Что такое приватизация земельных участков

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.
Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
В результате приватизации, граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.
Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).
В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Правовые основания приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.
Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178–ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).
Приватизация не застроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях, применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также другие нормативные акты.

Основные нормативные акты, позволяющие приватизацию земельного участка

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:
1. Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»,
2
. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности»,
3
. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535,
4. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»,
5
. Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

С 27 апреля 2002 года приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 года бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Какие земельные участки не могут быть приватизированы

Приватизации, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:
— лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
— общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);
— транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;
— зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Данный перечень земельных участков, которые не подлежат приватизации, не является исчерпывающим.
В соответствии со статьями 129 и 209 Гражданского кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается земельным законодательством. Если в иных федеральных законах содержится запрет на передачу земельных участков в частную собственность, то это свидетельствует и о запрете на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
Например, как указано в п
. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
Приватизации не подлежат также земельные участки, которые были изъяты из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если федеральными законами не установлено иное.

Способы приватизации земельных участков

Способы приватизации земельных участков перечислены в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с данной нормой приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, а также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.
Особенности отчуждения земельных участков определены в ст
. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их ис¬пользования, за исключением следующих случаев:
— отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;
— отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.
В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора
. После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность.
Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

Приватизация земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения осуществляется бесплатно.

Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, запись на прием по телефону: 8(495) 998-58-08

Внимание! Копирование материалов с этого сайта разрешено только при условии указания гиперссылки на http://www.ya-advokat.ru/

Земля и строительство
Последние публикации в прессе (Все публикации)

8 апреля 2013 в 1:11

При проведение  due diligence сделок с землями сельскохозяйственного назначения, нас часто просят дать пояснения как у сельских жителей возникло право на земельные доли, и  может ли возникнуть такая ситуация, когда на эти земли попытаются предъявить свои права сельскохозяйственные организации, действовавшие в период приватизации.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к земельной реформе 1991 года.

Земельная реформа, начатая в 1991 году, проводилась в соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса»  колхозам и совхозам было вменено в обязанность провести в 1992 году реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

До земельной реформы и реорганизации бывших колхозов и совхозов деление земель сельскохозяйственного назначения на сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья не имело правовых последствий, так как все эти земли закреплялись за сельскохозяйственными организациями на одном праве – праве постоянного (бессрочного) пользования и находились в государственной собственности.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий и несельскохозяйственных угодий поменялся в ходе осуществления земельной реформы.

В соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса»  колхозам и совхозам было вменено в обязанность провести в 1992 году реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Реорганизация колхозов и совхозов осуществлялась одновременно с реализацией постановления Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР от 15.03.1991 «О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной  реформы в РСФСР». В соответствии с этим постановлением разрешалось изымать у колхозов и совхозов без их согласия все неиспользуемые ими земли, а также до 10% площади используемых сельскохозяйственных угодий. Изъятые земли зачислялись в фонд перераспределения земель, из которого органы местного самоуправления затем предоставляли земельные участки гражданам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства.

Колхозы и совхозы «потеряли» по 10% сельскохозяйственных угодий.

Оставшиеся у них 90% сельскохозяйственных угодий были поделены на условные земельные доли без определения их границ на местности с передачей земли в собственность граждан.

Все сельскохозяйственные угодья у колхозов и совхозов были изъяты и они как юридические лица остались только с несельскохозяйственными угодьями, приватизация которых не проводилась.

За созданными на базе бывших колхозов и совхозов новыми сельскохозяйственными обществами, товариществами и кооперативами несельскохозяйственные угодья закреплялись на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Сельскохозяйственные угодья оказались в общей долевой собственности граждан, каждый из которых получил Свидетельство о праве собственности на землю.

Имущество колхозов и совхозов также было поделено на имущественные паи граждан в зависимости от трудового вклада конкретного гражданина и перестало быть имуществом юридического лица.

Таким образом, создаваемые новые сельскохозяйственные общества, товарищества и кооперативы получили право на использование только несельскохозяйственных угодий на праве постоянного (бессрочного) пользования. Вопрос об использовании сельскохозяйственных угодий и имущества бывших колхозов и совхозов необходимо был решать на добровольных договорных отношениях с гражданами — собственниками земельных долей и имущественных паев.

Согласно ст. 116 «Понятие общей собственности» ГК РСФСР 1964 года «имущество может принадлежать на праве общей собственности двум или нескольким колхозам… либо двум или нескольким гражданам». Действующий в настоящее время ГК РФ сохранил тот же институт: «имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности» (п.1 ст. 244).

Следовательно, колхозы и совхозы, а также их правопреемники – сельскохозяйственные предприятия не являлись, и не могут являються двумя или несколькими лицами. Согласно абз. 2 п.2 ст. 48 ГК РФ они считаются юридическими лицами.

Согласно статье 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным общества, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.

При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно (ст. 8 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1).

Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

В соответствии с п.6 Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.91 № 323 коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих земли на праве бессрочного (постоянного) пользования обязана были принято решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местная администрация обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю.

Указ Президента РФ от 27.12.91 № 323 и Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», инструкции и рекомендации Роскомзема не ставят  передачу в собственность граждан земель в прямую зависимость от того, реорганизовано сельхозпредприятие или не реорганизовано.

В соответствии с п. 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 и разработанного в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

Пункт 5 Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» в редакции, действовавшей до 1999 года, предусматривал, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Сельскохозяйственное предприятие может быть участником долевой собственности вместе с другими физическими или юридическими лицами в индивидуальном порядке. Закрепление же за ним земель сельскохозяйственного назначения на праве общей совместной собственности противоречит самому институту общей собственности, которому присуща множественность субъектов права на одну вещь.

Также не могут существовать одновременно два одинаковых права собственности на один и тот же объект (один и тот же земельный участок), с одной стороны, у юридического лица, с другой – у совокупности физических лиц: либо оба недействительны, либо право собственности на указанный объект имеется только у кого-то из них. Поскольку земельные доли, закрепленные свидетельствами за физическими лицами, последние получили в результате приватизации, то именно они являются собственниками земельных долей.

Собственники земельных долей (паев) без согласия других собственников имели право продавить земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.

Указ Президента РФ от 27.10.93 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» не предписывал выдавать свидетельства о праве общей совместной или общей долевой собственности на одну и ту же землю (на один и тот же конкретный объект – земельный участок или земельный массив) одновременно и совокупности физических лиц и юридическому лицу (хотя бы последнее и было создано этими физическими лицами).

В частности, в абз. 2 п.2 Указа (единственном абзаце Указа, где речь идет одновременно о физических и юридических лицах и об их праве образовывать общую собственность) говорится, что «граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев)».

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ не содержат указаний на то, что если сельскохозяйственное предприятие не завершит реорганизацию до 1 января 1993 г., то главы районных администраций вправе своими постановлениями признать недействительной приватизацию земель. В п.3 Указа Президента от 27.12.91 № 323 записано: «колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах». Однако данный Указ и последующие нормативно-правовые акты  не предусматривают каких-либо санкций за «непроведение реорганизации»

Аграрная реформа предусматривала реорганизацию и перерегистрацию колхозов и совхозов (п.3 Указа Президента РФ от 27.12.91 № 323), с одной стороны, и приватизацию земли (п.6 Указа Президента РФ от 27.12.91 № 323), с другой стороны.

Положения Постановления Правительства РФ от 04.09.1992  № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» применяются к реорганизуемым сельхозпредприятиям в том случае, если до 4 сентября 1992 г. их коллективы не принимали каких-либо решений о реорганизации и приватизации. Постановление Правительства № 708 не имеет обратной силы, и содержало правило, согласно которому, если трудовой коллектив сельхозпредприятия уже принял решение о реорганизации предприятия и приватизации земли, то оно является действительным. Данная точка зрения подтверждается и письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 14 декабря 1992 № 2-12/3227. В соответствии с данными нормативными актами, не подлежат пересмотру решения трудовых коллективов хозяйств о наделении земельными долями, принятые до 04 сентября 1992 г.; после этой даты юридическую силу в вопросах наделения земельными долями стали иметь только решения глав местных администраций.

Сельскохозяйственные предприятия, членам коллективов которых земля принадлежала на праве общей совместной или общей долевой собственности, в 2-недельный срок с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче свидетельства должны были представлять в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев).

Собственники земельных долей (паев) имели право без согласия других собственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также обменивать земельную долю (пай) на имущественный пай, передавать ее по наследству, получать стоимостное выражение (стоимость) земельной доли в случае выкупа принадлежащего коллективу на праве общей совместной или общей долевой собственности земельного участка и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.

Собственники земельных долей (паев) без согласия других собственников имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции. При этом члены коллектива имели преимущественное право на приобретение земельных долей (паев) перед иными покупателями.

Выдел земельной доли (пая) в натуре производился с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования.

Права по выделению земельных долей (паев) в натуре не распространялись на работников сельскохозяйственных предприятий, реорганизация которых производилась в соответствии с пунктами 20-23 и 26 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года N 708».

В Письме Высшего арбитражного суда РФ от 10.01.1994 № ОЩ-7/ОЗ-8 в п. 3 указано, что «право собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Свидетельство на право собственности подлежит обязательной регистрации в регистрационной (поземельной) книге».

Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли[1].

Право на земли сельскохозяйственного назначения получали граждане, а не предприятия. Прямой причинно-следственной связи между существованием реорганизованного коллективного сельскохозяйственного предприятия, его реорганизацией, и процессом возникновения у граждан права долевой собственности на землю нет.

Тем не менее, на практике встречаются ситуации, когда земельные доли передавались в имущественные паевые фонды сельхозкооперативов, или в уставный капитал сельскохозяйственных организаций иных организационно-правовых форм.

Для того, чтобы избежать в последующем неприятных ситуаций и судебных процессов, рекомендую проверять наличие или отсутствие данных фактов при принятии решения о совершении сделки с земельными долями или земельными участками, образованными из земельных долей.


[1] Данная позиция подтверждается Определением Высшего Арбитражного суда РФ от 14.01.2008 № 14382/07 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда РФ»

ПродMag

Читайте также:

  • Минсельхоз предложил сделать невыгодным владение неиспользуемой землей
  • Кадастровые работы дачных участков — за счёт государства
  • «МК» накануне Дня народного единства поздравил россиян… дачными репрессиями
  • Земля нуждается в правильном питании
  • «Дачники без границ». Росреестр указал: отсутствие межевания не лишает прав на сотки
  • «Из-под «Ленты» уходит земля». Ритейлер распродает свои участки
  • В.Путин: «дальневосточный гектар» нужно распространить на соотечественников за рубежом
  • Число заявок на «дальневосточный гектар» превысило 100-тысячный рубеж
  • Жителям Подмосковья могут снизить налоги на землю. По новым правилам, но чьим… И для кого?
  • Эксперты Кудрина предложили провести земельную реформу в России. Не поздно ли…

Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация земель сельскохозяйственного назначения (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Статья: Основания классификации способов приватизации земельных участков
(Малышева А.В.)
(«Право и экономика», 2017, N 11)
О.И. Крассовым были выделены следующие процедуры приватизации земельных участков: «приобретение земельного участка на торгах; приватизация земельного участка при приватизации государственного или муниципального предприятия; приватизация земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пользование; предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан; приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств» .

Под приватизацией сельскохозяйственных земель понимается передача из государственной или муниципальной собственности участков земли (обычно дачных или садовых) во владение физическим лицам или организациям. Приватизация может происходить как на возмездной основе, так и бесплатно.

Особенности приватизации

Приватизация необходима для возможности полноправно владеть и распоряжаться земельным наделом, так как, только имея участок в собственности, можно осуществлять следующие действия:

  • Продажа;
  • Дарение;
  • Обмен;
  • Передача по наследству.

Не оформленные в собственность земли можно только передать по завещанию, если они используются на правах пожизненного наследуемого владения, а вот земельные садовые и дачные участки, находящиеся в постоянном бессрочном пользовании у граждан, после смерти таких граждан переходят в собственность государства как выморочное имущество.

Государство значительно упростило процедуру оформления приватизации рядом законодательных актов.

Приватизация сельскохозяйственных земель регулируется:

  • Законом № 101 «Об обороте СХ-земель»;
  • Законом № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ»;
  • Законом № 178 «О приватизации…».

Право бессрочного использования дачных участков не передаётся по наследству, но приватизация таких земель не ограничивается сроком, согласно пункту 2.1 ст. 3 ФЗ № 137.

Приватизация садовых и дачных наделов, используемых по праву бессрочного пользования, осуществляется при получении разрешения муниципальных или федеральных властей, согласно ч. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ.

Необходимые документы

Для осуществления приватизации пользователям сельскохозяйственных наделов необходимо получить правоустанавливающие документы, свидетельствующие о наличии права на приватизацию.

К таким документам могут относиться:

  • Свидетельство о праве постоянного бессрочного использования;
  • Свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения;
  • Соглашение об аренде земли у государства;
  • Документ о предоставлении земли в пользование;
  • Садовая членская книжка садовода.

Если у землепользователя имеется только членская книжка, то ему необходимо обратиться в правление для получения справки о предоставлении земли именно данному лицу (или его родственнику) земельного надела в пользование ранее.

Помимо правоустанавливающих документов, претендующему на приватизацию лицу необходимо собрать:

  • Выписку из ЕГРП на приватизируемый участок с указанием государственного собственника;
  • Справку о постройках на участке;
  • Кадастровые документы (если есть);

Для приватизации садовых или дачных наделов с 2015 года больше не нужно заказывать межевые работы у кадастровых инженеров при отсутствии установленных границ.

Землепользователь может самостоятельно составить план-схему участка относительно соседних и утвердить её у председателя правления садового товарищества, а кадастровые работы провести уже после оформления прав собственности.

Выписка из ЕГРП определяет место подачи заявления. Если участок находится в муниципальной собственности , то разрешение на приватизацию необходимо получать в земельном комитете местного муниципалитета, а если участок находится в федеральной или региональной собственности, то для приватизации нужно будет обратиться в отделение Росимущества, узнать адрес которого можно на сайте.

Порядок процедуры

Оформление прав собственности на сельскохозяйственные земли происходит следующим образом:

Обращение к государственному владельцу земли с заявлением о приватизации;
Получение разрешения на приватизацию;
Обращение в орган Росреестра для оформления прав собственности.

Заявление на приватизацию составляется землепользователем и должно содержать просьбу о передаче земли во владение на основании законодательных актов (перечислить), а также следующие данные:

  • Адрес земельного надела;
  • Площадь надела;
  • Тип права пользования;
  • Номера правоустанавливающих документов;
  • ФИО и контактные данные заявителя.

Заявление рассматривается земельным комитетом максимум 30 дней, после чего выдаётся отказ или разрешение на приватизацию. Отказ может быть получен по следующим причинам:

  • Указание недостоверных и/или неточных данных в заявлении;
  • Использование права приватизации ранее;
  • Невозможность предоставить землю в связи с её ограничением в обороте.

При получении отказа заявителю следует исправить неточности и подать заявление повторно.

Отказ из-за ограничения земли в обороте в частности касается участков, расположенных в пределах 100 метров от воды. Такие участки запрещено приватизировать (п. 3 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»), они выдаются гражданам только в долгосрочную аренду.

После получения разрешения, заявителю нужно обратиться в отделение Росреестра для оформления прав собственности, приложив к разрешению следующие бумаги:

  • Копию паспорта;
  • Квитанцию госпошлины;
  • Схему участка, заверенную председателем СНТ.

Регистрация занимает десять дней, после чего выдаётся свидетельство о праве собственности.

Стоимость

Для владельцев дачных и садовых участков приватизация осуществляется бесплатно, нужно только будет заплатить госпошлину за регистрацию права собственности в размере 200 рублей.

Для пользователей крестьянских хозяйств и других сельскохозяйственных организаций, целью которых является извлечение прибыли стоимость приватизации будет рассчитываться из кадастровой цены приватизируемых земель, но не более 15% от её стоимости в случае, если участки были переданы в муниципальную или федеральную собственность менее полугода назад (п. 5.1 ст. 10 ФЗ № 101).

Сельскохозяйственные угодья, используемые по праву пожизненного наследуемого владения (кроме дачных и садовых участков), приобретаются за процент от кадастровой стоимости, установленный местными властями, но не более 15% (п. 7 ст. 10 ФЗ № 101).

Приватизация земель общего пользования

На территориях садовых и дачных товариществ, помимо земель, находящихся в пользовании граждан, существуют земли общего пользования, к которым относятся:

  • Дороги;
  • Проезды;
  • Газоны и т.д.

Данные земли находятся в собственности муниципалитета или государства, предоставившего участок садовому или дачному кооперативу.

Нередки случаи, когда граждане самовольно передвигают натуральные границы своих наделов (заборы), забирая часть земель общего пользования.

Такие земли могут быть оформлены в собственность граждан только путём приватизации с выкупом в следующих случаях:

  • Присоединение земель общего пользования не нарушает правила публичного сервитута, установленные на территории СНТ;
  • Присоединение земель не нарушает права третьих лиц;
  • Площадь участка, к которому присоединятся земли общего пользования, увеличится не более, чем на 10%;
  • Присоединяемые земли не подходят к красным линиям СНТ ближе, чем на один метр.

Отсутствие нарушения сервитута означает, что в результате приватизации не будет нарушена возможность прохода или проезда через участок.

Приватизация земель общего пользования возможна только после оформления в собственность основного участка.

Порядок действий

Приватизация земель данного вида происходит в следующем порядке:

  • Направляется запрос в правление СНТ на отсутствие нарушения прав третьих лиц от присоединения земли;
  • Заказываются межевые работы для получения кадастровых документов на присоединяемую землю;
  • Подаётся заявление в органы местного самоуправления за разрешением на приватизацию;
  • После получения разрешения и определения цены происходит регистрация права собственности в органах Росреестра.

Цена присоединяемых земель не может превышать их кадастровую стоимость, процент цены от кадастровой стоимости определяется законами субъектов федерации и постановлениями местного муниципалитета.

Итак, приватизация сельскохозяйственных земель происходит бесплатно и без оформления кадастровых паспортов, если такие земли относятся к дачным или садовым участкам. Оформление прав собственности на земли других типов осуществляется за плату и с предварительным межеванием за счёт землепользователя.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Текст научной статьи
на тему «ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ СОСТАВА ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

»

Право собственности

Ю.Н. Андреев

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ СОСТАВА ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Впервые термин «приватизация земли» был введён Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Земельный кодекс РСФСР 1991 г. не содержал этого понятия. В Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 появились понятия «выделение земли в собственность бесплатно», «предоставление земли», «получение земли».

Современное земельное законодательство предусматривает 2 вида приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения: 1) бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не имеющего в пользование земельный участок; 2) бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.1

Приватизация публичных земельных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения и предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель (признание права на земельную долю), регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назна-чения,2 а также региональным земельным законодательством.

1 Третьим вариантом можно назвать приватизацию гражданином земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие приватизатору на праве собственности.

2 Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 11-ФЗ (в ред. от 5 февраля 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

Согласно названному Закону, сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться гражданам в соответствии со ст. 28 ЗК РФ на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 4. ст. 10). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть переданы гражданам в собственность (п. 6 ст. 10).

Таким образом, региональное земельное законодательство устанавливает: 1) случаи бесплатного предоставления гражданам на праве общей собственности сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования; 2) перечень категорий граждан, имеющих право на получение доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (далее — земельная доля), предостав-

ленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования; 3) порядок определения размера земельной доли. К видам такого регионального законодательства могут относиться Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации, Законы «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения», другие региональные законы.

Так, согласно Закону Воронежской области от 3 мая 2005 г. «О предоставлении гражданам в собственность бесплатно сельскохозяйственных угодий, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных организаций» (в ред. Закона Воронежской области от 28 декабря 2005 г. № 93-ОЗ)1, право на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность в соответствии с настоящим Законом имеют следующие категории граждан:

1) работники данной сельскохозяйственной организации, состоящие в трудовых правоотношениях с указанной сельскохозяйственной организацией не менее шести месяцев на день проведения общего собрания трудового коллектива, в том числе:

— временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации: военнослужащие срочной службы, стипендиаты сельскохозяйственной организации, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребёнком;

— уволенные из этой организации по сокращению численности или штата работников после 27 января 2003 г. и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с настоящим Законом.

В число работников сельскохозяйственной организации, имеющих право приватизации земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом, не включаются временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым

1 Коммуна. 2005. 14 мая. № 71.

договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другой организации;

2) пенсионеры, уволенные из данной сельскохозяйственной организации в связи с выходом на пенсию;

3) пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации, ранее использовавшей данные сельскохозяйственные угодья на праве постоянного (бессрочного) пользования;

4) лица, занятые в социальной сфере на селе (работники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, образования, расположенных на территории сельскохозяйственной организации), а также пенсионеры, уволенные из указанных в настоящем пункте организаций в связи с выходом на пенсию, по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области;

5) дети, муж (жена), родители лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли и умершего после подачи заявления о включении его в списки лиц, имеющих право на приватизацию сельскохозяйственных угодий (ст. 4).

Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на территории Воронежской области и находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании, за исключением государственных и муниципальных учреждений, могут в соответствии со ст. 28 ЗК РФ бесплатно предоставляться гражданам, указанным в вышеизложенном перечне, на праве общей долевой собственности в случае добровольного принятия ими решения о приобретении права общей долевой собственности на указанные сельскохозяйственные угодья.

Эти граждане имеют право однократно приватизировать в общую долевую собственность земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Претенденты на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения обязаны документально подтвердить, что ранее они не участвовали в приватизации земель сельскохозяйственного назначения (ст. 3 областного Закона).

Размер земельной доли определяется в соответствии с требованиями комментируемого

Закона по каждой сельскохозяйственной организации индивидуально. Размер земельной доли выражается в гектарах с указанием арифметической доли и определяется в следующем порядке: размер земельной доли в гектарах рассчитывается путём деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность лиц, имеющих право на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом, на число этих лиц. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется в соответствии с действующим законодательством по данным государственного земельного кадастра.

Размер земельной доли не может превышать среднерайонную норму предоставления земельных долей, применявшуюся при приватизации сельскохозяйственных угодий во время реорганизации сельскохозяйственных организаций в 1991-1993 гг. Размер земельной доли устанавливается независимо от трудового вклада, но при наличии стажа работы гражданина в данной сельскохозяйственной организации не менее 6 месяцев.

Размер земельной доли для детей, мужа (жены), родителей лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли и умершего после подачи заявления о включении его в списки лиц, имеющих право на приватизацию сельскохозяйственных угодий, определяется в зависимости от их количества. При этом, размер земельной доли, причитающейся умершему лицу, соответствует размеру земельной доли лиц, имеющих право на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом в данной сельскохозяйственной организации (ст. 5).

В связи с принятием областного Закона от 3 мая 2005 г. № 24-03 администрация Воронежской области приняла постановление о мерах по реализации этого Закона, включающих в себя: 1) подготовительные работы; 2) формирование списка граждан, имеющих право на земельные доли; 3) определение состава сельскохозяйственных угодий; 4) утверждение списков граждан и определение земельных долей.1

1 Коммуна. 2005. 1 ноября.

Областная администрация разработала также Примерные формы документов по предоставлению гражданам в собственность бесплатно сельскохозяйственных угодий, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных организаций.2

Как указано в Постановлении областной администрации, общее собрание проводится по предложению сельскохозяйственной организации, предложению членов трудового коллектива сельскохозяйственной организации, органа местного самоуправления по месту нахождения сельскохозяйственной организации или уполномоченного органа. Извещение о дате проведения общего собрания трудового коллектива производится не позднее чем за 30 дней до даты его проведения посредством размещения соответствующих объявлений и другими допустимыми способами. Общее собрание трудового ко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «Государство и право. Юридические науки»