Что такое регистрация, зачем регистрироваться и обязательно ли нужно это делать, а также что делать, если в регистрации отказали в «паспортном столе», как «выписать» из квартиры человека, который «выписываться» не хочет? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье..

«Прописка» и «регистрация»

Институт «прописки», долгое время существовавший в «стране Советов», означал, что если в административном порядке Вам отказали в этой самой «прописке» (дающей право проживать или пребывать в каком-либо населенном пункте на территории России) — Вы обязаны были покинуть данное место на карте и вернуться туда, откуда приехали.

В 1993 году был принят Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон «О праве граждан на свободу передвижения»), с принятием которого «прописка» отменена и введен регистрационный учет граждан.

Однако ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР по-прежнему, право граждан на жилище (на проживание в жилом помещении) неразрывно связывала с пропиской лица на данной жилой площади.

Конституционный Суд РФ 25 апреля 1995 г. ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР признал противоречащей Конституции РФ и отметил следующее:

«.. Из Конституции РФ и Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения..» следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (статья 3 Закона), в том числе права на жилище».

Другими словами регистрация по месту жительства (месту пребывания) – это лишь административный акт, который сам по себе, при отсутствии оснований для регистрации, не порождает гражданско-правовых последствий, как и наоборот, отсутствие регистрации не всегда означает отсутствие права пользования квартирой проживающего там гражданина, но об этом скажем чуть ниже.

Следует также отметить, что если раньше, «прописка» носила разрешительный характер, то «регистрация» сегодня имеет характер уведомительный. То есть, отказать в регистрации могут лишь в случае, если последняя будет противоречить закону. Например, правомерным отказ в регистрации будет в случае, если сособственник жилого помещения не дал согласия на вселение гражданина. Ведь обратное означало бы нарушение нормы права, согласно которой распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Обязательно ли регистрироваться по месту жительства? Ответственность

Согласно п. 9. Постановления Правительства «Об утверждении Правил регистрации..», граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. В случае же изменения места жительства, гражданин РФ «обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме» (п. 16 Постановления..).

Согласно Закона «О праве граждан на свободу передвижения», граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичная обязанность граждан закреплена и в правительственном Постановлении от 17 июля 1995 года «Об утверждении Правил регистрации..» Административная ответственность за невыполнение данной обязанности предусмотрена статьей 19.15 КоАП РФ, согласно которой «проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации … без регистрации по месту пребывания или по месту жительства — влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда» (то есть от 1500 до 2500 рублей).

Согласно Указу Президента № 928 от 19 июля 2004 года осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, является задачей Федеральной миграционной службы (ФМС России).

Причина и следствие

Хотелось бы вернуться к вопросу, затронутому выше, о «регистрации как административном акте». Многие граждане не вникают в суть данного вопроса, и полагают, что «штамп в паспорте» является достаточным основанием для возникновения права пользования жилым помещением.

Однако, повторимся, что не регистрация по месту жительства (и, как следствие, штампик в паспорте) порождает право пользования квартирой, а право пользования жилым помещением является основанием для регистрации. В соответствие с законодательством, гражданин, обращаясь к должностному лицу, ответственному за регистрацию, обязан представить помимо заявления о регистрации и паспорта, документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение. Это может быть договор, свидетельство о праве собственности на жилое помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, иной документ. Акт регистрации является следствием возникшего права пользования жилым помещением. Таким образом, если «отпадает» причина (утрата или прекращение права пользования), то и нет оснований для сохранения регистрация по месту жительства. В качестве примера можно привести признание в судебном порядке недействительным договора (купли-продажи жилья, найма, ссуды), на основании которого лицо вселялось в жилое помещение. В этом случае, лицо в судебном порядке подлежит выселению и снятию с регистрационного учета.

Адвокат Александр Отрохов, ПЦ «Логос», 15.10.2007г.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев.

возможность оформления документов: загранпаспорта, свидетельства о браке и т.д.

Чем отличается место пребывания от место жительства

Статья 6.1 Закона №5242-1 отдельно регламентирует порядок регистрации коренных малочисленных народов Российской Федерации, которые ведут кочевой или полукочевой образ жизни и по этой причине не имеют постоянного места обитания. Это особый тип населения и при его постановке на учет имеются особенности.

Понятие места жительства граждан в российском законодательстве

Важно не путать это понятие с местом временного пребывания человека, под которым понимается только определенный период места нахождения человека, когда он должен встать временно на учет и жить на определенной жилой площади на основании определенных видов договоров или родственной связи с собственником жилья.

Какая существует разница между местом жительства и местом регистрации

  1. Подготовка и предоставление документов, идентифицирующих личность ребенка. Вплоть до исполнения 16 лет, ребенок при оформлении временной регистрации предоставляет паспорт родителя/законного представителя и свидетельство о рождении на несовершеннолетнего. Именно с помощью последнего документа гражданин может доказать свое родство.
  2. Подача заявления о регистрации детей. Следует с осторожностью относиться к требованию паспортных столов предоставить согласие собственников на совершение регистрационных действий, т.к. данное требование в отношении детей неправомочно.
  3. Частым требованием принимающих документы организаций становится наличие согласия второго родителя на регистрацию ребенка со вторым родителем.

Место жительства и пребывания граждан РФ

Для регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение необходимо обратиться к уполномоченным лицам товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации. При их отсутствии (т.е. при отсутствии соглашения на ведение данной работы между собственником жилого помещения с одной стороны и управляющей жилищным фондом организацией с другой стороны), по вопросу регистрации по месту жительства необходимо обращаться непосредственно в подразделение Федеральной миграционной службы, обслуживающее территорию, на которой расположено соответствующее жилое помещение.

Место жительства гражданина

С местом жительства гражданина законодательство РФ связывает важнейшие правовые последствия. Так, именно с местом жительства гражданина связаны признание его безвестно отсутствующим и объявление умершим. В соответствии с местом жительства определяются подсудность при предъявлении иска, место открытия наследства, исполнения обязательств и т. п.

Временная регистрация (прописка) по месту пребывания

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении срока пребывания, а в гостиницах, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных им учреждениях — по их выбытию.

В чем разница между понятиями — прописка — и — регистрация — в Российском праве

Первый из них касается того, что регистрация нужна в обязательном порядке, так как без нее нельзя получить легальную работу, обслуживаться в банках (в частности – брать кредиты), устраиваться на учебу или обращаться в больницы (не считая срочных вызовов скорой помощи). Но для устранения этих преград достаточно и временного варианта.

Разница между постоянной и временной регистрацией — в чем отличия

Если гражданин другой страны прибывает на территорию Российской Федерации и планирует задержаться дольше чем на неделю (свыше 7 суток), то ему необходимо зарегистрироваться по месту пребывания. За уклонение от временной регистрации в данном случае законом предусмотрен штраф в размере от 2 000 до 5 000 руб, в отдельных случаях за нарушение миграционного режима возможна депортация иностранца с последующем запретом въезда на территорию России на срок до 5 лет.

Что такое прописка

Порядок прописки в частном доме мало отличается от регистрации в городской квартире. В обязанность граждан входит: соблюдение сроков и порядка регистрации; получение согласия заинтересованных лиц. Оформлением прописки занимается Федеральная миграционная служба. Она же и снимает граждан с регистрационного учета. Порядок.

Постоянная прописка для граждан РФ за 3 дня

При регистрации по месту жительства в паспортном отделе ФМС должностные лица потребуют личное присутствие собственника (собственников). С собой им следует взять удостоверение личности (паспорт гражданина РФ) и документ на право пользования жилым помещением (свидетельство о регистрации прав собственности).

Регистрация по месту жительства для граждан РФ — порядок действий

  1. Нужно обратиться в районный суд по месту расположения участка с заявлением, в котором необходимо выразить просьбу признать строение соответствующим всем нормам и пригодным для круглогодичного проживания.
  2. Суд должен назначить в связи с этим техническую экспертизу.
  3. Если строение признано пригодным для жилья, вместе с решением суда можно идти в Федеральную миграционную службу для того, чтобы осуществить регистрацию.

Понятие регистрации по месту жительства

Что такое регистрация, зачем регистрироваться и обязательно ли нужно это делать, а также что делать, если в регистрации отказали в «паспортном столе», как «выписать» из квартиры человека, который «выписываться» не хочет? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье..

В чем понятие «регистрация» разнится со всем известной с советских времен «пропиской»

  1. Основного квартиросъемщика, и проживающих с ним граждан, в муниципальном жилье. Учет в таких фондах возможен — не более 6 месяцев. Но и в этом случае, может быть отказано в случае, если положенные нормы жилья сократятся.
  2. Собственника помещения.
  3. Юридического лица — владельца жилого фонда.

Глава 1

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.

Фиктивная регистрация по месту жительства – понятие, ответственность

В соответствии с данной статьей к уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации могут привлекаться как гражданине РФ так и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Место жительства гражданина: понятие, правовое значение, регистрационный учет

Это может быть квартира, жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и т.п.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживет в качестве собственника, а также по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Понятие регистрации по месту жительства

Понятие постоянного места жительства раскрывают «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания или месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила регистрации). Согласно Правилам регистрации (п.3) местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях предусмотренных законодательством. Правила регистрации (раздел III, ст.18) устанавливают, что органы регистрационного учета регистрируют российских граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

Зачем нужна регистрация по месту жительства

Стоит отметить, что регистрация осуществляется не лишь с целью учета, но и предоставления разрешения правоохранительными органами о нахождении по определенному адресу на протяжении какого-то времени, в том числе на постоянное проживание по месту прописки.

Место жительства и пребывания граждан РФ

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии (пункт 30 Правил регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства и пребывания

В феврале 1998 г. Конституционный Суд РФ Постановлением №4-П4 признал незаконными ограничения, заложенные в Постановлении Правительства №713 срока регистрации по месту пребывания (срок ограничивался 6 месяцами) и об основаниях для отказа регистрации по месту пребывания и жительства (в том числе была отменена норма о размере жилой площади на одного проживающего).

Каким документом можно подтвердить регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что на сегодняшний день прописка носит не более чем уведомительный характер, а право населения на свободное перемещение утверждено Конституцией, за отсутствие регистрационной отметки у совершеннолетнего человека или ребенка по месту жительства или временного пребывания, грозит административным штрафом.

Основные отличия места жительства от места регистрации

  • временные рамки. В первом случае человек проживает в помещении постоянно, во втором – определенный период;
  • тип жилого объекта. Если говорить о первом понятии, то оно относится к квартирам, жилым домам, служебным помещениям, специализированным домам (общежитие, приют, дом для одиноких и людей в возрасте); если говорить о о втором, то это может быть гостиница, отель, база отдыха, санатарно-курортная зона, медучреждение, съемная жилплощадь или квартира родственников;
  • постановкой на учет в первом случае занимается сам человек, во втором – его регистрируют сотрудники учреждения, в котором он находится (если речь не идет о съемном жилье);
  • документальным подтверждением в первом случае является штамп в паспорте, во втором – специальная справка.

Что такое место жительства — это место регистрации или проживания

Зачастую люди путают виды регистрационного учёта, оттого у них возникает вопрос: место жительства — это место регистрации или проживания? Краткий ответ на вопрос положителен по обоим предположениям, а чтобы убедиться в этом, следует ознакомиться с законами Российской Федерации.

Электронная Москва

Место жительства — жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Граждане, изменившие место жительства, обязаны не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место подать заявление о регистрации по месту жительства.

Что значит регистрация по месту жительства без права проживания и есть ли вообше такое понятие

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан.

Место жительства гражданина

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев.

Какая существует разница между местом жительства и местом регистрации

  • Постоянная прописка находит свое отражение в гражданском паспорте в виде соответствующей отметки на строго отведенных страницах.
  • Постоянная прописка предоставляется бессрочно.
  • Наличие постоянной регистрации не означает обязанность гражданина постоянно проживать по указанному в паспорте адресу.
  • Временная регистрация используется для учета лиц, временно находящихся по указанному адресу, государственными структурами.
  • В случае, если гражданин не проживает по адресу временной регистрации, он должен оповестить регистрирующие органы. В противном случае, речь идет о нарушении закона.
  • В отличие от постоянной регистрации, требующей наличия жилого помещения, список недвижимости, по адресу которой можно получить временную регистрацию, гораздо шире.

Регистрация по месту жительства

Однако Верховный Суд Российской Федерации придерживается иной правовой позиции, в соответствии с которой договор является самостоятельным основанием для вселения и регистрации в жилом помещении, а поэтому, исходя из смысла нормы права, при наличии договора на пользование жилым помещением у гражданина возникает право на регистрацию в предусмотренном договором жилом помещении. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в Решении ВС РФ от 27 августа 2003 года № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489.

По её словам, согласно ст. 20 Гражданского кодекса, под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина. Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения» также определяет место жительства сходным образом — как жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Как указал Конституционный суд в своем определении от 5 октября 2000 г. за № 199-О, «…конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания)». Кроме того, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Согласно ст. 3 закона РФ «О свободе передвижения…», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Такую же позицию последовательно занимает и Верховный суд. Она отражена во многих его решениях, в частности, в определении от 16.04.02 г. № КАСС02-176 «Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий», раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах.

Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Таким образом, права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства; регистрация не определяет, а только подтверждает тот факт, что указанное вами жилое помещение является местом жительства, и при этом не является единственным законным способом подтверждения этого факта; факт постоянного проживания по определенному адресу может быть установлен в суде.

Федеральный закон от 20.03.2001 № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» относит к жилищам индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Следовательно, местом жительства признается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно. Вам не могут отказать в осуществлении ваших прав на основании отсутствия регистрации, если вы представите доказательства фактического проживания.

Если государственный орган либо орган местного самоуправления, в который вы обратились, или должностное лицо таких органов приняли решение, которое, по вашему мнению, нарушает ваши права или законные интересы или неблагоприятно влияет на их осуществление, обжалуйте такое решение.

Обжалование происходит в порядке, установленном законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». У вас есть два пути. Первый. Вы можете обратиться с жалобой в порядке подчиненности, т. е. к органу или должностному лицу, вышестоящему по отношению к тому, который вынес решение. Если вышестоящий орган (должностное лицо) отказался удовлетворить вашу жалобу или если вы не получили от него ответа в установленный срок, вы можете обратиться с жалобой на него в суд в течение месяца со дня письменного уведомления об отказе, а если вам не ответили, то в течение месяца со дня истечения месячного срока после подачи жалобы.

Второй путь. Обжалование действий (решений) нарушившего ваши права должностного лица или органа непосредственно в суд, минуя обращение в вышестоящий орган — более надежное средство добиться результата, так как в суде действует принцип состязательности сторон, и вы имеете возможность противопоставлять свои доводы аргументам ответчика.

Комментарии к законам

Место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно.
Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 2
В развитие содержания конституционно закрепленного права каждого гражданина Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ) комментируемый Закон раскрывает смысл основных понятий «место пребывания» и «место жительства».
Следует подчеркнуть, что содержание указанных правовых определений имеет важное значение не только в целях комментируемого Закона, но и для правильного толкования иных нормативных правовых актов, в связи с чем можно говорить о включении в Закон единой, абстрактной юридической конструкции «место жительства» и «место пребывания».
Так, правильное применение и толкование понятия «место жительства» имеет большое значение при постановке на налоговый учет налогоплательщиков — физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных детективов, частных охранников (ст
. 83 Налогового кодекса РФ); при исполнении наказаний (штраф, обязательные работы) уголовно-правового характера, контроле за поведением условно осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ; при применении международных договоров и конвенций об избежании двойного налогообложения, определении личного статуса физического лица, вопросов подсудности; при применении норм гражданского законодательства о признании гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК) и объявлении умершим (ст. 45 ГК), определении места исполнения обязательств (ст. 316 ГК), места открытия наследства (ст. 1115 ГК); реализации избирательных прав граждан и др.
Содержащиеся в некоторых федеральных нормативно-правовых актах собственные толкования понятия «место жительства» призваны конкретизировать данную конструкцию применительно к специфике регулируемых ими правоотношений
. Так, например, Гражданский кодекс РФ (ст. 20) в целях регулирования гражданских правоотношений вслед за Законом определяет место жительства гражданина как «место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», и, кроме того, дополняет содержание термина за счет установления правил определения места жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой (место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов).
2
. Как отмечалось в Определении Верховного Суда РФ от 16 апреля 2002 г. N КАС 02-176 «О признании не соответствующим федеральному законодательству и не подлежащим применению абзаца 1 пункта 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335″, понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 комментируемого Закона и других нормативных актах. Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможности установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Однако практика применения термина «место жительства» в российском правопорядке показывает, что правоприменительные органы (суды, нотариат, органы внутренних дел, налоговые органы и др.) в своей деятельности чаще склонны понимать место жительства как место, по которому осуществлена регистрация гражданина по правилам регистрационного учета граждан по месту жительства
. Обоснованием указанной практики является наличие, наряду с конституционной свободой каждого гражданина на передвижение, выбор места жительства и пребывания, публичной обязанности граждан РФ по регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (см. комментарий к ст. 3 Закона). Таким образом, правоприменители исходят из презумпции законопослушности граждан, а именно предположения, что гражданин имеет регистрацию по месту его фактического проживания. В ином случае реализация многих действующих в российском законодательстве правовых конструкций была бы затруднена или требовала бы дополнительных действий по доказыванию места фактического проживания гражданина. Например, по общему правилу подсудности предъявление иска осуществляется по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК РФ), а в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, суд назначает адвоката в качестве представителя такого ответчика (ст. 50 ГПК РФ). Если бы мы предположили, что истец может предъявить иск только по месту, где ответчик постоянно или преимущественно проживает (не принимая во внимание место его регистрации), то могли бы создать неразрешимую ситуацию, в которой истец ограничен в праве на предъявление иска до тех пор, пока не будет установлено место проживания ответчика, а суд не сможет применить норму об обязательном назначении адвоката как представителя ответчика, что ограничивало бы право граждан на доступность правосудия и квалифицированную юридическую помощь.
В настоящее время, к сожалению, действующие правовые конструкции и механизмы российского законодательства в большинстве случаев построены на понимании места жительства гражданина как совокупности составляющих места проживания и регистрации по данному месту проживания, что ставит под удар провозглашенный принцип о том, что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан».
При раскрытии содержания понятия «место пребывания» законодатель избрал прием юридической техники, связанный с обозначением открытого перечня мест, временное проживание в которых подразумевает под собой «пребывание» гражданина в отличие от его постоянного или преимущественного проживания
. Формулировка Закона указывает на следующие основные характеристики места пребывания:
временное проживание
. При этом срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином , а не органами регистрационного учета, что служит гарантией реализации гражданами конституционных прав и свобод. Временный характер, к примеру, носит безвозмездное проживание временных жильцов на срок до шести месяцев, проживание поднанимателя жилого помещения в течение определенного срока, проживание в общежитии в период учебы, пользование служебными жилыми помещениями гражданами, с которыми заключен срочный трудовой договор, и т.д.;
———————————
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г
. N 4-П «По делу о проверке конституционности п. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1995 г. N 713″ // Российская газета. 1998. 10 февраля.
проживание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, туристской базе, больнице, другом подобном учреждении, а также в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина. При этом, по смыслу Закона, определение гражданином места своего пребывания не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания, поскольку перечисленные учреждения традиционно к жилищному фонду не относятся, что предполагает, в частности, регистрацию и в иных помещениях, предназначенных или организованных для временного проживания.
Однако из смысла Закона не следует, что случаи ночевок граждан в салонах своих машин или в палатках на берегу реки (и иные случаи временного проживания граждан вне учреждений, подобных перечисленным в Законе) требуют юридической квалификации как «места пребывания» и применения к ним правил об обязательности регистрации по месту пребывания
. Такой вывод в настоящее время не вступает в противоречие и с позицией Конституционного Суда РФ, признавшего, что присутствует ограничение перечня мест, в которых возможна регистрация по месту пребывания, что позволяет органам регистрационного учета отказывать гражданам в регистрации на территории их фактического пребывания, однако устранившегося от разрешения проблемы по причине того, что вопрос не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ . Вышесказанное означает, что в настоящее время не каждое место фактического нахождения гражданина, не являющееся «другим подобным учреждением», может быть признано местом его пребывания, что может повлечь отказ органов регистрационного учета в регистрации гражданина по такому месту нахождения.
———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г
. N 334-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хромова Андрея Викторовича на нарушение его конституционных прав частью второй ст. 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
4
. При характеристике понятия «место жительства» законодатель выделил три составляющие, в соответствии с которыми место нахождения гражданина в целях комментируемого Закона может быть признано местом его жительства:
проживание в жилом доме, квартире, служебном жилом помещении, специализированном доме (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также в ином жилом помещении;
период проживания: постоянно или преимущественно;
наличие оснований для проживания, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды и др.
Характеризуя термин «место жительства» через понятие жилого помещения, законодатель тем самым подчеркивает связь между конституционно закрепленным правом граждан РФ на жилище (ст. 40 Конституции) и свободой передвижения, включающей в себя в том числе и свободу выбора места жительства (ст. 27 Конституции), как неотчуждаемыми правами и свободами, вытекающими из естественного состояния каждого человека. В формулировке Закона усматривается граница, разделяющая место временного пребывания гражданина и место его жительства: местом жительства может быть только жилое помещение. В соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством жилые помещения бывают различных видов: квартиры, жилые дома, изолированные комнаты в квартирах или жилых домах. При этом жилым признается помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором находится. В соответствии со ст. 7 Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. По смыслу Закона в любом случае необходимым условием признания конкретного места нахождения гражданина РФ местом его жительства является факт проживания гражданина в помещении, включенном в жилищный фонд в соответствии с требованиями действующего законодательства (поэтому, например, не могут считаться местом жительства временные строения на территории садово-дачного участка, офисное помещение и пр.).
Закон не раскрывает смысла понятия постоянного или преимущественного проживания, что открывает возможность для его противоречивого толкования
. К примеру, в каком случае проживание гражданина по договору поднайма надлежит определению как временное пребывание, а в каком — как постоянное или преимущественное ? Несомненно, что поднаниматель рассматривает свое проживание на условиях поднайма как временное, ограниченное определенным сроком, обусловленное отсутствием иной возможности обеспечить себя отдельным жилым помещением, не зря Жилищный кодекс РСФСР (ст. 29) признает длительное проживание на условиях поднайма как основание для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кроме того, согласно ст. 685 ГК РФ поднаниматель не приобретает самостоятельного права пользования жилым помещением, ответственным перед наймодателем по договору найма жилого помещения остается наниматель. С учетом того, что ранее существовавшее ограничение по сроку пребывания граждан до 6 месяцев признано не соответствующим Конституции РФ , в настоящее время разграничение понятий места пребывания и места жительства, в частности в отношении поднайма, достаточно условно. Это означает, что гражданину предоставляется право свободного волеизъявления, основанного на его внутреннем и самостоятельном убеждении, относительно оценки жилого помещения, в котором он проживает, как места пребывания или места жительства, при наличии иных необходимых оснований для признания такого места местом жительства гражданина.
———————————
В налоговых правоотношениях, к примеру для признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации, т.е
. лицом, обязанным исполнять требования налогового законодательства РФ, достаточно фактического нахождения на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году (ст. 11 Налогового кодекса РФ).
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г
. N 4-П.
Закон содержит требование о законности основания проживания гражданина в жилом помещении, которое может быть признано местом его проживания. В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713), законность заселения в жилое помещение может быть подтверждена ордером, договором, свидетельством о праве на наследство жилого помещения, решением суда о признании права пользования жилым помещением, заявлением лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иным документом или его надлежаще заверенной копией. В качестве «иных документов» могут выступить свидетельство о праве собственности на данное жилое помещение; определение или постановление суда о передаче несовершеннолетних детей, других иждивенцев лица, осужденного к лишению свободы, в том числе престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещении их в детские или социальные учреждения (ст. 313 УПК РФ) и т.д.
5
. Место жительства не может служить дискриминационным критерием при реализации гражданами Российской Федерации своих прав и свобод. Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. На недопустимость ограничения прав и свобод граждан в связи с их местом жительства неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих постановлениях. Так, Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ отдельные положения Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 16 мая 1995 г. N 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части, содержащей запрет на приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями. Конституционный Суд при этом, в частности, указал, что установление запрета на приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений государственных и муниципальных образовательных учреждений и высших учебных заведений фактически свидетельствует об отступлении от провозглашенного ст. 19 Конституции РФ принципа равенства и о дискриминации определенной категории граждан в зависимости от места жительства и рода занятий. Такой запрет не может не препятствовать осуществлению ими права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, получать в порядке приватизации наравне с другими гражданами жилье из государственного и муниципального жилищного фонда в собственность .
———————————
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г
. N 13-П «По делу о проверке конституционности положений п. 13 ст. 39 Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 1 Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» и п. 7 ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е.Е. Насоновой и Н.П. Ярушиной».
По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения Устава о прекращении полномочий главы администрации области досрочно в случае его выезда на постоянное место жительства за пределы области
. При этом Конституционный Суд обратил внимание на то, что действующее федеральное законодательство не устанавливает ограничений в зависимости от места жительства применительно к возможности занятия гражданином Российской Федерации должности главы администрации субъекта Российской Федерации и исполнения им соответствующих полномочий. Тем более их не вправе ввести законодатель субъекта Российской Федерации. Если ненадлежащее исполнение главой администрации своих обязанностей зависит от выбранного им места жительства, то именно ненадлежащее исполнение обязанностей, а не место жительства как таковое должно служить законным основанием для наступления ответственности, в частности для решения вопроса о прекращении полномочий.
———————————
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. N 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области».

Вернутся в раздел Комментарии к законам

В соответствии с
Конституцией Российской Федерации и
международными актами о правах человека
каждый гражданин Российской Федерации
имеет право на свободу передвижения.

Ограничение права
граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской
Федерации допускается только на основании
федерального закона.

Лица, не являющиеся
гражданами Российской Федерации и
законно находящиеся на ее территории,
имеют право на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации. В целях реализации положений
Конституции Российской Федерации с 1
октября 1993 года введен в действие Закон
Российской Федерации «О праве граждан
Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской
Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 .

Данным законом был
отменен существовавший до этого
разрешительный институт прописки.
Вместо нее была введена уведомительная
регистрация граждан по месту их жительства
либо по месту пребывания.

Место жительства-
это жилой дом, квартира, служебное жилое
помещение, специализированные дома
(общежитие, гостиница-приют, дом
маневренного фонда, специальный дом
для одиноких престарелых, дом-интернат
для инвалидов, ветеранов и другие), а
также иное жилое помещение, в котором
гражданин постоянно или преимущественно
проживает в качестве собственника, по
договору найма (поднайма), договору
аренды либо на иных основаниях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации.  

Место пребывания-
это гостиница, санаторий, дом отдыха,
пансионат, кемпинг, туристская база,
больница, другое подобное учреждение,
а также жилое помещение, не являющееся
местом жительства гражданина, и в котором
он проживает временно.

Граждане Российской
Федерации обязаны регистрироваться по
месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации. В то
же время регистрация или отсутствие
таковой не могут служить основанием
ограничения или условием реализации
прав и свобод граждан, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации,
законами Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации (например, право
на работу, учебу и т
. д.).

Право граждан
Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской
Федерации в соответствии с законами
Российской Федерации может быть
огра­ничено:

• в пограничной
полосе;  

• в закрытых военных
городках;

• в закрытых
административно-территориальных
образованиях;

• в зонах
экологического бедствия;

• на отдельных
территориях и в населенных пунктах, где
в случае опасности распространения
инфекционных и массовых неинфекционных
заболеваний и отравлений людей введены
особые условия и режимы проживания
населения и хозяйственной деятельности;
 

• на территориях,
где введено чрезвычайное или военное
положение.

Действия или
бездействие государственных или иных
органов, предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц и иных
юридических и физических лиц, затрагивающие
право граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации, могут быть
обжалованы гражданами в вышестоящий в
порядке подчиненности орган, вышестоящему
должностному лицу либо непосредственно
в суд.

Правила регистрации
и снятия граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации, а также
перечень должностных лиц, ответственных
за регистрацию, утверждаются Постановлением
Правительства Российской Федерации.  

В настоящее время
действует Постановление Правительства
РФ от 17 июля 1995 года № 713 (в ред. от 16 марта
2000 года)
.

В городах, поселках,
сельских населенных пунктах, закрытых
военных городках, а также в населенных
пунктах, расположенных в пограничной
полосе, или закрытых административно-территориальных
образованиях, в которых имеются органы
внутренних дел, органами регистрационного
учета граждан Российской Федерации по
месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации являются
органы внутренних дел, а в остальных
населенных пунктах — местная администрация.

Регистрация
гражданина Российской Федерации по
месту пребывания производится без
снятия с регистрационного учета по
месту его жительства.

Регистрация и
снятие гражданина Российской Федерации
с регистрационного учета по месту
пребывания в гостинице, санатории, доме
отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской
базе, в больнице, другом подобном
учреждении производятся по его прибытии
и выбытии администрацией соответствующего
учреждения.

В иных случаях
регистрация и снятие гражданина с
регистрационного учета по месту
пребывания осуществляются органом
регистрационного учета в соответствии
с правилами, утвержденными Правительством
Российской Федерации.

Граждане, прибывшие
для временного проживания в жилых
помещениях, не являющихся их местом
жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны
в трехдневный срок со дня прибытия
(исключая выходные и праздничные дни)
обратиться к должностным лицам для
регистрации и предъявить:

• документ,
удостоверяющий их личность;

• заявление
установленной формы о регистрации по
месту пребывания;

• документ,
являющийся основанием для временного
проживания гражданина в указанном жилом
помещении (договоры найма (поднайма),
социального найма, аренды (субаренды)
жилого помещения или заяв­ление лица,
предоставляющего жилищное помещение
гражданину.  

Органы регистрационного
учета в трехдневный срок со дня поступления
документов регистрируют в установленном
порядке граждан по месту пребывания в
жилых помещениях, не являющихся их
местом жительства, и выдают им свидетельство
о регистрации по месту пребывания.  

Контроль за
соблюдением гражданами Российской
Федерации и должностными лицами правил
регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по
месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации
возлагается на органы внутренних дел.
 

За регистрацию
граждан Российской Федерации по месту
жительства в пределах Российской
Федерации взимается государственная
пошлина в размере 1 процента от минимального
размера оплаты труда Российской
Федерации.

Гражданин Российской
Федерации, изменивший место жительства,
обязан не позднее семи дней со дня
прибытия на новое место жительства
обратиться к должностному лицу,
ответственному за регистрацию, с
заявлением по установленной форме.

При этом предъявляются:

• паспорт или иной
заменяющий его документ, удостоверяющий
личность гражданина;

• документ,
являющийся основанием для вселения
гражданина в жилое помещение (ордер,
договор, заявление лица, предоставившего
гражданину жилое помещение, и т. д.).

Орган регистрационного
учета обязан зарегистрировать гражданина
по месту жительства не позднее трех
дней со дня предъявления им всех
необходимых документов для регистрации.

В случаях,
предусмотренных федеральным законом,
гражданину отказывается в регистрации
по месту жительства. Это случаи, если:
 

• дом (жилое
помещение) грозит обвалом;

• размер жилой
площади, приходящейся на одного
проживающего, окажется менее нормы
жилой площади, установленной жилищным
феде­ральным законом, — при заключении
договора найма (поднайма), за исключением
случаев, установленных нормативными
актами (например, несовершеннолетние
дети регистрируются на жилую площадь
родителей независимо от размера жилой
площади);

• в судебном порядке
признано невозможным совместное
проживание лишенного родительских прав
гражданина с детьми, не достигшими
18-летнего возраста;

• ордер на вселение
в жилое помещение, а также сделка,
связанная с установлением или изменением
права владения, пользования и (или)
распоряжения жилым помещением (договоры
найма (поднайма), социального найма,
аренды (субаренды), купли-продажи,
дарения, мены и т. п.), либо иной документ,
удостоверяющий право собственности на
жилое помещение, в установленном порядке
признаны недействительными
.  

В регистрации
граждан по месту жительства отказывается
и по другим основаниям, предусмотренным
действующим законодательством (например,
если гражданин самоуправно занял чужое
жилое помещение).

В случае отказа
гражданам в регистрации по месту
жительства органы регистрационного
учета обязаны в трехдневный срок со дня
получения документов письменно уведомить
их о причинах отказа. Отказ органов
регистрационного учета в регистрации
граждан по месту жительства может быть
обжалован ими вышестоящему должностному
лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности
орган регистрационного учета или
непосредственно в суд
.

50. Коммунальные и иные платежи в жилищной
сфере.

Одной из обязанностей нанимателя жилого
помещения является внесение платы за
пользование жилым помещением и оплата
коммунальных услуг (водоснабжение, газ,
телефон и т. д.).

Собственник жилого помещения обязан
вносить только плату за предоставляемые
ему коммунальные услуги.  

Если договором не установлено иное,
наниматель и собственник обязаны
самостоятельно вносить коммунальные
платежи.  

Наниматель обязан вносить квартирную
плату ежемесячно не позднее десятого
числа следующего за прожитым месяца.

Плата за коммунальные услуги взимается
помимо квартирной платы по утвержденным
в установленном порядке тарифам.

Ставки и тарифы на жилищно-коммунальные
услуги (кроме тарифов на электрическую
энергию и газ), а также нормативы
потребления жилищно-коммунальных услуг,
утверждаются органами местного
самоуправления Российской Федерации.
 

Оплата жилья и коммунальных услуг по
договору найма устанавливается в
размере, обеспечивающем возмещение
издержек на содержание и ремонт жилья,
а также на коммунальные услуги.

В договоре коммерческого найма размер
платы за жилое помещение устанавливается
по соглашению сторон договора (ст. 682 ГК
РФ). Предельный размер платы в отношении
коммерческого найма законода­тельством
не установлен.

В настоящее время происходит переход
на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг, целью которой
является обеспечение к 2003 году уровня
платежей граждан в размере полного
возмещения издержек на содержание и
ремонт жилья, а также на коммунальные
услуги.

Структура платежей населения за жилье
всех форм собственности должна включать:

• первый платеж — за содержание и ремонт
(включая капитальный ремонт) мест общего
пользования в жилых зданиях;  

• второй платеж — за коммунальные услуги;
 

• плата за наем помещения (собственник
жилого помещения должен платить налог
на имущество).

Повышение размера оплаты жилья и
коммунальных услуг должно осуществляться
с одновременным применением мер
социальной защиты граждан в виде
предоставления им компенсаций (субсидий)
на оплату жилья и коммунальных услуг в
пределах социальной нормы площади жилья
и нормативов потребления коммунальных
услуг с учетом прожиточного минимума,
совокупного дохода семьи и действующих
льгот.  

Сбор платежей за коммунальные услуги
и оплата жилья, предоставляемого в наем,
производятся собственником жилья или
организацией, уполномоченной выполнять
эти функции.