Здравствуйте! Подскажите пожалуйста куда необходимо обратиться для перевода части земельного участка, находящегося в собственности, под строительство магазина? и какие документы при этом необходимы?

  • Вопрос: №766 от: 2014-07-20.

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:

8-919-865-42-20
8 (3532) 96-28-58

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

Для того, чтобы провести процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка с правом размещения объектов торговли в Вашем случае сначала необходимо образовать два самостоятельных земельных участка, получить правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.

После того как будут сформированы земельные участки, изменить вид разрешенного использования одного из них.

Возможны несколько способов изменения вида разрешенного использования земельного участка. Рассмотрим каждый из них.

1. Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (далее по тексту — ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее по тексту — ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территории.

Согласно ч. ч. 1-3 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

1. основные виды разрешенного использования;

2. условно разрешенные виды использования;

3. вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

Решением Оренбургского городского Совета от 25 декабря 2012 года № 557 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» (далее по тексту — Правила землепользования и застройки).

Согласно пункту 8 статьи 10 Правил землепользования и застройки Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее по тексту — ДГиЗО) осуществляет, в том числе, полномочия по предоставлению заинтересованным лицам информации, которая содержится в Правилах и утвержденной градостроительной документации.

Для того чтобы изменить вид разрешенного использования вновь образованного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования «город Оренбург», необходимо обратиться в ДГиЗО с заявлением о предоставлении выписки из правил землепользования и застройки на конкретный земельный участок с указанием кадастрового номера последнего.

Указанная выписка будет содержать информацию о всех возможных видах разрешенного использования запрашиваемого земельного участка.

Далее следует обратиться в орган, наделенный полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вновь выбранный Вами.

Таким органом на территории Оренбургской области является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Оренбургской области.

2. Частью 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 марта 2003 года № 131-ФЗ (далее по тексту — Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что на публичные слушании выносятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Согласно части 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке привил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 ГрК РФ в части соответствующих требований.

Для более развернутой консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-919-865-42-20.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ).

До принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки (применительно к Московской области и муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила землепользования и застройки не утверждены, до 31.12.2017) решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.

Для изменения вида разрешенного использования земельных участков на примере городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте документы и представьте их в администрацию по месту нахождения земельного участка

К ним относятся (п. 2.6 Административного регламента, утв. Постановлением администрации городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области от 16.08.2012 N 387/9-1):

1) заявление на имя главы местной администрации об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя;

3) доверенность на право представлять интересы (при обращении представителя) с точным указанием полномочий и приложением копии паспорта;

4) копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

5) схема расположения земельного участка (ситуационный, адресный план), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков;

6) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая основные характеристики указанного в обращении земельного участка;

7) заключение (согласование) арендодателя земельного участка по вопросу изменения вида разрешенного использования в случае, если земельный участок принадлежит заявителю на правах аренды (выдается арендодателем (собственником) земельного участка);

копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на здание (строение) или сооружение, расположенное на этом земельном участке, при его наличии;

9) утвержденный проект планировки территории, в границах которой расположен земельный участок.

Примечание. В зависимости от категории земельного участка указанный выше перечень документов может отличаться. Рекомендуем заранее ознакомиться с перечнем необходимых документов и формами их представления.

Документы можно представить лично (через представителя) или отправить по почте.

Вам или вашему представителю должна быть выдана (отправлена) расписка в получении документов с указанием даты и перечня принятых документов (п. 3.2.4 Регламента).

Срок рассмотрения документов составляет, как правило, не более 60 дней с учетом проведения публичных слушаний и 30 дней — при отсутствии необходимости в публичных слушаниях (п. 2.4 Регламента).

Как правило, эта услуга предоставляется бесплатно. Однако за изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах г. Москвы и Московской области на другой вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, предусмотрена плата, которая определяется законодательством г. Москвы и Московской области соответственно (ч. 1 ст. 22 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57).

Шаг 2. Получите решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка

Для получения документов необходимо предъявить паспорт или доверенность при получении документов представителем (п. 3.7.7 Регламента).

Вам должны выдать решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка или письменный отказ в предоставлении услуги. Отказ можно обжаловать во внесудебном и в судебном порядке (разд. 5 Регламента).

Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сведения о необходимости внесения изменений направляются в Росреестр местной администрацией (п. 3.6.3 Регламента; п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Шаг 3. Дождитесь внесения изменений в ЕГРН

Росреестр не позднее 15 рабочих дней с даты поступления сведений от местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка вносит соответствующие сведения в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, о чем в течение следующих пяти дней правообладателю направляется уведомление по адресу электронной почты (если такие сведения имеются в ЕГРН или указаны в заявлении) либо почтовым отправлением в виде бумажного документа (ч. 1, 5 ст. 34 Закона N 218-ФЗ; п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173).

В случае если в установленный срок изменения не были внесены в ЕГРН, вы вправе самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением о внесении соответствующих сведений (ч. 1 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).

В течение трех рабочих дней после получения вашего заявления Росреестр самостоятельно запрашивает необходимые документы и сведения в органах государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).

В течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица Росреестр направит вам соответствующее уведомление (ч. 5 ст. 33 Закона N 218-ФЗ; пп. 2 п. 1, п. п. 2, 3 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России N 173).

Обратите внимание!

В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на величину земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка оказалась завышенной, вы можете обжаловать результаты кадастровой оценки в Росреестре или в суде (ч. 2, 3 ст. 24.18 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Связанные вопросы

Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Кто устанавливает и изменяет?

Выясним, кто устанавливает вид разрешенного использования земельного участка.

При выкупе (приватизации) участка, находящегося в аренде у муниципального образования, при его выделе или приобретении с торгов, вид разрешённого использования должен указываться в сопроводительной документации.

Установление вида разрешенного использования земельного участка производится собственником, которым является местная администрация, передающая земельную недвижимость физическому или юридическому лицу.

Виды использования ЗУ

Перед тем, как поменять вид разрешенного использования земельного участка узнаем, какие существуют классификаторы использования надела:

  • основной;
  • условно разрешённый;
  • дополнительный.

На основании регламента Приказа Минэкономразвития РФ № 540, от 01.09.14 г., основной вид использования отражает нормы, применимые к целевому назначению ЗУ, указанные в соответствующем классификаторе.

Это означает, что надел допускает использования исключительно в пределах регламента, который ориентирован на код целевого назначения. То есть, если земли сельскохозяйственного назначения предусматривают посадку огорода, бахчи и т.п. – здесь не допускается возведение капитального строения.

Дополнительный вид разрешённого использования всегда идёт приложением к иным видам и не требует специального оформления. На его основании допускаются незначительные самостоятельные действия, не требующие регистрации или иного юридического оформления.

Исходя из представленного примера, собственник, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе поставить лишь временную постройку для хранения сменной одежды или инвентаря.

Если же оформлен условно разрешённый вид использования – собственник вправе применить действия, существенно улучшающие качество имеющегося участка. При этом его действия:

  1. Требуют согласования с администрацией.
  2. Должны полностью соответствовать целевому назначению ЗУ (узнать об ответственности за нецелевое использование ЗУ можете здесь).
  3. Не нарушать регламента использования окружающего массива.

Например, на землях, предоставленных под насаждение сада (огорода), собственник вправе возвести небольшое капитальное строение под овощехранилище.

Если в документации на ЗУ не указан вид разрешённого использования, по умолчанию назначается основной.

Но как поменять разрешенное использование земельного участка? Ответ на этот вопрос дан ниже.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Причины и условия внесения изменений

Если владелец ЗУ не переоформлял, но ему требуется произвести перевод вида разрешенного использования земельного участка – следует действовать в соответствии с указанным ниже алгоритмом. Однако следует учитывать, что согласие административного органа предоставляется только по его усмотрению, при комиссионном рассмотрении и принятии решения большинством голосов.

Основными причинами изменения вида использования земельного участка могут служить потребность в расширении прав владельца ЗУ. Например, при обозначенном регламенте на возведённое жилое строение, заказчик планирует строительство культурно-спортивного комплекса. Либо планируется место для парковки, которая будет использоваться в коммерческих целях.

При условии очевидной пользы для граждан, которую следует отразить в заявлении, согласие комиссии может быть получено. Так же к числу необходимых условий относится сохранение планируемого порядка в зоне застройки, отсутствие нарушений общего архитектурного контекста.

Если речь идёт о землях сельскохозяйственного и промышленного назначения, окружающий ландшафт и плодородие почв не должны пострадать. Так же учитывается соблюдение противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм при переводе разрешенного использования земельного участка.

Заявление

Чтобы произошла смена вида разрешенного использования земельного участка необходимо написать специальное заявление. Пишется на имя начальника департамента по градостроительству и архитектуре – для жителей столицы, а также – областных и краевых центров, подаётся в земельный отдел уполномоченному лицу, с регистрацией документа.

В заявлении указывают:

  • сведения о земельном участке;
  • место расположения;
  • сроки владения;
  • форму собственности;
  • кадастровые и технические характеристики.

Подача данного заявления допускается только собственником земельного участка или его арендатором у администрации.

В основном тексте указываются причины, согласно которым требуется процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка. Делается акцент, что вносимые изменения допускаются без ущерба для градостроительного контекста или окружающего массива земель и соответствуют целевому назначению земель, расширяя предусмотренный перечень допустимых действий в пределах установленных законодательством норм. В завершение ставится дата и подпись с расшифровкой.

Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Декларация

К заявлению прилагается заполненная декларация о смене разрешенного использования земельного участка. Она, как и заявление, составляется в свободной форме.

Вносимые сведения частично повторяются. Но декларация выполняет иную функцию.

Заявление является запросом на рассмотрение смены разрешенного использования земельного участка, а декларация утверждает готовность заявителя на регистрацию разрешения внесения изменений в кадастровые записи Росреестра, после утверждения таковых специальной комиссией.

Поэтому, кроме указанных сведений об участке и его собственнике, здесь требуется внести формулировку с просьбой о передаче сведений об изменении разрешённого использования земельного участка в регистрирующий орган населённого пункта.

Предварительно в тексте указывается просьба о замене основного вида разрешённого использования на условно разрешённый, с указанием причин. В завершение так же ставится дата и подпись заявителя.

Декларация о смене разрешенного использования ЗУ.

Документы

Перед тем как изменить вид разрешенного использования земельного участка необходимо приложить:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Правоустанавливающий документ.
  3. Свидетельство о праве собственности.
  4. Кадастровый паспорт ЗУ.
  5. Разрешение от совладельцев и соседей (при необходимости).

Обозначенные документы подаются в виде копий. Исходя из нюансов ситуации, могут потребоваться справки или акты:

  • из отдела градостроительства и архитектуры;
  • из Росреестра;
  • от экспертов и иных уполномоченных инстанций.

Перечень пакета документации перечисляется в заявлении. Если застройка затрагивает историческую часть населённого пункта, могут потребоваться дополнительные справки из отдела охраны памятников.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Заявление рассматривается в течение 5 дней, после чего принимается решение о его отклонении или принятии к рассмотрению запроса заявителя. В случае отклонения составляется мотивированная выписка, в которой перечисляются основания отказа, с опорой на нормы законодательства.

Пример выписки об отказе изменения вида разрешенного использования ЗУ.

Решение по запросу принимается административной комиссией на публичных слушаниях. Предварительно в СМИ публикуется дата слушаний, на которых рассматривается установление разрешенного использования земельного участка. Здесь же указывается повестка дня, с указанием тематики рассматриваемых заявлений.

При подготовке к слушаниям уполномоченные инстанции и общественные организации вправе подготовить обоснования, которые могут послужить отказом заявителю.

При положительном исходе слушания по вопросу, правообладатель ЗУ получает административный акт, в котором указывается вынесенное решение, с указанием законодательных постановлений, на которые таковое опиралось. Этот акт прилагается к собранному ранее пакету документации, для обращения в регистрирующий орган на основании Федерального закона № 122-ФЗ от 27.07.97 г.

После получения выписки из протокола о разрешении переоформления вида использования, удостоверенного администрацией, требуется внести изменения в Росреестр. Для регистрации требуется обращение в отделение многофункционального центра по месту расположения ЗУ с заявлением и документальным приложением.

Процедура слушаний занимает период от 1 до 1,5 месяцев. Регистрация внесения изменений в Росреестр занимает не более 1 месяца.

Узнав, как сменить вид разрешенного использования земельного участка следует рассмотреть финансовые затраты и причины отказа.

Оплата пошлины

Все административные услуги исполняются безвозмездно и не требуют оплаты пошлины. Однако некоторые виды документов, требующиеся для приложения к заявлению, могут выполняться за соразмерную плату.

При регистрации в службе одного окна следует оплатить пошлину в размере 350 рублей. Квитанция об оплате прилагается к пакету документации, подаваемой регистратору.

Основания для отказа

Наличие нарушений регламента земельного или градостроительного законодательства, а также административных актов и нормативов – послужат причиной отказа. В иных случаях отказать могут на основании официальных заявлений, сделанных представителями организаций, на публичных слушаниях.

Иногда заявление возвращается до принятия в производство, с требованием переоформить его или внести дополнительные сведения. Также допускается требование дооформления поданного пакета документации или замены того или иного документа. В этом случае допускается повторная подача документации.

Главными основаниями для отказа являются:

  1. С обращением обратилось неправоспособное лицо.
  2. Сособственники или соседи заявителя высказали претензию.
  3. Недостаток документации.
  4. Документ имеет неправоспособный (испорченный) вид.

В целом основания отказа делятся на два типа:

  • исправимые, подлежащие восстановлению правоспособности;
  • категоричные, не допускающие получения разрешения.

В первом случае допускается переоформление заявления, с учётом указанных в мотивированной выписке недочётов. Во втором случае допускается апелляция отказа в суде, если законодательные положения, принятые за основу отказа, нарушили права заявителя.

Теперь вам известно, как изменить разрешенное использование земельного участка. Как показано в статье, изменение допускается, при соблюдении норм законодательства и алгоритма обращения к уполномоченным должностным лицам.

В земельном и градостроительном законодательстве РФ предусмотрено деление всех земельных участков на определенные категории. В соответствии с этим делением для каждого участка устанавливается порядок его использования – то есть запрещенные или разрешенные в отношении него действия.

Если собственник хочет получить другие возможности для эксплуатации своего участка, ему нужно пройти такую процедуру, как изменение вида разрешенного использования земли. Чтобы эта процедура прошла успешно, стоит соблюдать определенный алгоритм действий.

Категории земель

Документы, подтверждающие право собственника на владение и использование земельного участка, обязательно должны содержать такую информацию, как категория земли. Согласно ст.7 ЗК РФ, по целевому признаку земли могут быть:

  • Сельскохозяйственного назначения – они находятся за пределами населенных пунктов и могут использоваться для ведения сельского хозяйства.
  • Населенных пунктов – предназначены для застройки и развития городов и сел. Они отделяются границами от других категорий земель.
  • Специального назначения (земли транспорта, промышленности, энергетики, телевидения, обороны) – находятся за пределами населенных пунктов и предназначены для обеспечения деятельности организаций и использования объектов, которые размещены на их территории.
  • Особо охраняемых территорий и объектов – имеют научное, историческое, природоохранное, оздоровительное или культурное значение.
  • Лесного фонда – включают в себя все лесные и нелесные земли, признанные таковыми в соответствии с законодательством.
  • Водного фонда – все земли, занятые водными объектами и предназначенные для размещения водохозяйственных сооружений.
  • Запаса – земли, которые находятся в собственности государственных органов власти и не предоставляются в пользование гражданам или предприятиям. Позже такие земли могут переводиться в другие категории.

Непосредственно гражданами могут использоваться земли двух первых групп. Каждая из них имеет свои виды разрешенного использования:

Целями эксплуатации сельскохозяйственных земель может быть:

  • садоводство;
  • дачное строительство;
  • ведение хозяйства.

Земли населенных пунктов предназначаются для строительства или же ведения хозяйства.

Каждый из видов разрешенного использования предоставляет владельцу разные права и обязанности, поэтому в некоторых случаях приходится его изменять

Когда необходимо изменение вида земельного участка

Чаще всего необходимость изменения вида участка возникает тогда, когда на нем планируется строительство жилых или нежилых объектов. В зависимости от категории земли на ней может быть разрешено размещение только определенных типов построек.

Если планируемый объект не подходит под этот тип, необходима процедура изменения вида участка.

Например, на сельскохозяйственных землях, которые предназначены для дачного строительства, собственник может возводить жилые постройки, регистрировать их и прописываться в них.

Для участков, предназначенных под садоводство, последней возможности не предусмотрено – зарегистрировать свое проживание в доме на таком участке будет нельзя.

Как изменить вид земельного участка

Изменить вид участка можно с переводом его в другую категорию земли или без перевода (в рамках одной категории). Последний вариант является более легким для реализации. Для того чтобы получить новые возможности использования своего участка, нужно пройти определенную процедуру:

Подготовка необходимых документов

К ним относятся:

Заявление (ходатайство) – составляется на имя главы администрации той территории, к которой относится участок. В заявлении необходимо указать кадастровый номер участка, категорию, к которой он относится, а также обосновать необходимость изменения его вида.

Копии удостоверяющих документов:

  • паспорта – для физического лица;
  • выписки из ЕГРЮЛ – для юрлица;
  • выписки из ЕГРИП – для ИП.

Другие документы на недвижимость:

  • Копии правоустанавливающих документов на земельный участок и те строения, которые имеются на его территории.
  • Кадастровый паспорт.
  • Проект планировки территории.

Подача документов в местную администрацию

Срок рассмотрения прошения составляет:

  • не более 60 дней – если будут проводиться публичные слушания;
  • не более 30 дней – если рассмотрение будет проходить без публичного слушания.

Получение решения по результатам рассмотрения

Это должен быть положительный или отрицательный ответ в письменном виде. Отказ можно оспорить, в том числе и в судебном порядке. В случае положительного ответа просителю по почте высылается акт.

Внесение изменений в кадастровый учет

Происходит на основании заявления собственника, которое можно подать лично, отправить по почте или оставить на сайте Росреестра.

После этого в течение 10 рабочих дней заявление будет рассмотрено, в результате собственник получит кадастровую выписку с новыми данными.

Также изменения относительно вида участка вносятся в ЕГРП – это происходит даже без заявления владельца участка

Возможные трудности

Процедура изменения вида участка по праву считается очень сложной – с первого раза мало кто получает положительный ответ на ходатайство. Поэтому в случае отказа не стоит сдаваться – нужно подавать документы во второй и в третий раз, ведь при этом шансы на положительный ответ увеличиваются.

В некоторых случаях к делу лучше привлечь профессиональных юристов. Они имеют опыт в делах такого рода и знают, как провести процедуру смены вида земельного участка эффективно и быстро.

Также стоит учесть, что в результате всех этих изменений станет другой и кадастровая стоимость участка, а это напрямую может изменить величину земельного налога. В том случае, если собственник считает величину новой стоимости необоснованно высокой, он может оспорить это в суде или Росреестре.

Изменение вида земельного участка – необходимая по законодательству процедура для совершения на нем определенных действий или операций. Эта процедура является довольно сложной и требует подготовки множества документов, с подробным обоснованием необходимости изменений.

При положительном решении земельный участок изменяет свой вид, и сведения об этом заносятся в кадастровый учет и ЕГРП

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Порядок и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка зависят от двух факторов: наличия утвержденных правил землепользования и застройки, а также вида прав на земельные участки.

Если правила землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, утверждены, действует следующий порядок.

Один основной вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен на другой вид разрешенного использования по заявлению собственника земельного участка.

Для этого собственник обращается в орган местного самоуправления, получает выписку из правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка, после чего направляет в орган кадастрового учета заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Принятие публичными органами каких-либо решений, постановлений и прочих распорядительных актов для изменения одного основного вида разрешенного использования на другой не требуется.

Правом на изменение одного основного вида разрешенного использования земельного участка на другой наделен собственник земельного участка.

Арендатор земельного участка связан видом разрешенного использования, установленного для участка публичным собственником, а также целью использования участка, указанной в договоре аренды, в связи с чем не может самостоятельно выбирать виды использования участка из основных и условно разрешенных видов использования земельных участков.

Кроме этого, с 01 марта 2015 года изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного на торгах, прямо запрещено законом.

Для изменения основного вида разрешенного использования на условно разрешенный необходимо получение разрешения на условно разрешенный вид использования.

Для этого заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган местного самоуправления или субъекта Федерации с соответствующим заявлением и документами, обосновывающими необходимость изменения вида использования. Публичный орган проводит публичные слушания по вопросу изменения вида использования участка, учитывает мнение смежных землепользователей, после чего принимает решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования либо отказе в его выдаче.

Выдача разрешения является правом, а не обязанностью публичного органа, то есть в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования может быть немотивированно отказано.

В ряде случаев изменение вида разрешенного использования может быть осуществлено в принудительном порядке.

Например, до принятия правил землепользования и застройки земельному участку и расположенным на них капитальным объектам был установлен вид разрешенного использования. После принятия правил землепользования и застройки ранее установленные для участка и капитальных объектов виды использования не вошли в перечень видов, определенных для данной территориальной зоны правилами землепользования и застройки.

По общему правилу, эксплуатация таких объектов и земельного участка без изменения вида использования возможна, если их использование не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Однако, если такая опасность имеется, эксплуатация капитальных объектов может быть запрещена.

Новое строительство либо реконструкция на земельном участке допустимы только при условии приведения вида использования участка и капитальных объектов в соответствие с правилами землепользования и застройки.

В отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании результатов публичных слушаний, организуемых уполномоченным органом власти местного самоуправления.

Данная процедура не является прозрачной и ее реализация, во многом, зависит от усмотрения соответствующего уполномоченного публичного органа.

Если в отношении территории, на которой расположен земельный участок, принят проект планировки, изменение вида разрешенного использования участка осуществляется без проведения публичных слушаний.

Ряд особенностей изменения вида разрешенного использования земельного участка установлены для Москвы и для Московской области.

Правовой центр «Два М» оказывает следующие услуги, связанные с изменением вида разрешенного использования земельного участка:

  • правовая экспертиза наличия оснований и правовых последствий изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • полное сопровождение процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • оспаривание действий (бездействий) публичных органов, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.