Кадастровая стоимость земельного участка — это определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной оценки земли с учетом ее местонахождения и классификации по целевому назначению.

Кадастровая стоимость участка применяется при расчете земельного налога, арендной платы, платы за пользование земельным участком, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности, при продаже земельных участков из государственной или муниципальной собственности собственникам находящихся на этих участках зданий, строений и сооружений.

Государственная кадастровая оценка земли проводится в соответствии с законодательством РФ о государственной кадастровой оценке, а также законодательством об оценочной деятельности (ст. 2 Закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ; ч. 1 ст. 24.15 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). При этом органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд. Однако рекомендуем сначала обратиться именно в комиссию (ч. 3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

Порядок внесудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии по рассмотрению таких споров рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Комиссия формируется при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ (п. 1 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263).

Срок, в течение которого можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, — пять лет с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 — ЕГРП) результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости (ч. 10 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Для обращения в комиссию составляется заявление. В нем нужно указать Ф.И.О., адрес места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной.

К заявлению необходимо приложить (ч. 14, 15, 16 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 9 ст. 22, п. п. 2, 3 ст. 23, ст. 24 Закона N 237-ФЗ):

1) выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подает лицо, обладающее правом на этот земельный участок;

3) документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.

Чтобы подтвердить это основание, вы вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (им может быть министерство имущественных отношений, управление государственного имущества в субъекте РФ, иной орган власти субъекта РФ, а в некоторых случаях — орган местного самоуправления) и в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, с запросом о предоставлении сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости (сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки). Указанные сведения вам должны предоставить в течение семи дней с даты поступления запроса;

4) отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в бумажном и электронном виде — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Заявление не принимается к рассмотрению в следующих случаях (п. 15 Порядка):

  • если отсутствуют вышеперечисленные документы;
  • нарушен срок подачи заявления;
  • величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости.

Шаг 2. Примите участие в заседании комиссии и (или) дождитесь ее решения

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости — месяц с даты поступления заявления в комиссию. О дате рассмотрения заявления вам должны сообщить, и вы вправе присутствовать на заседании комиссии (ч. 19, 20 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; п. п. 16, 17 Порядка).

По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом (ч. 15 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то комиссия также в течение пяти рабочих дней уведомляет территориальное управление Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра» (ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ; п. 21 Порядка; ч. 19 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

Обратите внимание!

В случае существенного снижения кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее установлением по вашему заявлению в размере рыночной решение комиссии может быть оспорено в суде органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), если указанное решение затрагивает права и законные интересы соответствующего муниципального образования или города федерального значения, в том числе связанные с поступлением в бюджет налоговых доходов (ч. 22.1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; ч. 28 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Порядок судебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости или если вы не оспаривали кадастровую стоимость в комиссии, можно обратиться в суд. Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Составьте административное исковое заявление и подготовьте необходимые документы

В административном иске может содержаться одно из следующих требований (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28; ч. 1 ст. 61 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ):

  • об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии;
  • об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или об изменении его кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки (т.е. требования о пересмотре кадастровой стоимости).

При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (ч. 23 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

В зависимости от заявленных требований будет различаться порядок административного судопроизводства. Требования о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам гл. 25 КАС РФ, а требования об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии — по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ.

Помимо требований в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности (ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ):

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, место его нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны).

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению реестровой или технической ошибки (Росреестр).

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии административными ответчиками являются комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана (п. 7 Постановления N 28);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) основания и доводы, обосновывающие требования административного истца;

6) сведения об обращении в комиссию и результатах его рассмотрения — если такое обращение подавалось;

7) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

Если оспаривается решение или действия (бездействие) комиссии, то в иске также следует указать (п. п. 5, 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ):

1) наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия). Если обжалуется бездействие, то необходимо указать на то, в чем оно заключается;

2) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которыми надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В зависимости от оснований обращения и заявленных требований к административному исковому заявлению нужно приложить в том числе следующие документы (ч. 1 ст. 55, ч. 4, 5, 8 ст. 57, ст. 126, ч. 2, 3 ст. 246, ч. 3 ст. 220 КАС РФ; пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ; п. 6 Обзора, утв. Решением Конституционного Суда РФ от 20.04.2017; п. п. 11, 30 Постановления N 28):

1) уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

2) выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость;

3) копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок;

4) документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

5) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

6) решение комиссии (при наличии);

7) квитанцию об уплате госпошлины в размере 300 руб.;

документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия — для представителя, не являющегося адвокатом;

9) иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

Шаг 2. Обратитесь с административным исковым заявлением и комплектом документов в суд

Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения (например, в Московский городской суд), областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (п. 15 ст. 20, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 24 КАС РФ; п. 3 Постановления N 28).

С административным исковым заявлением можно обратиться в следующие сроки (ч. 1 ст. 219, ч. 3 ст. 245 КАС РФ; ч. 1, 6 ст. 72 Закона N 218-ФЗ; п. п. 4, 8 Постановления N 28):

  • не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН (до 01.01.2017 — государственный кадастр недвижимости) оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости;
  • в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, — в случае оспаривания решения или действий (бездействия) комиссии.

Шаг 3. Примите участие в судебном заседании

По общему правилу суд должен рассмотреть административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости в течение двух месяцев, а заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии — в течение месяца (ст. 141, ч. 1 ст. 226, ч. 1 ст. 247 КАС РФ).

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости административный истец должен доказать недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ).

После вынесения положительного решения суда в его резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости, а также на дату подачи искового заявления (ч. 3 ст. 249 КАС РФ; п. 25 Постановления N 28).

Если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством РФ целей (например, для исчисления земельного налога) с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч. 5 ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ; п. 1 ст. 391 НК РФ; Письмо ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/[email protected]).

Обратите внимание!

Если кадастровая стоимость была пересмотрена и вносится в ЕГРН на основании НПА субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости, сведения о ней учитываются в целях налогообложения в этом и предыдущих годах, если это прямо предусмотрено в указанном НПА и при этом положение налогоплательщика улучшается (например, в случае уменьшения кадастровой стоимости участка) (Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-05-04-01/46181).

Связанные вопросы

Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Подготовлено на основе материала

адвоката Богаткова С.А.

Каждый человек, имеющий в собственности какую-либо недвижимость, платит налог на имущество или земельный налог. При этом вполне логично, что всем хотелось бы, чтобы размер этих выплат был экономически обоснован.

Разница в цене между недавно отремонтированной квартирой и аварийной в одном и том же доме не влияет на их государственную оценку. Как самостоятельно уменьшить кадастровую стоимость земельного участка или другой недвижимости — рассмотрим в статье.

Определение понятия

Под кадастровой понимается стоимость недвижимости, учтенная в государственном кадастре недвижимости и определенная в результате государственной оценки или споров о результатах ее определения.

Государственная оценка проводится по решению региональных органов власти или органов местного самоуправления с периодичностью не менее одного раза в пять лет. В городах федерального значения это происходит не реже одного раза в течение трех лет. При принятии решения о проведении оценки определяется перечень объектов.

Росреестр отбирает на конкурсной основе исполнителя оценочных работ, результатом которых является проект отчета об определении стоимости, предоставляемый исполнителем в Росреестр.

Справка. До утверждения проекта Росреестр предоставляет возможность в течение 20 рабочих дней любым заинтересованным лицам ознакомиться с данными и представить свои замечания по вопросу о том, как изменить кадастровую стоимость.

После утверждения проекта результаты оценки вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Узнать их можно, заказав выписку из ЕГРН, используя сервисы на сайте Росреестра, а также в филиале Росреестра или МФЦ.

Причины и основания для внесения изменений

На базе этой стоимости рассчитываются:

  • налоги: имущественный, земельный, на продажу недвижимости;
  • арендная плата;
  • выкупная стоимость земли;
  • штрафы и платежи (изменение целевого назначения, штраф за нецелевое использование и пр.);
  • государственная пошлина при обращении в суды и нотариальных действиях с недвижимостью.

Массовая оценка с периодичностью в несколько лет приводит к значительным расхождениям между кадастровой и рыночной стоимостью.

Отсутствие в ЕГРН данных о границах земельных участков не позволяет произвести точный расчет.

Завышенная, по сравнению с рыночной, кадастровая стоимость приводит к росту всех платежей, рассчитываемых от нее, что сказывается на расходах не только владельцев и арендаторов крупных объектов недвижимости, но и рядовых собственников.

Справка. Подсчитать размер переплаты по налогам можно, воспользовавшись налоговым калькулятором на сайте Федеральной налоговой службы и сравнив размеры налогов на базе кадастровой и рыночной стоимости своей собственности.

Требовать изменения кадастровой стоимости, согласно Федеральному закону от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеют право физические и юридические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления.

Оснований всего два:

  • недостоверность сведений, использованных при государственной оценке;
  • рыночная оценка недвижимости на дату ее кадастровой оценки.

Второе из оснований связано с п. 1.6 приказа Минэкономразвития России от 07.06.2016 №358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», где говорится о том, что кадастровая стоимость недвижимости не должна превышать рыночную, а также п. 1.7 этого же приказа, где регламентируется отчуждение объекта недвижимости.

Зная, как оспорить кадастровую стоимость недвижимости для уменьшения налога, физические лица могут это сделать или в комиссии при Росреестре, или в суде.

Юридические лица и органы власти до обращения в суд подают заявление на рассмотрение комиссии по пересмотру кадастровой стоимости земельных участков или других объектов недвижимости.

Только если комиссия отклонила поданные документы или не рассмотрела их в течение месяца, организации и органы власти могут прибегнуть к обжалованию кадастровой стоимости недвижимости в суде.

Читайте также:

Чем занимается кадастровый инженер.

Можно ли найти собственника земельного участка по кадастровому номеру и как это сделать.

Как можно получить или узнать кадастровый номер квартиры.

Как оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости

Чтобы пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков или оспорить кадастровую стоимость квартиры в судебном порядке, собирают комплект документов:

  • заявление;
  • выписка из ЕГРН, содержащая оспариваемую стоимость и дату ее определения;
  • копия правоустанавливающего документа, заверенная нотариусом;
  • документы, доказывающие недостоверность государственной оценки, или отчет о независимой рыночной оценке.

Внимание! Отсутствие какого-либо документа является основанием считать заявление неподанным.

Для уменьшения кадастровой стоимости недвижимости по любому из двух оснований, регламентированных законодательными актами, придется прибегнуть к услугам независимых оценщиков, что потребует времени и финансовых вложений.

К пакету документов обязательно следует приложить положительное экспертное заключение, подготовленное некоммерческой организацией, созданной в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Не все организации, предоставляющие услуги оценки, получают положительное экспертное заключение о выполненных ими работах, большинство заявлений отклоняется комиссией в связи с фактом отсутствия заключения.

Решившись действовать, необходимо принять во внимание факт переоценки с периодичностью в несколько лет: утверждение нового проекта государственной оценки означает автоматическую отмену решений судов по установлению кадастровой стоимости равной рыночной в предыдущих периодах.

Деньги и время, затраченные на решение вопроса о том, как снизить кадастровую стоимость земли или других объектов недвижимости, позволяют уменьшить расходы только на ближайшие нескольких лет. Оспаривать государственную оценку целесообразно, если затраты окупятся в течение одного года.

На основании положительного решения комиссии или суда заявитель имеет право требовать пересчета суммы налоговой базы с первого числа налогового периода (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ).

Справка. С 2021 года оценка будет проводиться по новым правилам. При этом регионы по своему усмотрению имеют право начать ее проведение уже с 2018 года. Правила предусматривают введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению стоимости государственным бюджетным учреждениям (ГБУ).

Законом о государственной кадастровой оценке (ГКО) вводится еще несколько изменений:

  • для исправления ошибок, допущенных при оценке, заявители будут обращаться непосредственно в ГБУ, при этом допускаются исправления таких ошибок только в сторону понижения;
  • увеличится срок подачи заинтересованными лицами замечаний по промежуточным отчетным материалам государственной оценки до 60 дней;
  • ответственным за проведенную оценку становится бюджетное учреждение;
  • для юридических лиц отменяется обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Следует отметить, что, согласно статье 24 Закона о ГКО, устанавливается переходный период его применения с 1 января 2017 года до 1 января 2021 года.

В течение переходного периода такая оценка может проводиться в соответствии с Законом о ГКО или Федеральным законом №135-ФЗ. Судебное оспаривание кадастровой стоимости квартиры или другой жилплощади будет производиться по нормам того закона, по которому была установлена такая стоимость.

Заключение

Целью оспаривания результатов государственной оценки недвижимости является, прежде всего, снижение налогооблагаемой базы, а также сумм выплат арендных платежей или выкупной цены.

Предусмотрев возможность оспаривать кадастровую стоимость, государство тем самым признало, что стоимость, определенная индивидуально в отношении каждого объекта недвижимости, объективнее той, что была выявлена методами массовой оценки.

Очередная переоценка земельного участка, которая осуществляется в рамках кадастрового учета, может неоправданно поднять стоимость земельного участка (далее ЗУ) по учетным данным, что повлечет за собой увеличение налоговой суммы.

В сложившейся ситуации единственным выходом является восстановления более адекватной стоимости земли при помощи повторной переоценки, но уже в сторону уменьшения. И такая возможность существует, причем реализовать ее не так уж сложно.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Почему завышена кадастровая стоимость земли?

Если собственник земли уверен, что кадастровая стоимость участка завышена, то он имеет полное право провести переоценку в сторону уменьшения. Например, нередки случаи, когда цена земельной собственности по кадастровому учету намного больше рыночной, и это является прямым нарушением имеющегося нормативного порядка в подобных видах оценки.

Процесс оспаривания кадастровой стоимости земельного участка основывается на изменении причины, которая привела к необоснованному завышению цены. Как правило, проблемы начинаются с путаницы в учетных записях, указывающих на разрешенное использование земли.

В этой ситуации первым делом следует сопоставить нормативный акт о допустимости удельного показателя кадастровой стоимости по отношению к определенному виду разрешенного использования. И именно в несоответствии полученных данных может скрываться причина неправомерного увеличения цены ЗУ.

Кроме того, ошибка может быть также или в определении разрешенного использования земли, или в установлении удельного показателя в рамках определенного разрешенного использования.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) специальными положениями устанавливает особые формы обнаружения и изменения неверных данных, занесенных в реестр. Допущение ошибки на определенном участке влечет за собой остановку дальнейшей учетной деятельности до момента, когда будут внесены соответствующие поправки.

Получается, что понижение кадастровой стоимости земли — выявление и исправление ошибок, допущенных в отношении ЗУ.

Кто имеет право уменьшить кадастровую стоимость земли?

Лица, которые могут уменьшить кадастровую стоимость земли, должны обладать правами собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения. Они могут быть как физическими, так и юридическими лицами.

Отметим, что члены коллективного владения обязаны принимать решение о снижении стоимости земли исключительно сообща, проще говоря, заявления от отдельных участников долевого пая на ЗУ не принимаются.

Также стоит заметить, что кадастровая оценка распространяется на весь земельный массив, то есть один из участков не может учитываться иначе, чем другие окружающие его земли. Если произошло понижение стоимости одного из ЗУ, то другие правообладатели участков на близлежащей местности могут последовать этому же примеру. Исходя из этого, становится понятно, почему службы ГКН не совсем охотно берутся за обработку заявлений по уменьшению удельных показателей стоимости.

Дополнительно к вышеперечисленным лицам, имеющим право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, также относятся землевладельцы, которые осуществили следующие действия:

  1. Изменили категорию земельного участка на бюджетный вариант;
  2. Поменяли разрешенное использование;
  3. Уменьшили площадь ЗУ;
  4. Получили обременение;
  5. Выявили порчу земли.

Если эти действия не были внесены в данные учета, то владельцы земельных участков вправе потребовать их занесение и, как следствие, снижение кадастровой цены.

Основания для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка

К главным причинам переоценки стоимости ЗУ в меньшую сторону относятся:

  • Желание владельца участка исправить ошибку, обнаруженную в оценке;
  • Подача заявления и документов, подтверждающих наличие неточностей в кадастровых записях;
  • Свидетельства независимых экспертов;
  • Решение ГКН или суда о необходимости внесения соответствующих поправок в учетные данные.

Основания для переоценки земельного участка должны иметь юридическую силу, а для этого с ними необходимо работать комплексно и осуществлять поэтапно, соблюдая определенный порядок действий.

Как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка самостоятельно?

По окончании переоценки ЗУ комиссией государственного кадастра недвижимости рекомендуется зарегистрироваться на официальном сайте ФС кадастра и картографии (http://www.rosreestr.ru/), чтобы узнать текущую стоимость участка. Именно по этому адресу каждый собственник земли может ознакомиться со всеми сведениями по проведенной переоценке. Если было выявлено неправомерное увеличение кадастровой цены участка, то владелец ЗУ обязан лично обратиться в местное отделение службы, имея при себе следующий пакет документов:

  1. Удостоверение личности;
  2. Кадастровый паспорт на ЗУ;
  3. Свидетельство, подтверждающее право собственности.

Затем следует составить заявление и запросить выписку из учетных записей, подтверждающую установленную стоимость.

Вместе с полученным документом, заявлением и всеми необходимыми бумагами владелец земли должен обратиться к независимым оценочным экспертам. Запрос на повторную переоценку ЗУ может быть принят, если предполагаемая стоимость участка не превышает 30% от установленной ГКН. Для этого вполне будет достаточно единственного заключения от независимого оценщика.

Однако если будет наблюдаться превышение нормативной разницы, то собственнику земли необходимо иметь квалифицированный ответ от нескольких экспертов, состоящих в группе саморегулируемой организации оценщиков.

Самый распространенный способ уменьшения стоимости земельного участка называется административным. Он осуществляется в Росреестре специализированной комиссией, которая рассматривает поданные владельцем земли заявление, бумаги на право собственности, техническую документацию и заключение от эксперта.

Составьте заявление, чтобы оспорить кадастровую стоимость земельного участка

Заявление на повторную переоценку ЗУ заполняется по установленному образцу, который для каждого региона имеет свои особенности, и должно быть направлено в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра с указанием области. Все необходимые сведения легко можно найти по вышеуказанной . Дополнительно в заявлении обязательно следует указать личные данные собственника земли:

  • ФИО;
  • Домашний адрес;
  • Номер телефон;
  • Электронный адрес.

Основное содержание заявления должно состоять из указания причины обращения (уменьшение кадастровой стоимости земельного участка) и на основании чего собственник земли желает внести изменения в учетные данные.

Сроки рассмотрения заявления

С момента подачи письменной просьбы обычно проходит 7 дней, после чего оглашается решение о принятии или отказе в обработке запроса. В случае положительного ответа дальнейшее рассмотрение будет длиться до 1 месяца, по окончании которого в течение 3 дней заявителю будет объявлено о принятом решении.

Если заявление не было принято в обработку или решение оказалось не в пользу владельца ЗУ, то на протяжении 10 дней существует возможность опротестовать отказ в процессе судебного разбирательства.

Еще один метод урегулирования вопроса по уменьшению стоимости участка — обращение в арбитражный суд. Для этого владелец ЗУ должен подать иск в тот район, где находится его земельная собственность.

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка через суд?

В исковом заявлении следует указывать все сведения о заявителе и ответчике, в качестве которого будет выступать председатель комиссии, отказавший внести изменения в учетные данные. Всю информацию об ответчике заявитель может найти в мотивированном отказе на заявление о понижении стоимости участка.

Основное содержание иска должно состоять из сведений о существовании ошибки в оценке кадастровой стоимости ЗУ, основных характеристиках участка, аргументированной позиции истца, факте работы независимых оценщиков, а самое главное необходимо указать, что было обращение в комиссию Росреестра, где был получен отказ.

Дополнительно заявитель имеет право тезисно обратиться к суду со следующими просьбами:

  1. Признание завышенной стоимость ЗУ недействительной;
  2. Согласие с оценкой независимой экспертизы;
  3. Внесение исправлений в учетные записи.

Затем необходимо указать все заключения оценщиков и перечень документов, которые подавались в отделение кадастра вместе с заявлением.

Очень важно к иску приложить обоснованный отказ комиссии, поскольку его наличие доказывает соблюдение владельцем земли всех правовых норм по досудебному урегулированию проблемы.

Образец искового заявления можно скачать по этой ссылке.

Положительное постановление суда передает право комиссии урегулировать вопрос о переоценке ЗУ. Если же заявитель получил отказ, то он вправе обжаловать полученное решение в арбитражном суде следующей инстанции.

Сколько стоит оспорить кадастровую стоимость земельного участка?

Процесс уменьшения кадастровой стоимости земельного участка может повлечь значительные денежные вложения. Обращение к посреднику для решения вопроса в административном порядке будет стоить 15000 рублей, а в судебном — 25000 рублей.

Дополнительно необходимо будет заплатить независимым экспертам, которые оценивают свой труд в зависимости от объема работы, и цена может варьироваться от 15000 до 150000 рублей. В регионах есть возможность сэкономить на оценке ЗУ, обратившись к предпринимателям, которые предоставляют свои услуги от 2000 рублей. Не стоит забывать и о существовании государственной пошлины:

  • 350 рублей — внесение исправлений в учетные записи;
  • 200 рублей или 1000 рублей для юридических лиц — выдача выписки;
  • 200 рублей или 4000 рублей для юрлиц — подача искового заявления в суд.

Итак, если собственник земли после комиссии Росреестра обнаружил неправомерное завышение кадастровой стоимости своего участка, то ему следует обратиться к независимым оценщикам, получить от них соответствующее заключение и подать заявление в комиссию на рассмотрение возникшего вопроса. Получение отказа в дальнейшем дает право владельцу ЗУ обратиться за разъяснениями в суд.

Дорогие читатели! Если у вас остались вопросы по теме «Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка» или возникли другие вопросы, задайте их прямо сейчас — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок и консультация бесплатны для всех регионов России)!

Кадастровая стоимость участка земли является расчетной величиной, которая устанавливается в  процессе  государственной оценочной деятельности.

Определить размер кадастровой стоимости необходимо при наступлении следующих случаев:

  1. При определении размера налога на участок земли;
  2. При определении арендной платы;
  3. При установлении цены использования участка земли;
  4. В случае осуществления сделки по выкупу земли из собственности государства или конкретного муниципального образования;
  5. В случае заключения сделки по отчуждению прав на участок;
  6. В случае продажи построек, которые возведены на земле.

Процесс оценки регулируется несколькими нормативно — правовыми актами, действующими на территории РФ:

  1. «О государственной кадастровой оценке» ФЗ № 237;
  2. «Об оценочной деятельности» ФЗ N 135-ФЗ.

Полномочия по утверждению среднего уровня стоимости земельных объектов, в соответствии с нормами земельного законодательства, переданы исполнительным органам власти соответствующих субъектов РФ.

Когда необходимо определить рыночную стоимость земельного объекта, определенная кадастровая стоимость должна быть ему равна (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Как можно оспорить кадастровую стоимость земли?

Предусматривается несколько способов, с помощью которых осуществляется оспаривание стоимости участка земли. К этим способам отнесены:

  1. Возможность обращения в специальную комиссию, которая рассматривает результаты процесса определения стоимости;
  2. Возможность обращения в судебную инстанцию.

Способ оспаривания выбирается заинтересованным лицом самостоятельно. При этом при обращении в судебный орган, предварительное рассмотрение спора комиссией не требуется.

В каких целях и по каким основаниям оспаривают кадастровую стоимость земли?

Процедура кадастровой оценки земельных объектов характеризуется своей массовостью. Это означает, что её проведение осуществляется одновременно в отношении всех участков земли, расположенных на территории одного субъекта.

Поскольку процедура проводиться в таком масштабе в некоторых случаях не представляется возможным учитывать все её характеристики, влияющим на размер стоимости.

Поэтому такой подход позволяет заинтересованному лицу обратиться в уполномоченный орган с требованием пересмотреть определенный размер стоимости участка земли, для снижения размера обязательных платежей, связанных с владение землей.

Нормативно — правовой акт, регламентирующий оценочную деятельность, содержит несколько оснований, в соответствии с которыми, итоги оценки могут быть оспорены собственником или иным заинтересованным лицом:

  1. При проведении оценки, использовались неверные данные об участке земли (например, данные относящиеся к его размеру, целевому назначению). Для определения этих данных, собственник имеет право обратиться в уполномоченный орган с запросом о предоставлении данных, используемых при определении стоимости. Органом, который уполномочен на выдачу подобных данных, является региональный комитет по управлению имуществом. Представлен ответ должен быть, в срок, не превышающий неделю.
  2. Установленная кадастровая стоимость выше, чем рыночная стоимость недвижимого объекта, определенная независимым специалистом. При наличии такого обстоятельства, заинтересованное лицо может потребовать внесения цены, которая соответствует установленной рыночной.

Как оспорить результаты кадастровой оценки через суд?

Обращение в судебную инстанцию может быть осуществлено сразу, как собственник выявил хоть одно из указанных ранее обстоятельств.

Подобные требования в настоящее время рассматривают не арбитражные суда, а суда общей юрисдикции, областного значения того региона в котором располагается объект, оцененный неверно.

Когда основанием обращение является несоответствие рыночной цене, то собственник перед обращением в судебную инстанцию должен получить оценку, произведенную независимым специалистом, который является участником  саморегулируемой организации или осуществляет оценку на основании трудового договора.

Рыночная стоимость земли должна определяться на день выявления размера кадастровой стоимости, с которой владелец объекта не согласен.

После того, как оценщик осуществил процедуру определения размера рыночной стоимости, владелец недвижимого объекта должен обратиться в саморегулируемую организацию, в состав которой входит специалист, для получения положительного заключения по отчету, который написал оценщик.

Данная процедура является обязательной, поскольку это заключение также будет иметь доказательственное значение в ходе судебного разбирательства.

После того, как документы все на руках, необходимо обращаться в судебный орган.

В качестве ответчика, указывается орган, ответственный за определение кадастровой стоимости.

За кадастровую стоимость недвижимого имущества отвечает государство. Определение величины кадастровой стоимости оказывает существенное влияние на ту категорию финансовых вопросов, которая неотделима от оценки недвижимости.

Как показала практика, кадастровая стоимость имущественных объектов часто бывает завышенной. К данному факту крайне негативно относятся арендаторы и собственники недвижимого имущества, желающие знать настоящую стоимость, с которой должен быть установлен правильный размер налога на землю, определена реальный выкупной размер земельного участка, рассчитана арендная плата, правильно сформулирован размер налога на недвижимое имущество.

В правильно рассчитанной кадастровой стоимости больше других заинтересованы собственники недвижимости, так как впоследствии им предстоит платить налог на принадлежащую им недвижимость. Поэтому, вполне понятно желание получить адекватную стоимость дома или квартиры.

Нельзя не сказать и об обратной стороне проблемы, тех момента, когда завышенная кадастровая стоимость оказывается выгодной собственнику недвижимости. Этот момент правило наступает во время разбирательств в судебных инстанциях, касающихся прав на заявленную недвижимость. Иными словами, всё что касается законности установления прав на определение кадастровой стоимости будет интересно тем, кто непосредственно заинтересован в результатах данного процесса.

К таким личностям относятся:

  • Собственники и арендаторы наделов земли;
  • Собственники квартир;
  • Собственники нежилых строений, разного рода сооружений и готовых домостроений;
  • Арендаторы выше перечисленных зданий.

Чаще других кадастровую оценку спешат оспорить владельцы земельных наделов. Данный вопрос на сегодняшний день считается актуальным и требует более детального изучения.

Можно ли оспорить кадастровую стоимость земельных участков

В современном обществе оспаривание кадастровой оценки земельного надела – один из наиболее востребованных вопросов, требующих участия специалистов. Важна юридическая грамотность человека, занимающегося данным вопросом, внимательно следящего за дополнениями, появлениями изменений в законодательстве. Стоит отметить, что судебные инстанции общей юрисдикции с недавних пор получили право на самостоятельное определение кадастровой цены на недвижимость.

Но стоит признать, что в судебные инстанции обратиться не каждому представляется возможным. Причиной тому, правила досудебного порядка, способствующие разрешению спора, без которых невозможно передачи делопроизводства в судебные инстанции. Собственник/арендатор недвижимости, права которого были ущемлены, первым делом должен обратиться в специальную комиссию под организацией Росреестра, после чего может рассчитывать на передачу делопроизводства в судебные органы.

Также нельзя забывать ряд нюансов, мешающих юристам действовать уверенно. В данном вопросе речь идёт о недостаточном понимании новых законодательных норм, требующих участия специальных комиссий. Иными словами, для того, чтобы получить право на изменение кадастровой цены на недвижимость в досудебном порядке, следует приложить немало усилий. Несоблюдение законом и новых требований выступает основанием для судьи, принявшего решение об отказе дальнейшего рассмотрения делопроизводства.

Не исключены ситуации, когда предоставленная специалистами информация об заявленных объектах недвижимости, после перепроверки которая оказывается недостоверной. Чаще всего неправильно определяется тип разрешительного использования. В подобных ситуациях компания вправе потребовать пересмотра кадастровой оценки принадлежащего им участка земли. В решении подобных споров немаловажную роль также играет удельный показатель заявленных показателей по кадастровой цене.

Подведомственность делопроизводств по оспариванию кадастровой стоимости

Правила подведомственности дел, касающиеся вопросов оспаривания кадастровой цены организациями до последнего времени должны были рассматриваться в арбитраже. Согласно дополнений в новом законе, установленная кадастровая цена сегодня может быть оспорена в суде, правда нет определённых уточнений: в какой именно суд следует обращаться.

Юристы в своём большинстве уверены в неточности формулировки новоиспечённой ст. 24.18 ч. 1 ФЗ №135. Более того, на основании закона 142-ФЗ появился определённый ряд дополнений в гражданском и правовом кодексе нашего государства. Новые поправки направлены в помощь по определению подсудности требований, касающихся данного вопроса.

На официальных сайтах тех или иных судебных инстанций сегодня можно встретить информацию об отмене рассматривания проблем, касающихся оспаривания стоимости кадастра на объекты недвижимости, в частности земельные наделы.

Плюс к этому, также имеется информация, что председателем ВС РФ был отослан ряд писем в арбитраж, в содержании которых отмечается, что все вопросы, касающиеся споров по установлению кадастровой оценки теперь не будут ими рассматриваться.

Где можно оспорить кадастровую стоимость земли?