Анализ законопроекта ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации)

Настоящее заключение выполнено по запросу общественных организаций в связи с принятием Государственной Думой РФ закона о создании единой биометрической базы данных населения России.

Предметом исследования является законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации).

 Цель исследования: определить последствия принятия закона ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) в Российской Федерации для жизни граждан, безопасности личности и суверенитета государства.

Задачи исследования: определить, какими причинами вызвано создание в России единой базы биометрических и персональных данных населения России; кто является выгодополучателем в случае принятия законопроекта ФЗ № 157752-7; какие правовые нормы нарушает создание в России единой базы биометрических и персональных данных населения России; имеются в законопроекте № 157752-7 признаки коррупциогенности и угроз национальной безопасности.

В работе принимали участие специалисты в сфере экономики, социологии, информационных технологий, юриспруденции.

Аналитическая записка является коллективным результатом, включающим в себя ряд исследований и заключений, под маркой Независимого экспертно-аналитического центра «VERITAS» без указания конкретного авторства.

Анализ законопроекта

Для анализа представлен законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации).

Законопроект был внесён в Государственную Думу  депутатом Государственной Думы РФ А.Г. Аксаковым и членом Совета Федерации РФ Н.А. Журавлевым 24 апреля 2017 г. первоначально под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (о создании механизма интерактивной удалённой аутентификации и идентификации клиента кредитной организации — физического лица).

Законопроект принят Госдумой РФ в 3 чтении 20 декабря 2017 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 г.

Среди целей законопроекта в «Пояснительной записке» указано «обеспечение надлежащего нормативного правового регулирования использования механизма удаленной аутентификации и идентификации клиента с использованием его биометрических персональных данных».

Необходимость внесения инициативы в «Пояснительной записке» обоснована «мировым трендом, повышением спроса на цифровые финансовые услуги, появлением высокоточных и стабильно функционирующих технологий биометрической идентификации, необходимостью введения дополнительных сервисов в целях увеличения спроса на услуги российских банков и на поддержание, таким образом, стабильности банковской системы».

Правом создания единой биометрической системы России, которая будет объединена с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), закон наделяет Центральный банк РФ.

Оперативное управление базой биометрических данных возложено на оператора единой биометрической системы, который «занимает существенное положение в сети связей общего пользования на территориях не менее чем двух третей субъектов РФ» (п.17 ст. 8).

Оператор единой биометрической системы проверяет достоверность биометрических сведений гражданина (пп.1 п.16 ст.8), а также предоставляет сведения, содержащиеся в единой биометрической системе, в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку и реализацию государственной политики в сфере внутренних дел, области обеспечения безопасности, обороны страны, безопасности государства, охраны правопорядка и противодействия экстремизму (пп.2 п.16 ст. 8).

Оператор единой биометрической системы предоставляет биометрические данные граждан уполномоченному органу и Центральному банку РФ и непрерывно обновляет их  на основе поступающей из банков информации в порядке, определённом федеральным органом исполнительной власти в сфере информационных технологий  (п. 3 ст.4).

Состав и вид биометрических сведений определяется Правительством РФ (п.8 ст.8), контроль и надзор за обеспечением мер безопасности, за исключением контроля банков, осуществляет федеральный орган (п.10 ст.8).

Центральный банк РФ определяет перечень банков, которые получат право пользоваться данными ЕСИА и единой биометрической системы, устанавливает требования по раскрытию информации, обязательные для выполнения другими банками (п.2 ст.4), определяет состав сведений, размещаемых в ЕСИА и в единой биометрической системе (п.2 ст.4), а также устанавливает перечень угроз при обработке данных и согласовывает его с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.14 ст. 8); осуществляет контроль за порядком размещения и обновления банками сведений и за исполнением банками мер по обеспечению безопасности персональных данных (п.11 ст. 8).

Банки должны соответствовать критериям: участвовать в системе страхования вкладов, не находиться в процедуре банкротства, не находиться под запретом Центрального банка  РФ (п.2 ст.4). Список банков ежемесячно размещается Центральным банком РФ на своём официальном сайте, в случае несоответствия банка критериям  Центральный банк РФ исключает банк из перечня не позднее одного рабочего дня (п.2 ст.4).

Правительство РФ определяет список случаев и лиц, когда закон позволяет не раскрывать информацию другим структурам (п.1 ст.1), в который входят: акционеры специализированных депозитариев (п.1 ст.2), страховщики (п.2 ст.2), негосударственные пенсионные фонды (п.1 ст.3), управляющие компании, инвестирующие средства пенсионных накоплений (п.2 ст.3), небанковские кредитные организации (ст.6), банки (ст.7), «лица, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся» (ст.5, 6), а также иные  организации и физические лица (п.11 ст.5).

Допущенные к единой биометрической системе банки будут оказывать услуги физическим лицам, отвечающим установленным критериям: не быть причастным к экстремистской деятельности и не вызывать «подозрений в легализации (отмывании) средств, полученных преступным путём или финансированием терроризма» (п.2 ст.4).

Информацию о физическом лице для размещения в единой биометрической системе должен будет при открытии счёта в банке предоставлять на безвозмездной основе сам гражданин: фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты паспорта, номер миграционной карты, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), номер личного телефона; сведения о биометрических персональных данных; сведения о согласии на обработку персональных биометрических данных (п.1, 2 ст.8).

Государственные органы, банки и иные организации при проведении идентификации гражданина имеют право для подтверждения достоверности этих сведений использовать информацию из информационных систем МВД, Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Для идентификации гражданина (п.2 ст.1), а также заполнения утверждённой Правительством РФ формы согласия гражданина на обработку биометрических данных (п. 23 ст.8),  предусмотрено использование простой электронной подписи.

Уполномоченное лицо, размещающее сведения в ЕСИА и единой биометрической системе, заверяет их усиленной квалифицированной электронной подписью (п.4 ст.8).

Для обеспечения безопасности своих данных при передаче по каналам связи при удалённой идентификации гражданин обязан самостоятельно воспользоваться «шифровальными (криптографическими) средствами», адрес размещения которых в интернете ему сообщит в неустановленном законом порядке представитель государственного органа, банка или иной организации (п.19 ст. 8).

В случае если гражданин «использует мобильный телефон, смартфон или планшетный компьютер и отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств», банк отказывает ему проведении указанной идентификации (п.20 ст. 8).

Если гражданин «использует иные устройства, в том числе персональный компьютер, и отказывается от применения шифровальных (криптографических) средств», банк уведомляет его о рисках и проводит соответствующую идентификацию (п. 21 ст.8).

Банки получают право  предоставлять биометрические данные граждан за плату коммерческим и государственным структурам, в том числе, силовым (пп. 2 п.16 ст. 8), а также другим банкам и фондам (пп. 1 п. 16 ст.8).

 Порядок и размер взимания платы оператором единой  биометрической системы за предоставление биометрических данных граждан банкам будет определять федеральный орган исполнительной власти по согласованию с Центральным банком РФ и оператором единой  биометрической системы (п.2 ст.4).

Размер платы за  предоставление оператором единой  биометрической системы биометрических данных граждан государственным структурам определяется федеральным органом исполнительной власти по согласованию оператором единой биометрической системы (п.24 ст.8).

Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных осуществляет уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти (п.10, 12 ст.8), который определяет и утверждает порядок обработки данных, формы подтверждения, методики проверки (п.13 ст.8).

Ответственность за сбор, обработку и передачу данных определяется законом ФЗ № 157752-7 в рамках административной, гражданской и уголовной ответственности (п. 24  ст.8).

Консолидированное мнение экспертов

На основании анализа закона ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) можно сделать вывод, что он кардинально повлияет на жизнь граждан, суверенитет личности и безопасность государства.

Закон принимается с целью поддержания стабильности банковской системы, то есть формирования новых клиентских баз, для чего в интересах банковского капитала создаётся единая база биометрических данных населения России, объединённая с единой базой персональных данных ЕСИА, которая будет максимально полно отображать «профиль личности», позволит моментально перспективы потенциальных клиентов и сократит расходы на их  поиск.

Владельцем объединённой базы данных на всех граждан страны станет Центральный банк РФ, который создаст правила для владения ею, определит порядок и правила её использования и обозначит санкции за их нарушения. Он станет осуществлять ежемесячный рейтинг российских банков, которые будут допущены к единой биометрической системе, а значит, получат конкурентное преимущество.

В законе многократно указывается, что контроль над действиями банковских структур в отношении единой базы данных населения страны будет осуществлять не государство, а Центральный банк РФ, с которым государство, в свою очередь, должно будет согласовывать свои планы в отношении данной базы.

Закон создаёт монопольное право и передаёт властные полномочия банковской структуре — Центральному банку РФ, что можно характеризовать как механизм создания в России нового, неконституционного (ст. 10 Конституции РФ) института власти — власти частных структур — Центрального банка РФ и аффилированных с ним структур, которые получат доступ к уникальной информации о человеке и право капитализировать её.

Предлагаемая законом характеристика оператора данных прямо указывает на Ростелеком, который также многократно озвучивал своё намерение создать Национальную биометрическую платформу, что указывает на  создание преференций для конкретного субъекта правовых отношений с целью получения им материальной выгоды.

Закон, наделяющий одну структуру неограниченной властью и монопольным правом на новый рынок, а другую вписывающий в рамки создаваемого субъекта коммерческих отношений, содержит в себе выраженные признаки коррупциогенности и несёт прямую угрозу государственной безопасности.

Закон прямо указывает, что биометрическая информация представителей банковского капитала, крупного бизнеса и лиц, их контролирующих, вноситься в базы данных не будет, что можно расценивать, как выраженные  признаки дискриминации граждан по социальному признаку (п.2 ст. 6, ст.19 Конституции РФ).

Оператор единой биометрической системы станет наполнять базы данных,  предоставлять их силовым структурам, а также получать для проверки данных граждан информацию из МВД, Пенсионного фонда, ФОМС и других государственных структур. Информация будет обновляться в режиме реального времени, создавая ситуацию полной «прозрачности» гражданина.

В законе также прописан сбор информации о гражданине в единую базу биометрических данных из государственных, в том числе, силовых структур. Это лишит гражданина возможности выбора и поставит его перед фактом обязательности повсеместного предоставления своих уникальных данных под угрозой лишения доступа к госуслугам, образованию, здравоохранению, социальной помощи.

Чтобы снять правовые препятствия, гражданину предписывается заполнить бланк добровольного согласия на обработку биометрических данных. Возможность отказа и механизм отзыва гражданином своего «согласия» законом не предусмотрены.

При этом гражданин должен будет сам обеспечить безопасность своих биометрических данных, передаваемых в единую базу, обратившись для этого на указанный банком ресурс в Интернете. Его данные будут заверяться простой электронной подписью в отличие от усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного представителя оператора.

Биометрические данные являются уникальной информацией о человеке, открывающей доступ к нему и к его жизни. Законом не предусмотрена конкретная ответственность банков и оператора единой базы за нанесение ему ущерба, в том числе, в случае т.н. «кражи личности», наступающей в результате криминального использования его персональных и биометрических данных.

Сбор у законопослушных граждан в принудительном порядке данных, которые собирают у преступников (отпечатки пальцев, слепок голоса, цифровой профиль клиента и др.), предусмотренная законом передача информации о человеке в силовые структуры противоречат принятой в России презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ), лишает гражданина приватности, унижает его, ущемляет права личности и нарушает ст.21, 23, 24, п.2 ст. 55 Конституцию РФ.

Мировая практика применяет такой механизм только в отношении лиц, совершивших преступления или подозреваемых в них. С принятием законопроекта ФЗ № 157752-7, в России под предлогом «борьбы с терроризмом и коррупцией» начнётся беспрецедентное нарушение прав человека.

Закон наделяет оператора единой биометрической системы правом продавать данные государству и коммерческим структурам. Капитализация данных о человеке приводит к капитализации самого человека, и специалисты уже называют это явление «цифровым феодализмом». В результате будет создан новый товар — цифровая копия человека, о чем уже открыто говорят люди, продвигающие новый цифровой проект, появится новый рынок — торговли цифровыми копиями (нарушение ст. 17 Конституции). Легитимированная законом продажа биометрических данных различным структурам создаст ситуацию беспрецедентного риска не только для гражданина, но и для государства в целом.

Решение о введении биометрической регистрации населения всей страны с обществом не обсуждалось, а безальтернативность вводимого механизма игнорирует интересы граждан, несёт угрозу их личной безопасности, игнорирует Конституцию РФ (ст. 6, 10, 17, 21, 23, 24, 49, 55).

Создание единой базы данных нарушает п.3 ст.5 закона №152-ФЗ «О персональных данных» по причине прямой угрозы суверенитету и безопасности страны создание единых баз данных ни в одной стране мира не осуществляется, а в Германии и вовсе запрещено отдельным законом.

Развитие современных информационных технологий позволяет успешно фальсифицировать любые личные данные, в том числе, биометрическую информацию, что остро ставит вопрос, к примеру, об уязвимости работников, имеющих доступ к закрытым объектам стратегического значения, и актуализирует вопрос безопасности самих объектов и страны в целом.

Также по-прежнему не решён вопрос с заменой иностранного программного обеспечения отечественным, а имеющиеся разработки российских специалистов наталкиваются на ожесточённое сопротивление крупного профильного бизнеса и не находят применения в своей стране.

Это наносит удар по обороноспособности страны и позволяет говорить об угрозе национальной безопасности.

Выводы

Законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) создан в рамках глобального проекта т.н. «цифровой экономики», являющегося новым инструментом наднационального контроля государств.

В случае принятия законопроекта ФЗ № 157752-7 в России произойдёт перехват государственной власти банковским капиталом в лице  Центрального банка РФ и связанных с ним структур.

Законопроект  № 157752-7 нарушает нормы Конституции РФ: п.2 ст. 6, ст. 10, ст. 17, ст.19,  ст.21, ст. 23, ст.24, ст.49, п.2 ст. 55, а также п.3 ст. 5 закона №152-ФЗ «Закон о персональных данных».

В законопроекте № 157752-7 отчётливо определяются признаки  коррупциогенности и антиконституционности, а также признаки дискриминации группы граждан по социальному признаку.

Законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) нарушает права личности, создаёт угрозу социальной нестабильности, подрывает  государственную безопасность и ведёт к утрате национального суверенитета.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/03/analiz_zakonoproekta_o_vseobwej_biometricheskoj_registracii_naseleniya_rossii/

————————————————————————————

          Поддержка сайта Protivkart.org

          Яндекс-деньги 410011074881635

Уже несколько лет государственные органы выдают паспорт нового поколения. Но далеко не все еще знают, что такое биометрический паспорт, где его получить, и для чего он нужен?

Биопаспорт – это удостоверяющий документ гражданина для пересечения границы страны и пребывания за рубежом. В качестве носителя зашифрованной информации выступает микросхема, данные которой становятся доступными лишь при наличии специального считывающего устройства.  Как же его получить?

Понятие биометрии

Термин «биометрия» прямого отношения к загранпаспорту не имеет. Он обозначает структуру отличительных особенностей внешности или поведения человека. Изначально биометрической информацией пользовались в системе IT для контроля доступа и идентификации. Применительно к электронному документу, могут использоваться физиологические характеристики, которые у человека никогда не меняются. При этом используют:

  1. Радужную оболочку глаз;
  2. Температурную карту лица;
  3. Отпечатки пальцев.

Новый загранпаспорт содержит данные биометрического характера, как правило, только отпечатки пальцев, записанные на специальный микрочип.

Схожесть и отличия «нового» и «старого» паспортов

Но, помимо этой информации, в биометрическом паспорте дублируются те же данные, что и в традиционном документе:

  • ФИО;
  • Семейное положение;
  • Адрес прописки;
  • Дата рождения;
  • Номер документа, срок действия и дата выдачи;
  • Фотография владельца.

Интересно, что информация визуально не доступна даже владельцу и считать ее можно только при помощи специальных устройств. Попробуем разобраться, чем отличается от старого и как выглядит новый загранпаспорт:

  1. На обложку нанесен логотип, свидетельствующий о применении носителя электронных данных (микрочип с информацией);
  2. Страница с вшитым микрочипом сделана из пластика. С остальными страницами ее связывают тканевые вставки;
  3. Для нанесения фотографии и подписи владельца используют метод лазерной гравировки.

В Российской Федерации выпуск новых паспортов осуществляет на государственном предприятии «Госзнак».

Образец нового биометрического загранпаспорта в России

Преимущества и недостатки биопаспортов

Главным достоинством нового паспорта является сокращение процедуры паспортного контроля. К сожалению, не все пропускные пункты оснащены таким оборудованием, но там где они есть, зачастую организованы отдельные коридоры, помогающие пройти процедуру паспортного контроля быстрее. Кроме этого можно выделить еще ряд преимуществ:

  1. Отсутствует субъективный фактор оценки на границе;
  2. Документ с чипом очень сложно подделать;
  3. Срок действия увеличен до 10 лет;
  4. В случае потери никто не сможет воспользоваться;
  5. Увеличение до 46 станиц дает возможность совершить больше поездок.

Но, наряду с достоинствами, можно выдели некоторые недостатки:

  1. Чип довольно легко может повредиться, если документ согнуть;
  2. Стоимость биометрического паспорта выше бумажного аналога;
  3. Владельца легко отследить с помощью нового загранпаспорта по всему миру;
  4. Если у мошенников получится взломать чип – утечка данных может существенно навредить владельцу.

Собственно, биометрия и призвана в данном случае для того, чтобы максимально защитить новые документы от подделок. Ведь мошенники не дремлют, и с самого момента появления паспортов не прекращались попытки фальсификаций, несмотря на регулярные попытки государства усовершенствовать систему защиты.

Видео: Паспорт нового образца

Особенности получения биометрического документа в России и Украине

В России первые пункты по выдаче биопаспортов заработали еще в 2009 году. Первичная информация, поступившая в эти пункты, обрабатывается единым центром персонализации. Но для принятия заявки на получение нового паспорта, учреждения должны быть оснащены адаптированными программно-техническими средствами.

Массовая выдача биопаспортов началась с весны 2010 года. Теперь практически любой гражданин может получить новый загранпаспорт (в том числе гражданский, служебный и дипломатический).

Что же нужно для оформления новых загранпаспортов? В ближайший центр ФМС РФ необходимо предоставить:

  • Гражданский паспорт;
  • Старый загранпаспорт, если по нему совершались загранпоездки;
  • Квитанция, подтверждающая оплату пошлины;
  • Заявление;
  • Фотографии 3,5×4,5 см 2 шт.;
  • Военный билет для мужчин;
  • Письмо-разрешение командирования для военнослужащих граждан.

Суть оформления и выдачи в Украине схожа. Нужно обратиться в любой визовый центр с пакетом документов:

  • Общеукраинским паспортом;
  • Идентификационным кодом;
  • Военным билетом;
  • Квитанцией, подтверждающей оплату пошлины;
  • Заявлением на спецбланке;
  • Фото 3,5×4,5 см, сканирование отпечатков пальцев и электронной подписи владельца (делается на месте).

Особого внимания заслуживает процедура оформления новых загранпаспортов на детей. В биометрических паспортах нет страниц для вклеивания фото и внесения информации о несовершеннолетних малышах. Поэтому на ребенка выдается собственный биометрический паспорт сроком на 4 года. При этом отпечатки пальцев снимают исключительно с согласия родителей.

Стоимость и сроки оформления биометрического паспорта

На цену оформления загранпаспорта нового поколения оказывает влияние ряд факторов. Самый существенный – это сроки изготовления. Меньше всего заплатят граждане, которым документ нужен не срочно, через 21 рабочий день. Тариф для взрослого составляет 2500 руб, а на ребенка – 1200 руб.

Если потребуется, можно сделать документ быстрее, вплоть до 1 рабочего дня, но, соответственно, стоит сначала уточнить, сколько стоит такой экспресс-выпуск.

Если загранпаспорт будет оформляться через консульскую службу, то дополнительно придется заплатить консульский сбор.

Определена категория лиц, которым предоставляются льготные тарифы или которые освобождаются от уплаты государственной пошлины. Узнать подробно можно в местном органе ФМС, для чего нужен подтверждающий категорию документ.

Разобравшись в нюансах новых загранпаспортов, становится понятно, что ничего сложного и сверхъестественного в них нет. И если вам потребовалась оформить биометрический паспорт, нужно просто собрать необходимые документы и отдать их в ближайший визовый центр.

Анализ
законопроекта ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной
удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации)

Настоящее
заключение выполнено по запросу общественных организаций в связи с принятием Государственной
Думой РФ закона о создании единой биометрической базы данных населения России.

Предметом исследования является законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании
механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента
кредитной организации).

 Цель исследования: определить последствия принятия
закона ФЗ
№ 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной
аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) в
Российской Федерации для жизни граждан, безопасности личности и суверенитета государства.

Задачи
исследования: определить, какими причинами вызвано создание в России единой
базы биометрических и персональных данных населения России; кто является
выгодополучателем в случае принятия законопроекта ФЗ № 157752-7; какие
правовые нормы нарушает создание в России единой базы биометрических и
персональных данных населения России; имеются в законопроекте № 157752-7 признаки
коррупциогенности и угроз национальной безопасности.

В
работе принимали участие специалисты в сфере экономики, социологии,
информационных технологий, юриспруденции.

Аналитическая
записка является коллективным результатом, включающим в себя ряд исследований и
заключений, под маркой Независимого экспертно-аналитического центра «VERITAS» без указания конкретного авторства.

Анализ законопроекта

Для
анализа представлен
законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной
аутентификации и идентификации клиента кредитной организации).

Законопроект был
внесён в Государственную Думу  депутатом
Государственной Думы РФ А.Г. Аксаковым и членом Совета Федерации РФ
Н.А. Журавлевым 24 апреля 2017 г. первоначально под названием «О
внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»
(о создании механизма интерактивной удалённой аутентификации и идентификации
клиента кредитной организации — физического лица).

Законопроект принят
Госдумой РФ в 3 чтении 20 декабря 2017 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря
2017 г.

Среди целей
законопроекта в «Пояснительной записке» указано «обеспечение надлежащего
нормативного правового регулирования использования механизма удаленной аутентификации и
идентификации клиента с использованием его биометрических персональных данных».

Необходимость
внесения инициативы в «Пояснительной записке» обоснована «мировым трендом,
повышением спроса на цифровые финансовые услуги, появлением высокоточных и
стабильно функционирующих технологий биометрической идентификации,
необходимостью введения дополнительных сервисов в целях увеличения спроса на
услуги российских банков и на поддержание, таким образом, стабильности банковской
системы».

Правом создания единой биометрической системы России, которая будет объединена с Единой
системой
идентификации и аутентификации (ЕСИА), закон наделяет
Центральный банк РФ.

Оперативное
управление базой биометрических данных возложено на оператора единой
биометрической системы, который «занимает существенное положение в сети связей
общего пользования на территориях не менее чем двух третей субъектов РФ» (п.17
ст. 8).

Оператор
единой биометрической системы проверяет достоверность биометрических сведений
гражданина (пп.1 п.16 ст.8), а также предоставляет сведения, содержащиеся в
единой биометрической системе, в федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие выработку и реализацию государственной политики в сфере
внутренних дел, области обеспечения безопасности, обороны страны, безопасности
государства, охраны правопорядка и противодействия экстремизму (пп.2 п.16 ст. 8).

Оператор единой
биометрической системы предоставляет биометрические данные граждан
уполномоченному органу и Центральному банку РФ и непрерывно обновляет их  на основе поступающей из банков информации в
порядке, определённом федеральным органом исполнительной власти в сфере
информационных технологий  (п. 3 ст.4).

Состав
и вид биометрических сведений определяется Правительством РФ (п.8 ст.8), контроль
и надзор за обеспечением мер безопасности, за исключением контроля банков,
осуществляет федеральный орган (п.10 ст.8).

Центральный банк РФ определяет перечень банков, которые
получат право пользоваться данными ЕСИА и
единой
биометрической системы, устанавливает требования по раскрытию информации,
обязательные для выполнения другими банками (п.2 ст.4), определяет состав
сведений, размещаемых в ЕСИА и в единой биометрической системе (п.2 ст.4), а
также устанавливает перечень угроз при обработке данных и согласовывает его с
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.14 ст. 8); осуществляет
контроль за порядком размещения и обновления банками сведений и за исполнением
банками мер по обеспечению безопасности персональных данных (п.11 ст. 8).

Банки должны
соответствовать критериям: участвовать в системе страхования вкладов, не
находиться в процедуре банкротства, не находиться под запретом Центрального банка 
РФ
(п.2 ст.4). Список банков ежемесячно размещается Центральным банком РФ на своём официальном сайте, в случае несоответствия банка
критериям  Центральный банк РФ исключает банк из перечня не позднее одного рабочего дня (п.2
ст.4).

Правительство
РФ определяет список случаев и лиц, когда закон позволяет не раскрывать
информацию другим структурам (п.1 ст.1), в который входят: акционеры
специализированных депозитариев (п.1 ст.2), страховщики
(п.2
ст.2), негосударственные пенсионные фонды (п.1 ст.3), управляющие компании,
инвестирующие средства пенсионных накоплений (п.2 ст.3), небанковские кредитные организации (ст.6), банки
(ст.7), «лица, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся»
(ст.5, 6),
а также иные  организации и физические
лица (п.11 ст.5).

Допущенные к
единой биометрической системе банки будут оказывать услуги физическим лицам,
отвечающим установленным законом критериям: не быть причастным к экстремистской
деятельности и не вызывать «подозрений в легализации (отмывании) средств,
полученных преступным путём или финансированием терроризма» (п.2 ст.4).

Информацию о
физическом лице для размещения в единой
биометрической системе должен будет при открытии счёта в банке предоставлять на
безвозмездной основе сам гражданин: фамилия,
имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты паспорта, номер миграционной
карты, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН),
страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), номер личного телефона;
сведения о биометрических персональных данных; сведения о согласии на обработку
персональных биометрических данных (п.1, 2 ст.8).

Государственные
органы, банки и иные организации при проведении идентификации гражданина имеют
право для подтверждения достоверности этих сведений использовать информацию из
информационных систем МВД, Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского
страхования (ФОМС).

Для идентификации
гражданина (п.2 ст.1), а также заполнения утверждённой Правительством РФ формы
согласия гражданина на обработку биометрических данных (п. 23 ст.8),  предусмотрено использование простой
электронной подписи
.

Уполномоченное
лицо, размещающее сведения в ЕСИА и единой биометрической системе, заверяет их
усиленной квалифицированной электронной подписью (п.4 ст.8).

Для обеспечения
безопасности своих данных при передаче по каналам связи при удалённой
идентификации гражданин обязан самостоятельно воспользоваться «шифровальными (криптографическими) средствами», адрес
размещения которых в интернете ему сообщит в неустановленном законом порядке представитель
государственного органа, банка или иной организации (п.19 ст. 8).

В случае если гражданин «использует мобильный телефон,
смартфон или планшетный компьютер и отказывается от использования шифровальных
(криптографических) средств», банк отказывает ему проведении указанной
идентификации (п.20 ст. 8).

Если гражданин «использует иные устройства, в том
числе персональный компьютер, и отказывается от применения шифровальных
(криптографических) средств», банк уведомляет
его о рисках и проводит соответствующую идентификацию (п. 21 ст.8).

Банки получают
право  предоставлять биометрические данные
граждан за плату коммерческим и государственным структурам, в том числе,
силовым (пп. 2 п.16 ст. 8), а также другим банкам и фондам (пп. 1 п. 16 ст.8).

 Порядок и размер взимания платы оператором единой  биометрической системы за предоставление
биометрических данных граждан банкам будет определять федеральный орган
исполнительной власти по согласованию с Центральным
банком РФ
и оператором единой  биометрической
системы (п.2 ст.4).

Размер платы
за  предоставление оператором единой  биометрической системы биометрических данных
граждан государственным структурам определяется федеральным органом
исполнительной власти по согласованию оператором единой биометрической системы
(п.24 ст.8).

Контроль и
надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению
безопасности персональных данных осуществляет уполномоченный Правительством
федеральный орган исполнительной власти (п.10, 12 ст.8), который определяет и
утверждает порядок обработки данных, формы подтверждения, методики проверки
(п.13 ст.8).

Ответственность
за сбор, обработку и передачу данных определяется законом ФЗ № 157752-7 в рамках административной,
гражданской и уголовной ответственности (п. 24  ст.8).

Консолидированное
мнение экспертов

На основании анализа закона ФЗ
№ 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной
аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) можно сделать
вывод, что он кардинально повлияет на жизнь граждан,
суверенитет личности и безопасность государства.

Закон принимается с целью поддержания стабильности банковской системы, то есть
формирования новых клиентских баз, для чего в интересах банковского капитала создаётся
единая база биометрических данных населения России, объединённая
с единой базой персональных данных ЕСИА, которая будет максимально полно
отображать «профиль личности», позволит моментально оценивать перспективы потенциальных
клиентов и сократит расходы на их  поиск.

Владельцем объединённой базы данных на
всех граждан страны станет Центральный банк РФ,
который создаст правила для владения ею, определит порядок
и правила её использования и обозначит санкции
за их нарушения. Он станет осуществлять
ежемесячный рейтинг российских банков, которые будут допущены к единой биометрической системе, а значит, получат конкурентное
преимущество.

В
законе многократно указывается, что контроль над действиями банковских структур
в отношении единой базы данных населения страны будет осуществлять не государство,
а Центральный банк РФ, с которым государство, в свою очередь, должно будет
согласовывать свои планы в отношении данной базы.

Закон создаёт монопольное право и передаёт
властные полномочия банковской структуре — Центральному банку РФ, что можно
характеризовать как механизм создания в России нового, неконституционного (ст.
10 Конституции РФ) института власти — власти частных структур — Центрального
банка РФ и аффилированных с ним структур, которые получат доступ к уникальной
информации о человеке и право капитализировать её.

Предлагаемая законом характеристика
оператора данных прямо указывает на Ростелеком, который также многократно
озвучивал своё намерение создать Национальную биометрическую платформу, что
указывает на  создание преференций для
конкретного субъекта правовых отношений с целью получения им материальной
выгоды.

Закон, наделяющий одну структуру
неограниченной властью и монопольным правом на новый рынок, а другую
вписывающий в рамки создаваемого субъекта коммерческих отношений, содержит в
себе выраженные признаки коррупциогенности и несёт прямую угрозу
государственной безопасности.

Закон прямо указывает, что, в отличие от данных простых граждан, биометрическая
информация представителей банковского капитала, крупного бизнеса и лиц, их
контролирующих, вноситься в базы данных не будет, что можно расценивать, как
выраженные  признаки дискриминации
граждан по социальному признаку (п.2 ст. 6, ст.19 Конституции РФ).

Оператор
единой биометрической системы станет наполнять базы данных,  предоставлять их силовым структурам, а также, в свою очередь, сможет
получать для проверки данных граждан информацию из МВД, Пенсионного фонда, ФОМС
и других государственных структур. Информация будет обновляться в режиме
реального времени, создавая ситуацию полной «прозрачности» гражданина
.

В законе также прописан сбор информации о
гражданине в единую базу биометрических данных из государственных, в том числе,
силовых структур. Это лишит гражданина возможности выбора и поставит его перед
фактом обязательности повсеместного предоставления своих уникальных данных под
угрозой лишения доступа к госуслугам, образованию, здравоохранению, социальной
помощи
.

Чтобы снять правовые препятствия,
гражданину предписывается заполнить бланк «добровольного согласия» на обработку
биометрических данных. Возможность отказа и механизм отзыва
гражданином своего «согласия» законом не предусмотрены.

При этом гражданин должен будет сам
обеспечить безопасность своих биометрических данных, передаваемых в единую
базу, обратившись для этого на указанный банком ресурс в Интернете. Его данные
будут заверяться простой электронной подписью в отличие от усиленной
квалифицированной электронной подписи уполномоченного представителя оператора.

Биометрические
данные являются уникальной информацией о человеке, открывающей доступ к нему и
к его жизни. Законом не предусмотрена конкретная ответственность банков и
оператора единой базы за нанесение ему ущерба, в том числе, в случае т.н.
«кражи личности», наступающей в результате криминального использования его персональных
и биометрических данных
.

Сбор у законопослушных граждан в
принудительном порядке данных, которые собирают у преступников (отпечатки
пальцев, слепок голоса, цифровой профиль клиента и др.), предусмотренная
законом передача информации о человеке в силовые структуры противоречат принятой
в России презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ), что лишает гражданина
приватности, унижает его, ущемляет права личности и нарушает ст.21, 23, 24, п.2
ст. 55 Конституцию РФ.

Мировая практика применяет такой механизм только
в отношении лиц, совершивших преступления или подозреваемых в них. С принятием
законопроекта ФЗ № 157752-7, в России под предлогом «борьбы с терроризмом и
коррупцией» начнётся беспрецедентное нарушение прав человека
.

Закон наделяет оператора единой
биометрической системы правом продавать информацию о гражданине государству и коммерческим структурам. Капитализация данных о человеке
приводит к капитализации самого человека, и специалисты уже называют это
явление «цифровым феодализмом»
. В результате будет создан новый товар —
цифровая копия человека, о чем уже открыто говорят люди, продвигающие новый
цифровой проект, появится новый рынок — торговли цифровыми копиями (нарушение
ст. 17 Конституции). Легитимированная законом продажа биометрических данных
различным структурам создаст ситуацию беспрецедентного риска не только для
гражданина, но и для государства в целом.

Решение
о введении биометрической регистрации населения всей страны с обществом не
обсуждалось, а безальтернативность вводимого механизма игнорирует интересы
граждан, несёт угрозу их личной безопасности, игнорирует Конституцию РФ (ст. 6,
10, 17, 21, 23, 24, 49, 55)
.

Создание
единой базы данных нарушает п.3 ст.5 закона №152-ФЗ «О персональных данных». По
причине прямой угрозы суверенитету и безопасности страны создание единых баз
данных ни в одной стране мира не осуществляется, а в Германии и вовсе запрещено
отдельным законом.

Развитие
современных информационных технологий позволяет успешно фальсифицировать любые
личные данные, в том числе, биометрическую информацию, что остро ставит вопрос,
к примеру, об уязвимости работников, имеющих доступ к закрытым объектам
стратегического значения, и актуализирует вопрос безопасности самих объектов и
страны в целом.

Также
по-прежнему не решён вопрос с заменой иностранного программного обеспечения
отечественным, а имеющиеся разработки российских специалистов наталкиваются на
ожесточённое сопротивление крупного профильного бизнеса и не находят применения
в своей стране.

Это
наносит удар по обороноспособности страны и позволяет говорить об угрозе
национальной безопасности.

Выводы

Законопроект ФЗ № 157752-7 «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о
создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации
клиента кредитной организации) создан
в рамках глобального проекта т.н. «цифровой экономики», являющегося новым инструментом
наднационального контроля государств.

В случае принятия законопроекта ФЗ
№ 157752-7 в России произойдёт перехват государственной власти банковским
капиталом в лице  Центрального банка РФ и
связанных с ним структур.

Законопроект  № 157752-7 нарушает нормы Конституции РФ:
п.2 ст. 6, ст. 10, ст. 17, ст.19,  ст.21,
ст
. 23, ст.24, ст.49, п.2 ст. 55, а также п.3 ст. 5 закона №152-ФЗ «Закон о
персональных данных».

В законопроекте
№ 157752-7 отчётливо определяются признаки 
коррупциогенности и антиконституционности, а также признаки
дискриминации группы граждан по социальному признаку.

Законопроект ФЗ
№ 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной
аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) нарушает права личности, создаёт
угрозу социальной нестабильности, подрывает 
государственную безопасность и ведёт к утрате национального
суверенитета.

Новости Сегодня

Новости Партнеров

Новости Партнеров

Чуда не произошло. Президент Путин накануне Нового года подписал проект закона , против которого яростно билась российская патриотическая общественность. У противников сдачи биометрии и внесения биометрических данных всех россиян в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации, внедряемая через портал госуслуг) есть основания полагать, что Владимиру Путину не сообщили об особенностях данного закона, само название которого подобрано лукаво и не соответствует содержанию: «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»».

В частности, официальное федеральное СМИ «Российская газета» подала новость о подписании «закона о биометрии» исключительно в контексте удобства регистрации граждан в банках. Ровно о том же — об упрощенной удаленной системе взятия кредита или открытия вклада (после сдачи своих биометрических данных) — ранее рассказывала Президенту глава Центробанка Эльвира Набиуллина, являющаяся одним из главных лоббистов и выгодоприобретателем данного закона.

«Открыть вклад или получить кредит можно будет практически в любом российском банке, ни разу его не посетив. Потребуется всего один раз прийти с паспортом в ближайший банк, который запишет видеоизображение и голос клиента», — радостно сообщает читателям «Российская газета».

Однако вся соль закона о биометрии как раз в том, что он дает возможность правительству РФ по согласованию с ЦБ (это что теперь, наш новый орган госвласти, который к тому же по Конституции независим от того же правительства???) устанавливать порядок для биометрической идентификации гражданина госорганами (!), банками и иными организациями (!). Прочитайте еще раз внимательно разбор от РИА Катюша с прямыми цитатами закона и поймите, что тут нет никакой ошибки. Кроме того, на данный момент не определен ни порядок этой самой идентификации, ни перечень организаций, которые смогут ее проводить, ни даже сам набор биометрических данных россиян, необходимых для идентификации. Закон вступит в силу через полгода, но уже сейчас совершенно очевидно, что в нем не оставлено лазеек для отказа от сдачи биометрии или альтернативных вариантов работы с госорганами, ростовщиками (банками) и прочими загадочными «иными организациями».

Случай беспрецедентен — Россия может оказаться первой страной в мире, где все общение физических и юрлиц с государством и банками будет возможно только после получения биометрических образцов жителей государства. Ровно год назад очень похожий законопроект о создании единой базы обучающихся «Контингент», имевший множество правовых лакун и не проясненных моментов, что несло прямую угрозу конституционным правам граждан и нацбезопасности, был отклонен Владимиром Путиным. На сей раз президентское вето не было использовано, но это не значит, что общественники будут сидеть сложа руки. Удивительно, что федеральные СМИ дружно возмущаются введением киевской хунты биометрического контроля на границе с Россией, но все аналитические способности штатных «журналистов-патриотов» мигом испаряются при попытках проанализировать аналогичные события в собственной стране.

Для тех, кто еще не проникся серьезностью момента, публикуем анализ данного законопроекта от экспертного совета Общественного уполномоченного по защите семьи в Санкт-Петербурге:

Если при внесении законопроект касался преимущественно банков, то ко второму чтению в него проникли нормы, направленные на охват всех сфер жизнедеятельности граждан (взаимодействие с гос. органами, банками, другими организациями).

Посмотрим еще раз на положения, которые появились в законопроекте тихо и без всякого общественного обсуждения ко второму чтению в Думе.

Существенные изменения вносятся в ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Закон дополняется статьей 14.1. «Применение информационных технологий в целях идентификации граждан РФ»:

«1. Государственные органы (!!!), банки и иные организации (!!!) в случаях, определенных фед. законами, после проведения идентификации при личном присутствии гражданина РФ, с его согласия на безвозмездной основе размещают в электронной форме:

1) сведения, необходимые для регистрации гражданина РФ в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), и иные сведения (!!!), если такие сведения предусмотрены фед.законами, — в ЕСИА;

2) биометрические персональные данные гражданина РФ — в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ (далее — единая биометрическая система).

2. Правительство РФ (!!!) по согласованию с ЦБ РФ устанавливает требования:

1) к фиксированию действий при размещении сведений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи,

2) к проведению гос. органами (!!!) и организациями (!!!) идентификации гражданина РФ…

6. Порядок регистрации в ЕСИА, включая состав сведений, необходимых для регистрации гражданина РФ в указанной системе, порядок и сроки проверки и обновления сведений, размещаемых в ЕСИА с использованием гос. информационных систем, устанавливается Правительством РФ (!!!). Федеральные органы исполнительной власти (!), в том числе фед. орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, органы гос. внебюджетных фондов (!) направляют в ЕСИА сведения о гражданах РФ в целях их обновления (!) в соответствии с указанным порядком…

8. Состав сведений, размещаемых в единой биометрической системе, включая вид биометрических персональных данных, определяется Правительством РФ…(!!!)

12. Правительство определяет фед. орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере идентификации граждан РФ на основе биометрических персональных данных.

13. Фед. орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере идентификации граждан РФ на основе биометрических персональных данных:

1) определяет порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе, а также требования к информационным технологиям и тех. средствам, предназначенным для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации (В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ и иных сферах финансового рынка указанные требования устанавливаются по согласованию с ЦБ РФ.

Ну и где тут «ТОЛЬКО БАНКИ»?! Есть и другие (небанковские) сферы (в которых технические требования будут установлены без ЦБ), о чем прямо и недвусмысленно сказано в законе.

Проектом федерального закона № 157752-7 утверждена общая схема функционирования ЕСИА и единой гос. системы биометрической идентификации, которая может применяться ВСЕМИ структурами: как государственными органами, так и коммерческими организациями, в т.ч. банковской сферы.

А существенные положения, касающиеся регулирования прав граждан России, касающиеся механизма функционирования системы с биометрическими данными, будут определены другими нормативными актами, преимущественно — на подзаконном уровне! Частично — Правительством, частично — органом исполнительной власти, который еще будет определен Правительством. На подзаконном уровне — значит, в обход Парламента и без всякой общественной дискуссии будет определен состав сведений о человеке, в т.ч. биометрические данные, направляемые в системы идентификации, и многие другие детали. В итоге огромный и пока неопределенный массив частной, в т.ч. биометрической, информации о гражданах РФ попадет в единую электронную базу. Закон создает легальную базу для обмена банками информацией о клиентах, якобы, в целях противодействия открытию бОльшего количества счетов, чем нужно.

Стоит ли говорить о том, что единая электронная база персональных, в т.ч. биометрических, данных граждан России со списком их банковских счетов, да переданная «на хранение» в АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО — это лакомый и доступный кусок для криминала и для зарубежных «партнеров». Создается реальная угроза национальной безопасности страны.

Все это вызывает серьезные вопросы к власти особенно на фоне того, что условия функционирования биометрической базы данных устанавливаются в отношении финансовой сферы Центробанком, который у нас «независимый», а точнее, как говорят эксперты, зависимый от Федеральной резервной системы США.

Ему же передаются все данные об открытии счетов россиян с использованием биометрических данных. Прощай, банковская тайна….

Хранить биометрию россиян планируют в Ростелекоме, который мало того что никакое не госучреждение, а банальное коммерческое АО, но еще и отличился высокой степенью «толерантности», когда предоставил свою площадку для проведения «гей-игр» . Видать, тогда Ростелеком прошел отбор среди кандидатов на управление биометрией России.

Дети инициатора законопроекта депутата Аксакова — выпускники Высшей школы экономики (ВШЭ), руководимой мужем главы «независимого» Центробанка.

ВШЭ по полной программе включена в подрыв основ российской государственности:
(1) в уничтожение образования. Именно глава ВШЭ Кузьминов в своем докладе В. Путину о реструктуризации образования отвергал как нерентабельные три ключевых принципа советского образования: всеобщность, бесплатность и фундаментальность! И его реформы усиленно реализуются.

Стоит помянуть и одного из руководителей ВШЭ, определяющих политику в сфере образования — г-на Фрумина, который был недавно замешан в «гомо-скандале».

(2) ВШЭ внедряет концепцию обучения родителей (школы для родителей для переформатирования сознания и постепенного перехода к «лицензированному» родительству»), т.е. ювеналку

(3) ВШЭ мощно продвигает «гендерные» исследования, которые ведут институт семьи в пропасть, создали «гендерный клуб» для промывания мозгов студентов , организуют «гендерные семинары» для борьбы с сексизмом, продвижения феминизма, борьбы с «домашним насилием» и т.п.

Сын депутата Аксакова (который является формальным автором нынешнего законопроекта) закончил вузы Великобритании и сейчас учится в Йельском университете (США), в обществах которого («Череп и кости») отучились многие могильщики традиционных семейных ценностей мирового уровня.

Просмотров: 1412

  • Особенности партийной системы современного капитализма

  • 12 июня: обычный выходной или День России?

  • Шойгу: Учения «Восток-2018» станут самыми масштабными с 1981 года

  • Кавказ опять режут на куски и кусочки

старше одного года

Ситуация, когда в метро можно будет купить базу данных, где кроме адреса по прописке и телефона будет еще и ваша трехмерная фотография, «пальчики» и рисунок сетчатки глаза, не так уж невероятна.

Мир переходит на биометрические паспорта.  В чем их опасность?

Что это: полезное нововведение или первый шаг на пути к созданию глобальной базы данных и, как следствие — нивелированию личности?

Опасность биометрического паспорта

Главному герою фильма «Шестой день» пилоту Адаму Гибсону, которого сыграл Арнольд Шварценеггер, пришлось доказывать факт своего существования, поскольку его место в жизни занял клон. Столкнувшись с массой недоразумений, он докопался до истины: обладая все теми же биометрическими данными (отпечатком пальцев, сетчатки глаза, записью голоса…), преступная империя активно выращивала «человечество будущего» — сонмы управляемых биороботов, которые должны были заменить людей.

Думаете, что такое возможно только в фантастических фильмах? Вовсе нет! Судя по всему, предсказания футурологов о появлении «второй виртуальной личности» могут стать реальностью уже в ближайшее время. Ведь мы вступили в век форсированного развития биометрии!

В одно касание

«Мы рискуем превратиться в «прозрачных» людей, — предупреждает британский правозащитник, обозреватель The Guardian и технический директор Bunker Secure Hosting АДАМ ЛОРИ. — Ведь сочетания фамилии, адреса и биометрических характеристик может оказаться достаточно для получения сведений о вредных привычках, зависимостях и даже сексуальной ориентации человека. Например, взяв пробу волос, в современной лаборатории можно сделать ДНК-анализ и получить обширную информацию: от предрасположенности человека к различным заболеваниям до его пристрастия к алкоголю. И это, например, может стать основанием для отказа в медицинской страховке. Или аргументом против вас в суде…

Усы, лапы и хвост…

Биометрическими паспортами уже сейчас «осчастливили» более 100 000 россиян. И многие стремятся получить документ нового образца как можно скорее. Ведь на биометрический паспорт работает миф о том, что в скором времени в страны Евросоюза и в США будут пускать только с такими документами. Многие возразят: что тут особенного? Биометрия российского паспорта очень приблизительная: ни отпечатков пальцев, ни отсканированной радужки на российских чипах, в отличие от некоторых иностранных, пока нет. Однако стоит только внести такие (или какие-нибудь еще!) пункты в соответствующий закон, как все эти объекты в паспорте появятся.

То есть подобный документ создается на далекую перспективу, и пока мы лишь наблюдаем «пилотные» экземпляры. «Необходимость предоставления биометрических данных принято связывать с угрозами активизировавшегося международного терроризма, — объясняет сотрудник 4-го Европейского департамента МИД России СЕРГЕЙ КИЗЮКОВ. — Ведь, как известно, для подготовки атаки на Всемирный торговый центр террористы использовали поддельные паспорта». Уже сегодня все иностранцы, въезжающие в США, проходят процедуру сканирования радужной оболочки, у них берут отпечатки пальцев, и это хорошо знают те, кому доводилось посещать Америку…

У въезжающих в Японию и Великобританию «пальчики» берут также и складируют в некий банк данных. Зачем? Что они там делают? Пока только накапливаются! Настанет день — пригодятся кому-нибудь. Не отстают и ОАЭ: там с 2002 года проверяют радужную оболочку глаза на каждом из 32 пограничных пропускных пунктов. Эту практику введут и в странах ЕС! С 2007 года идет выдача биометрических паспортов. Хотя и звучит несколько фантастично, принципиальное отличие новых документов в том, что они оснащены пластиковым вкладышем с микросхемой — чипом.

Он содержит цифровую фотографию владельца и текстовые данные (пока не биологические!): ФИО, пол, место рождения, подпись. В дальнейшем чип планируется дополнить данными о группе крови и отпечатками пальцев Британские журналисты доказали, что подделать биометрический паспорт не так уж сложно.

Репортер The Guardian АДАМ ЛОРИ заявил, что код доступа к вшитому в паспорт микрочипу напечатан на самом паспорте, а сделать клон нового документа сможет любой образованный мошенник. «Кодом к информации на микрочипе являются номер паспорта, дата рождения его владельца и день получения документа, набранные именно в таком порядке. Каждая из этих цифр обозначена на бумажной странице документа, то есть общедоступна. Это все равно что ставить дверь с тремя замками, а рядом вешать ключи от нее!»

Все на биоконтроль!

Оборудованием для считывания паспортов нового образца уже оснащены аэропорты Домодедово и Шереметь-ево, а также контрольно-пропускной пункт в Калининградской области. Пока они способны считывать лишь электронный чип с оцифрованной текстовой информацией. Но этим дело явно не ограничится! Уже сегодня в Домодедово досмотр перед посадкой дополнил цифровой рентгенографический сканер: пока аппарат работает, вы стоите в кабинке в известной позе всех сдающихся в плен — подняв вверх руки. Утверждают, что новинка способна «обыскать» пассажира с ног до головы, заглянув во все укромные места. Такие же приборы есть и в некоторых международных аэропортах США.

При этом власти уверяют, что рентген-контроль не наносит вреда здоровью и проходить его будут лишь подозрительные личности! Активисты Американского союза гражданских свобод пытаются обжаловать эти рентген-осмотры в суде. По мнению правозащитника ЭНТОНИ ХОУКА, понятия безопасного рентгена не существует.

«Любая доза облучения провоцирует возникновение новообразований. Сомневаюсь, что службы аэропортов оплатят кому-то лечение!»  Пройдя все рентгены и сканирования, пассажир отправляется отнюдь не на свежий воздух! 

Директор ГНЦ РФ — ФЭИ, профессор Анатолий ЗРОДНИКОВ подтверждает, что мы получаем высокие дозы облучения и в самолете: «Я убедился в этом сам, взяв с собой дозиметр во время перелета из Москвы в Нью-Йорк. Кстати, этим дозиметром я напугал персонал в аэропорту. Дозиметр, находившийся в моем кейсе, был обнаружен на таможне. Сотрудники пришли в ужас, увидев, какие цифры он показывает».

За длительный полет можно получить дозу порядка 2,5 бэр. Подсчитывая дозы облучения, мы исходим из того, что каждая рентгеновская установка абсолютно надежна. Однако где гарантии, что все эти дорогостоящие приборы будут обновляться в срок?

Согласно стандартам СанПин, срок эксплуатации рентген-установки составляет 10 лет, но это для поликлиник, где на ренген приходят 15–20 человек в день. Пропускная способность крупного аэропорта — 7500 человек в день. А значит, и дополнительные «утечки» излучения туристам гарантированы! Конечно, до этого еще, как говорится, надо дожить…

А пока, как уверяет директор ФМС КОНСТАНТИН РОМОДАНОВСКИЙ, с «обычным паспортом» можно выехать в любую страну мира. «Это наш документ установленного образца! И чинить препятствий никто не имеет права». По данным ГНЦ РФ «Физико-энергетический институт им. А. И. Лейпунского» (ГНЦ РФ — ФЭИ), максимально допустимая годовая доза облучения для человека — 2,5 бэр (биологический эквивалент рентгена). Разовая доза облучения на рентгенографическом сканере в аэропорту — на два порядка меньше.

Глаз да глаз

По мнению врачей, не лучшим образом отразится на здоровье и частое сканирование радужки. Ведь чтобы ее считать, путешественнику придется заглядывать в телекамеру. «Сканирование сетчатки происходит с помощью инфракрасного света низкой интенсивности, — объясняет врач-офтальмолог МАРИЯ КРАСИЛЬЩИКОВА. — И хотя нас пытаются уверить в безопасности процедуры (мол, это не вреднее, чем смотреть телевизор), известно, что инфракрасные (тепловые) лучи поглощаются роговицей и хрусталиком лишь частично, и значительное их количество все-таки попадает на сетчатку! В зависимости от продолжительности и интенсивности такого воздействия, сетчатка может быть повреждена, что и приведет к ухудшению зрения».

Жизнь под колпаком

Биометрические методики стремительно развиваются. И в принципе, весь этот набор вуайериста выглядит оскорбительным. Неудивительно, что правозащитники на Западе периодически поднимают вопрос о нивелировании личности. С другой стороны, каждый новый теракт приводит к тому, что сторонники прав человека вынуждены брать очередной тайм-аут. И похоже, что особых шансов у них нет — «глаза и уши Большого Брата» будут год от года становиться все мощнее.

Биометрия

Это технология идентификации личности, использующая физиологические параметры:
• отпечатки пальцев, • рисунок сетчатки глаза и радужную оболочку,
• геометрию лица,
• форму уха…
• силу удара по клавиатуре!

Каждый год перечень пополняется. По прогнозам ученых, развитие техники рано или поздно сделает возможным хранение биометрического материала ВСЕХ жителей Земли…