Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

17
Окт

Изменение разрешенного использования земельного участка

Видео по теме

 Изменение вида разрешенного использования земельных участков:
Юристы и адвокаты нашего Содружества обладают существенным опытом в сопровождении изменения вида разрешенного использования земельных участков в Москве и Московской области.
Для более детального самостоятельного изучения данного вопроса вы можете ознакомиться с приведенными ниже теоретическими исследованиями земельных юристов.

Разрешенное использование земельного участка, история понятия:

Одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (градостроительным зонированием) и требованиями законодательства.
В законодательстве не описано, а в литературе не доказано, существуют ли иные способы установления (изменения) разрешенного использования земельных участков, кроме предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации зонирования территорий
.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, установивший в соответствии с предписанием пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации общие принципы и порядок проведения градостроительного зонирования, содержит противоречия с земельным законодательством, что порождает коллизии в правоприменительной практике
.
По мнению Л. Е. Бандорина,  разрешенное использование земельных участков – это неотъемлемый элемент правового режима земельного участка, установление которого имеет целью определение конкретного, устойчивого способа использования земель, соответствующего целевому назначению земель, из состава которых образован земельный участок. При этом неотъемлемость разрешенного использования земельных участков означает, что оно должно определяться для земельных участков, образованных из состава земель всех категорий (за исключением земель запаса), что обусловлено необходимостью конкретизации правового режима земельных участков, которая не может быть обеспечена лишь посредством деления земель на категории.
Понятие «разрешенное использование земельного участка» четко привязано ЗК РФ к зонированию территорий: упомянутая ст
. 7 говорит о разрешенном использовании земельного участка «в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов». Зонирование же территорий по ЗК РФ относится только к землям населенных пунктов, в которых согласно ст. 85 в соответствии с градостроительными регламентами устанавливаются территориальные зоны. Иные категории земель не упоминаются.
К настоящему времени виды разрешенного использования большинства земельных участков уже установлены, однако зачастую это происходило с нарушениями прав землепользователей и собственников зданий (строений, сооружений)
. Помимо прочего названный выше классификатор может не содержать в своем перечне отдельные виды разрешенного использования. Такая правовая неопределенность делает актуальным вопрос о порядке изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка:

  ГсК РФ установлено, что порядок такой сложной процедуры как изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется правилами землепользования и застройки. На период до 2012 г. действует норма п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которой решение об изменении принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Учитывая названные выше причины, можно прогнозировать необходимость изменения вида разрешенного использования любого земельного участка, в связи с чем следует предусмотреть упрощенный порядок такого изменения в течение определенного периода
.
Кроме того, и после 2012 г. останутся территории, на которых не будут установлены правила землепользования и застройки, а вопрос о том, в каком порядке на них должно производиться изменение разрешенного использования земельного участка, остается неурегулированным.
В соответствии с п
. 5 ст. 37 ГсК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Очевидно, имелись в виду специальные законы, регулирующие режим использования отдельных видов земель (например, Лесной и Водный кодексы РФ, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.), но сегодня ни один из них порядок принятия указанных решений не устанавливает. Общие нормы о порядке установления и изменения вида разрешенного использования на таких землях должны быть определены ЗК РФ.
Заметим, что установление норм, о которых идет речь, особенно важно для земель сельскохозяйственного назначения, поскольку отсутствие правил порождает коррупцию
.
Что касается порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков, на которые распространяются градостроительные регламенты, то здесь также возникает несколько существенных вопросов
.
Обоснованность действующей на период до 2012 г. нормы п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вызывает сомнения, так как для вынесения решения главой местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков требуется сложная и малоэффективная процедура публичных слушаний (результаты которой носят рекомендательный характер), но нет надобности в согласии правообладателя. Это создает возможность для нарушения прав лиц, использующих земельные участки. Видимо, следует признать целесообразным определение на уровне закона основных моментов того порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, который будет устанавливаться правилами землепользования и застройки.
Однако прежде чем вносить в законодательство поправки по поводу разрешенного использования земельных участков, необходимо определиться в принципиальном отношении к этому понятию и его месту в системе правового регулирования
.
Представляются возможными три основных варианта:
1) разрешенное использование применяется только по отношению к земельным участкам, планируемым под застройку, и для других участков не требуется; порядок его установления и изменения регулируется ГсК РФ;
2) разрешенное использование земельных участков является инструментом земельного права, дополняющим и уточняющим понятие категории земель для обеспечения целевого и рационального их использования. Каждая категория земель предусматривает определенный перечень возможных видов разрешенного использования. Он устанавливается земельным законодательством, равно как и порядок определения, изменения вида разрешенного использования;
3) категории земель отменяются — вместо них устанавливаются виды разрешенного использования
.
Сегодня ГсК РФ и ЗК РФ основаны на принципах первого варианта, хотя фактически законодательство развивается по второму
.
В принципе законодатель может выбрать любой из вариантов при условии его последовательной реализации. Однако наименее желателен третий вариант — отмена категорий земель, и не в последнюю очередь потому, что его реализация потребует наиболее существенных изменений законодательства, в том числе кардинальной переработки ЗК РФ, устанавливающего правовой режим земель в зависимости от их принадлежности к той или иной категории. Это потребует переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки, что, как показывает опыт, затягивается на длительный срок, создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, ложится тяжким бременем на граждан — обладателей прав на земельные участки, способствует возникновению массы коллизий в правоприменительной практике.
При подготовке данного текста были использованы выдержки из статьи Е
. Л. Мининой.

Землепользование – сложная тема, включающая в себя необходимость знания многочисленных нормативов и регламентов. Все эти сведения помогут выбрать надел, позволяющий осуществить задуманное, то есть отнесенный к нужному виду разрешенного использования земельного участка.

К примеру, требуется земля для выращивания овощей (сельхозназначение), а продавец предлагает рассмотреть участок, предназначенный для постройки объектов, имеющих коммерческое назначение. Посадить растения на нем нельзя, зато разрешено возведение зданий. Сначала требуется поменять вид, а затем приступать к реализации задуманного.

Основы

Использование земельных наделов регламентируется разнообразными актами разных уровней власти. Среди них выделяют:

  • генеральный план – документ, содержащий информацию о развитии земель, принадлежащих муниципалитету. Он определяет направления, виды функциональных зон, меры защиты от ЧС различного характера и предложения по границам земель;
  • правила землепользования включают в себя детализированные сведения о развитии территории, охраны культурных объектов, использования природных ресурсов и иные аналогичные сведения;
  • документы зонирования содержат информацию о функциональных зонах, которые располагаются на принадлежащем муниципалитету наделу. Установлено, что вся земля делится на области, используемые для конкретных целей. В отношении каждой зоны определяется назначение, виды образований и параметры развития;
  • градостроительный регламент определяет параметры каждой из зон, находящихся внутри муниципалитета:
    1. способ применения;
    2. предельные размеры наделов, учитываемые при выделении, требования к строительству;
    3. установленные ограничения, препятствующие отдельным способам использования.

Для некоторых земель регламенты не разрабатываются. К ним относят, к примеру, земли сельхозназначения, расположенные под лесом, покрытые водой и некоторые другие.

  • Вид разрешенного использования (ВРИ) подразумевает наличие ограничений на строительство. Особенности также определяются той территориальной зоной, в которую входит конкретный участок.

Виды использования

ВРИ земель определяют области, в которых допустимо задействовать надел и установленные ограничения. Выделяются такие типы землепользования: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основные ВРИ – главные способы применения участка. Они отражаются в регламенте.

Условно разрешенный вид назначения земельного участка – тип, не относящийся к основным, но вероятность его использования есть. Чтобы выполнить эту задачу, требуется пройти ряд процедур.

Вспомогательные ВРИ носят дополнительный характер и не могут устанавливаться в качестве самостоятельных. К ним относят возведение вспомогательных конструкций и строений.

Основные ВРИ

До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.

Цель использования земельного надела согласно указанному документу может быть следующая: жилая застройка, отдых, сельскохозяйственное использование, предпринимательство, транспорт, использование лесов, ведение садоводства, огородничества и другие.

Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.

Условно разрешенные ВРИ

Они определяются уже не Классификатором, а градостроительным регламентом с учетом Правил землепользования. Условно разрешенные виды отличаются от основных тем, что при смене одного основного вида на другой, входящий в аналогичную категорию, не требуется проводить согласование. Замена основного на один из видов, обозначенных в качестве условных, подразумевает необходимость осуществления различных процедур.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка следующий:

  1. собственник готовит заявление, в котором просит заменить основной ВРИ на условно разрешенный, и направляет его в администрацию;
  2. после получения заявления администрация организует публичные слушания, по итогам которых составляет разрешающее или запрещающее заключение;
  3. заключение кладется в основу рекомендаций о выдаче мотивированного отказа или разрешения на замену;
  4. в случае согласия изменения вносятся в кадастр недвижимости.

Вспомогательные ВРИ

Их назначение – обеспечить функционирование основного типа использования земельного участка. Вспомогательные виды применяются для нескольких технологически связанных объектов, например, общие проезды, гаражи и стоянки, детские площадки, туалеты, торговые точки.

Замена ВРИ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает проведение подготовительных действий:

  1. Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
  2. Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
  3. Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2017 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2017. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.

Способы изменения

Изменить вид использования можно по одному из двух вариантов:

  • через Росреестр посредством заполнения заявления об учете изменений объекта недвижимости, в котором в соответствующей графе указывает код из Классификатора. К заявлению прикладываются подтверждающие документы;
  • через администрацию, когда есть необходимость проведения публичных слушаний.

Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

Необходимые документы

Для решения вопроса через Росреестр потребуется:

  1. заявление;
  2. копия паспорта;
  3. для представителей – доверенность;
  4. согласие собственника, если заявитель им не является.

Необходимые для рассмотрения документы по участку сотрудники Росреестра запрашивают самостоятельно. Срок принятия решения – 23 рабочих дня, по истечении которых составляется отказ или вносятся изменения.

Для администрации потребуется:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. документы, подтверждающие регистрацию в качестве предпринимателя или юридического лица;
  4. согласие собственника.

Дополнительно можно представить документацию на участок, но это право, а не обязанность. Если нужные документы отсутствуют, администрация запрашивает их самостоятельно.

Меняя ВРИ или отказывая в замене, администрация должна соблюдать сроки: от 30 до 45 дней, в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний.

Для каждого сформированного надела земли устанавливается определенная категория и вид разрешенного пользования. Эти параметры определяют качественные характеристики определенной территории, а перевести участок в другой вид разрешенного использования можно только с соблюдением жесткой процедуры.

Законодательство РФ

Понятие категорий земли и вида разрешенного использования содержится в Земельном кодексе РФ, как и общие требования к целевым характеристикам различных участков.

Разрешенный вид использования позволяет осуществлять на выделенном участке земли строго определенный перечень видов деятельности.

Например, для земель сельхозназначения к таким направлениям деятельности относятся:

  • сельхозпроизводство — овощеводство, растениеводство, животноводство и т. д.;
  • сельхозпереработка продукции;
  • добыча водных ресурсов из естественных и искусственных водоемов;
  • иные смежные направления деятельности.

При наличии таких ограничений, разрешение на землях сельхозназначения требуется для любых видов строительства, аналогичный порядок применяется на землях иных категорий.

Земельный кодекс РФ позволяет изменить категории и целевой вид земли путем обращения в местный властный орган, осуществляющий распоряжение соответствующим земельным фондом.

Помимо этого, применяются и нормы Градостроительного кодекса РФ, предусматривающего разработку и утверждение в каждом муниципальном образовании Правил землепользования и застройки территории.

Виды категорий земель

Состав земель на территории страны, и классификация их по категориям, определены статьей 7 ЗК РФ.

В отдельные группы выделены следующие категории земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленного или специального назначения;
  • лесного или водного фонда;
  • запаса.

Для каждой из указанных категорий законодательством предусмотрены различные виды разрешенного использования.

Если получить разрешение на перевод земли в другую категорию, автоматически изменятся и виды разрешенного использования надела.

Обратной трансформации не происходит, изменение вида разрешенного пользования не влечет смену категории.

Виды разрешенного использования земель

Каждая категория земель содержит различные виды разрешенного пользования, которые и определяют практическое применение земельных наделов для различных видов деятельности.

Поменять вид разрешенного использования земли существенно проще, поскольку любые возможные изменения будут происходить в рамках только заявленной категории.

Приведем примеры различных вариантов допустимого использования земель в рамках отдельных базовых категорий.

Например, в составе земель населенных пунктов к таким видам будут относиться:

  • территории для застройки;
  • наделы для ведения ЛПХ;
  • участки под индивидуальное строительство жилых строений.

Если изменить один из указанных видов использования земли в пределах одной категории, землю для ведения ЛПХ можно будет использовать для застройки.

Изменение вида целевого пользования землей осуществляется на уровне местных органов власти.

Процедура действий, направленных на изменение указанного вида, должна соответствовать Правилам землепользования, а при их отсутствии — сопровождается обращением на имя главы местной власти для проведения публичных слушаний.

Частную землю разрешено использовать не только по основному целевому назначению, но и для возведения зданий и строений. При этом строительные работы должны соответствовать правилам и регламентам, зафиксированным в нормативных актах.

Где и как получить разрешение на смену использования земли

Как происходит изменение вида разрешенного пользования?

Право изменения категории земли принадлежит только законному владельцу указанного объекта недвижимости — собственнику, пользователю, арендатору и т. д.

При обращении для смены вида придется подтверждать законность владения землей путем представления соответствующих документов.

Для изменения вида использования необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  • получить правоустанавливающие документы, подтверждающие законность владения наделом;
  • заполнить бланк заявления на имя главы местного властного органа (заявление подается по месту расположения надела земли);
  • приложить документы, предусмотренные регламентом по осуществлению указанной процедуры;
  • первичная проверка представленных документов и назначение публичных слушаний на территории МО (в ряде случаев проведение слушаний не требуется);
  • проведение публичных слушаний и оформление их результатов в протоколе;
  • окончательная проверка документов и принятие постановления местной власти с учетом итогов публичных слушаний;
  • утверждение постановления об изменении вида использования участка;
  • обращение правообладателя в учреждение Росреестра для внесения изменений в госреестр ЕГРН.

Если нужно изменить вид использования земель, расположенных в пределах населенного пункта, проведение слушаний не понадобится только в случае, если новым видом будет являться жилищное строительство.

Исключение на изменение вида целевого использования

Если на участке есть ограничение на вид использования, обращение правообладателя не даст результата. Узнать о наличии ограничений можно их содержания правоустанавливающих документов или из сведений реестра ЕГРН.

Информация в реестр ЕГРН вносится на каждый участок, поставленный на кадастровый учет, поэтому выписка из госреестра позволит достоверно уточнить эти сведения.

Изменить вид разрешенной деятельности на землях сельхозназначения также крайне сложно, однако, при выделении наделов нередко указывается комплекс видов разрешенного сельхозиспользования (например, растениеводство и животноводство).

Закон не запрещает такое совмещение видов в рамках одной категории.

Необходимый пакет документов

Разрешение на смену вида использования выдается после проверки документов, представленных правообладателем.

В состав документации входят:

  • заявление на имя главы местного органа власти;
  • общегражданский паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие бланки на земельный надел (свидетельство о праве, выписка из реестра ЕГРН, договор аренды и т. д.);
  • схема расположения земельного надела (должна отражать не только расположение участка на местности, но и его привязку к границам смежных участков);
  • выписка из госреестра ЕГРН, содержащая параметры земельного участка;
  • документы на строения и сооружения, расположенные в границах надела;
  • план-проект территории, в пределах которой расположен объект (план должен быть утвержден местными властями).

Указанные документы подаются на личном приеме в местной администрации либо направляются путем почтового отправления.

Отказ в изменении вида использования может последовать даже по причине неполного комплекта документов, поэтому указанную процедуру целесообразно осуществлять при сопровождении опытного юриста.

Как правильно написать заявление

Юридическим основанием для изменения вида использования надела будет являться заявление на имя главы местной власти.

В содержание данного документа нужно включить следующие пункты:

  • наименование органа, в который подается прошение об изменения указанной характеристики надела;
  • данные о правообладателе;
  • сведения об основаниях законности владения наделов (например, распорядительный акт местных властей);
  • основания, позволяющие установить права на участок и смену вида использования;
  • кадастровый номер участка;
  • просьба о проведении процедуры смены вида использования.

Данное заявление подписывается правообладателем или его представителем по доверенности.

Содержание декларация на участок

До декабря 2016 года для регистрации участков и объектов недвижимости правообладатель мог самостоятельно заполнить декларацию на объект и представить ее в учреждение Росреестра.

После принятия Федерального закона №218-ФЗ оформление деклараций не допускается, вместо указанного документа необходимо обратиться в адрес кадастрового инженера и изготовить межевой план на земельный надел.

Каковы сроки и стоимость оформления

Общий срок рассмотрения заявления и представленных документов не превышает двух месяцев (60 дней). В указанный период входит и срок для назначения и проведения публичных слушаний с участием жителей муниципального образования.

На практике, общий срок рассмотрения документов существенно уменьшается, если происходит перевод земель под цели жилищного строительства.

Как правило, смена вида использования земель осуществляется на безвозмездной основе, т. е. правообладатель не должен платить за услугу рассмотрения заявления.

Услуги по изменению категории земли чаще всего заказывают крупные инвесторы для жилого строительства в Московской области, а стоимость услуг варьируется в зависимости от значения показателя плотности застройки.

Однако, дополнительные расходы потребуются при изготовлении технического плана и регистрации изменений в учреждении Росреестра.

Отдельная госпошлина потребуется для получения выписки из реестра ЕГРН на стадии подготовки к подаче заявления в адрес уполномоченного муниципального органа.

Владельцы земельных наделов нередко испытывают потребность в изменении возможностей их использования. Устанавливается вид разрешенного использования муниципалитетом при формировании надела и указывается в документации при его переходе в аренду или собственность лицам физическим и юридическим. Чтобы расширить возможности участка, потребуется изменить вид разрешения. Все изменения должны вноситься с соблюдением норм законодательства.

Законодательная база

Планируя корректировку вида разрешенного использования земли, владелец должен ответить на несколько вопросов, взвесить все «за» и «против» по каждой позиции. Во-первых, определиться, как это сделать законно и можно ли вообще произвести изменения. Затем встает вопрос финансов, которые владелец готов заплатить за процедуру. И третий пункт – целесообразно ли это.

Регламентируется процедура внесения таких изменений двумя кодексами РФ: Градостроительным N 190-ФЗ и Земельным N 136-ФЗ, а также Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. с изменениями от 2017 года. Осуществляется услуга с соблюдением правил земельного пользования, застройки конкретной единицы территории.

Виды разрешенного использования земельных участков

Земельным кодексом закреплено, что все земли разделены на категории в соответствии с назначением. Перечислим категории, это земли:

  • населенных территорий, где разрешается возведение строений в рамках развития территорий городских и сельских поселений;
  • сельхозназначения с ограничением по использованию;
  • отведенные под объекты промышленности, энергетики, связи и т.д., а также используемые в целях военных разработок, объектов космического направления и гос.безопасности;
  • заповедные и охраняемые территории;
  • лесничеств, охраняемых зон вблизи водоемов;
  • участки запасного назначения.

Распространенными категориями, которые наиболее часто переводят в другое использование, являются земли населенных пунктов, а также сельхозназначения. Изменение разрешения касается, как правило, получения возможности построить жилой дом, зарегистрировать и прописаться для постоянного проживания. А для этого участок должен иметь статус ИЖС.

Если говорить о видах использования, то это фактор, определяющий деятельность, которую позволено производить на конкретном наделе. Заметим, что в разных категориях могут оказаться одинаковые разрешительные виды. Например, сельхозземли и участки населенных пунктов позволено использовать для ведения ЛПХ.

Самые популярные виды разрешенного использования наделов:

  • осуществления с/хозяйства (производства с/х продукции) с возможностью возведения помещений, требуемых для переработки, а также хранения выращенной продукции;
  • ЛПХ;
  • организации садоводства и огородничества;
  • крестьянско-фермерской деятельности;
  • ИЖС с правом строительства частного жилого дома определенных параметров.

В каждом случае имеются свои требования и ограничения. Если дело касается надела под ИЖС, то на нем обязательно должен быть построен частный дом. На земле под огород и сад законом разрешено возвести домик, но получить в нем прописку невозможно. Надел под ЛПХ должен использоваться только по прямому назначению и получить разрешительные документы на строительство на нем не получится.

Как изменить ВРИ участка: порядок действий

1. Первыми шагами будут уточнение градостроительных регламентов, касаемо вида использования земли

Это необходимо сделать в начале подготовки к изменениям разрешения, чтобы уточнить вид использования земельных участков для функциональной территории, в пределах которой расположен участок земли.

Данные о возможных ВРИ содержит один из документов:

  • Выписка из ПЗЗ о разрешенных видах использования, которую можно заказать, зная кадастровый номер или адрес участка;
  • Градостроительный план.
  • Справка о зонировании территориальной единицы, в пределах которой расположен надел.

Заказать эти документы можно при обращении в Росреестр (в том числе на их официальном сайте), через МФЦ, в администрации по месту нахождения участка.

2. Какое разрешенное использование определено для конкретного участка;

ВРИ земель разделены на три группы:

  • основные;
  • условно разрешенные (назначены в результате публичных слушаний);
  • вспомогательные (они могут быть назначены дополнительно к двум первым группам).

3. Подбор вида использования, который будет максимально соответствовать тому, какие цели запланированы для надела.

В каждой группе имеется свой перечень ВРИ, из которого может быть выбран наиболее подходящий для изменения и отвечающему планируемому использованию. При этом обязательно стыкуются вспомогательные виды с основными. Все виды должны соответствовать классификатору ВРИ 2018.

Возможные проблемы

На данный момент существует ряд нестыковок Классификатора ВРИ с градостроительными регламентами. Постепенно к началу 2020 года ПЗЗ претерпят изменения и будут приведены в соответствие с Классификатором.

Наиболее наглядный пример связан со строительством жилого дома на землях КФХ, поскольку в Классификаторе ВРИ нет такого вида использования участка. Поэтому муниципалитеты не выдают разрешение на постройку, так называемого, дома фермера. Можно уточнить в ПЗЗ администрации, относится ли возведение жилого помещения к условно разрешенному для данного надела. Проблема может решиться, если основной ВРИ заменить на условно разрешенный или назвать дом хозяйственной (складской) постройкой. Но прописаться в нем будет невозможно.

4.  Далее следует подготовка документов и предоставление в местную администрацию по нахождению участка, если требуется проведение публичных слушаний, или в орган Росреестра. Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.

5.  Принятие решения о смене категории разрешенного использования земли в компетенции земельного комитета органа местного самоуправления. Точную информацию можно посмотреть на сайте администрации.

Зачастую возникает потребность перемены разрешения на использование не только для возможности строительства жилого дома, но и для проектов коммерческого направления. Например, автостоянки или комплекса для занятий спортом. Любое изменение должно производиться с согласия комиссии при администрации.

При рассмотрении заявления принимается решение в пользу жителей проживающих на этой территории. Чтобы получить положительное заключение, необходимо указать в заявлении всю очевидную пользу для развития инфраструктуры поселения. Если будут соблюдены все градостроительные, а также противопожарные нормы, то дается соответствующее одобрение.

Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка

При изменении ВРИ участка используется один из вариантов:

  1. Путем проведения публичных слушаний. Собственником подается заявление в администрацию для установления иного вида использования надела, если отсутствуют действующие Правила землепользования и застройки, выносится постановление в результате одобрения граждан.
  2. Заявление подается в Росреестр через МФЦ лично, через доверенное лицо или отправлением по почте в рамках градостроительного регламента. Применим в случае корректировки вида разрешения с внесением поправок в данные кадастра по участку и в нужной графе заявления указывается вид соответствии с Классификатором.
Заявление об установлении соответствия ВРИ земельного участка классификатору (бланк) Скачать

На рассмотрение собственником земли подается заявление и ряд документов. В результате положительного одобрения происходит изменение ВРИ или выдается мотивированный отказ с указанием причины и нормативного акта, на который отсылается полномочный орган.

Форма обращения для изменения ВРИ участка земли является заявительной. Это значит, что собственник или арендатор должен подать в орган, обладающий полномочиями по решению этого вопроса, заявление по установленной форме.

В нем обязательно указываются:

  • характеристики надела, сведения о нем;
  • точное положение;
  • форма собственности;
  • характеристики кадастрового учета и технические данные;
  • срок пользования или владения;
  • причины изменения вида разрешения на землю.

Чтобы получить положительный ответ, нужно акцентировать внимание на недопущение нарушения норм градостроения в результате производимых изменений. Заверяется документ подписью собственника.

Документы, прилагаемые к заявлению об изменении ВРИ земельного участка

Административный регламент устанавливает перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением на изменение вида разрешенного использования надела. Категория участка земли может повлиять на количество документов, которым потребуется расширить вышеперечисленный перечень. Поэтому необходимо заранее побеспокоиться о том, чтобы он был полным.

Подать пакет документов можно несколькими способами и в каждом случае требования к его формированию могут отличаться. Рассмотрим каждый случай подробнее.

Решение вопроса в кадастровой службе

В орган кадастра или МФЦ можно обратиться сразу при соблюдении условий:

  • при наличии в администрации ППЗ, градостроительных регламентов;
  • планируемый ВРИ зоны, где находится участок, по основному виду состыкован с Классификатором.

Подать документы может лично через МФЦ владелец или арендатор участка, по которому требуется произвести изменение вида разрешения на использование. При этом к заявлению о кадастровом учете изменений недвижимости прикладываются копии перечисленных документов:

  • удостоверения личности гражданина, подающего заявление;
  • устанавливающих право на земельный надел;
  • полученного ранее решения администрации о праве на перемену ВРИ земли (в случае, когда заявитель пользуется арендованной землей).
Заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости (бланк) Скачать

Все остальные документы, которые могут потребоваться для уточнения сведений в ходе оказания услуги, орган Росреестра получает у других государственных структур самостоятельно в рамках действующих регламентов и межведомственного взаимодействия. Не возбраняется представление иных документов собственником.

Изменения в учетные данные кадастра должны вноситься в срок 23 рабочих дня от момента передачи в уполномоченный орган документов.

Решение вопроса в местной администрации

В администрацию заявление с документами подается при необходимости:

  • проведения публичных слушаний, в результате которых будет согласовано установление нового ВРИ;
  • приведения имеющегося вида разрешения в соответствие с Классификатором.

Прикладываются следующие копии:

  • паспорта заявителя или нотариальной доверенности представительного лица собственника (арендатора) земли;
  • выписки из ЕГРИП для предпринимателей (ЕГРЮЛ для юридических лиц), а также свидетельства о регистрации юр.лица или ИП;
  • бумаги правоустанавливающего характера на землю и строения;
  • когда заявитель не собственник земли (например, участок арендуется), то необходимо получить согласование от собственника, что он не возражает по поводу изменения ВРИ.
  • схема расположения земельного участка

Заявление будет иметь форму прошения о приведении ВРИ в соответствие с Классификатором.

Запросить необходимые документы дополнительно (кадастровый паспорт участка, выписку из ЕГРН, правоустанавливающие документы) администрация может самостоятельно. Но заявитель вправе приобщить их к пакету подаваемых документов по своей инициативе.

Сроки принятия решения составляют в зависимости от необходимости проведения слушаний 30-60 рабочих дней.

Заказ госуслуги

По информации с сайта Госуслуг подать заявку на оказание услуги по изменению ВРИ земельного участка можно:

  1. При личном обращении в МФЦ;
  2. Почтовым отправлением с вложением всех необходимых документов;
  3. Жители Московского региона могут получить электронную услугу на сайте mos.ru.

Ознакомиться о порядке предоставления, результате обращения, необходимых документах и случаях отказов можно на портале Госуслуг. Здесь же имеются ссылки на нормативные документы и административные регламенты касательно исполнения услуги по изменению вида разрешенного использования надела.

Что говорит Закон

Есть 2 способа перевести участок в другой вид разрешенного использования:

  • На основании ФЗ от 03.2012 №172 «О переводе земельных участков в другую категорию» участку может быть присвоена любая категория земель.
  • На основании Градостроительного Кодекса ст.37-38: участок может быть переведен только в установленную Законом категорию, представленную списком.

Категории земель

Земельный Кодекс РФ дает определение категорий земли, то есть определяет предназначение земельных участков:

  1. Для нужд сельского хозяйства, под посевы, использовать по-другому запрещено Законом.
  2. Под городское и сельское строительство, земли населенных пунктов.
  3. Категория земель под строительство промышленных, энергетических объектов, строительство вышек телевещания, мобильной связи. Сюда относят земли, используемые для обеспечения госбезопасности, космических и военных объектов.
  4. Земли заповедников и других охраняемых объектов.
  5. Под лесное хозяйство.
  6. Земли, относящиеся к водным ресурсам.
  7. Земли запасного назначения.

В каждой категории может быть более точное указание вида разрешенного использования, например, под сельскохозяйственную категорию подпадают земли подпастбища, прогона скота и т.д. К самым распространенным используемым категориям относят земли сельхозназначения и населенных пунктов. Именно эти категории приходится чаще всего переводить.

Виды разрешенного использования земель

На всех землях, кроме целевого указания, установлен разрешенный вид использования, который определяет возможную деятельность на участке земли. Однако вид может быть одинаковым на разных категориях, например, для ведения личного подсобного хозяйства есть разрешение и на землях сельхозназначения и землях населенных пунктов.

В большинстве случаев частную землю разрешено использовать:

  • Под ведение сельхоз работ, в том числе и переработку продукции.
  • Для организации личного подсобного хозяйства в поле или на приусадебном участке.
  • Под разведение садов и огородов.
  • Под строительство низко этажных дачных домиков.
  • Для создания крестьянского или фермерского подворья.
  • Под строительство индивидуального капитального дома.

Может показаться, что некоторые виды имеют однотипный характер, но это не так, и они в значительной мере имеют отличия. Например, на землях под дачное строительство можно возвести дом и даже зарегистрироваться в нем, кроме занятий по огородничеству. Но на землях, отведенных под садоводство или огородничество, хотя и разрешена постройка частного дома, но регистрация в них не предусмотрена Законом.

К участкам, относящимся под индивидуальное строительство, также предусмотрены ограничения: на нем обязательно должен стоять дом, а не только сад или огород.

На землях под создание личного хозяйства можно заниматься только предусмотренным видом деятельности, но никак не строительством. Хотя можно получить разрешение, если перевести земли в другую категорию.

Что касается земель под фермерское или крестьянское хозяйство, то на них обязательно должна вестись сельскохозяйственная деятельность, причем собственник должен зарегистрироваться как ИП, и платить от полученных доходов налог в казну государства.

Стоит отметить, что право изменения категории земли есть только у ее собственника, и если что-то на земле делать нельзя, то есть возможность поменять вид разрешенного использования земли.

Если на вашем участке есть ограничение на вид использования, то можно получить постановление органов местного самоуправления на изменение вида.

Что нужно сделать?

  • Определить, что вы хотите изменить, какие планы реализации?
  • Необходимо с юридической точки зрения обосновать перевод земли, указать веские причины. Но все-таки целевое назначение участка должно быть сохранено, и подпадать под определенную категорию.
  • Добейтесь разрешений у своих соседей на то, что они не против вашей затеи. Также возьмите разрешения и у собственников прилегающих участков.
  • Подготовить необходимый пакет документов юридически грамотно.
  • Со всеми перечисленными документами и вашим заявлением следует обратиться к главе муниципалитета.
  • Документы следует отдавать под расписку, с составленным перечнем, при личном визите.

Если нет возможности сделать это самому, то можно отправить документы по почте заказным отправлением. Следует также сделать опись вложений, и заказать уведомление о получении. По истечении 45 рабочих дней вам должен прийти ответ: положительное решение или отказ в удовлетворении вашей просьбы, причем он должен быть мотивированным.

Если ответ пришел положительный, то следует заняться переоформлением участка по новому статусу в местном отделении кадастровой службы.

Но могут и отказать в изменении вида использования. В этом случае следует тщательно изучить причины полученного отказа. Если, например, вы собрали неполный пакет документов или написали необоснованное заявление, то можно все исправить, и опять обратиться с заявлением к главе администрации. Но обязательно укажите, что вы подается заявление повторно, с указанием ваших недочетов, и укажите, что все исправлено и направляется еще раз.

Но бывают и другие причины отказа, например, несоответствие ваших требований Градостроительному Кодексу, тогда изменить вид будет невозможно. Такое решения принимает коллегия местного самоуправления, и оно выносится в интересах всех людей, а не только в ваших.

Исключение на изменение вида целевого использования

Нельзя изменить вид разрешенной деятельности на землях, принадлежащих государству: лесного и водного хозяйства, земли заповедников и отданные для обороны страны, под космические нужды. В этих случаях никто не пойдет на разрешение использовать и по другому назначению.

Какие документы нужно представить

  1. Оригинал и копию документа, удостоверяющего личность заявителя.
  2. Заявление.
  3. Декларацию.
  4. Оригиналы и копии свидетельства о праве собственности на землю и строения, расположенных на ней.
  5. Кадастровый паспорт участка или другие документы: план межевания, заключение экспертной комиссии.
  6. Выданные ранее разрешения на ведение строительных работ.
  7. Выписка из ЕГРИП, в случае если заявление подается ИП.
  8. Выписка из ЕГРЮЛ, в случае если заявление подается юр. лицом.
  9. Доверенность, в случае если обращается представитель.
  10. Копии документов на здания.

Как правильно написать заявление

Иногда могут предложить заполнить уже имеющуюся форму, заполните все строки и графы. Если собираетесь отправлять документы почтой, то распевайте заполненное заявление.

Главное содержание заявление должно быть обоснованным, где вы подробно объясните, что не собираетесь нарушать законодательство в случае изменения вида использования. В нем также указывают номер по кадастровому учету, описание участка. Затем следует указать принадлежность участка к определенной категории. Укажите номера правоустанавливающих документов, кем и когда они были выданы, основания для возникновения права: покупка, получение в наследство или дарение.

Дайте объяснение, почему нужно изменить вид использования, можно сослаться и на соседей, которые уже получили разрешение: адреса и описание их участков. Если вы не единственный владелец, то согласие других пользователей также обязательно нужно приложить к заявлению. Для доказательства можно привести как пример полученное разрешение на ведение строительных работ на участке, что соответствует целевому предназначению и категории земель.

Что должна содержать декларация на участок

Это подробное описание ваших планов, и именно на ее основании может быть выдано разрешение на смену вида использования.

В декларации указывают:

  • Наименование органа местной власти, куда подают документы.
  • Сведения о владельце участка: полностью ФИО, постоянный адрес проживания.
  • Сжатые сведения об участке земли, с указанием категории и сведения о правообладании наделом.
  • Просьба об изменении кадастровых записей на участок и смену вида использования.
  • Пояснения, что разрешение соседей получено.
  • Число и дата составления. Подпись владельца участка.

Хотя как покажется, текст декларации схож с заявлением, но это совсем другой документ: заявление содержит просьбу, когда как декларация подается как уже полученное разрешение, то есть продолжение заявления на постановку на кадастровый учет нового вида участка.

Сроки и стоимость

В основном сроки получения разрешения зависят от коллегии административного совета, в некоторых случаях, если трудно сразу дать ответ, то срок продлится до 30 рабочих дней. А вот регистрация нового участка проходит в более сжатые сроки, но новым законодательным актам до 10 — 12 дней.

Стоимость оформления определена в Налоговом Кодексе, и для граждан составляет 2 тыс. рублей, то есть эта сумма взимается как государственная пошлина на изменение статуса участка. Но для юрлиц сумма госпошлины возрастает в разы, и составляет уже 22 тыс. рублей.

Теперь вы знаете, как происходит изменение вида разрешенного пользования, где его оформляют и какие участки подпадают под изменение.

  • Автор: Anastasiya
  • Распечатать

Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

yurist-ocenshik.ru
Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка
Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: