Институт права собственности на землю обладает всеми основными чертами, которые присущи любому отношению собственности, и рассматривается в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле это право собственности представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют отношения собственности на землю. При этом право собственности можно рассматривать не только как правовой институт собственности, но и как субъективное право в виде совокупности правомочий собственника по владению, пользованию, распоряжению землей и другими природными ресурсами.Субъективному праву собственности противостоит неопределенное число лиц, которые обязаны воздерживаться от совершения противоправных действий, направленных на ущемление прав собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право. В случае его нарушения право собственности должно защищаться законом в принудительном порядке.Собственность на землю и другие природные ресурсы имеет свою специфику, которая определяется социально-экономическими причинами и особенностями ее объектов: направленностью развития земельных правоотношений в сторону сельского хозяйства; доминированием среди субъектов права собственности на землю граждан и юридических лиц.Предоставляя собственникам земли и других природных ресурсов право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ими, Конституция РФ все же устанавливает определенные ограничения. Все ограничения права собственности на землю подразделяются на постоянные и временные. К постоянным ограничениям правомочий собственника относятся обязанности (в соответствии со ст. 42 ЗК РФ), собственник земельного участка должен: сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, расположенные на территории земельного участка; осуществлять мероприятия по охране земель и др. Дополнительным ограничением прав собственника земельного участка является также право государства в лице его компетентных органов на принудительный выкуп земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд.В совокупность временных ограничений прав собственника земельного участка входит, например, обязанность лица, владеющего землей, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным способом.

23.Субъекты, объекты, содержание права государственной и муниципальной собственности на землю. Субъектами права земельной собственности являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, иностранные юридические лица, Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные единицы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления.По нормам гражданского законодательства субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.Субъекты права муниципальной собственности на земельные участки помимо ЗК РФ определены также и в Федеральном законе РФ от 22 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».Объекты права земельной собственности определяются в зависимости от формы земельной собственности.Согласно ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в исключительной федеральной земельной собственности, входят: земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и др. Согласно ст. 4 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности субъектов РФ, входят: земли особо охраняемых природных территорий регионального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящиеся в собственности субъектов РФ; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного на-значения и др.Согласно ст. 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности муниципальных образований РФ, входят следующие: земли особо охраняемых природных территорий местного значения; земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; земли сельскохозяйственного назначения; земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения; земельные участки, находящиеся в границах муниципальных образований и др.В муниципальную собственность могут приобретаться земли у собственников земельных участков посредством их выкупа или на основании дарения, отказа от земельных участков и на иных законных основаниях.Согласно ЗК РФ запрещается передавать в частную собственность следующие земельные участки: земли, на которых расположены объекты историко-культурного назначения; земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов, а также зарезервированных для этого территорий; земли лечебнооздоровительных местностей, курортов в пределах границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны; лесного фонда, за исключением специально указанных в законе земельных участков и др.Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица несколько ограничены в своих земельных правах. Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ данные субъекты не могут обладать на праве собственности такими земельными участками, которые находятся на приграничных территориях и на иных установленных особо охраняемых территориях.

Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Участок называется делимым, когда его можно разделить на части и образовать самостоятельные земельные участки с разрешением целевого использования. В соответствии с законодательством не допускается раздел городских земель, земель фермерских хозяйств и пр.

Земельный фонд в РФ по экономическому назначению разделен на семь категорий земель:

1. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус на рынке недвижимости и используются:

— для сельскохозяйственного производства (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, целина и другие угодья);

— для личного подсобного хозяйства;

— для коллективного садоводства и огородничества;

— для подсобных сельскохозяйственных производств;

— для опытных и научных станций.

Перевод земель из этой категории в другую осуществляется только по решению субъекта Федерации. Особо ценные земли не подлежат приватизации.

2. Земли городов и населенных пунктов занимают 4% территории страны. На этих землях размещаются жилые дома и социально-культурные учреждения, а также улицы, парки, площади, природоохранные сооружения; могут размещаться промышленные, транспортные, энергетические, оборонные объекты и сельскохозяйственные производства. Эта категория земель обеспечивает 86 % поступлений в консолидированный бюджет от всех платежей за землепользование и может использоваться только в соответствии с генпланами и проектами. Земли населенных пунктов могут быть выделены в качестве . 

3. Земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Имеют особый режим использования.

4. Земли особо охраняемых территорий включают в себя заповедники; зеленые зоны городов, домов отдыха, турбаз; памятники природы, истории и культуры; минеральные воды и лечебные грязи, ботанические сады и др. Данная категория земель предназначена для оздоровления людей, массового отдыха и туризма, а также для историко-культурного воспитания и эстетического наслаждения. Такие земли охраняются особым законодательством, и вести хозяйственную деятельность на них запрещается.

5. Земли лесного фонда полностью определяются правовым режимом лесов, произрастающих на них.К этой категории земель относятся земли, покрытые лесами и предоставленные для нужд лесного хозяйства и местной промышленности.

6. Земли водного фонда.Это земли, занятые водоемами, ледниками, болотами (кроме тундры и лесотундры), гидротехническими сооружениями и полосами отвода при них.

7. Земли запаса служат резервом и выделяются для различных целей.

Продажа земельных участков, а также выделение их для предпринимательской деятельности и перевода из одной категории в другую осуществляется в соответствии с законами РФ и субъектов Федерации.

Государственная собственность на землю — земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Собственность на землю муниципальная — земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Управление и распоряжение землями муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.

Собственность на землю общая долевая — общая собственность на землю двух или нескольких лиц с определением доли каждого из них.

Собственность на землю общая совместная — общая собственность на землю без определения долей каждого из собственников.

Собственность на землю субъекта Российской Федерации — земли, принадлежащие на праве собственности субъекту Российской Федерации.

Собственность на землю федеральная — земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.

Собственность на землю частная — право юридических лиц, граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками.

Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

    1. государственная,
    2. муниципальная,
    3. частная.

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований ( ГК РФ, ЗК РФ).

Основания возникновения права государственной собственности на землю ( ЗК РФ):

    1. нормы федеральных законов;
    2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовые основания;
    4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ () и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объекты права муниципальной собственности:

  • индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ЗК РФ):
    1. законов РФ и субъектов РФ;
    2. при разграничении государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовых сделок;
    4. безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям ( Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

    • право частной собственности граждан (физических лиц);
    • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных размеров.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

    1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
    2. приобретательная давность;
    3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

    • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
    • прекращении деятельности юридического лица;
    • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
    • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

    1. обращения взыскания на земельный участок по должника (ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Согласно  ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

    • своевременно платить земельный ,
    • осуществлять мероприятия по охране земель,
    • соблюдать требования градостроительных регламентов,
    • своевременно приступать к использованию земельного участка,
    • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. 

У каждого человека есть право иметь частную собственность, располагать ею по своему усмотрению, делить с близкими – такие гарантии дает Конституция РФ своим гражданам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-64-91. Это быстро и бесплатно!

Что значит частная собственность на землю

Частная собственность – это статус земельного участка, благодаря которому владелец имеет максимум возможностей и полномочий по управлению им.

Изменения в положениях земельного законодательства санкционированные государством допустили возможность оформления земель в собственность частных лиц.

Данные изменения опираются на нормативные акты Конституции РФ – статьи 35 и 46.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.
2
. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4
. Право наследования гарантируется.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3
. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

При этом земля выступает в качестве необычного собственного имущества, в связи, с чем ГК РФ закреплены следующие положения, согласно которым владение и распоряжение ею допустимо, если это не несет ущерба окружающей среде и не нарушает права людей.

Чтобы получить возможность владеть участком, необходимо оформить правоустанавливающие документы, а пользоваться землёй доступно на основании множества нормативных актов, в соответствии с градостроительными и строительными положениями.

Что представляет собой публичная форма собственности на земельный участок вы можете узнать по ссылке.

Важно: получить право владения землей еще не значит получить ее в собственность.

Как регулируется право частной собственности на земельный участок на законодательном уровне вы можете посмотреть в этом видео:

На основании чего возникают и прекращаются полномочия

Чтобы получить статус правообладателя необходимо, чтобы произошло одно из событий:

  1. Переход данного титула на основании наследования.

В данном случае происходит переход права собственности по наследной линии от предшественника в результате процедуры вступления в наследство или в результате составления договора и последующей его регистрации в Росреестре.

Также к данной категории относится сделка купли-продажи, в результате которой также происходит отчуждение земли на основании возникших прав.

  1. Переход права собственности на основании иных произошедших событий.

К этому разряду относится сотрудничество претендента на титул с местными властями, предоставляющими возможность безвозмездной приватизации земли или право выкупа.

Это возможно в результате:

  • Аренды участка;
  • Наследования;
  • Бессрочного пользования.

При этом если новый владелец является недобросовестным пользователем земли, местные власти имеют право предпринимать действия по изъятию участка и лишению нарушителя вещных прав.

Важно: право собственности имеет отношение к не прекращаемому виду права – при окончании его у одного пользователя, оно возникает у другого, за исключением участков подвергшихся разрушению.

Как итог, прекращение действия права собственности на землю означает передача объекта другому владельцу.

Экономическое значение права частной собственности на землю.

Объекты и субъекты частной земельной собственности

Важно: объекты – это территории земли, переданные во владения частной собственности имеющим на то право или приобретшим право на землю.

Такие объекты исключаются из федерального или общего значения и имеют отношения к определенным категориям:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Выделенные под поселения;
  • Под промышленную территорию.

В отношении остальных категорий нельзя применить подобное право.

Важно: субъектами имеют право выступать физические и юридические лица

Они на основании имеющихся документов вступают во взаимодействие с местными властями для получения права или на основании наследования приобретают данный титул.

При этом право собственности оформляется на конкретное лицо или организацию.

Субъекты разделяются на следующие категории;

  • Долевого владения;
  • Индивидуальные собственники;
  • Общего владения;
  • Некоммерческие и коммерческие организации.

Все эти категории числятся в реестре собственников земельных территорий.

Содержание права собственности на земельные участки.

Правомочия

Правомочия – это право каждого владельца земли на ее эксплуатацию с выгодой. Согласно законодательству каждый собственник земли имеет право, соблюдая законодательные акты о недрах и воздушном пространстве, использовать все, что находится под и над землей принадлежащей ему по праву.

Он имеет право:

  • Возводить здания;
  • Совершать снос ветхого жилья;
  • Разрешать подобные действия на своей земле прочим лицам.

При этом действовать он обязан согласно нормативным актам, дающим ему на это право и обязывающим к соблюдению регламента.

А это значит, что использовать землю доступно только в пределах ее назначения и принадлежности к той или иной категории.

Чтобы получить доступ к эксплуатации земли в другом направлении необходимо изменить ее принадлежность к категории. Подобные действия совершаются в соответствии со статьей 8 ЗК РФ.

При этом вид разрешенного использования доступно выбрать по своему усмотрению в пределах зонирования территорий. Можно ли и как изменить вид разрешенного использования земли — читайте тут.

Таким образом, полномочия допускают применение земли согласно потребностям с соблюдением всех норм и требований законодательства.

Какие территории доступно иметь в виде частной собственности

Важно: в частную собственность используются территории, полученные юридическими и физическими лицами посредством законных действий.

При этом нет различий в ранге лица – права на возможность владения землей у всех равные, также нет различий и в правовом режиме земель, применение их абсолютно идентично для всех.

Доступ к владению землей, как частной собственностью имеют и иностранные лица любой категории.

При этом изъятые из оборота или ограниченные в обороте земли не могут стать чьей-либо собственностью. Такое возможно только при изменении целевого назначения земли. Всеми остальными землями граждане имеют право пользоваться на основании частной собственности единолично или совместно.

Какие документы подтверждают право собственности

К правоустанавливающим документам относятся:

  • Свидетельство о государственной регистрации права собственности;
  • Выписка из государственного кадастра недвижимости по форме КВ- 1 и КВ-6 с содержанием точных параметров участка;
  • Постановление о выделении земельного участка.

Важно: наряду с данными документами происходит регистрация договоров, не дающих право на частную собственность, а происходит выдача документов, указывающая на вид владения участком.

Как оформить землю в собственность и получить все необходимые документы? Пошаговая инструкция содержится в этой статье.

Законодательное регулирование права частной собственности.

Как происходит отчуждение участка с данным статусом

Важно: отчуждением является передача земли одним собственником другому, если о передаче не идет речи отчуждением такую процедуру назвать нельзя.

Правила и возможность данного действия предусмотрены действующим законодательством в соответствии, с которым отчуждение может быть:

  • Добровольным, предполагающим передачу прав согласно гражданско-правовым сделкам;
  • Принудительным – передача прав на землю другому лицу без учета мнения настоящего владельца, например, конфискация.

В данном случае действия происходят в следующем порядке:

  • Заключается договор, как основание для перехода прав;
  • Выполняется регистрация прав в качестве обязательной процедуры.

При этом важно иметь письменное согласие владельца на данные мероприятия с подробным описанием условий сделки и характеристик объекта.

Важно: существует перечень земель, по которым отчуждение запрещается законом, например, заповедные зоны.

Земли находящиеся, к примеру, в садовом товариществе, отчуждаются несколько иначе – требуется получение справки от главы общества об отсутствии задолженности.

Объекты, находящиеся на данной земле доступно отчуждать без территории:

  • При отчуждении доли жилой площади;
  • При отчуждении строения находящегося на территории, изъятой из оборота.

Важно: часть земли отчуждать с переходом права собственности без выделения ее в отдельный объект посредством кадастровой оценки не получится.

Способы защиты прав частных собственников

Чтобы права не были нарушены принудительно необходимо:

  1. Точно проверять свою кадастровую документацию – любая ошибка в документах ведет к возможности нарушения прав владельца другими лицами, к примеру, соседями.
  2. Быть добросовестным владельцем, в данном случае к такой категории относятся лица, которые не могли знать об отсутствии у лица передавшего им землю правоустанавливающих документов.
  3. Если владелец добросовестно приобрел землю и честно исполнял свои обязанности, то изъять у него участок доступно только в следующих 2 случаях:
  • Если имущество было получено на безвозмездной основе;
  • Если земля была изъята у прежнего собственника незаконным путем.

При этом собственник имеет право получить компенсацию от незаконного владельца в полном объеме за время эксплуатации им земли.

В случае с добросовестным приобретателем земли, он также имеет право на компенсацию выполненных затрат на благоустройство земли с момента пользования ею.

Заключение

Частное право распространяется не на все категории земли и приемлемо к приданию статуса не во всех случаях передачи участка в пользование.

Как осуществляется регистрация права собственности на землю вы можете посмотреть в этом видео:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Право
собственности на землю представляет
собой совокупность юридических норм,
регулирующих общественные отношения
в области владения, пользования и
распоряжения земельными участками.

Статья
209. Содержание права собственности

1.
Собственнику принадлежат права владения,
пользования и распоряжения своим
имуществом.

2.
Собственник вправе по своему усмотрению
совершать в отношении принадлежащего
ему имущества любые действия, не
противоречащие закону и иным правовым
актам и не нарушающие права и охраняемые
законом интересы других лиц, в том числе
отчуждать свое имущество в собственность
другим лицам, передавать им, оставаясь
собственником, права владения, пользования
и распоряжения имуществом, отдавать
имущество в залог и обременять его
другими способами, распоряжаться им
иным образом.

3.
Владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами
в той мере, в какой их оборот допускается
законом (статья
129),
осуществляются их собственником
свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов других лиц.

4.
Собственник может передать свое имущество
в доверительное управление другому
лицу (доверительному управляющему).
Передача имущества в доверительное
управление не влечет перехода права
собственности к доверительному
управляющему, который обязан осуществлять
управление имуществом в интересах
собственника или указанного им третьего
лица.

В
содержание права собственности включаются
следующие формы:

1.
Частная — В частной собственности
находятся те земельные участки, которые
приобретены гражданами и юридическими
лицами по основаниям, предусмотренным
законодательством, т. е. законно. Все
граждане и юридические лица имеют право
на равный доступ к приобретению земельных
участков в собственность
. Не существует
никаких различий в правовом режиме
земель, находящихся в собственности
данных субъектов, а также в содержании
принадлежащих им правомочий

2.
Государственная — Положения, касающиеся
права государственной собственности
на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее
законодательство признает, что земля
и другие природные ресурсы, не находящиеся
в собственности граждан, юридических
лиц либо муниципальных образований,
являются государственной собственностью
(п. 2 ст. 214 ГК РФ).

3.
Муниципальная — Права собственника в
отношении имущества, входящего в состав
муниципальной собственности, от имени
муниципального образования осуществляют
органы местного самоуправления, а в
случаях, предусмотренных законами
субъектов РФ и уставами муниципальных
образований, население непосредственно.
Органы местного самоуправления в
соответствии с законом могут в интересах
населения устанавливать условия
использования земель, находящихся в
границах муниципального образования.
Муниципальная собственность признается
и защищается государством равным образом
с государственной, частной и иными
формами собственности.

5.Виды прав на землю и земельные участки. Общая сравнительная характеристика.

Статья
15. Собственность на землю граждан и
юридических лиц

1.
Собственностью граждан и юридических
лиц (частной собственностью) являются
земельные участки, приобретенные
гражданами и юридическими лицами по
основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации.

2.
Граждане и юридические лица имеют право
на равный доступ к приобретению земельных
участков в собственность. Земельные
участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, могут
быть предоставлены в собственность
граждан и юридических лиц, за исключением
земельных участков, которые в соответствии
с настоящим Кодексом, федеральными
законами не могут находиться в частной
собственности.

3.
Иностранные граждане, лица без гражданства
и иностранные юридические лица не могут
обладать на праве собственности
земельными участками, находящимися на
приграничных территориях, перечень
которых устанавливается Президентом
Российской Федерации в соответствии с
федеральным законодательством о
Государственной границе Российской
Федерации, и на иных установленных особо
территориях Российской Федерации в
соответствии с федеральными законами.

Статья
20. Постоянное (бессрочное) пользование
земельными участками

1.
В постоянное (бессрочное) пользование
земельные участки предоставляются
государственным и муниципальным
учреждениям, казенным предприятиям,
центрам исторического наследия
президентов Российской Федерации,
прекративших исполнение своих полномочий,
а также органам государственной власти
и органам местного самоуправления.

2.
Гражданам земельные участки в постоянное
(бессрочное) пользование не предоставляются.

3.
Право постоянного (бессрочного)
пользования находящимися в государственной
или муниципальной собственности
земельными участками, возникшее у
граждан или юридических лиц до введения
в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

4.
Граждане или юридические лица, обладающие
земельными участками на праве постоянного
(бессрочного) пользования, не вправе
распоряжаться этими земельными участками,
за исключением предоставления служебных
наделов, предусмотренных «пунктом 2
статьи 24» настоящего Кодекса.

Статья
21. Пожизненное наследуемое владение
земельными участками

1.
Право пожизненного наследуемого владения
земельным участком, находящимся в
государственной или муниципальной
собственности, приобретенное гражданином
до введения в действие настоящего
Кодекса, сохраняется. Предоставление
земельных участков гражданам на праве
пожизненного наследуемого владения
после введения в действие настоящего
Кодекса не допускается.

2.
Распоряжение земельным участком,
находящимся на праве пожизненного
наследуемого владения, не допускается,
за исключением перехода прав на земельный
участок по наследству. Государственная
регистрация перехода права пожизненного
наследуемого владения земельным участком
по наследству проводится на основании
свидетельства о праве на наследство.

3.
Утратил силу.

Статья
22. Аренда земельных участков

1.
Иностранные граждане, лица без гражданства
могут иметь расположенные в пределах
территории Российской Федерации
земельные участки на праве аренды, за
исключением случаев, предусмотренных
настоящим Кодексом.

2.
Земельные участки, за исключением
указанных в «пункте 4 статьи 27»
настоящего Кодекса, могут быть
предоставлены в аренду в соответствии
с гражданским «законодательством»
и настоящим Кодексом.

3
— 3.2. Утратили силу с 1 марта 2015 года. —
Федеральный «закон» от 23.06.2014 N
171-ФЗ.

3.
По истечении срока договора аренды
земельного участка его собственник
имеет при прочих равных условиях
преимущественное право на заключение
нового договора аренды земельного
участка, за исключением случаев,
предусмотренных пунктом 3 статьи 35,
пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего
Кодекса.

3.1.
Договор аренды земельного участка,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности и
расположенного в границах земель,
зарезервированных для государственных
или муниципальных нужд, заключается на
срок, продолжительность которого не
может превышать срок резервирования
таких земель.

3.2.
Договор аренды земельного участка,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности и
расположенного в пределах береговой
полосы водного объекта общего пользования,
заключается с пользователем водным
объектом при условии обеспечения
свободного доступа граждан к водному
объекту общего пользования и его
береговой полосе.

4.
Размер арендной платы определяется
договором аренды.

5.
Арендатор земельного участка, за
исключением резидентов особых
экономических зон — арендаторов земельных
участков, вправе передать свои права и
обязанности по договору аренды земельного
участка третьему лицу, в том числе отдать
арендные права земельного участка в
залог и внести их в качестве вклада в
уставный капитал хозяйственного
товарищества или общества либо паевого
взноса в производственный кооператив
в пределах срока договора аренды
земельного участка без согласия
арендодателя при условии его «уведомления»,
если договором аренды земельного участка
не предусмотрено иное. В указанных
случаях ответственным по договору
аренды земельного участка перед
арендодателем становится новый арендатор
земельного участка, за исключением
передачи арендных прав в залог
. При этом
заключение нового договора аренды
земельного участка не требуется.

6.
Арендатор земельного участка, за
исключением резидентов особых
экономических зон — арендаторов земельных
участков, имеет право передать арендованный
земельный участок в субаренду в пределах
срока договора аренды земельного участка
без согласия арендодателя при условии
его уведомления, если договором аренды
земельного участка не предусмотрено
иное. На субарендаторов распространяются
все права арендаторов земельных участков,
предусмотренные настоящим Кодексом.

7
— 8. Утратили силу с 1 марта 2015 года. —
Федеральный «закон» от 23.06.2014 N
171-ФЗ.

9.
При аренде земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности, на срок более чем пять
лет арендатор земельного участка имеет
право, если иное не установлено
федеральными «законами», в пределах
срока договора аренды земельного участка
передавать свои права и обязанности по
этому договору третьему лицу, в том
числе права и обязанности, указанные в
«пунктах 5» и «6» настоящей
статьи, без согласия арендодателя при
условии его уведомления. Изменение
условий договора аренды земельного
участка без согласия его арендатора и
ограничение установленных договором
аренды земельного участка прав его
арендатора не допускаются. Если иное
не предусмотрено настоящим Кодексом,
другим федеральным законом, досрочное
расторжение договора аренды земельного
участка, заключенного на срок более чем
пять лет, по требованию арендодателя
возможно только на основании решения
суда при существенном нарушении договора
аренды земельного участка

10.
В случае наследования земельных участков
лицами, не достигшими совершеннолетия,
их законные представители могут передать
эти земельные участки в аренду на срок
до достижения наследниками совершеннолетия.

11.
Изъятые из оборота земельные участки
не могут быть переданы в аренду, за
исключением случаев, установленных
федеральными законами.

12.
Размер арендной платы является
существенным условием договора аренды
земельного участка.

Статья
23. Право ограниченного пользования
чужим земельным участком (сервитут)

1.
Сервитут устанавливается в соответствии
с гражданским законодательством.

2.
Публичный сервитут устанавливается
законом или иным нормативным правовым
актом Российской Федерации, нормативным
правовым актом субъекта Российской
Федерации, нормативным правовым актом
органа местного самоуправления в
случаях, если это необходимо для
обеспечения интересов государства,
местного самоуправления или местного
населения, без изъятия земельных
участков. Установление публичного
сервитута осуществляется с учетом
результатов общественных слушаний.

3.
Могут устанавливаться публичные
сервитуты для:

1)
прохода или проезда через земельный
участок, в том числе в целях обеспечения
свободного доступа граждан к водному
объекту общего пользования и его
береговой полосе;

2)
использования земельного участка в
целях ремонта коммунальных, инженерных,
электрических и других линий и сетей,
а также объектов транспортной
инфраструктуры;

3)
размещения на земельном участке межевых
и геодезических знаков и подъездов к
ним;

4)
проведения дренажных работ на земельном
участке;

5)
забора (изъятия) водных ресурсов из
водных объектов и водопоя;

6)
прогона сельскохозяйственных животных
через земельный участок;

7)
сенокошения, выпаса сельскохозяйственных
животных в установленном порядке на
земельных участках в сроки, продолжительность
которых соответствует местным условиям
и обычаям;

использования земельного участка в
целях охоты, рыболовства, аквакультуры
(рыбоводства);

9)
временного пользования земельным
участком в целях проведения изыскательских,
исследовательских и других работ;

10)
утратил силу с 31 декабря 2013 года. —
Федеральный «закон» от 28.12.2013 N
411-ФЗ.

4.
Сервитут может быть срочным или
постоянным.

4.1.
Срок установления публичного сервитута
в отношении земельного участка,
расположенного в границах земель,
зарезервированных для государственных
или муниципальных нужд, не может превышать
срок резервирования таких земель.

5.
Осуществление сервитута должно быть
наименее обременительным для земельного
участка, в отношении которого он
установлен.

6.
Собственник земельного участка,
обремененного сервитутом, вправе
требовать соразмерную плату от лиц, в
интересах которых установлен сервитут,
если иное не предусмотрено федеральными
законами.

7.
В случаях, если установление публичного
сервитута приводит к невозможности
использования земельного участка,
собственник земельного участка,
землепользователь, землевладелец вправе
требовать изъятия, в том числе путем
выкупа, у него данного земельного участка
с возмещением органом государственной
власти или органом местного самоуправления,
установившими публичный сервитут,
убытков или предоставления равноценного
земельного участка с возмещением
убытков.

В
случаях, если установление публичного
сервитута приводит к существенным
затруднениям в использовании земельного
участка, его собственник вправе требовать
от органа государственной власти или
органа местного самоуправления,
установивших публичный сервитут,
соразмерную плату.

8.
Лица, права и законные интересы которых
затрагиваются установлением публичного
сервитута, могут осуществлять защиту
своих прав в судебном порядке.

9.
Сервитуты подлежат государственной
регистрации в соответствии с Федеральным
законом «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним».

10.
Порядок, условия и случаи установления
сервитутов в отношении земельных
участков в границах полос отвода
автомобильных дорог для прокладки,
переноса, переустройства инженерных
коммуникаций, их эксплуатации, а также
для строительства, реконструкции,
капитального ремонта объектов дорожного
сервиса, их эксплуатации, размещения и
эксплуатации рекламных конструкций
устанавливаются Федеральным законом
от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных
дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации».

Статья
24. Безвозмездное пользование земельными
участками

1.
В безвозмездное пользование могут
предоставляться земельные участки:

1)
находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, на условиях
и в порядке, которые установлены «статьей
39.10» настоящего Кодекса, в том числе
в виде служебного надела;

2)
находящиеся в собственности граждан
или юридических лиц, иным гражданам или
юридическим лицам на основании договора,
в том числе в виде служебного надела.

1.1.
Договор безвозмездного пользования
земельным участком заключается в
соответствии с Гражданским «кодексом»
Российской Федерации и настоящим
Кодексом.

2.
Служебные наделы предоставляются в
безвозмездное пользование работникам
организаций отдельных отраслей экономики,
в том числе организаций транспорта,
лесного хозяйства, лесной промышленности,
организаций, осуществляющих деятельность
в сфере охотничьего хозяйства, федеральных
государственных бюджетных учреждений,
осуществляющих управление государственными
природными заповедниками и национальными
парками.

Категории
работников организаций таких отраслей,
имеющих право на получение служебных
наделов, условия их предоставления
устанавливаются законодательством
Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.

Служебные
наделы предоставляются работникам
таких организаций на время установления
трудовых отношений на основании заявлений
работников по решению соответствующих
организаций из числа принадлежащих им
земельных участков.

Права
и обязанности лиц, использующих служебные
наделы, определяются в соответствии с
правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев
второго — четвертого, седьмого — девятого
статьи 42 настоящего Кодекса

Пользование
земельных участков без предоставления
земельного участка (геодезические
изыскания, установление топографических
знаков).