Правовая основа: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ

Перераспределение земельных участков – это своего рода обмен землями, установление новых границ смежных земельных участков в рамках площадей перераспределяемых земельных
участков.

Земельные участки находятся в частной собственности

(собственности физических и юридических лиц).

Обратите внимание!!

Перераспределить можно только те земельные участки, которые сформированы и поставлены на кадастровый учет

Перераспределить возможно только смежные земельных участков

Земельным кодексом установлено обязательное условие о том, что перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашения, таки образом вне
зависимости от количества сторон соглашения, соглашение должно быть оформлено.

Перераспределить можно только те земельные участки которые относятся к одной и той же категории и виду разрешенного использования. (п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ).

Шаг 1. Оформление соглашения о перераспределении земельных участков

Оформить соглашение о перераспределении земельных участков. Существенные условия соглашения определяются сторонами соглашения. К существенным условиям можно отнести: условие возникновения права
частной собственности, размер перераспределяемой площади, размер денежной компенсации, обязанности по несению расходов по оплате государственной пошлины, адрес образуемых земельных участков, иные
данные по усмотрению сторон соглашения.

Соглашение заключается по правилам гражданского законодательства Российской Федерации с учетом требования специальной нормы п. 4 ст. 11.7 Земельного кодекса.

Примерный образец соглашения о перераспределении земельных участков.

Шаг 2. Составление проекта образования новых границ

Составить проект образования новых границ.

На указанном плане необходимо отобразить новые границы, обозначения (номера) характерных точек новых границ.

Основные характеристики новых участков.

Подписи сторон соглашения.

Имея подписанный всеми сторонами проект образования новых границ, Вы будете застрахованы от возможных споров в будущем по границам со сторонами соглашения.

Шаг 3. Подготовка межевого плана

Обратиться к кадастровому инженеру для составления межевого плана, необходимого для подачи в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или)
государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Шаг 4. Регистрация права собственности на вновь образованные земельные участки.

При образовании объектов недвижимости путем перераспределения, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав происходит одновременно. (п.п. 3 п. 1 ст. 15
Федерального закона от 13 июля 2015 г
. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Уплатите госпошлину за регистрацию права собственности.

Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (если за совершение таких регистрационных действий статьей 333.35
Налогового кодекса Российской Федерации не установлены льготы по ее уплате).

Размер государственной пошлины за регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых
действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 — 26, 28 — 31, 61 и 80.1 статьи 333.33 НК РФ:

для физических лиц – от 350 до 2 000 рублей; в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

для организаций — 22 000 рублей.

Обратите внимание!!

Образование земельных участков путем перераспределения имеет ряд ограничений:

Вновь образуемые земельные участки должны отвечать следующим условиям (ст. 11.9. Земельного кодекса):

1. Отвечать предельным минимальным и максимальным размерам.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности
устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых
градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Например, Законом Московской области  от 28 мая 2003 года № 3/59-П «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области»
установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

— крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га;

— садоводства — 0,15 га;

— огородничества — 0,10 га;

— дачного строительства — 0,25 га.

2. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

3. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов
недвижимости.

4. Не допускается перераспределение земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные
земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

5. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим
препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным Кодексом, другими федеральными законами.

6. Обязательное условие — наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку (п. 26 ст. 26 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной
регистрации недвижимости).

Земли или земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков,
находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, который подробно прописан в главе V.4 Земельного Кодекса.

Перераспределение земельного участка с землями или земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется как правило, для увеличения земельных участков, находящихся в
собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, путем присоединения
смежных к участку неиспользуемых муниципальных земель.

Региональная организация кадастровых инженеров поможет Вам оперативно оформить все необходимые для перераспределения земельных участков документы, и
представить их в Росреестр
.

В ряде случаев у владельцев земельных наделов появляется необходимость перераспределить существующие границы своих земель, увеличивая площадь участка или разбивая один участок земли на несколько.

Такую процедуру необходимо оформить законодательно, внеся необходимые данные в межевой план земельного надела.

Понятие и особенности перераспределения участков

Под перераспределением земельных наделов подразумевается взаимное изменение границ смежных земельных участков для образования новых участков с другой площадью.

Как и любые работы по изменению границ, перераспределение должна осуществлять геодезическая фирма, имеющая соответствующую лицензию, а измерительные работы на местности проводит кадастровый инженер.

Когда необходимо

Перераспределение земельных наделов проводится в следующих случаях:

  • При необходимости проложить коммуникации по соседнему участку;
  • Для выдержки минимального допустимого расстояния от дома до границы надела;
  • При изменении границ соседних участков решением суда;
  • При необходимости раздела одного участка между несколькими собственниками;
  • Для увеличения площади одного надела за счёт соседнего;
  • Для устранения ломаных границ наделов или чересполосицы;
  • Для строительства жилья на границе смежных наделов, принадлежащих одному собственнику.

Если часть коммуникаций (водопровод, электричество) в силу особенности инженерных расчётов надлежит проложить по соседнему участку, то целесообразно осуществить перераспределение границ посредством выкупа части соседнего участка, где расположатся эти коммуникации.

Важно помнить, что расстояние от жилого дома до границы надела земли должно быть не меньше трёх метров, и если строительство уже начато слишком близко к границам, есть смысл передвинуть их.

Разделение участка на отдельные наделы может потребоваться при оформлении наследственного права на такой участок несколькими наследниками, которые хотят продолжить пользование землёй, а также при расформировании крестьянско-фермерского долевого хозяйства, когда каждому участнику полагается выделение земельной доли в натуре.

Если границы участка ломаные или имеют острые углы, а также в случае неравномерного разграничения с чередованием включений чужой собственности (чересполосица), то таким участком часто неудобно пользоваться, и перераспределение поможет сформировать более ровные границы.

Перераспределение также необходимо, когда собственник желает увеличить площадь своего участка за счёт присоединения неразделённой муниципальной земли (прирезка), или за счёт объединения двух собственных соседних наделов, ликвидировав их смежную границу.

Особенности перераспределения земельных наделов

Существуют следующие основные способы образования участков путём изменения границ:

  • Разделение одного надела на несколько;
  • Прирезка (увеличение) площади надела;
  • Выдел одного или нескольких участков из одного;
  • Объединение нескольких смежных наделов в один;
  • Перераспределение границ внутри группы смежных наделов.

Если разделению на отдельные наделы подлежат дачные участки или земли садовых товариществ, то такое разделение может происходить только в соответствии с проектом межевания территории, на которой эти участки расположены, согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.

Важно помнить, что если разделу подлежат участки, которые эксплуатируются на основании права постоянного бессрочного использования, то для разделения необходимо направлять запрос в орган исполнительной власти, которому принадлежат эти участки.

Администрация

рассматривает возможность и целесообразность разделения в течение тридцати дней, согласно п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ, после чего выдаёт письменное согласие или мотивированный отказ.

Перераспределение границ можно применять по отношению к участкам, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • Участки не должны находиться под судебным арестом;
  • Все участки должны иметь регистрацию в кадастровой палате;
  • Участки должны быть смежными (имеют хотя бы одну общую границу);
  • Участки должны относиться к одной категории земель.

Для всех участков должен быть установлен единый вид разрешённого землепользования.

Следует знать, что участки земли, из которых были сформированы новые наделы в результате перераспределения границ, прекращают свое существование с момента регистрации вновь образованных наделов в ЕГРН, согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.

Исключение составляет процедура выдела, при которой тот участок, из которого произошёл выдел территории для новых участков, сохраняет своё существование, но уже в изменённых границах, согласно п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ.

Документальное оформление

Все операции по перераспределению наделов земли осуществляются путём межевания с указанием вновь образованных границ в графической части межевых планов изменённых участков, а для новых участков составляются первичные межевые планы.

Следует знать, что все вновь образованные наделы ставятся на кадастровый учёт одновременно.

Оформление прирезок

Многие владельцы дачных или садовых участков увеличивают территорию своих земельных наделов, самовольно передвигая фактические границы таких наделов. Если присоединённая к наделу земля (прирезок) принадлежит не соседнему землевладельцу, а муниципальным органам власти, то существует процедура законного оформления такого присоединения, которая появилась с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.2014 г.

Оформить право собственности на добавочную территорию возможно только в случаях, предусмотренных п.п. 1,3 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ:

  • Подлежащие оформлению прирезки не относятся к землям, которые были ранее предоставлены физическим и/или юридическим лицам в пользование;
  • Прирезки не обременены вещными правами третьих лиц;
  • Лицо, оформляющее прирезки к своему наделу земли, пользуется данным наделом на праве собственности;
  • Все прирезки, оформляемые по отношению к одному наделу, должны принадлежать одному и тому же федеральному или муниципальному собственнику;
  • Орган исполнительной власти, являющийся собственником присоединяемой земли, дал соответствующее разрешение.

Важно знать, что обременение прирезок публичным сервитутом не препятствует их присоединению к частному наделу, но наличие сервитута должно быть учтено при формировании и закреплении граничных точек вновь образованного участка.

Для юридического оформления увеличения надела земли за счёт прирезки, принадлежащей муниципальным или государственным землям, существует следующий порядок действий:

  • Подача заявления об увеличении площади надела путём перераспределения в орган исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления земельным комитетом (30 дней);
  • Организация заявителем кадастровых (геодезических) работ;
  • Оформление предварительного межевого плана на вновь образованный надел;
  • Представление результатов кадастровых работ в земельный комитет;
  • Подписание итогового соглашения о перераспределении в органах исполнительной власти;
  • Оплата за увеличение территории (в течение 30 дней после подписания соглашения);
  • Оформление права собственности на вновь образованный надел.

Заявление об увеличении площади участка должно содержать следующие данные, в соответствии с п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ:

  • Информация о заявителе (ФИО, паспортные данные, адрес, реквизиты);
  • Кадастровый номер надела, подлежащего увеличению;
  • Кадастровый номер участка, к которому относится прирезок;
  • Реквизиты проекта межевания территории.

Для наделов, относящихся к садовым или дачным объединениям, проект межевания территории находится в правлении товарищества или у органов исполнительной власти, предоставивших земли данным объединениям.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Свидетельство о праве собственности на надел;
  • Правоустанавливающие документы (договор мены, дарения, купли-продажи и т.д.);
  • Схема расположения надела;
  • Кадастровые документы на надел;
  • Копия паспорта заявителя.

Необходимо помнить, что геодезические работы по составлению представляемого кадастрового документа должны быть проведены не ранее чем за два года до подачи заявления.

По итогам рассмотрения заявления может быть получен отказ в заключении соглашения по следующим причинам, согласно п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ:

  • Отсутствие согласия лиц, имеющих право на участвующие в перераспределении наделы земли;
  • Нахождение на присоединяемом участке строений, относящихся к федеральной или муниципальной собственности;
  • Отношение подлежащего присоединению прирезка к государственным или муниципальным землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
  • Отношение прирезка к землям, зарезервированным для государственных нужд;
  • Наличие предварительного согласования о предоставлении физическим или юридическим лицам участка, к которому относится прирезок;
  • Превышение максимально допустимой площади надела после увеличения за счёт прирезка;
  • Границы надела, принадлежащего заявителю, подлежат уточнению;
  • Приложенная схема расположения надела составлена с нарушениями;
  • Вновь образованный участок выходит за красные линии границ.

Максимально допустимая площадь надела земли для садоводства, дачного строительства или подсобного хозяйства определяется законодательными актами субъектов федерации.

Отказ должен быть обязательно мотивирован письменно, с указанием всех причин, согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ.

Заявитель может устранить эти причины и вновь подать заявление.

В случае получения согласия на перераспределение земель заявителю следует обратиться в геодезическую фирму для оформления межевого плана для вновь образованного участка. После проведения кадастровым инженером измерительных работ составляется предварительный межевой план, содержащий информацию о новых границах участка. Данный предварительный план необходимо согласовать в земельном комитете для окончательного утверждения соглашения о перераспределении.

После рассмотрения земельный комитет утверждает окончательный вариант межевого плана и происходит подписание соглашения о перераспределении.

Присоединение прирезка из государственных земель происходит за плату, которая устанавливается органами власти, являющимися собственниками таких земель на федеральном или местном уровне, согласно п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ. Как правило, стоимость присоединённой территории рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земли, а не рыночной.

После подписания соглашения и оплаты необходимо обратиться в органы Росреестра с квитанцией об оплате, подписанным соглашением и всеми документами на надел земли для оформления права собственности.

Оформление перераспределения частных владений

Если смежные участки принадлежат соседним владельцам, то эти владельцы могут перераспределить смежные границы по обоюдному согласию.

Перераспределение может осуществлять и один собственник, объединяющий принадлежащие ему наделы или разделяющий свой надел на несколько.

В таких случаях порядок действий следующий:

  • Заключение предварительного соглашения между владельцами о перераспределении смежных границ;
  • Обращение участников соглашения в геодезическую компанию для проведения межевых работ по установлению новых границ;
  • Подача заявления о перераспределении границ в местную администрацию;
  • Утверждение нового межевого плана в кадастровой палате;
  • Оформление в собственность вновь образованных участков.

К тексту заявления необходимо приложить следующие документы:

  • Копии паспортов участников соглашения;
  • Правоустанавливающие документы заявителей на их наделы;
  • Свидетельства заявителей о праве собственности на их наделы;
  • Кадастровые документы;
  • Результаты работы геодезической компании;
  • Текст соглашения сторон с обоснованием перераспределения.

Оплата в данном случае производится на договорной основе между собственниками наделов, а в местной администрации проверяют заявление на наличие нарушений, связанных с недостоверно предоставленными данными или возможным превышением максимальных площадей, установленных для участков данной категории региональными властями.

Итак, перераспределение земельных наделов позволяет законным путём устранить ломаные границы, облегчить доступ к коммуникациям и увеличить площадь своего надела.

При осуществлении процедуры необходимо учитывать законные интересы третьих лиц и тщательно собирать все документы, чтобы избежать возможного отказа или затягивания процедуры.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Перераспределение земельных участков — вид кадастровых работ, при которых из нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Данная формулировка переписана из Земельного кодекса РФ, статья 11.7. и возможно, что ни каждый собственник земельных участков сразу все поймет из нее. Если объяснить проще, то перераспределение земельных участков — это раздел и объединение одновременно, причем, если у Вас в собственности три граничащих между собой земельных участка, то при перераспределении может образоваться два, четыре и т.д. участков, главное чтобы это было в рамках действующего Законодательства, а именно в рамках Градостроительного Кодекса. 

Требования к исходным перераспределяемых земельным участкам

Прежде чем приступать к кадастровым работам по перераспределению земельных участков необходимо выяснить — все ли участки соответствуют следующим предъявляемым к ним требованиям:  

  • перераспределяемые земельные участки должны быть смежными;
  • границы исходных перераспределяемых земельных участков должны быть установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно в отношении них выполнялось межевание. Узнать, выполнялось межевание ранее. Если Вы выясните, что участок ранее не межевался, то необходимо выполнить кадастровые работы по уточнению границ и площади этого земельного участка.
  • характерные точки перераспределяемых земельных участков должны быть определены с надлежащей нормативной точностью, если точность ниже допустимого значения, потребуется уточнение границ земельного участка — межевание;
  • перераспределяемые земельные участки должны иметь одинаковую категорию земель и вид разрешенного использования;
  • перераспределяемые земельные участки должны находиться в одном и том же муниципальном образовании;
  • к получаемым в результате перераспределения земельным участкам обязательно должен быть обеспечен доступ. Доступ может осуществляться либо через земли общего пользования, либо посредством установления сервитута;
  • при перераспределении земельных участков требуется соглашение, протокол о перераспределении земельных участков от землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей. Согласие не требуется, если перераспределение участков производится на основании решения суда или если исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены муниципальным или государственным унитарным предприятиям, учреждениям.

Обращаем Ваше внимание, что если земельные участки находятся на территории г. Москвы и Новой Москвы необходимо посмотреть на значение точности определения координат границ этих земельных участков, она должна соответствовать значению, которое определяется Приказом Минэкономразвития  РФ от 17 августа 2012 г. № 518. Например, если значение 0,3, а установленное — 0,1, то перед проведением перераспределения земельного участка необходимо выполнить уточнение границ каждого земельного участка.

Если исходные земельные участки соответствуют выше перечисленным требованиям можно двигаться дальше. 

Порядок перераспределения земельных участков

Порядок перераспределения земельных участков — комплекс подготовительных, полевых и кадастровых работ, результатом которых являются кадастровые паспорта (выписки) на образованные земельные участки. Теперь более подробно.

Подготовительные работы включают в себя:

  • изучение кадастровым инженером правоустанавливающих документов на исходные перераспределяемые земельные участки;
  • заказ сведений из ГКН (Государственный Кадастр Недвижимости) — кадастровые выписки на исходные земельные участки, а так же КПТ (кадастровый план территории);
  • оценка ситуации по соседним участкам на основании полученных сведений из ГКН для исключения кадастровых ошибок, влияющих на проведение кадастровых работ, например пересечение границ с соседними земельными участками, так же выясняется точность определения характерных точек;
  • согласование с Заказчиком необходимости полевых работ — выезда геодезической группы, для геодезических измерений предполагаемых фактических границ земельных участков, которые должны получиться в результате перераспределения исходных земельных участков.

Полевые работы включают в себя:

  • геодезические измерения предполагаемых фактических границ земельных участков, которые должны получиться в результате перераспределения исходных земельных участков;
  • закрепление поворотных точек межевыми знаками.

Кадастровые работы включают в себя:

  • вычерчивание вариантов перераспределения земельных участков на основании пожеланий Заказчика и(или) по результатам полевых работ;
  • составление протокола и подписание его землепользователями, землевладельцами, арендаторами, залогодержателями;
  • формирование межевого плана и согласование его с Заказчиком работ;
  • сдача межевого плана на проверку в орган кадастрового учета;
  • получение кадастровых паспортов на образованные земельные участки;

После получения кадастровых паспортов следует заключительный этап — регистрация права собственности.

Земельные участки, из которых при перераспределении образуются другие земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ, за исключением случаем предусмотренных другими федеральными законами.

Регистрация права собственности на полученные в результате перераспределения земельные участки

Регистрация права собственности на образованные в результате перераспределения земельные участки — включает в себя подготовку документов, подача документов в регистрационную палату и получение свидетельств о государственной регистрации права собственности на каждый земельный участок.  

Основные документы, которые необходимо предоставить в регистрационную палату:

  • кадастровые выписки или паспорта на образованные в результате перераспределения земельные участки
  • протокол о перераспределение земельных участков, подписанный землепользователями, землевладельцами, арендаторами, залогодержателями
  • если собственником является юридическое лицо, то дополнительно необходимо предоставить ЕГРЮЛ, Учредительные документы
  • квитанция об оплате государственной пошлины на каждый образованный земельный участок

Земельные участки, из которых при перераспределении образуются другие земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ, за исключением случаем предусмотренных другими федеральными законами.

Существует несколько способов образования новых площадей, которые разрешены законом. К каждому из них установлено много требований, о которых не всегда знают граждане, желающие стать владельцами земельного надела.

Одним из способов стало перераспределение земельных участков с муниципальной землей. Эта процедура имеет определенную схему, нормы проведения. Регулируется процесс Земельным Кодексом Российской Федерации, в частности, его статьей 11.7.

В статье указаны условий и порядок процедуры, а также важное уточнение – образование земельного участка путем перераспределения возможно только по отношению к смежным земельным территориям.

Образование новых участков

Новое распределение земель может производиться по разным причинам. Изменение существующих границ проводится:

  • если нужно увеличить площадь участка и для этого к нему присоединяется соседний;
  • если одна площадь делится на несколько частей;
  • при необходимости прокладывания коммуникаций по смежным территориям;
  • для устранение ломаных границ участка;
  • для возведения недвижимости, которая без перераспределения не может правильно разместиться на старом участке.

В таких ситуациях изменяется межевой план, меняются границы, происходит оформление новых участков.

Принцип перераспределения

Что такое перераспределение и по какому принципу оно происходит? Перераспределением называется процесс внесения изменений границ участка, его увеличение за счет присоединения других территорий.

Образец наиболее распространенного вида перераспределения – это присоединение земельной площади, являющейся собственностью муниципалитета. Также при распределении может присоединяться часть территории, которая была приобретена у владельца соседнего участка.

Муниципальной администрацией, представляющей власть, не редко выделяются земельные наделы, которые частные лица могут оформить в свою собственность и использовать в различных целях.

Например, для ведения сельского хозяйства. Владелец участка присоединяет к своей земле некоторую площадь земли муниципальной, которая является смежной по границе. Такое присоединение часто решает многие проблемы собственника, всегда является выгодным.

Основные требования

Существуют стандартные правила проведения такой операции с земельным участком. После перераспределения не должен быть ограничен свободный доступ к площадям других владельцев.

  • Когда проводится новое распределение участков и земель, создаются новые границы. У собственника увеличивается площадь участка, он получает права на большее имущество.
  • Собственник может увеличить свой участок землями муниципальными и землями госсобственности, если нет преград для изменения границ.
  • Для того, чтобы присоединить к своей земле еще часть территории (государственной или муниципальной), нужно точно указать место расположения рассматриваемой площади. Помогут в точном определении специалисты кадастрового органа.
  • Гражданин должен подготовить необходимые документы. Нужно будет подтвердить и права в землепользовании собственным участком. Также пишется заявление на изменение границ. Бланк заявление можно взять в местной администрации.
  • Местная администрация рассматривает заявление, приложенные документы и выносит свое решение. На постановление дается 30 дней, по истечению которых собственник должен иметь положительный или отрицательный ответ. Если заключение по вопросу перераспределения от администрации положительное, начинается процедура оформления нового участка.
  • Для того, чтобы в реестр была внесена запись об образовании нового участка, потребуется проведение различных кадастровых работ. Происходит составление межевого плана по перераспределению, разрабатывается чертеж участка, такой работой занимаются квалифицированные специалисты.
  • Выдается на новую земельную площадь кадастровый паспорт. Между местной властью и собственником, который получает новые земельные территории, составляется специальное соглашение.
  • Новый участок регистрируется в Росреестре, гражданин получает свидетельство о праве собственности на него.

Процедура образования нового участка достаточно сложная. Необходимо собрать документы к заявлению, заказать кадастровые работы, проверить с юридической стороны соглашение о перераспределении, выполнить другие задачи.

ВНИМАНИЕ! Гражданин сам оплачивает регистрацию в государственном кадастровом реестре и другие работы, связанные с перераспределением.

Неподготовленному человеку самостоятельно сложно выполнить все эти шаги, процесс затягивается надолго. Чтобы не терять драгоценное время, можно воспользоваться услугами юриста, который хорошо знает ЗК или специальной компании, занимающейся данными вопросами.

Особенности

Когда изменение границ необходимо собственникам нескольких смежных участков, они могут составить соглашение между собой.

Такой добровольный договор с указанием всех нюансов перераспределения позволяет упростить процедуру, ускорить ее. В результате такого решения вопроса редко в последствие возникают споры между соседями.

Процедура такого перераспределения немного отличается от присоединения земли муниципальной или государственной. Владельцы смежных территорий заключают договор или соглашение, подготавливают нужные документы. Потом они подают заявление в Росреестр и компанию, занимающуюся межеванием.

Орган, уполномоченный по данным вопросам, составляет протокол для выполнения работ по перераспределению. Дальше – осуществление кадастровых работ, постановка участков с новыми границами на учет в Росреестре. Заключительный этап – регистрация прав собственности.

Оформление документов

Для того, чтобы изменить границы своего участка, собственник подает заявление в местную администрацию, а также подает целый пакет документов к нему.

Скачать образец заявления о перераспределении земельных участков

Это требование законов, которые определяют проведение процедуры.

  1. Заявление составляется по образцу, который можно взять в самой администрации. В нем должны быть данные, которые требует статья 39.29 ЗК РФ.
  2. Указываются данные о заявителе (фамилия, имя, отчество, данные паспорта, адрес).
  3. Нужны данные об участках (кадастровый номер), уже находящихся в частной собственности и тех, которые подлежат присоединению.
  4. Дается и проект межевания образовавшегося надела.

Обязательно следует предоставить документ, который подтверждает положение собственника – свидетельство о праве собственности на землю. Подготавливается схематический план участка, кадастровый паспорт, копия страниц гражданского паспорта заявителя.

Что содержит соглашение между владельцем нового участка и местной властью? Анкетная информация о собственнике, технические характеристики участка земли, сведения о праве собственности каждой стороны, принимающей участие в операции. Также соглашение должно содержать и цель перераспределения.

Практические наблюдения

Чем характеризуется перераспределения схема, пример может показать более наглядно. Стоит рассмотреть присоединения к участку муниципальных земель, это наиболее распространенная ситуация.

ВНИМАНИЕ! Обязательно при составлении схемы межевания учитывать данные кадастрового паспорта, площади надела, топографической съемки.

Схема межевания может составляться даже не для одного, а для нескольких участков сразу. Работа выполняется только специалистом – кадастровым инженером.

Для составления схемы ему нужны правоустанавливающие документы, кадастровый паспорт на землю, градостроительные данные, предоставленные муниципалитетом. Также может понадобиться и другая документация.

Включает схема координаты участка, а также графическую часть и титульный лист. Чтобы она была утверждена, следует подать еще и правоустанавливающие документы на землю, пояснительную записку, схему границ участка. Если на нем есть недвижимость, она также указывается.

После составления документов инженер, как исполнитель, должен подписать этот документ, на нем должна стоять печать, подтверждающая согласование. Если нет никаких осложняющих обстоятельств, процесс перераспределения занимает около двух месяцев.

Стоимость услуги

Присоединение к участку муниципальной или государственной земли – платная процедура. Стоимость оплаты устанавливается в зависимости от того, кому она принадлежит.

  • Местная власть определяет стоимость перераспределения, если присоединенная земля принадлежит ей.
  • При присоединении федеральной собственности выполняются требования по оплате, установленные постановлением Правительства.
  • Если земля принадлежит субъекту Федерации, правила проведения перераспределения устанавливаются также этим субъектом.

Причины для отказа

Не всегда заявление по поводу перераспределения земель получает положительный ответ. Но отказ обязательно должен отвечать пункту 9 статьи 39.29 Земельного Кодекса. В нем предусмотрены такие причины отрицательного результата.

  1. Когда между сторонами, участвующими в перераспределении, не достигнуто согласие.
  2. Не присоединяется земля со строениями, являющимися собственностью государства, федерации, муниципалитета.
  3. Если участок ограничен в обороте или является резервным для осуществления государственных нужд.
  4. Отказ поступает в случае, когда новый участок будет превышать нормы площади.
  5. Если заявитель еще не определил путем межевания границы своего собственного надела.

Часто причина отказа может быть устранена, и в таком случае заявитель начинает процесс по-новому.

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками и более осуществляется согласно статей земельного кодекса, регулирующих данный вопрос. В ходе такого процесса возможно осуществлять как увеличение общей площади земельного надела, так и его уменьшение путем корректировки границ с принятием дополнительных площадей в свою собственность либо передаче другим лицам.

С 1 января 2017 года нормативные акты, определяющие условия подобных изменений, а также сопутствующие факторы, которые могут помешать таким процедурам, несколько изменились.

Скачать Образец соглашения о перераспределении земельных участков

В чем заключается перераспределение земель

Что такое перераспределение земель – в чем оно заключается? Процедура перераспределения земель заключается в следующих операциях:

  • Изменение границ смежных друг с другом территорий (такие перемены могут касаться двух и более участков);
  • Образование новых территорий с измененными границами, занесенными в соответствующие кадастровые документы;
  • Упразднение старых пределов участков и их использование с учетом уже нового назначения (если таковое было принято).

Изменения в порядке перераспределения земель

Основными изменениями, вступившими в силу после начала действия ФЗ РФ от 03.07.2016 №334, стали касающиеся органов, уполномоченных к выдаче разрешений и определения возможности перераспределения. Такие нововведения касаются участков, государственная собственность на которые не разграничивается и заключаются они в следующем:

  • Все вопросы, касающиеся территорий, относящимся к сельским поселениям, принимаются на уровне органов местного самоуправления;
  • При необходимости корректировки границ участка с использованием земель с/х поселений в первую очередь нужно обращаться с заявлением в администрацию того района, к которому территориально относится интересующий участок;
  • С момента проведения перераспределения все полномочия по использованию таких участков переходят к их владельцу.

Классификация возможных перераспределений

На данный момент законодательством выделяется три типа возможных изменений границ земель, зависящих от их собственников:

  • Если осуществляется перераспределение земель, находящихся в собственности граждан, физических и юридических лиц. В таком случае такое изменение долей регламентируется подписанием соглашения о перераспределении земельных участков между собственниками наделов с одновременным получением разрешения государственных органов;
  • Перераспределения, связанные исключительно с муниципальной землей. Такой вариант осуществляется, когда участки, находящие под ведомством государства переходят от одного учреждения (министерства, организации и т.д) к другому;
  • Изменение границ двух смежных участков, когда один из них находится в частной собственности, а другой принадлежит государству. Данный вариант связан с особо жестким регламентом, определяющим возможность размежевания. Кроме того, существенную роль играет назначение муниципальных участков, а также целевое использование участка собственника.

Возможные причины отказа в перераспределении

Новый закон также несколько изменил основные условия, при наличии которых может быть вынесен отказ в проведении перераспределения:

  • Если государственный участок, который рассматривается для проведения межевания, выставлен на аукцион;
  • В том случае, если перераспределяемые участки не являются смежными (графическая схема их расположения должна содержать участки соприкосновения и наличия хотя бы одной общей границы);
  • Если к землям, заявленным для изменения границ за счет друг друга, не применялась процедура межевания. Для выхода из такой ситуации, необходимо в порядок обязательных шагов включить предварительное обозначение границ участка;
  • Если перераспределяемые земли принадлежат к категориям с разным разрешенным использованием. К примеру, одна из них может быть сельскохозяйственного назначения, другая выделена под ИЖС. В таком случае можно попытаться изменить назначение особым распоряжением государственных органов, однако данная процедура потребует некоторого времени и сбора различных документов;
  • В том случае, если участки земли находятся на территориях, принадлежащих к разным территориальным образованиям.

Порядок процедуры перераспределения участков

В том случае, если участки не подпадают под категории, при которых перераспределение невозможно, собственникам наделов необходимо будет осуществить такие шаги:

  • Составить предварительную устную договоренность между владельцами земель;
  • Обратиться в государственный муниципальный орган для выдачи разрешения;
  • Пригласить специалиста кадастрового отдела для проведения процесса перенесения границ;
  • Заключить письменный договор и подать его в орган местного самоуправления;
  • В случае положительного решения получить решение об утверждении плана участков с внесенными корректировками;
  • Поставить участок с новыми границами на учет в Кадастровой палате;

Получить кадастровый паспорт, содержащий новые утвержденные границы.

Видео: Консультация о прирезки земли к своему земельному участку