности и другие имущественные права (сервитуты, обременения, ипотека) фиксируются в едином госреестре недвижимости (ЕГРП).

Образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Первичное образование участков из земель муниципальной и госсобственности осуществляется согласно землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной документации. В зависимости от принадлежности земель, решение по этому поводу принимает компетентный орган госвласти или самоуправления. Вторичное образование участков любой формы собственности происходит одним из следующих способов

1. Объединение – формирование единого участка из нескольких смежных, имеющих идентичный правовой режим. Объединение возможно с разрешения всех правообладателей при одновременном совпадении следующих характеристик:

  • территориальная зона;
  • категория земель;
  • разрешенные виды использования.

2. Разделение участка на несколько самостоятельных допустимо при наличии технической возможности. Вновь созданные участки сохраняют правовой режим ликвидируемого участка. Данный способ образования актуален для участков, предоставленных:

  • для комплексного освоения в целях жилищной застройки;
  • некоммерческим объединениям граждан для ведения садоводческой, огороднической, дачной деятельности;
  • гражданам на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения.

3. Перераспределение земель из специального фонда земель сельскохозназначения, в отношении которых правообладатели:

  • отказались от своих прав в установленном законом порядке;
  • лишены правомочностей за нецелевое использование земель или иные нарушения;
  • отсутствуют (наследники не приняли наследства).

Документы, в соответствии с которыми происходит образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Правовым основанием создания участков признается индивидуально-правовой административный акт – решение муниципалитета или органа государственной власти. Предписания о распределении компетенции по этим вопросам сконцентрированы в ст. 9 – 11 Земельного кодекса РФ. Землями, не разграниченными в государственной и муниципальной собственности, по умолчанию распоряжаются органы самоуправления городских округов и муниципальных районов. В обоснование образования участков предоставляются:

  • проект межевания территории;
  • проектная документацией лесных участков;
  • схема расположения земельного участка.

Нужен ли проект межевания территории, в каких ситуациях можно обойтись без него? Это один из ключевых вопросов, возникающих при образовании участков из земель муниципальной и госсобственности.

Согласно общему правилу проект межевания территории необязателен, достаточно схемы расположения участка на кадастровом плане (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ). Проект межевания территории при образовании нового участка необходим, если участок выделяется из земель:

  • предоставленных для постройки и обслуживания линейных объектов;
  • выделенных для строительства жилищных комплексов;
  • предоставленных некоммерческим организациям для садоводческой, огороднической деятельности, дачного хозяйства;
  • в границах зоны, застроенной многоквартирными зданиями;
  • в пределах территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии.

Последний пункт списка обусловлен действием п. 7 ст. 11.2 ЗК РФ. Согласно его содержанию образование новых участков в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, осуществляется согласно документации по планировке территорий. Содержание последней, в свою очередь, обусловлено градостроительным законодательством.

Проект межевания территории

Названный документ (сокращенно – ПМТ) предназначен для определения расположения границ вновь образуемых либо изменяемых участков согласно градостроительным регламентам, нормам отвода земельных участков. Ст. 43 Градостроительного кодекса России устанавливает необходимость разработки ПМТ применительно к:

  • застроенным территориям;
  • подлежащим застройке землям, находящимся в пределах элементов планировочной структуры (квартал, микрорайон).

Проект межевания признается самостоятельной частью проекта планировки территории (ППТ). Последний представляет собой комплексный документ, устанавливающий параметры зон размещения объектов недвижимости:

  • законченных строительством, введенных в эксплуатацию;
  • запланированных к строительству;
  • возведение которых может быть разрешено в будущем.

ППТ уточняет данные генплана населенного пункта, отображающие уровень инвестиционной привлекательности земель, в том числе – численность населения и предположительные объемы жилищно-бытового, инженерного и транспортного строительства. Чертеж, являющийся составной частью ППТ, содержит так называемые «красные линии». Одновременно документ отображает инфраструктуру соответствующей территории. Он запрашивается при предоставлении разрешения на строительство.

ПМТ может быть оформлен в качестве самостоятельного документа или быть частью проекта планировки территорий. Он включает чертежи, отображающие:

  • «красные линии»;
  • линии обязательного отступа (учитываются при размещении построек);
  • условную нумерацию создаваемых участков, их границы на кадастровом плане;
  • зоны действия публичных сервитутов (проход, проезд, прогон скота) и особого режима использования земель;
  • границы объектов культурного наследия.

ПМТ также содержит следующие сведения:

  • площадь создаваемых участков;
  • зоны, которые после образования получат режим территорий общего пользования;
  • в некоторых случаях – виды разрешенного использования создаваемых/изменяемых участков.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане

Документ представляет собой изображение границ одного или нескольких образуемых участков на кадастровом плане территории. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане отображает площадь каждого образуемого участка. Схема расположения земельного участка разрабатывается с учетом градостроительной, землеустроительной, природоохранной документации.

Подготовка документа перед проведением аукциона на право покупки или аренды земельного участка обеспечивается исполнительным органом местного самоуправления или госвласти.

Схема расположения земельного участка может быть изготовлена по инициативе заинтересованного гражданина или организации.

Подготовка в целях последующего изъятия для публичных нужд обеспечивается лицом, в пользу которого он изымается. В случае образования участков путем перераспределения земель, предназначенных для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, подготовка схем обеспечивается собственниками таких участков.

Решение об утверждении схемы расположения утверждается муниципалитетом или компетентным органом госвласти и действует на протяжении двух лет. Оно содержит следующие сведения:

  • площадь участка;
  • адрес, а при его отсутствии – иное описание местоположения;
  • кадастровый номер;
  • категория земель;
  • территориальная зона, а в случае, если градостроительный регламент на участок не распространяется – виды разрешенного использования.

В случае пресечения границ участков, образуемых согласно схеме расположения и проекту межевания, приоритет по общему правилу имеет первый документ. Правило действует на случай, если проект межевания был утвержден позже, а двухлетний срок действия решения об утверждения схемы расположения участка к моменту его образования еще не истек.

Если земельный участок образовывается по инициативе гражданина или организации, в решении об утверждении схемы расположения участка указывается на право такого лица зарегистрировать право муниципальной или госсобственности на такой участок в ЕГРП без доверенности.

Компетентный орган, принявший решение, направляет его в ЕГРП и ГКН в пятидневный срок (имеются в виду рабочие дни). В результате сведения, указанные в решении и схеме, отображаются на общедоступных кадастровых картах.

Подготовка проектной документации лесного участка

Проектирование участков, предусмотренное ст. 70.1 Лесного кодекса РФ, является ключевым элементом лесоустройства. Такая деятельность подразумевает сбор и отображение сведений о количественных и качественных характеристиках лесных участков. Расположение, площадь и границы участков устанавливаются согласно существующим лесным кварталам, лесотаксационным выделам в пределах лесничеств и лесопарков. К образованию лесных участков, смежных с участками, границы которых определяются согласно Федеральному закону № 78 «О землеустройстве», субсидиарно применяется земельное законодательство.

Проектная документация лесного участка среди прочего содержит сведения о целевом назначении и видах разрешенного использования лесных ресурсов на соотвесвующей территории, например:

  • заготовка древесины;
  • ведение охотничьего хозяйства;
  • научная, исследовательская, образовательная и рекреационная деятельность;
  • выращивание лесопосадочных материалов;
  • строительство, эксплуатация линейных объектов.

По общему правилу проектная документация разрабатывается органом госвласти или самоуправления, которому подведомствен участок. В случае передачи земель в пользование или аренду, документация может изготовляться по инициативе заинтересованного лица. Впоследствии она утверждается решением органа, уполномоченного предоставлять лесной участок в пользование. Срок действия такого решения составляет два года.

Проектная документация лесных участков среди прочего содержит следующие сведения:

  • площадь участка (отдельно помечаются площади, покрытые лесной растительностью);
  • вид разрешенного использования согласно лесохозяйственному регламенту;
  • таксационное описание насаждений (состав, возраст, бонитет и проч.);
  • целевое назначение лесов с указанием категории;
  • картографические материалы.

Земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, из которых осуществляется образование земельных участков

Такие формы собственности на землю как частная и коммунальная появились в постсоветский России только после 1990 года. Земельная реформа не завершена, государственная и муниципальная собственность на землю не разграничены.

Презюмируется право общины в лице муниципалитетов распоряжаться землями, находящимися в пределах поселений.

К слову, получение именно этих земель в собственность или пользование обычно интересует коммерческие структуры и частных лиц.

Муниципальной собственности на землю присущ разрешительный и административных характер: она признается несмотря на отсутствие соответствующих сведений в ЕГРП (функционирует с 1997 года). На практике это означает следующее: земельные площади, ранее не находившиеся в собственности или пользовании граждан или организаций, обычно не оформлены в виде земельных участков.

Их образование может происходить по инициативе:

  • частных лиц, заинтересованных в их предоставлении;
  • местных властей, нуждающихся в средствах для пополнения местного бюджета.

Правовым основанием возникновения права собственности на вновь образуемые участки является административный акт – решение органов исполнительной власти или местного самоуправления. Названные органы не вправе распоряжаться ранее образованными и предоставленными гражданам и организациям землями, перечень которых содержится в ст. 11.3 ЗК РФ.

В их числе участки:

  • предоставленные для комплексного освоения территории;
  • в отношении которых заключен договор комплексного развития с застройщиком;
  • предоставленные некоммерческой организации для садоводства, огородничества;
  • в границах зоны, застроенной многоквартирными зданиями;
  • предназначенных для возведения и обслуживания линейных объектов.

Вопрос об образовании или изменении таких участков может быть разрешен правообладателями, а если прийти к согласию не удалось – в судебном порядке.

Образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для предоставления гражданам

Решения о создании новых земельных участков может быть принято по настоянию заинтересованных лиц. В обоснование прошения они подают:

  • кадастровый паспорт образуемого участка, представляющий собой выписку из госкадастра недвижимости;
  • правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, отображающие факт и правовые основания предоставления гражданину или организации соответствующего участка, например: свидетельство, постановление, приказ совхоза;
  • если обращается представитель правообладателя – нотариальную доверенность.

Состав документации может разниться. К примеру, существенно отличается процедура предоставления участков для застройки и не связанная со строительством.

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ). На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ. В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой. Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. — для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.

В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.

  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Выкуп муниципального земельного участка может быть выполнен, как с единовременной выплатой его стоимости в полном объеме, так и с рассрочкой платежа.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае — земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Площадь выкупаемых земельных участков, равно как и срок аренды до выкупа, законом не ограничены. Начиная с 2012 г. выкуп муниципальных земель возможен в сумме, равной 100% его кадастровой стоимости.

Порядок выкупа арендованных муниципальных земель

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:

  1. при подаче неполного пакета документов либо его ненадлежащем оформлении;
  2. при установлении факта процедуры банкротства/прекращения деятельности покупателя – юридического лица;
  3. при предоставлении недостоверной информации о покупателе либо выкупаемом земельном участке;
  4. при невозможности выкупа муниципальной земли ввиду ее особого целевого назначения (земли общего пользования, заповедники, земли лесных и водных фондов и т.д. ).
  5. выкуп муниципальных земельных участков невозможен для нерезидентов Российской Федерации.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

Под предоставлением земельного участка следует понимать первичное выделение новых земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, лицам, которые не обладали правами на данный земельный участок. Этим предоставление отличается от переоформления, которое заключается в изменении существующих прав на земельный участок.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе устанавливать случаи, при которых могут передаваться бесплатно земельные участки из фонда перераспределения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 10 ФЗ «Об обороте сельскохозяйственных земель»).

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

  • изъятия земельных участков из оборота;
  • установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
  • резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с ст. 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК РФ.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Реализация права на бесплатное приобретение земельного участка: Видео