Налог на имущество организаций регулируется гл. 30 НК РФ, введенной Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ и относится к налогам субъектов федерации. Изначально данный налог был введен Законом Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 2030-1.
Установление налога преследовало две цели: обеспечить бюд­жет стабильными и постоянно возрастающими поступлениями и повысить заинтересованность предприятий в реализации из­лишнего имущества, в увеличении эффективности использова­ния производственных мощностей.
Плательщиками налога являются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие деятельность в Рос­сии через постоянные представительства и (или) имеющие в соб­ственности недвижимое имущество в Российской Федерации.

Объектом обложения налогом на имущество организаций является:
движимое и недвижимое имущество (включая имущество, пе­реданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную дея­тельность), относящееся к объектам основных средств — для российских организаций;
движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, — для иностранных организаций, осуществ­ляющих деятельность в Российской Федерации через постоян­ные представительства;
находящееся на территории Российской Федерации недвижи­мое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности, — для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства.

He признаются объектами налогообложения:
земельные участки и иные объекты природопользования (вод­ные объекты и другие природные ресурсы);
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполни­тельной власти, в которых законодательно предусмотрена во­енная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспече­ния безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоя­тельно в соответствии с гл. 30 НК РФ как среднегодовая стои­мость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При этом имущество, признаваемое объектом налогообложе­ния, учитывается по его остаточной стоимости. В случае, если для отдельных объектов основных средств на­числение амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разни­ца между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных от­числений для целей бухгалтерского учета в конце каждого на­логового, (отчетного) периода.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) Период определяется как частное от деления суммы, полученной в ре­зультате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом ме­сяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта при уста­новлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Рос­сийской Федерации и не могут превышать 2,2 Конкретные ставки налога устанавливаются органами предста­вительной власти субъектов РФ. При отсутствии закона субъекта РФ по этому вопросу приме­няется предельная ставка налога. Допускается установление дифференцированных налоговых
ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или)
имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Устанавливается
Налоговым Кодексом (30 глава) и законами
субъектов Российской Федерации.

Устанавливая
налог, законодательные (представительные)
органы субъектов Российской Федерации
определяют налоговую ставку в пределах,
установленных настоящей главой, порядок
и сроки уплаты
налога, форму отчетности по налогу.

При
установлении налога законами субъектов
Российской Федерации могут также
предусматриваться налоговые льготы и
основания для их использования
налогоплательщиками. Налогоплательщиками
налога признаются: российские организации;
иностранные организации, осуществляющие
деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства и
имеющие в собственности недвижимое
имущество на территории Российской
Федерации,

Объектом
налогообложения для Российских
организаций признается с 1
января 2013 года признается только
недвижимое имущество
.

Не
признаются объектами налогообложения:

1)
земельные участки и иные объекты
природопользования (водные объекты и
другие природные ресурсы);

2)
имущество, принадлежащее на праве
хозяйственного ведения или оперативного
управления федеральным органам
исполнительной власти, в которых
законодательно предусмотрена военная
и (или) приравненная к ней служба,
используемое этими органами для нужд
обороны гражданской обороны, обеспечения
безопасности и охраны правопорядка в
Российской Федерации

Налоговая
база определяется налогоплательщиками
самостоятельно

Налоговым
периодом признается календарный год.

Отчетными
периодами признаются первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного
года.

Налоговые
ставки устанавливаются законами
субъектов Российской Федерации и не
могут превышать
2,2 процента.

Допускается
установление дифференцированных
налоговых ставок в зависимости от
категорий налогоплательщиков и (или)
имущества, признаваемого объектом
налогообложения.

Освобождаются
от налогообложения:

1)
организации и учреждения
уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской
Федерации — в отношении имущества,
используемого для осуществления
возложенных на них функций;

2)
религиозные организации — в отношении
имущества, используемого ими для
осуществления религиозной
деятельности;

3)
общероссийские общественные организации
инвалидов

4)
организации, уставный капитал которых
полностью состоит из вкладов указанных
общероссийских общественных
организаций инвалидов, если среднесписочная
численность инвалидов среди их работников
составляет не менее 50 процентов, а их
доля в фонде оплаты труда — не менее 25
процентов, — в отношении имущества,
используемого ими для производства и
(или) реализации товаров (за исключением
подакцизных товаров, минерального сырья
и иных полезных ископаемых, а также иных
товаров по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации
по согласованию с общероссийскими
общественными организациями инвалидов),
работ и услуг (за исключением брокерских
и иных посреднических услуг); и др.

Порядок
исчисления суммы налога и сумм авансовых
платежей по налогу

1.
Сумма налога исчисляется по итогам
налогового
периода
как произведение; соответствующей
налоговой
ставки
и налоговой
базы,
определенной за налоговый период.

2.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
по итогам налогового периода, определяется
как разница между общей суммой налога
и суммами авансовых платежей по налогу,
исчисленных в течение налогового
периода.

Порядок
и сроки уплаты налога и авансовых
платежей по налогу .

1.
Налог и авансовые платежи по налогу
подлежат уплате налогоплательщиками
в порядке и сроки, которые установлены
законами субъектов Российской Федерации.

2.
В течение налогового
периода
налогоплательщики уплачивают авансовые,
платежи по налогу, если законом субъекта
Российской Федерации не предусмотрено
иное.

Налогоплательщики
представляют налоговые расчеты по
авансовым платежам по налогу не позднее
30 дней с даты окончания соответствующего
отчетного периода.

Налоговые
декларации по итогам налогового периода
представляются налогоплательщиками
непозднее
30 марта года, следующего за истекшим
налоговым периодом.

Прежде всего, авторы комментируемого письма напоминают, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Об этом сказано в статье 38 НК РФ.

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций определяется в соответствии со статьей 374 НК РФ. В подпункте 1 пункта 4 данной статьи сказано, что земельные участки и иные объекты природопользования объектами налогообложения налогом на имущество организаций не признаются. Земельные участки являются объектом налогообложения земельным налогом, о чем сказано в статье 389 НК РФ. Соответственно, и указывать земельные участки в декларации по налогу на имущество не нужно.

Введение налога на имущество организаций — этап реформирования системы имущественных налогов. Данный процесс реформирования был впервые предусмотрен Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 гг.). В Программе, в частности, указывалось, что приоритетное значение в настоящее время приобретает реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, которое должно реализовать принцип единства земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. При этом государственная политика по стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости направлена на создание государственного кадастра объектов недвижимости как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений.

Поэтому одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости являлось именно совершенствование налога на имуществоорганизаций, что и реализовалось с введением в действие с 1 января 2004 года на основании Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 N 139-ФЗ главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ.

Согласно данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имуществоорганизаций», разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.

Уже в конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году – вторая.

Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

В соответствии с ее нормами, налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.

Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.

То есть, как верно отмечает один из финансистов, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка.

Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невысок – около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом.

В рамках бюджетных правоотношений налог на имущество организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст.47 Бюджетного кодекса РФ, называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

Субъектом, уполномоченным установить и ввести региональный налог, может быть только законодательный (представительный) орган государственной власти региона, образованный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральным законом об этом же налоге.

Налог на имущество организаций- региональный и он важен своей фискальной функцией именно для региональных бюджетов. Данный налог в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации отличается своей стабильностью, поскольку у организаций для ведения экономической деятельности имеется значительный производственный и непроизводственный имущественный фонд, к которому в целях налогообложения относится движимое или недвижимое имущество.

При его взимании реализуются также стимулирующая и контрольная функции через заинтересованность организаций в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества, и обновлении основных фондов.

В целом налог на имущество организаций имеет ряд особенностей:

объектом налогообложения являются основные средства;

налоговая база формируется как остаточная (балансовая) стоимость имущества, то есть по данным бухгалтерского учета.

предусмотрен порядок исчисления налоговой базы и зачисления налога в бюджет по месту фактического нахождения недвижимого имущества и по месту учета на балансе движимого имущества;

— установлен порядок исчисления налоговой базы по единому объекту, находящемуся в разных субъектах Российской Федерации;

— установлено минимальное количество льгот;

— установлены особенности налогообложения имущества иностранных организаций, находящегося на территории Российской Федерации;

— установлен порядок налогообложения имущества российской организации, находящегося за пределами Российской Федерации.

В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить:

— налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РФ;

— порядок и сроки уплаты налога;

— налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.