Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:

  • органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
  • органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
  • органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
  • органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).

Порядок предоставления земельного участка

Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

  • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
  • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Федеральный закон определяет:

  • сроки выделения земли;
  • основания для отказа в выделении земли;
  • список документов для выделения.

В собственность

Земельные участки передаются в собственность:

  • посредством проведения аукциона;
  • продажи земли без процедуры торгов;
  • на бесплатной основе.

Торги

Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.

Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:

  • подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
  • обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
  • госрегистрация прав на землю;
  • определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • принятие решения о проведении аукциона.

Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:

  • подготовка лицом схемы участка;
  • подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
  • проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
  • проведение заявителем кадастровых работ;
  • кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
  • подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
  • обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
  • получение технических условий подключения к сетям ИТО;
  • принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.

По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.

Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:

  • для ИЖС;
  • ведения ЛПХ;
  • ведения дачного хозяйства, садоводства;
  • осуществления фермерской деятельности.

Без торгов

Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:

  • участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
  • другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.

Бесплатно

Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

  • физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
  • физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
  • в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.

В аренду

Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

Аукцион

Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Аукцион проходит в несколько этапов:

  • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
  • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
  • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

Без торгов

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:

  • по решению Президента РФ;
  • возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
  • строительство объектов государственного и муниципального значения;
  • проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
  • правообладателям здания, под которым находится участок;
  • религиозным организациям;
  • для проведения бюджетных строек;
  • льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
  • лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
  • физлицам для сенокошения и выпаса скота;
  • переоформление из права бессрочного пользования;
  • взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
  • участок образован из ранее предоставленной земли.

Сроки предоставления

Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:

  • не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
  • не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.

Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.

Договор аренды ЗУ заключается на срок:

  • от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
  • до 9 лет для строительства линейных объектов;
  • до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
  • на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
  • до 49 лет – в прочих случаях.

Основания для отказа

Основания отказа проведения аукциона:

  • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
  • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
  • участок не входит в определенную категорию земель;
  • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
  • земля изъята из оборота;
  • земля ограничена в обороте;
  • земля зарезервирована для государственных нужд;
  • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

Основания отказа при предоставлении земли без торгов:

  • заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
  • земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
  • разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
  • ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
  • предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
  • площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.

Перечень документов

Для участия в аукционе заявитель подает:

  • заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
  • документ о внесении задатка.

Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.

Перечень электронных документов включает:

  • схему расположения объекта;
  • извещение о проведении аукциона в электронном виде;
  • заявление о предварительном согласовании выделения земли;
  • заявление об установлении сервитута;
  • заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
  • проект межевания в виде электронного документа;
  • заявление о проведении аукциона;
  • заявление о подтверждении схемы.

Основания для образования участка

Образование участков из земель, принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:

  • проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
  • документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
  • схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).

Проект межевания территории

Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:

  • из участка, выделенного на комплексное основание местности;
  • из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
  • в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
  • в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
  • для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.

Проектная документация о местоположении и границах

Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.

При подготовке схемы учитываются:

  • утвержденная документация территориальной планировки;
  • правила строительства и землепользования;
  • проекты планировки местности;
  • положения об особо охраняемых природных объектах;
  • наличие местности с особыми условиями использования земли;
  • земли общего пользования;
  • красные линии;
  • границы участков;
  • расположение построек и объектов незавершенного строительства.

Схема содержит:

  • условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
  • площадь участка;
  • координаты точек границы участка;
  • границы формируемого участка;
  • информация об утверждении.

Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.

Подготовка проводится на основании следующих документов:

  • утвержденный документ территориального планирования;
  • проект противопожарной защиты;
  • проект планировки территории.

Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.

Утвержденная схема расположения

Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):

  • решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
  • решение об образовании участка.

Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.

Основания возникновения прав на земельный участок

Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
  • договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
  • договор аренды при передаче земли в аренду;
  • договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.

Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование

Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:

  • лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
  • малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.

Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.

Предварительное согласование предоставления участка

Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче  земли без торгов.

Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:

  • документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
  • схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.

Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.

Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов

Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.

Преимущества нового порядка

С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.

Плюсы нововведений:

  • устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
  • вводятся сроки принятия решений;
  • вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
  • исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
  • исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.

Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.

Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.

В этом извещении содержатся:

  • сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
  • сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
  • адрес, способ подачи заявки;
  • срок приема заявок;
  • адрес месторасположения участка;
  • кадастровый номер, площадь земли;
  • площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
  • адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.

Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.

В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.

См. также:

  • Пошаговая инструкция покупки земельного участка у собственника.
  • Объясняем: как найти или проверить собственника земли.
  • Дачная амнистия продлена: Как оформить земельный участок в собственность.

Решение провести аукцион земельного участка вправе провести уполномоченные органы. Запрещено объединять в один лот аукциона 2 участка.

Для организации публичных торгов необходимо:

  1. Подготовить и утвердить схему положения земельного участка, если границы земли не определены и предполагается их согласование.
  2. Подготовить документы на землю и провести кадастровые работы.
  3. Провести государственный кадастровый учет земли и осуществить регистрацию прав на землю.
  4. Получение ТУ для подключения к участку инженерно-коммуникационных сетей.

Согласование схемы ЗУ проводится с учетом планирования территории, а также ее комплексной застройки.

Что это такое?

Аукцион земельного участка – продажа или аренда участка через публичные торги. Земля переходит в собственность или аренду участнику, предложившему наибольшую цену за куплю-продажу или аренду.

Проводится уполномоченным органам, гражданами, юридическими лицами и предполагает постепенное увеличение «шага» продажи за выставленный лот.

С победителем заключается договор аренды или купли-продажи недвижимого имущества.

Кто организовывает?

Организация аукционов проводится органами государственной власти или местного управления – согласно федеральному законодательству и муниципальным актам.

Выставить участок через аукцион вправе граждане и компании – собственники свободных в обороте земельных участков.

Право на участие

В аукционе вправе принимать участие граждане и юридические лица, оформившие документы по правилам ЗК и своевременно предоставившие заявки, внесшие необходимую сумму задатка на указанные банковские реквизиты.

Законодательная база

Порядок подготовки и проведения аукциона обозначены в ЗК РФ.

Оформление договоров регулируется ГК РФ – ст. 549-558; ст. 606-625. Порядок государственной регистрации недвижимости обозначен в ФЗ № 218.

Аукцион земельных участков

Начальная стоимость участка, который реализуется по аукциону, является рыночной стоимостью земли, определяемой согласно ФЗ №135 об оценочной деятельности, или кадастровой стоимостью.

Срок государственной кадастровой оценки должен быть не больше 5 лет до объявления аукциона. Начальная стоимость аренды земельного участка определяется результатом первого арендного платежа.

Если аукцион считается несостоявшимся и когда единственный участник публичных торгов не заключил договор аренды или купли-продажи участка, то начальная стоимость земли последующего аукциона может быть снижена, но не больше, чем на 30% от прежней начальной цены участка.

Время, место и порядок проведения публичных торгов устанавливается их организатором. Организатор также обязан опубликовать извещение о проведении аукциона – не позднее 30 дней до начала торгов.

К извещению об аукционе по продаже земельных участков должны быть приложены проект договора продажи или аренды земельного участка. Если земля предоставляется для комплексного освоения – согласно ГрК РФ, то к извещению должен быть приложен проект договора комплексного освоения территории.

Если предполагаемый земельный участок не может быть предметом аукциона, то уполномоченный орган обязан принять извещение об отказе в проведении торгов. Оно должно быть размещено на сайте в течение 3-х дней с момента принятия такого решения.

По продаже

Продажа участков проводится по правилам ЗК РФ. Участники борются за право стать собственниками объекта недвижимости и предлагают свою цену, согласно «шагу» и правилам торгов.

Окончательная стоимость участка остается за покупателем, предложенную стоимость которого не смогли «перебить» конкуренты в течение определенного периода времени.

Иностранцы и юридические лица с иностранным уставным капиталом в размере 50% и более не вправе участвовать в аукционе по продаже участков.

По аренде

Аукцион проводится по общим правилам. Победителем признается участник, который предложил за аренду земельного участка наибольшую цену. С ним заключается договор аренды.

Задаток засчитывается в качестве арендного платежа.

Под ИЖС

Участок под ИЖС может быть реализован через публичные торги на общих основаниях.

Главное, чтобы на него не были оформлены обременения, и он не был изъят для государственных и муниципальных потребностей.

Как проходят?

Аукционы могут проводиться в открытой и закрытой форме или через электронные торги.

Стоимость аренды или рыночной продажи участка может повышаться на 1-3 % от начальной объявленной цены.

Правила проведения

Аукционер следит за реакцией участников, их готовностью предложить за участок большую цену. Если цена на участок была названа трижды, и никто из участников не предложил большую стоимость, то аукцион признается состоявшимся.

С победителем должен быть подписан договор аренды или купли-продажи участка — на основании протокола проведения торгов.

Сделка подписывается не позднее 5 дней после проведения аукциона. Организатор торгов вправе разработать свои правила проведения аукциона, не нарушающие земельное и градостроительное законодательство.

Документы

Для участия в аукционе в 2018 году необходимы следующие сведения:

  • Заявка, в которой следует указать номер банковского счета для возвращения задатка.
  • Копия паспорта гражданина.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (если в аукционе принимает участие организация) — может быть запрошена организатором торгов.
  • Письменные сведения, которые подтверждают уплату задатка.

Один заявитель может оформить только одну заявку на аукцион. Прием документов прекращается не раньше 5 дней до начала торгов. Если заявка подается в день проведения аукциона, она должна быть возвращена заявителю в тот же день.

Протокол рассмотрения заявок ведется заявителем. При отказе к допуску к аукциону заявителю должен быть возвращен задаток.

Порядок расчетов

Задаток засчитывается в счет купли-продажи участка. Оплата проводится способом, указанным в правилах организации аукциона. При отказе заключить договор купли-продажи или аренды победитель теряет сумму задатка.

Извещение о проведении аукциона должно быть размещено на сайте организатора – в течение месяца после проведения торгов.

Оформление права собственности

Правило собственности оформляется по правилам, указанным в ФЗ № 218. Для оформления нужно подать заявку в Росреестр и оплатить государственную пошлину.

Размер государственной пошлины составляет 2 тыс. рублей.

Основания для отмены

Аукцион может быть признан несостоявшимся по решению суда – в случае, когда были нарушены правила его проведения или когда объектом продажи был земельный участок, который по закону нельзя было реализовать.

Когда возможна продажа земли без торгов?

Продажа земель без торгов возможна льготным категориям гражданам – для ведения дачного подсобного хозяйства для земель в целях комплексного развития.

Для организации продажи без торгов нужно оформить заявку и указать категорию (назначение) земельного участка. Организация аукциона проводится специализированными органами и требует точного соблюдения формальностей.

На видео о проведении аукциона

В Российской Федерации есть несколько способов приобретения земель, и одним из них является аукцион земельных участков. Предусмотренные аукционы по продаже земельных участков позволяют купить объекты совершенно законно, со стопроцентной гарантией безопасности, и при этом значительно дешевле рыночных цен. Но в наши дни мало кто знает о проведении таких торгов, поэтому рядовые граждане редко принимают в них участие.

Особенности организации публичного торга

Земельные аукционы инициируются государством. Муниципальные власти объявляют торги на те или иные объекты с целью передать их покупателям для определенных нужд. Но прежде чем процесс начнется, необходимо решить множество организационных моментов. Реализуются только те участки земли, которые готовы к передаче во владение с точки зрения законодательства.

Согласно законам РФ, земля признается такой только после постановки на кадастровый учет. Речь идет об официальной регистрации в Государственном кадастре недвижимости, после чего объект оказывается на виртуальной карте Росреестра и получает свой уникальный кадастровый номер. Государственный аукцион по продаже земель может проводиться лишь тогда, когда точно известна категория участка и сфера его применения.

Если речь идет о земле поселений, то на ней разрешается возведение объектов ИЖС, ДНП, но никак не проведение разработки полезных ископаемых и т. д. Сфера использования земель четко прописана в законодательстве. Организационными вопросами занимаются органы местного самоуправления, а именно комитет по распоряжению муниципальным имуществом. Первоначальные обязанности организаторов выглядят следующим образом:

  • определение первоначальной стоимости лота. Цена зависит от кадастровой стоимости, указанной при регистрации в кадастре недвижимости;
  • указание места проведения торгов, а также точной даты;
  • оповещение общественности — власти должны проинформировать всех как минимум за месяц до начала аукциона. Для этого используются как печатные, так и электронные издания, а также другие средства массовой информации.

Заявки на аукцион собираются с момента оповещения общественности и прекращаются за 5 суток до начала процесса. Порядок оповещения тоже прописан в законодательстве. Объявление должно содержать такие сведения:

  • имена организаторов или наименование структур, проводящих аукцион;
  • точная дата и место проведения торгов;
  • характеристика выставленного лота;
  • его первоначальная стоимость, установленная организаторами;
  • правила отправки заявок на участие;
  • размер залоговой суммы для участия;
  • особенности договора купли-продажи (для победителя конкурса).

За правилами составления объявления следит организатор торгов.

Типы аукционов и причины возможной отмены

Для проведения аукциона по продаже участков земли необходимо как минимум два человека. Если минимальное число участников не набирается, торги не проводятся, о чем организаторы должны сообщить дополнительно. Крайние сроки оповещения — за 3 суток до начала аукциона. Первый шаг — это размещение объявления на официальном портале муниципальной структуры. Затем объявление передается в другие средства массовой информации. Процедура проведения предусматривает, что подобный аукцион на земельный участок может быть:

  • закрытым;
  • открытым;
  • электронным.

При проведении открытых торгов наиболее эффективно освещается весь процесс, правила проведения и итоги. Торг в электронном формате тоже распространен, но консервативные люди стараются избегать таких аукционов, так как речь идет о крупных денежных суммах. Устроители вправе вносить некоторые изменения в порядок проведения аукциона. Процесс проходит по стандартной схеме всех подобных торгов, но если есть необходимость небольших корректив, у организаторов есть на это все права .

Передача лота победителю торгов

Цену лота определяет организатор, он же устанавливает сумму, на которую можно повышать свое предложение во время аукциона. Торги проходят по стандартной системе — побеждает тот, кто предложит наиболее высокую ставку за лот. Результат аукциона оглашается немедленно.

По окончании процедуры победитель и организаторы оформляют особый протокол. В течение 5 суток с момента окончания аукциона на его основании заключают сделку купли-продажи земли. Реализуемый земельный участок сразу после этого снимается с торгов в пользу нового владельца.

После оформления договора и проведения сделки победитель конкурса должен оформить права собственности на землю. Для этого он подает заявление и базовый пакет документов в Росреестр, где и пройдет процедура оформления.

На решение формальных вопросов отводится не более 30 дней. Муниципальные власти обязаны выдать постановление, на основе которого покупатель и вступит в права собственника земельного участка.

Как и в других аукционах, все участники торгов обязаны внести определенный залог. Он хранится у организаторов, пока проходит реализация объекта, а потом возвращается владельцу. Крайний срок возврата залога — 72 часа с момента окончания аукциона. Счета, на которые возвращается сумма, указываются в заявке на участие.

Победителю торгов залоговая сумма не возвращается — она идет в счет оплаты купленного им лота. Остальную часть суммы он обязан погасить в сроки, указанные в договоре купли-продажи. В этом же договоре прописан и порядок оплаты.

Кто вправе участвовать в торгах

К торгам не допускаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. Если в качестве кандидата выступает зарубежное предприятие, и больше половины его уставного капитала принадлежит гражданам других стран, то такой компании тоже откажут. Для участия в конкурсе необходимо:

  • составить и подать заявку, строго следуя положениям статьи 38.1 ЗК РФ. В документах должен быть указан счет, на который вернут задаток в случае проигрыша;
  • если заявку подает физлицо, то нужно предоставить удостоверение личности и выписку из ЕГРЮЛ;
  • если заявку подает юридическое лицо, то нужно предоставить выписку из ЕГРИП;
  • квитанция, свидетельствующая о внесении задатка.

Если порядок подачи заявления и документов будет нарушен, кандидату придет отказ в участии. Если человеку или предприятию запрещено законом владеть земельными участками, ему тоже будет отказано.

Земельный кодекс РФ предусматривает ведение торгов не только для продажи земель, но и для передачи ее в аренду. Аренда земли еще больше распространена, чем ее покупка, так как речь идет о солидных денежных суммах. Многим фермерам, предпринимателям и застройщикам необходима земля для своих проектов, и муниципальные власти могут предоставить ее по цене, которая будет значительно ниже рыночной.

Главное отличие от аукционов по продаже земли в том, что арендовать ее может даже человек, не являющийся гражданином страны. Согласно действующему законодательству, подать заявку для участия в аукционе по аренде земли могут:

  • полноправные граждане РФ;
  • иностранцы;
  • апатриды (люди без гражданства).

Зачастую аренда предусматривает возможность последующего выкупа земли и оформления на нее прав собственности. Сам процесс проведения аукциона почти не отличается от порядка, установленного для торгов по продаже земельных участков. Порядок подачи заявки и документов аналогичен, но при этом появляется возможность участия в них иностранных граждан.

СТ 38.1 ЗК РФ — Утратила силу с 1 марта 2015 года. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства

1. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

2. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

3. Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи — аукцион).

4. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

5. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.

6. В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.

7. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

8. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.

9. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети «Интернет» и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

10. Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);

5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);

6) о «шаге аукциона»;

7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.

11. Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет», указанном в пункте 9 настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе в проведении аукциона. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.

12. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

3) документы, подтверждающие внесение задатка.

13. Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов. Организатор аукциона в отношении заявителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

14. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.

15. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

16. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю.

17. Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

1) непредставление определенных пунктом 12 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки;

4) отсутствие сведений о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).

18. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 17 настоящей статьи оснований, не допускается.

19. Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе с указанием причин отказа. Протокол приема заявок подписывается организатором аукциона в течение одного дня со дня окончания срока приема заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок.

20. Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.

21. Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.

22. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение трех дней со дня регистрации отзыва заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

23. Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.

24. Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:

1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение (технологическое присоединение);

2) победитель аукциона;

3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.

25. Организатор аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.

26. Аукцион признается не состоявшимся в случае, если:

1) в аукционе участвовали менее двух участников;

2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.

27. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

28. Организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся либо если не был заключен договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.

29. Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет», указанном в пункте 9 настоящей статьи.

30. Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет».

Комментарий к Статье 38.1 Земельного кодекса РФ

Комментарий к Статье 38.1 ЗК РФ временно недоступен.

ПИСЬМО Госкомзема РФ от 30-09-99 СС-902 О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ ТОРГОВ (АУКЦИОНОВ КОНКУРСОВ)… Актуально в 2018 году

Порядок
проведения аукциона по продаже земельных участков или права аренды земельных участков
1. Общие положения
1.1
. Настоящий Порядок разработан в соответствии с распоряжением
Администрации ________________________ от «___» __________ 1999 г.
N _______.»О создании Межведомственной комиссии по проведению
земельных торгов (аукционов, конкурсов)».
Порядок разработан в соответствии со статьями 447 — 449
Гражданского кодекса Российской Федерации и определяет правилаподготовки, проведения, условия участия, порядок расчетов припроведении торгов в виде аукционов по продаже земельных участков
или права аренды земельных участков (далее по тексту Аукцион).
1.2
. Предметом торгов является земельный участок с
установленными границами и правовым режимом либо право аренды
этого земельного участка.
1.3. В качестве продавца земельного участка или права его аренды
выступает уполномоченный Администрацией области орган
государственной власти или орган местного самоуправления (далее по
тексту — Продавец)
. Продажа земельных участков или права их аренды, находящихся вгосударственной собственности субъекта Российской Федерации,
осуществляется по решению органа государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Продажа земельных участков или права их аренды, находящихся в
муниципальной собственности, осуществляется по решению органа
местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, на территории которых торги не
проводятся, могут выставлять земельные участки на торги,
проводимые в других муниципальных образованиях. 1.4. Организацией проведения аукционов в соответствии с решениемАдминистрации занимается Межведомственная комиссия по проведению
земельных торгов (аукционов, конкурсов) — далее по тексту
Межведомственная комиссия.
1.5
. Межведомственная комиссия:
— утверждает перечень земельных участков, выставляемых на
аукцион;
— определяет порядок и сроки проведения аукциона, его форму
(открытый или закрытый);
— утверждает текст информационного сообщения о проведении
аукциона;
— принимает решения (в случае необходимости) о предоставлениидругих документы для проведения аукциона; — утверждает итоговые протоколы заседания Аукционной комиссии;
— обеспечивает заключение договора с победителем аукциона.
1.6
. Аукцион может быть открытым или закрытым.
Открытый аукцион проводится среди неограниченного количества
желающих принять в нем участие, имеющих на это право в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закрытый аукцион проводится среди ограниченного количества
участников, состав которых определяется Комитетом, при наличиипретендентов, имеющих в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации преимущественное право на приобретение или
аренду земельных участков.
1.7. Для проведения конкретного аукциона Межведомственная
комиссия назначает Аукционную комиссию
. Председателем Аукционной
комиссии является член Межведомственной комиссии.
На договорной основе к проведению аукциона может быть привлечена
специализированная организация по проведению торгов. В договоре с
этой организацией предусматриваются условия оплаты расходов попроведению торгов, рекламной компании, привлечению экспертов и
других специалистов
. 2. Подготовка к проведению аукциона
2.1
. Информационное сообщение готовится Аукционной комиссией и
публикуется в средствах массовой информации, в том числе в
официальном информационном органе исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, не позднее, чем за месяц до объявленной даты
проведения аукциона.
2.2. Информационное сообщение о проведении закрытого аукциона
рассылается Аукционной комиссией предполагаемым его участникам непозднее, чем за месяц до объявленной даты проведения аукциона.Сообщение может быть послано заказным письмом или электронной
почтой с уведомлением о вручением.
2.3
. Информационное сообщение должно включать следующие
сведения:
— дату, время, место, форму проведения аукциона;
— местоположение (адрес), кадастровый номер, площадь участка,
целевое назначение, сервитуты и иные обременения, установленные
для данного участка;
— начальную цену участка, сумму задатка, шаг аукциона;
— перечень документов, которые необходимо представить дляучастия в аукционе; — адрес места и часы приема заявок, дату и время окончания
приема заявок, условия и место получения пакета документов о
предмете торгов;
— стоимость билета на аукцион;
— адрес и телефон Аукционной комиссии;
— срок для заключения договора купли-продажи или аренды
земельного участка для победителя аукциона.
2.4. Аукционная комиссия несет ответственность за достоверность
публикуемой информации и соответствие содержания информационных
сообщений действующему законодательству
. 2.5. Аукционная комиссия готовит по каждому предмету торговпакет необходимых документов, которые должны содержать следующие
сведения:
— паспорт участка — местоположение (адрес), кадастровый номер,
план земельного участка с согласованием смежных
землепользователей, сервитутов и других установленных для данного
участка обременений, свидетельство о государственной регистрации
прав собственности и другие сведения;
— в зависимости от целевого назначения участка:
— заключение комитета по земельным ресурсам иземлеустройству о характеристиках земельного участка; — заключениеоргана по градостроительству и архитектуре о функциональном
назначении и разрешенном использовании земельного участка, наличии
согласования о подключении к инженерным коммуникациям и его
ориентировочной общей стоимости, требованиях к благоустройству и
участию в развитии инфраструктуры населенного пункта и другие
необходимые сведения;
— заключение органа по управлению сельскохозяйственным
производством о возможности сельскохозяйственного использованияучастка; — заключение органа по охране окружающей среды обэкологическом состоянии участка; — заключение органа по культуре
об охранном статусе участка;
— нормативную цену земельного участка;
— начальную цену продажи земельного участка;
— проекты договоров купли-продажи или аренды участка;
— другие документы по решению Межведомственной и Аукционной
комиссий.
2.6
. Аукционная комиссия выдает за плату пакеты необходимых
документов по каждому предмету торгов физическим и юридическим
лицам, желающим (приглашенным — для закрытого аукциона) принятьучастие в аукционе (далее по тексту — Заявители). 2.7. В открытом аукционе может участвовать любое физическое или
юридическое лицо, имеющее право на участие в аукционе в
соответствии с действующим законодательством, подавшее заявку с
необходимыми и надлежаще оформленными документами не позднее даты,
указанной в информационном сообщении, и обеспечившее своевременное
перечисление задатка на объявленный в сообщении расчетный счет или
своевременно внесшее сумму задатка в наличной форме Аукционной
комиссии. 2.8. В закрытом аукционе может участвовать физическое илиюридическое лицо, получившее извещение от Аукционной комиссии,
подавшее заявку с необходимыми и надлежаще оформленными
документами не позднее даты, указанной в извещении, и обеспечившее
своевременное перечисление задатка на указанный в извещении
расчетный счет или своевременно внесшее сумму задатка в наличной
форме Аукционной комиссии.
В закрытых и открытых аукционах не вправе участвовать в качестве
заявителя, в том числе через представителя, должностные лицаорганов государственной власти и местного самоуправления
. 2.9. Для участия в аукционе Заявители представляют Аукционной
комиссии заявку по установленному образцу с приложением к ней
следующих документов:
для физических лиц:
— ксерокопии паспорта;
— оформленный со стороны Заявителя договор о внесении задатка в
2-х экземплярах;
— копии платежного документа с отметкой банка об исполнении,
подтверждающего перечисление задатка на расчетный счет, указанный
в извещении;
— описи представленных документов в 2-х экземплярах.
Для юридических лиц: — копии учредительных документов и свидетельства о регистрации,заверенные в установленном порядке;
— доверенности на лицо, уполномоченное действовать от имени
Заявителя;
— решения соответствующего органа управления Заявителя,
разрешающего приобретение земельного участка (если это необходимо
в соответствии с учредительными документами);
— оформленный со стороны Заявителя договор о внесении задатка в
2-х экземплярах;
— копии платежного документа с отметкой банка об исполнении,
подтверждающего перечисление задатка на расчетный счет, указанныйв извещении; — описи представленных документов в 2-х экземплярах.
2.10. Одно лицо имеет право подать по конкретному лоту только
одну заявку на участие в аукционе.
2.11
. Все поданные заявки регистрируются Аукционной комиссией в
журнале установленной формы. Одновременно с регистрацией
Аукционная комиссия оформляет и регистрирует «Договор о внесении
задатка»
. Один экземпляр Договора передается Заявителю.
Участнику закрытого аукциона высылается письменное уведомление ополучении Аукционной комиссии заявки с указанием даты еерегистрации и один экземпляр оформленного договора
. Уведомление
посылается заказным письмом с регистрацией вручения.
2.12
. Заявителю может быть отказано в приеме документов в
следующих случаях:
— заявка подана по истечении срока приема заявок, указанного в
сообщении;
— заявка подана лицом, не уполномоченным надлежащим образом
действовать от имени Заявителя;
— представлены не все необходимые документы по перечню,
объявленному в сообщении, либо представленные документы оформленыне надлежащим образом или содержат ложные сведения. Отметка об отказе в приеме документов с указанием причины отказа
делается на описи представленных Заявителем документов должностным
лицом Аукционной комиссии, осуществляющим прием документов.
Заявка и документы, не принятые Аукционной комиссией,
возвращаются Заявителю в день их поступления вместе с одним
экземпляром описи документа, на котором делается отметка об отказе
в приеме документов с указанием причины отказа, путем вручения ихЗаявителю или его уполномоченному представителю под расписку
. 2.13. Отказ Заявителю в участии в аукционе может быть обжалован
им в судебном порядке
. Принятие судом к производству иска
Заявителя к Аукционной комиссии приостанавливает проведение
аукциона.
2.14
. Решение Аукционной комиссии о признании Заявителей
Участниками аукциона оформляется протоколом, в котором указываются
принятые и отозванные заявки с указанием Заявителей, признанных
Участниками аукциона, а также заявок, по которым принято решение вотказе к допуску к участию в аукционе с указанием оснований для
такого отказа
. 2.15. Физические и юридические лица получают статус Участника
аукциона после оплаты билета и внесения в соответствии с Договором
задатка.
2.16
. Участник аукциона имеет право:
— до проведения аукциона убедиться в соответствии реального
состояния земельного участка лоту, производить в установленный
срок осмотр участка, получать по нему необходимые консультации,
привлекать за свой счет экспертов или специализированные
организации для определения состояния участка; — участвовать в аукционе самостоятельно или через своихдоверенных представителей;
— приобретать при необходимости за дополнительную плату копии
пакета документов;
— отказаться от участия в аукционе до его начала, подав
Аукционной комиссии в письменной форме уведомление об отказе в
аукционе. В этом случае задаток возвращается Заявителю в порядке и
сроки, установленные в «Договоре о внесении задатка».
2.17
. Участник аукциона обязан:
— соблюдать правила, установленные настоящим Порядком; — в случае признания победителем аукциона подписать протокол
аукциона
. 2.18. Аукционная комиссия аукциона имеет право:
— определять стоимость билета на открытый аукцион для участников
и зрителей;
— отказаться от проведения аукциона в любое время, но не
позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения. В этом
случае задаток возвращается Заявителю в порядке и сроки,
установленные «Договором о внесении задатка».
В случаях, когда Аукционной комиссии отказалась от проведения
аукциона с нарушением установленных данным Порядком сроков, онаобязана возместить участникам понесенный ими ущерб
. 2.19. Аукционной комиссии обязана:
— обеспечить проведение аукциона в соответствии с настоящим
Порядком;
— не разглашать сведений о лицах и организациях, участвующих в