Стоит обратить внимание, что предполагается именно сдача нежилых помещений, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же найма жилых помещений предприятиями-заказчиками

Учитывая различные нововведения в Гражданский кодекс и активное участие государственных и муниципальных участников в общем тренде развития рынка недвижимости в Российской Федерации, арендаторам открывается новое окно возможностей на недвижимость, сдаваемую со стороны государственных и муниципальных учреждений. Особенно интересным выглядят предложения по коммерческой недвижимости. Понятное дело, что данные взаимоотношения регламентированы Федеральным законом. Разберем основные моменты:

Основным Федеральным законом, регулируемым вопросы найма недвижимого имущества, является 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. В частности статья 93 44-ФЗ регулирует порядок аренды нежилых помещений. Стоит обратить внимание, что предполагается именно сдача нежилых помещений, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же найма жилых помещений предприятиями-заказчиками.

Аренда помещений возможна как при заключении соглашения с единственным поставщиком, так и путем проведения конкурентных процедур, электронный аукцион или запрос котировок.

Чаще всего контракты оформляются именно по закупке у единственного поставщика, для этого необходимо обязательно соблюсти ряд процедур, а именно обосновать невозможность проведения конкурентной процедуры и стоимость заключенного контракта. Обязательным пунктом в заключение такого контракта, так же является исполнение обеспечения контракта, что устанавливается заказчиком по его усмотрению.

Основным отличием договора найма по 44-ФЗ от обычного договора аренды, является включение всех существенных условий в заключаемый договор, самые нужные пункты:

  • Стороны договора, полное наименование и реквизиты
  • Объект аренды, все сведения объекта недвижимости, адрес, технические характеристики и так далее.
  • Размер платы за аренду помещения.

Очень часто стоимость за использование помещения может включать в себя и стоимость за использование земельного участка, на котором расположен данный объект.

По оплате коммунальных платежей, заказчик может заключить как отдельный контракт на оплату коммунальных услуг, так и включить их в общий договор аренды.

Если договор найма заключается сроком более чем на год, данный договор должен пройти обязательную государственную регистрацию.

Так как государственная и муниципальная недвижимость имеет главным достоинством удобное месторасположение, все же стоит обратить на нее свое внимание, даже, несмотря на различные заморочки. В любом случаи вы всегда сможете получить нужный ответ на свой вопрос, если оставите комментарий на сайте Аренда RU, ресурс который всегда вам поможет в вопросе аренды недвижимости.

Земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который, в свою очередь, имеет право заключить договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 28  июня 2017 г. № 24-04-01/ВН-28711 и РП/43555/17

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) при заключении заказчиком договора аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе земельные участки.

На основании изложенного, при заключении заказчиком (в том числе унитарным предприятием) договоров аренды земельных участков, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон № 44-ФЗ.

2. Глава V.1 ЗK РФ устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17.1 данного закона порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (путем проведения конкурсов или аукционов) не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9-11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что соответствующие исполнительные органы, указанные в статье 39.2 ЗК РФ, наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Минфин России и ФАС России считают, что заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который, в свою очередь, имеет право заключить договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Заместитель министра финансов Российской Федерации

A.M. Лавров

Заместитель руководителя

Федеральной антимонопольной службы

Р.А. Петросян

Министерство финансов Россйской Федерации и Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации обозначили свое мнение в совместном письме.

Письмо сформировано в связи с поступающими вопросами заказчиков о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении заказчиком договора аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. 

Минфин РФ и ФАС РФ считают, что земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который в свою очередь, имеет право заключить договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

пп.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;

п.6 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

При этом, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, заказчику необходимо разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Также, заказчику следует уведомить контрольный орган в сфере закупок о такой закупке в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта, при том не забыв приложить к уведомлению копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Документ: Письмо Минфина РФ №24-04-01/ВН-28711, Письмо ФАС России №РП/43555/17 от 28 июня 2017 года

©Информационный портал закупок

Текст Письма Минфина РФ №24-04-01/ВН-28711, Письма ФАС России №РП/43555/17 от 28 июня 2017 года «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности»

В связи c поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон No 44-ФЗ) при заключении заказчиком договора аренды земельного yчacтка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на пр rве со ственности, хозяиственного ведения, оперативного управления, Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. Согласи! пункту 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является, в недвижимого имущества или аренда имущества.

В соответсrвии с пунктом 1 статьи 13 О Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе земельные участки.
На основагии изложенного, при заключении заказчиком (в том числе унитарным предп иятием) договоров аренды земельных участков, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон № 44-ФЗ.

2. Глава V.] ЗК РФ устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в госу арственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственнои или муниципальнои со ственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяиственного ве ения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Феlерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17 .1 данного закона порядок заключения догороров в отношении государственного и муниципального имущества (путем проведения конкурсов или аукционов) не распространяется на имущество, ра,поряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.

В соответЬтвии со статьей 3 9 .2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9-11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Россиискои Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответс вии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии в его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормат,вными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что соответствующие исполнительные органы, указанные в статье 39.2 ЗК РФ, наделены исключительными полномочиями по предоставлению rемельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Минфин России и ФАС России считают, что заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, которыи находится в государственной и муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяиственного владения, оперативного управления, на основании пункта части 1 статьи 91 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пунrта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, которым, в свою очередь, имеет право заключить договор с исполrительным органом государственном власти или органом местного самоу,равления, уполномоченным на предоставление такого земельного участ,а, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 93 Законd № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан уведомит , в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому
уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный арактер.

Заместитель министра финансов

Российской Федерации

А.М. Лавров

Заместитель руководителя

Федеральной антимонопольной службы

Р.А. Петросян

Поскольку в перечень отношений, на которые не распространяется действие закона 44-ФЗ, не входит заключение контракта на аренду земельного участка, то при заключении контракта на аренду земельного участка заказчик должен применять названный закон.

Напоминаем, что в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 контракт на аренду нежилого здания, строения, сооружения или нежилого помещения заказчик вправе заключить с единственным поставщиком.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 17.05.2016 N Д28и-1375

Контракт на аренду земельного участка по Закону № 44-ФЗ.

Минэкономразвития еще раз напоминает, что заключение контракта на аренду земельного участка не входит в перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона № 44-ФЗ.

Необходимо отметить, что контракт на аренду нежилого здания, строения, сооружения или нежилого помещения заказчик вправе заключить с единственным поставщиком. Заказчики, которые находятся в иностранном государстве, могут также арендовать у единственного поставщика жилое помещение в здании, расположенном на территории этого государства.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 17.05.2016 № Д28и-1375

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»