Приветствую вас, уважаемые риэлторы и  другие пользователи моего сайта! В этой статье я делюсь личным опытом присоединения небольшого участка 2.4 сотки к уже существующему участку 10 соток, который оформлен в частную собственность и на котором расположен домик 1963 года постройки. Оба участка находятся в категории населенных пунктов в городской черте.

В прошлом году, благодаря закону РФ 171-ФЗ, я решила присоединить к своему небольшому участку добавочно еще немного земли, так как за забором была полоска «ничейной» земли, а по факту мы уже на ней сажали огород. Присоединить можно было только путем выкупа у Администрации по кадастровой стоимости, по новым законам, или можно было взять в аренду. Этот опыт мне был очень важен в моей деятельности как риэлтора и как преподавателя.

Первое, что я сделала, это выяснила, что по Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в моем городе минимальная площадь вновь образованных участков – 6 соток, значит, я могу претендовать на покупку участка 2.4 сотки без торгов, так как площадь меньше норматива.

Второе – надо было выяснить свободна ли эта земля и не находится ли она в аренде или в общем пользовании, а также в какой зоне использования по ПЗЗ находится этот свободный участок. Для этого я написала заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне Выписку из ПЗЗ на конкретный участок 10 соток с определенным кадастровым номером и прилегающий к нему участок. К заявлению я приложила распечатку с Публичной карты Росреестра со своими рисунками.  Каждый риэлтор должен уметь работать с Публичной кадастровой картой. Ровно через 30 дней я получила официальный ответ со схемами, из которого я поняла, что земля, на которую я претендую абсолютно свободна и можно начинать процедуру оформления.

Третье — я заказала у кадастрового инженера Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за две тысячи рублей в течение трех дней Схема была готова. Дело в том, что к заявлению о присоединении участка должна прилагаться только Схема установленного образца и никакая друга не принимается во внимание.

Четвертое-вот только теперь я подала заявление в Администрацию с просьбой о присоединении земельного участка к моему собственному, путем перераспределения из муниципальной площади с приложением правоустанавливающих документов на старый участок и Схемой на новый участок. Можно было, конечно сразу же подать заявление в Администрацию, а потом ждать согласия или отказа, но я решила сначала выяснить, что присоединяемый участок подходит для этой цели, а потом начать процедуру оформления в собственность, чтобы быть уверенной в положительном результате.

Пятое – через 30 дней меня пригласили на подписание Протокола земельной комиссии, из которого я узнала о положительном решении вопроса. Я подписала Протокол, только после этого мне выдали Постановление об утверждении Схемы присоединяемого участка и только потом, на основании этого Постановления кадастровый инженер провел геодезическую съемку и подготовку межевого дела не на маленький участок 2.4 сотки, а на весь будущий большой участок 12.4 сотки. Прошло еще 45 дней.

Шестое – я подала новое повторное заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне в собственность участок 2.4 сотки путем перераспределения земли из муниципальной собственности за плату по полной  кадастровой стоимости, то есть 55 000 рублей на тот момент за 1 сотку. Уже к этому заявлению я приложила все новые документы, Протокол, кадастровый паспорт на вновь образованный участок 12.4 сотки.

Седьмое – через 30 дней мне позвонили из Администрации и предложили подписать Соглашение о присоединении участка путем перераспределения муниципальной земли, и оплатить стоимость, выкупаемого  участка, в  течение 10 дней после подписания Соглашения.

Восьмое – подача документов на регистрацию права собственности на новый участок 12.4 сотки  в Росреестр. Сначала я написала заявление об аннулировании старого участка , и тут же новое заявление на регистрацию права собственности на новый участок 12.4 сотки. Через 30 дней я получила новое Свидетельство о регистрации права собственности на новый участок. Госпошлина составила 2000 рублей, а не 350 как на участок без строения, так как на этом участке уже увеличенном стоит жилой домик.

Вся процедура оформления заняла 9 месяцев, расходы всего вместе с выкупом получились 153 000 рублей, выкуп 137 000 рублей, а остальное побочные расходы на оформление, межевание, аренду. Вот еще есть нюанс, меня, можно сказать, заставили оплатить аренду за выкупаемый участок с 2009 года, так как именно столько я владею этим домом, Администрация посчитала, что я фактически пользовалась этим участком все это время. Так как аренда была недорогая, всего 7 800 рублей я не стала спорить, хотя до сих пор не могу понять насколько это правомочно это со стороны Администрации.

Я поделилась своим личным опытом, который будет полезен всем, желающим присоединить дополнительный земельный участок, а также риэлторам, занимающимся оформительской деятельностью.

Законодательная основа для аренды без торгов

Территории, которые принадлежат государству, а также находятся во владениях местной власти, могут без особых проблем передаваться, без торгов в аренду, согласно регулирующей этот процесс статьи 39.6 ЗК РФ. Закон указывает на условия получения наделов гражданами РФ, некоммерческими образованными людьми организациями и официальными юридическими лицами.

О выделении территории говорит и статья 39.14 ЗК РФ, но она уже устанавливает порядок предоставления участков, и рассматривает варианты выделения таких земель.

Статья 39.16 ЗК РФ указывает на обоснование отказов в возможном предоставлении наделов арендаторам, оговаривает причины и возможности таких решений.

Виды предоставляемых земель

Для аренды широко используются только земли сельскохозяйственного значения, остальные разрешенные для предоставления виды земли регулируются законами, относящимися непосредственно к каждой определенной категории, где существует свой порядок, свои условия, а также особые требования.

Условия предоставления наделов

Аренда находящейся у владельца территории, вне проведения аукционов, предполагает соблюдения некоторых условий:

  1. Если между арендатором и владельцем земли был составлен договор, предусматривающий развитие и благоустройство территории.
  2. Если надел земли относится к землям общего хозяйственного пользования и создан, согласно разделению надела гражданами, которые составляют некоммерческую организацию, проводят работы по организации садоводства, земледелия и огородничества.
  3. Если территория сельскохозяйственного назначения выделена в бессрочное владение общине или религиозной организации.
  4. Если надел предоставляется определенной религиозной организации или общине и имеет принадлежащие ей строения религиозного, а также благотворительного назначения.
  5. Если в семьях имеется трое детей или более. Семьям выделяются наделы для индивидуального частного строительства, если семья нуждается в жилье и находится на учете по его предоставлению.
  6. Если земля раньше предоставлялась в бесплатное пользование для частного строительства или ведения собственного хозяйства. Территория предоставляется людям, которые уже использовали надел с условием, что через пять лет земля перейдет в его собственность.
  7. Если участок раньше предоставлялся человеку в бесплатное использование для организации частного, фермерского, или колхозного хозяйства. Надел предоставляется людям, которые уже использовали эту землю с условием, что она перейдет в собственность через пять лет после его предоставления.

Внимание! Земельные наделы переходят в собственность владельцев построек при использовании земли арендаторами согласно ее целевому назначению на протяжении всего периода действия соглашения.

Предоставление земельного участка без торгов в аренду

Статья 39.6 ЗК РФ регулирует процесс выделения участков и указывает на предоставленные законом возможности аренды земельных наделов без торгов.

Заинтересованные лица, руководствуясь законодательными актами, могут использовать свое право на заключение соглашений с местными администрациями, не прибегая к торгам в случаях когда:

  • земли выделены под размещение объектов различных сфер деятельности;
  • выделения наделов происходит под магистральные трубопроводы, тепловые, газовые станции, объекты электроэнергетики и водоснабжения;
  • территория выделена для развития земель, а с людьми уже было ранее заключено соглашение;
  • земли предназначены для развития территории и выделены некоммерческим организациям, которые создали граждане с целью возведения жилых зданий;
  • территории, где освоение земель осуществляется некоммерческими организациями с целью организации садоводства, небольших дачных хозяйств, а также огородничества;
  • земельные наделы с располагающимися на них строениями, выделяемые в собственность людям, которым принадлежат построенные объекты;
  • земельные наделы выделяются для организации фермерских хозяйств, для частного жилищного строительства, ЛПХ, участки под сенокос, выпас животных.

Внимание! В каждой области РФ на основе утвержденных государством законов создаются свои региональные законодательные акты, регулирующие процесс и условия предоставления земли в аренду без торгов.

Пошаговая инструкция

Процесс предоставления земельных наделов может осуществляться благодаря регулирующим процедуру законам. Порядок предоставления земельных участков без торгов, предполагает очередность таких действий:

  1. на первом этапе арендатору необходимо определится с поиском участка. Информацию о свободных участках можно получить, обратившись к муниципальным властям и учитывая все возможные варианты осуществить свой выбор. Выписку о наличии свободных наделов можно получить непосредственно в Росреестре или выбрать самому на сайте организации.
  2. Следующий этап предполагает составление заявления. Решение этого вопроса можно перенести в кабинеты местной администрации. Заявление с прошением предоставления земли и указанием цели использования надела необходимо писать на имя главы. муниципалитета. В заявлении подробно указывается весь перечень предоставляемых документов: паспорт, ИНН код, справка с места работы, справка с места жительства.
  3. Решение местной администрацией будет вынесено в течение периода, предполагающего для этой цели тридцать дней. Такой срок предусмотрен законом.
  4. Все полученные на руки документы, необходимо предоставить кадастровой палате, чтобы получить паспорт на землю, а также поставить земельный надел на учет.
  5. Осуществление кадастровой оценки земли происходит на протяжении тридцати дней. Этот срок необходим для изготовления документов, изготавливаются также схемы и чертежи участка.
  6. После получения кадастровых документов, с местной администрацией составляется соглашение, в котором указывается целевое предназначение арендуемой земли. Основными пунктами составленного договора является:

    • дата и место подписания;
    • наименование субъектов заключивших сделку;
    • наименование объекта аренды;
    • имущество;
    • страхование;
    • период действия договора;
    • права и обязанности сторон;
    • целевое назначение надела;
    • условия использования;
    • существенные ограничения пользования землей;
    • условия и сроки передачи земли в пользование;
    • ответственность сторон;
    • форс-мажорные обстоятельства;
    • заключительные положения;
    • адресные реквизиты сторон с подписями.
  7. Договор аренды регистрируется в государственных структурах Росреестра.

Важно! Ответственность за составление договора аренды возлагается на юридический отдел местной администрации. В соглашение записываются все необходимые и предусмотренные законодательством положения без выставления земельного надела на торгах.

Независимый юрист, по желанию арендатора может предоставить консультацию о внесении в договор поправок, которые облегчат условия пользования наделом земли.

Особенности процедуры выделения надела без торгов

Согласно ЗК РФ статья 39.6, п.2, земельные наделы могут быть предоставлены в аренду. Они имеют некоторые особенности связанные с передачей земли юридическим лицам, гражданским некоммерческим организациям, а также собственникам уже завершенных строений, с которыми раньше уже заключались соглашения по арендованной территории.

Законодательство предусматривает передачу наделов не коммерческим организациям для облагораживания территории. Земли из земельного надела передаются представляющим организацию людям, цель которых:

  • индивидуальное жилое строительство;
  • садоводство;
  • дачное хозяйство;
  • огородничество.

Выделение наделов в аренду осуществляется и юридическим организациям. Целью предоставления таких территорий является:

  • строительство зданий социально-культурной сферы;
  • реализации особых широкомасштабных проектов;
  • сооружение объектов социальной, а также культурной сферы назначения;
  • сооружение объектов коммунальной, а также бытовой сферы назначения;
  • сооружение нефтепроводов;
  • сооружение инфраструктуры для объектов связи;
  • сооружение инфраструктуры для объектов водоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов электроснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов теплоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов газоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов водоотведения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов федерального значения, а также местного и регионального значений;
  • бессрочное использование имеющейся у юридической организации территории;
  • территория, предоставляемая юридической организации по обмену вместо другого участка, который изымается.

Передача наделов собственникам, у которых не завершены строительные работы предполагает:

  • передачу земли со зданиями, выделение в аренду людям тех территорий, где находятся выделяемые им в аренду сооружения.
  • передачу земли с незавершенными строительными объектами, для его завершения. Наделы в аренду предоставляются однократно.

Выделение наделов гражданам, договора с которыми уже были заключены, предполагает заключения с ними новых соглашений на:

  • освоение земель;
  • развитие территории;
  • возведение жилых зданий;
  • деятельности согласно концессионному соглашению;
  • деятельности охотхозяйств;
  • развитие свободных экономических зон;
  • сооружение наемных домов сферы социального использования;
  • вылов водных ресурсов.

Цена земельного надела

Предоставляемые в аренду земные территории имеют свою цену, она зависит от кадастровой стоимости надела и устанавливается на уровне 60% от цены указанной в кадастре. Установлена такая стоимость для земель:

  • дачного хозяйства;
  • садоводчества;
  • гаражного строительства;
  • частного жилищного строительства, где собственники построек являются владельцами сооружений, что расположены на арендуемой территории;
  • для ведения частного подсобного хозяйства.
  • расположенных на участке зданий регионального, а также значения федерального, владельцами которых есть юридические организации

Преимущества и недостатки получения земельных наделов без торгов

К преимуществам такого способа приобретения земли можно отнести:

  • бесплатное стартовое приобретение земли;
  • разделенная на определенные части арендная плата;
  • учет выплачиваемой арендной платы в сумму выкупа надела;
  • строительство дома и хозяйственных построек;
  • использование надела для личных хозяйственных нужд
  • возможность продлить срок аренды;
  • возможность пересдать территорию в наем третьему лицу.

Недостатки такого варианта в том, что:

  • участок достается не бесплатно и за него необходимо выплачивать деньги;
  • устанавливается срок строительства дома;
  • арендатор может использовать надел только с целью, что указана в пунктах соглашения.

В остальном этот вариант практически ничем не отличается от других способов пользования землей и, конечно же, имеет право на жизнь.

Дисциплинированные граждане часто используют эту возможность, ведь соблюдая закон и рассчитывая свои собственные возможности можно добиться многого.

Аренда без проведения аукциона предоставляет гражданину возможность жить на земле и пользоваться территорией до окончания срока соглашения, а построив дом, выкупить надел по остаточной стоимости. Некоторые люди, имеющие возможности и желание прекрасно пользуются таким вариантом.

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
[Земельный кодекс РФ] [Глава V] [Статья 30]

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

1.2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

2.2. Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

2.3. Предоставление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, принимает решение о предоставлении таких земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и заключает с указанной Государственной компанией договор аренды таких земельных участков. Порядок расчета размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2.4. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицам, заключившим договоры об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договоры об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, некоммерческим организациям, созданным субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в аренду без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов.

Размер арендной платы по договору аренды такого земельного участка устанавливается в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок. В случае изменения размера ставки земельного налога размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) утратил силу;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) утратил силу;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

13. Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

14. Земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

15. Земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок:

1) занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур;

2) предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта.

16. Соглашение, указанное в пункте 15 настоящей статьи, может предусматривать передачу в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

17. Соглашение, указанное в пункте 15 или 16 настоящей статьи, должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.

В соответствии с законами РФ, гражданин может взять в аренду или приобрести в собственность участок земли, находящийся в собственности государства. Порядок и правила предоставления земли регулируются статьями главы 5.1 ЗК РФ. Вопросы получения участка в собственность рассмотрены в ст.39.3, а в аренду – в ст. 39.6.

По ст. 39.1 ЗК участок может быть предоставлен:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.
  • бесплатно в собственность по решению органов государственной или местной власти;
  • по договору продажи в собственность;
  • по договору аренды при предоставлении участка в аренду.

При предоставлении путем продажи или по договору аренды участок можно получить после торгов или без проведения торгов. В общем случае процесс предоставления участка происходит через проведение торгов. Но в ЗК приведены случаи, когда проведение торгов необязательно.

Когда торги не нужны

Такие случаи при продаже земли в собственность указаны в ст. 39.3. В частности, земельный участок (ЗУ) без проведения аукциона продается, если участок образуется из земли:

  • переданной в аренду для освоения территории;
  • предназначенной для ИЖС, дач или садоводов;
  • переданной крестьянскому хозяйству;
  • арендованной для с/х производства по истечении 3 лет аренды при правильном использовании ЗУ;
  • находящейся на Дальнем Востоке (в соответствии с постановлением Правительства).

В ст. 39.6 ЗК приведены возможные варианты аренды ЗУ без торгов. Кроме случаев, подобных перечисленным выше при продаже земли в собственность, договор аренды без торгов заключается при выполнении ряда других условий. Например, такой договор может быть заключен тогда, когда участок используется для сенокошения, выпаса скота, вылова рыбы, охоты, разработки ископаемых и тому подобного.

Порядок предоставления участка без торгов

В ст. 39.14 ЗК приведен алгоритм действий заявителя для получения ЗУ без торгов:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.
  1. Составляется схема расположения участка (при необходимости организации нового ЗУ).
  2. В орган, ведающий распределением земель, подается заявление о предварительном согласовании (ПС).
  3. В течение 30 дней органом власти принимается решение о ПС или отказе. Это решение направляется заявителю.
  4. При положительном решении вопроса заявитель должен обеспечить выполнение межевания участка и другие необходимые кадастровые работы.
  5. Проводится регистрация права муниципального или государственного органа на рассматриваемый ЗУ.
  6. Заявителем подается заявление на предоставление ему участка.
  7. Подписывается договор купли-продажи ЗУ или договор о его аренде.
  8. При покупке ЗУ новый собственник регистрирует свои права на участок.

Заявление о ПС включает следующие пункты:

  • ФИО, данные паспорта;
  • кадастровый номер участка (при его наличии в случае уточнения данных по участку);
  • основания для получения ЗУ без торгов;
  • вид права;
  • цель использования;
  • почтовый адрес, e-mail.

Образец бланка заявления можно скачать здесь.

При необходимости к заявлению прилагаются справка на подтверждение прав на получение участка без торгов, схема положения ЗУ.

При положительном решении и необходимости организации нового участка в решении о ПС указывается:

  • данные заявителя;
  • условный номер участка;
  • площадь участка;
  • кадастровые номера участков, из которых образован участок;
  • условие получения участка, согласно которому заявитель должен провести работы по образованию ЗУ в соответствии с межевым планом территории;
  • категория и разрешенное использование земли.

Для проведения межевания участка приглашается кадастровый инженер, который проводит кадастровые работы и создает отчет – межевой план.

При наличии межевого плана участка и других документов Росреестр производит регистрацию в ЕГРН права соответствующего органа на ЗУ.

После подачи заявления на участок и покупки участка новый владелец обязан зарегистрировать свое право в Росреестре (закон № 218-ФЗ). Для этого он должен подать заявление и приложить правоустанавливающий документ (договор о покупке), чек об уплате госпошлины и предъявить паспорт. После проверки сведения вносятся в ЕГРН. Правообладателю выдается выписка из ЕГРН.

Размер участка

Максимальные размеры ЗУ, для которых имеются градостроительные регламенты, определяются этими документами. Для территорий, которые не подпадают под действие таких регламентов, размеры участков определяются ЗК и другими законами (например, законом № 101-ФЗ «Об обороте с/х земель»).

Размеры участков различного назначения часто определяются местным законодательством. Например, размер ЗУ под ИЖС в Подмосковье для различных районов меняется от 0,15 до 0,4 га. Участок для подсобного хозяйства может достигать 0,5 га в населенном пункте и 2 га вне его. Для садов разрешается иметь участок в 0,15 га, для дачи – 0,4 га, а для фермерского хозяйства – 40 га.

Затраты

Затраты при получении прав на ЗУ – прежде всего цена данного участка (при его покупке) или арендная плата.

Арендная плата для участка, не проходящего этапа торгов, устанавливается местными властями. В первую очередь она зависит от кадастровой и рыночной стоимости участка. Например, такая плата в Подмосковье рассчитывается по специальной формуле, включающей базовую ставку и коэффициенты, зависящие от расположения и использования участка. Арендная плата указывается в договоре об аренде. При этом обычно указывается возможная корректировка этой платы. И она, как правило, корректируется в большую сторону.

Довольно большие затраты связаны с межеванием участка. Межевание участка – это целый комплекс работ, включающих подготовительные работы, работы на местности и работы по обработке полевых измерений. При этом для межевания должна использоваться высокоточная аппаратура.

Стоимость работ по межеванию различна в разных регионах РФ. И в одном регионе разные компании могут просить разную оплату за одну и ту же работу.

Наиболее высокие цены в Москве и Подмосковье. Например, компания «Граунд» выполняет работы по межеванию за 15000 руб., а компания «Вита-Хаус» – за 18500 руб. При осуществлении дополнительной регистрации права собственности и выдаче полной документации на участок вторая компания требует уже 51000 руб. В Ленинградской области компания «Сфира» делает межевание за 10000 руб., а стоимость межевания в Калининградской области равна 5000 руб.

При регистрации права на участок необходимо выплачивать госпошлину. Для граждан ее сумма равна 350 руб.

Покупатель ЗУ в соответствии со ст. 220 НК может получить налоговые льготы. В частности, при покупке участка под ИЖС покупатель участка может получить налоговый вычет и вернуть сумму в 13% от этого вычета. Вычет равен затраченным средствам, но он не должен быть больше 2 млн. руб.

Причины отказа

Причины для отказа органами власти в предоставлении заявителю участка без торгов приведены в ст. 39.16 ЗК. Там всесторонне рассмотрены возможные причины отказа.

  1. Отказ может быть получен из-за того, что в администрацию обратился человек, не имеющий права на получение участка без торгов, или заявление написано не по форме.
  2. Этот участок может быть уже занят. Например, он находится в бессрочном пользовании, находится в государственном пользовании, уже передан какой-то организации, на него назначен аукцион.
  3. Заявленная цель использования участка не соответствует разрешенному виду его использования или на данный участок не установлен разрешенный вид использования и категория.
  4. Площадь заявленного ЗУ имеет больший размер, чем площадь этого участка в проекте межевания территории.
  5. Границы участка требуют уточнения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Перераспределение земельного участка – это процесс расширения уже существующего надела посредством добавления новой делянки. Такая процедура стала возможной благодаря внесению изменений в Земельный кодекс РФ.

Как присоединить к своему участку свободную землю?

Чтобы выполнить присоединение нового земельного участка к существующему, необходимо выполнить следующие действия:

  • выяснить, есть ли у интересующего вас надела владелец. Если земля находится в муниципальном распоряжении, тогда можно заниматься перераспределением;
  • подготовить и подать заявление о «прирезке» в соответствующий орган власти;
  • к ходатайству приложить список документов, которые указывают на ваше право собственности относительно уже имеющегося надела, а также информацию о желаемом объекте.

Ваше прошение будет рассмотрено государственными органами власти. В случае отказа на предоставление землепользования, гос. структура обязана предоставить заявителю подробное обоснование своего решения.

Если же вопрос решен положительно, то землевладелец должен самостоятельно оплатить процедуру межевания, а также поставить на учет участок в новом виде. Только после выполнения всех обязательств будет подписан договор.

Законное оформление прирезки к основному участку

Следует отметить, что перераспределение можно оформить законным путем лишь в том случае, когда земля не представляет интереса для представителей муниципальной власти. При наличии спорных участков процесс может быть сильно затянут. Также, для ускорения процедуры «прирезки» необходимо предоставить четкие схемы, на которых красной линией прорисованы границы наделов.

Качественный межевой план сложно подготовить самостоятельно, лучше воспользоваться услугами опытных кадастровых инженеров, которые разбираются в этом вопросе. Такая официальная схема будет более весомым аргументом в вашу пользу по сравнению с самодельным планом, начерченным от руки.

Присоединение земельного участка по новому Земельному кодексу

Согласно внесенным 1 марта в законодательный акт изменениям, граждане России имеют право на увеличение площади уже имеющегося участка посредством присоединения дополнительной территории. Основанием для начала процедуры является обоюдное согласие всех участников сделки. Стоимость операции определяется правительством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом, прошение о «прирезке» рассматривается в течение 30 дней. Заявителю может быть отказано в перераспределении, если нарушена установленная процедура. Отказ оформляется в письменном виде и отправляется лично лицу, выступавшему инициатором «прирезки».

Одной из основных причин отклонения прошения может быть ситуация, когда заявитель претендует на земельный участок общего пользования, например, прибрежную зону.

Хотим отметить, что у нас на сайте вы можете подобрать земельный участок в аренду на выгодных условиях.

Дата публикации: 2017-06-29 14:16:11

Дата последнего изменения: 2017-11-10 18:08:16