Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков
Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.
Перераспределение земельных участков: определение, особенности
Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.
Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.
В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.
Особенности перераспределения земельных участков таковы:
- Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
- Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
- Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.
Перераспределение как способ образования земельных участков
Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).
Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.
Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.
Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:
- инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
- разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
- регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.
Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.
Сохранение прав и обременений при перераспределении участков
Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.
Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.
Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.
Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.
Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.
Цель перераспределения земельного участка
Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.
Возможные причины:
- неудачная форма, изломанная линия границы;
- вкрапления/вклинивания смежных участков;
- логистические сложности;
- необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
- отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
- неудобный подход/подъезд.
Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.
Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.
До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.
В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.
Правила перераспределения земельных участков
Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.
Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.
Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.
Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:
- непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
- непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
- неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
- границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.
Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения
На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.
Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:
- отдельный самостоятельный договор;
- часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).
На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).
Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности
Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:
- не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
- предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).
Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.
Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:
- исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
- осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
- осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
- преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.
Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):
- проекта межевания территории;
- схемы расположения участка на кадастровом плане.
К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.
Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения
Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.
Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.
Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.
Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:
- взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
- распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
- сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.
Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:
- утверждение схемы расположения участка;
- согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
- мотивированный отказ.
Регистрация перераспределения земельных участков
Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.
Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.
Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.
Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.
Отказ в перераспределении земельного участка
Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:
- отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
- предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
- в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
- границы исходного участка подлежат уточнению;
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
- в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.
Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:
- оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
- нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.
Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:
- превышающие гранично допустимые размеры;
- ограниченные в обороте;
- зарезервированные для публичных нужд;
- в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
- касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.
Отказ в перераспределении может быть дан:
- если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
- границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
- есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
- хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.
Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.
Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.
Перераспределение земельных участков между двумя собственниками и более осуществляется согласно статей земельного кодекса, регулирующих данный вопрос. В ходе такого процесса возможно осуществлять как увеличение общей площади земельного надела, так и его уменьшение путем корректировки границ с принятием дополнительных площадей в свою собственность либо передаче другим лицам.
С 1 января 2017 года нормативные акты, определяющие условия подобных изменений, а также сопутствующие факторы, которые могут помешать таким процедурам, несколько изменились.
Скачать Образец соглашения о перераспределении земельных участков
В чем заключается перераспределение земель
Что такое перераспределение земель – в чем оно заключается? Процедура перераспределения земель заключается в следующих операциях:
- Изменение границ смежных друг с другом территорий (такие перемены могут касаться двух и более участков);
- Образование новых территорий с измененными границами, занесенными в соответствующие кадастровые документы;
- Упразднение старых пределов участков и их использование с учетом уже нового назначения (если таковое было принято).
Изменения в порядке перераспределения земель
Основными изменениями, вступившими в силу после начала действия ФЗ РФ от 03.07.2016 №334, стали касающиеся органов, уполномоченных к выдаче разрешений и определения возможности перераспределения. Такие нововведения касаются участков, государственная собственность на которые не разграничивается и заключаются они в следующем:
- Все вопросы, касающиеся территорий, относящимся к сельским поселениям, принимаются на уровне органов местного самоуправления;
- При необходимости корректировки границ участка с использованием земель с/х поселений в первую очередь нужно обращаться с заявлением в администрацию того района, к которому территориально относится интересующий участок;
- С момента проведения перераспределения все полномочия по использованию таких участков переходят к их владельцу.
Классификация возможных перераспределений
На данный момент законодательством выделяется три типа возможных изменений границ земель, зависящих от их собственников:
- Если осуществляется перераспределение земель, находящихся в собственности граждан, физических и юридических лиц. В таком случае такое изменение долей регламентируется подписанием соглашения о перераспределении земельных участков между собственниками наделов с одновременным получением разрешения государственных органов;
- Перераспределения, связанные исключительно с муниципальной землей. Такой вариант осуществляется, когда участки, находящие под ведомством государства переходят от одного учреждения (министерства, организации и т.д) к другому;
- Изменение границ двух смежных участков, когда один из них находится в частной собственности, а другой принадлежит государству. Данный вариант связан с особо жестким регламентом, определяющим возможность размежевания. Кроме того, существенную роль играет назначение муниципальных участков, а также целевое использование участка собственника.
Возможные причины отказа в перераспределении
Новый закон также несколько изменил основные условия, при наличии которых может быть вынесен отказ в проведении перераспределения:
- Если государственный участок, который рассматривается для проведения межевания, выставлен на аукцион;
- В том случае, если перераспределяемые участки не являются смежными (графическая схема их расположения должна содержать участки соприкосновения и наличия хотя бы одной общей границы);
- Если к землям, заявленным для изменения границ за счет друг друга, не применялась процедура межевания. Для выхода из такой ситуации, необходимо в порядок обязательных шагов включить предварительное обозначение границ участка;
- Если перераспределяемые земли принадлежат к категориям с разным разрешенным использованием. К примеру, одна из них может быть сельскохозяйственного назначения, другая выделена под ИЖС. В таком случае можно попытаться изменить назначение особым распоряжением государственных органов, однако данная процедура потребует некоторого времени и сбора различных документов;
- В том случае, если участки земли находятся на территориях, принадлежащих к разным территориальным образованиям.
Порядок процедуры перераспределения участков
В том случае, если участки не подпадают под категории, при которых перераспределение невозможно, собственникам наделов необходимо будет осуществить такие шаги:
- Составить предварительную устную договоренность между владельцами земель;
- Обратиться в государственный муниципальный орган для выдачи разрешения;
- Пригласить специалиста кадастрового отдела для проведения процесса перенесения границ;
- Заключить письменный договор и подать его в орган местного самоуправления;
- В случае положительного решения получить решение об утверждении плана участков с внесенными корректировками;
- Поставить участок с новыми границами на учет в Кадастровой палате;
Получить кадастровый паспорт, содержащий новые утвержденные границы.
Видео: Консультация о прирезки земли к своему земельному участку
Вы являетесь собственником земельного участка, но вас не устраивают его границы? Подъезд к вашему участку крайне затруднителен? Данные проблемы нередко встречаются на практике.
Исправление данной ситуации возможно посредством перераспределения смежных участков земли, находящихся в собственности вашего муниципального образования. Такой процесс имеет свои особенности, подробная информация о которых содержится в данной статье.
Что такое перераспределение земельных участков с муниципальной землей
Перераспределение земель – это изменение участка, результатом которого является присоединение к участку какой-либо иной территории для достижения определенной цели. Основными способами осуществления данной процедуры являются присоединение земли, находящейся в муниципальной собственности, и покупка части смежного участка у его собственника.
Самое распространенное основание перераспределения – выделение участка из муниципальной или же государственной собственности для передачи гражданам в целях ИЖС, ведения подсобного хозяйства, а также выращивания сельскохозяйственных культур и т. д.
Под прирезкой понимается расширение установленных границ участка посредством присоединения земель, которые уже используются на протяжении определенного времени без документального оформления. Соответственно, в отношении данных земель был осуществлен самовольный захват. Как правило, собственником таких земель является государство.
Не забывайте, что все измерения на местности должен осуществлять исключительно специалист – кадастровый инженер, а перераспределение должно осуществляться фирмой, которая специализируется на геодезической деятельности и имеет на это лицензию.
Основания для перераспределения земельных участков с муниципальной землей
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, к основаниям для процедуры перераспределения земель относятся следующие:
- Если целью перераспределения является приведение в соответствие межевым планам территорий с особым планом развития, установленном на местном уровне;
- Если целью данной процедуры является исключение чересполосицы или искривлений границ участков. При этом увеличение площади участков не должно превышать определенные величины;
- Если участки, участвующие в перераспределении, могут быть использованы в целях ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, ИЖС. При этом участок должен достигнуть минимального размера по площади;
- Если участок, участвующий в перераспределении, подлежит использованию в целях капитального строительства, в частности, для строительства тех или иных объектов в соответствии с государственными или муниципальными нуждами.
Следует отметить, что приведенный перечень оснований является исчерпывающим и расширен иными основаниями уже быть не может.
Требования к земельным участкам при перераспределении
Для осуществления процедуры по изменению границ участки должны в обязательном порядке соответствовать следующим требованиям:
- должны иметь общую границу;
- должны относиться к одному административному округу;
- должны иметь одинаковую земельную категорию и одинаковый вид допустимого использования;
- их границы должны быть четко определены;
- они должны в обязательном порядке состоять на кадастровом учете.
Основанием для осуществления процедуры является соглашение о перераспределении земельных участков с муниципальной землей. В субъектах Российской Федерации требования к образцу бланка могут существенно различаться.
Особенности перераспределения земельных участков
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если участок, участвующий в перераспределении, является дачным участком или же относится к садовому товариществу, при перераспределении в обязательном порядке должен учитываться проект межевания территории.
Если предметом перераспределения являются участки, в отношении которых установлено право постоянного бессрочного пользования, направьте запрос в соответствующий орган, который является их непосредственным собственником.
В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации срок, установленный для вынесения администрацией решения по данному вопросу (согласия или отказа, содержащего определенную мотивировку) составляет 30 дней.
Стоит отметить, что в соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации те участки земли, с помощью которых были сформированы участки новые, прекращают существовать после регистрации участков новых.
Однако в соответствии с положением статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении выдела территории тот участок, из которого была выделена земля, продолжает существовать с новыми границами, что является неким исключением из общего правила.
Как оформить перераспределение земельных участков с муниципальной землей
Чтобы оформить увеличение вашего участка за счет государственных и муниципальных земель, осуществите следующие действия:
- Подайте соответствующее заявление в администрацию вашего района;
- Дождитесь рассмотрения вашего заявления комитетом по земельным вопросам. Установленный срок для рассмотрения составляет тридцать дней;
- Организуйте кадастровые работы на вашем участке;
- Оформите предварительный межевой план на новый участок;
- Представьте результаты кадастровых работ в комитет по земельным вопросам;
- Подпишите соглашение о перераспределении в исполнительном органе;
- Оплатите перераспределение территории (срок оплаты – тридцать дней с момента подписания соглашения);
- Оформите право собственности на ваш новый участок.
Образец заявления о перераспределении земельных участков
В заявлении с просьбой о перераспределении участков должна в соответствии с пунктом 2 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в обязательном порядке содержаться следующая информация:
- Сведения о заявителе (паспортные данные, ФИО, адрес);
- Кадастровый номер участка, который будет в дальнейшем перераспределен;
- Кадастровый номер участка, за счет которого будет осуществляться увеличение;
- Реквизиты проекта межевания территории.
Если ваш участок относится к садовому или дачному объединению, сам проект межевания находится в правлении данного объединения или же непосредственно в исполнительном органе, который ранее предоставил землю объединению.
Соглашение о перераспределении земельного участка с муниципальной землей
Следует отметить, что при отсутствии соглашения заключить сделку будет невозможно. Чтобы осуществить перераспределение земельного участка с землей муниципальной, необходим договор между собственником участка и местной администрацией.
Соглашение должно быть составлено письменно и содержать следующие сведения:
- технические характеристики участков;
- информацию о собственниках каждого из участков;
- сведения о правах собственности каждой из сторон на соответствующие участки;
- цель перераспределения.
Документы для перераспределения земельных участков
Приложите к заявлению следующие документы:
- Свидетельство, подтверждающее ваше право собственности на участок;
- Копию вашего паспорта;
- Схему расположения вашего участка;
- Кадастровые документы на ваш участок;
- Документы, на основании которых было установлено ваше право на участок (например, это может быть договор купли-продажи и др.)
С момента осуществления геодезических работ, в результате которых был составлен представляемый вами кадастровый документ, до момента подачи заявления должно пройти не более двух лет.
Схема перераспределения земельного участка с муниципальной землей
Ряд требований предъявляется к оформлению схемы:
- Она должна быть изготовлена на основе топографической съемки. В ней должны быть указаны сведения из кадастрового плана, а также площадь вашего участка;
- Можно изготовить только одну схему для двух и более земельных участков.
Основой для изготовления схемы перераспределения являются следующие документы:
- Кадастровый план;
- Данные из градостроительного органа;
- Документы, устанавливающие права на участок;
- Иные документы.
Документ должен в обязательном порядке содержать сведения о допустимом использовании участка, категории земли, площади и основании перераспределения.
В схему должны быть в обязательном порядке включены следующие части:
- Титульный лист;
- Графическая часть;
- Каталог координат для границ участка.
Если схема подлежит представлению вместе с заявлением об ее утверждении, она должна содержать следующие документы:
- Данные ЕГРН;
- Пояснительную записку;
- Обзорную схему границ участка, на которой указаны все объекты недвижимости;
- Документ, подтверждающий право собственности на участок;
- Согласие иных владельцев земли.
Следует отметить, что все документы должны содержать подпись исполнителя. Оборотная сторона должна содержать штамп «Согласовано», сведения о вас как о заказчике и вашу подпись. Представьте документы в электронном виде.
Общие требования, которые предъявляются к представляемым материалам:
- Текст может быть как написанным от руки, так и напечатанным на компьютере. В первом случае необходимо писать максимально разборчиво и понятно;
- Документ не должен содержать исправления;
- Запрещается наличие карандашных записей в документах;
- Материалы не должны быть тем или иным образом повреждены, все должно быть максимально аккуратно;
- Проверяйте сроки действия каждого документа, они не должны быть истекшими;
- Каждый лист документа должен иметь свой порядковый номер;
- Разделы схемы и иные документы должны содержаться в папке;
- Разделы схемы должны быть оформлены на листах формата А4, а графическая часть может быть представлена на листах формата А3;
- Документы должны быть заверены нотариусом, если это требуется.
Существует ряд требований, предъявляемых к оформлению титульного листа.
Реквизиты:
- Гриф утверждения;
- Название документа;
- Номер листа, содержащего схему, и количество листов данного документа;
- Категория и расположение вашего участка;
- Сведения о заказчике;
- Сведения о лице, осуществлявшем кадастровые работы;
- Площадь участка, а также его допустимое использование;
- Кадастровый номер того участка, который граничит с вашим участком;
- Причина перераспределения территории;
- Расположение участка (обязательно обратите внимание на изменения, внесенные в адресную схему).
В графической части должна содержаться следующая информация:
- Гриф утверждения;
- Название документа;
- Количество листов;
- Номер кадастрового квартала;
- План участков из одного квартала;
- Выписка из ЕГРН;
- Условные обозначения;
- Сведения об исполнителе, его печать и подпись.
В Каталог координат для границ участка должна входить следующая информация:
- Название документа;
- Расположение участка и его наименование;
- Геодезические данные участка, а также его площадь;
- Сведения об исполнителе.
Стоимость перераспределения земельного участка с муниципальной землей
Стоит отметить, что процедура перераспределения земель, в результате которой увеличивается площадь участков, находящихся в собственности у граждан, бесплатной не является.
Размер платы зависит о того, в чьей собственности находится земельный участок, за счет которого площадь вашего участка будет увеличена, и определяется следующим образом:
- В утвержденном Правительством РФ порядке, если участки относятся к собственности Российской Федерации;
- В утвержденном государственным органом субъекта Российской Федерации порядке, если участки находятся в собственности данного субъекта или же собственность на них не разграничена;
- В утвержденном органами местного самоуправления порядке, если имеет место муниципальная собственность на земельный участок.
Например, в Тюменской области Постановлением Правительства «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков» было установлено, что размер платы за процедуру перераспределения, посредством которой будет увеличена площадь частного участка за счет земель, принадлежащих Тюменской области или же тех земель, в отношении которых собственность не разграничена, должен быть определен как разница между кадастровыми стоимостями вновь образованного участка и участка, который находился в частной собственности изначально.
Отказ в перераспределении земельного участка с муниципальной землей
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации причинами для отказа в перераспределении являются следующие:
- Расположение на участке, который подлежит присоединению, строений, находящихся в государственной или же муниципальной собственности;
- Нарушения в схеме расположения участка;
- Участок заявителя имеет не уточненные границы;
- Участок, который подлежит присоединению, относится к зарезервированным для государственных нужд землям;
- Площадь вновь образованного участка превышает максимально допустимую величину;
- Новый участок выходит за красные линии границ;
- Отсутствует согласие лиц, которые обладают правами на земельные участки, подлежащие перераспределению;
- Наличие достигнутого ранее соглашения о том, что подлежащий присоединению участок из муниципальной собственности предоставляется в собственность физическому или же юридическому лицу;
- Если участок, подлежащий присоединению, изъят из гражданского оборота или в обороте ограничен.
Следует отметить, что максимальная площадь участка для ведения садоводства или подсобного хозяйства регламентируется на региональном уровне соответствующими актами. В соответствии с пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации отказ должен в обязательном порядке содержать письменную мотивировку.
После устранения данных причин допускается повторная подача заявления.
Пример перераспределения земельного участка с муниципальной землей
Гражданка Мария, проживающая в Тюменской области, заказала в межевой компании геодезическую съемку и план своего участка земли, не указав при этом, что в дальнейшем территория будет перераспределяться вместе с участком земли, который находится в муниципальной собственности. После оплаты услуг и получения дела Мария подала заявление в Росреестр для последующей государственной регистрации участка.
Однако через некоторое время она получила отказ в осуществлении регистрации. Причем отказ был мотивирован тем, что имеет место несоответствие нового участка нормам земельного законодательства и отсутствует предварительное согласование о выделении земли из муниципальной собственности в качестве прирезка.
Проблема заключается в том, что после распределения участок, принадлежащий Марии, увеличивался в площади довольно существенно, а для этого ей необходимо было составить соответствующее соглашение с органом местного самоуправления.
После получения данного решения гражданка снова обратилась в межевую компанию с требованием возврата денежных средств или же осуществления повторной геодезической съемки земли, но в этот раз уже после оформления прирезки.
Исполнителями была осуществлена новая съемка, при которой были учтены данные требования. По истечении двух месяцев заявительницей были получены новые документы на ее участок.
Перераспределение земельных участков может понадобиться многим землевладельцам. Если не сейчас, то в будущем. При этом совершенно не обязательно думать, что подобная процедура необходима лишь для легализации изменений конфигурации участка после приобретения какого-либо «прирезка». Передел может понадобиться и тогда, когда возникнет потребность выхода к автотрассе или централизованным коммуникациям, устранению чересполосицы или вклинивания между двумя соседними землевладениями.
Как и многие другие виды кадастровой деятельности, перераспределение земельных участков регулируется нормами действующих законодательных актов. Это касается как городской застройки, малоэтажного пригородного строительства, так и земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 11.7 ЗК РФ при изменении формы земельных участков путем перераспределения обязательно учитываются следующие условия:
- существуют смежные границы;
- оба землевладения находятся на учете в ГКН и имеют одинаковую категорию;
- участки расположены в пределах одного города или района;
- соглашение о перераспределении земельных участков подписано собственниками обоих землевладений.
Кроме земель сельскохозяйственного назначения или какого-либо другого вида использования, передел может быть вызван необходимостью строительства школы, объекта социального или культурного назначения, не говоря уже об изъятии земель для нужд промышленности — все это требует изменения как формы, так и правового статуса земли. Следовательно, здесь также нужно будет применять нормы ЗК РФ, регулирующие перераспределение земельных ресурсов.
Как откорректировать границы
Чтобы запустить процедуру перераспределения земельных участков (двух и более), для начала следует заручиться согласием собственников всех землевладений, которые будут участвовать в этом процессе. Для этого следует составить и подписать официальное соглашение, где обязательно будут указаны:
- сведения о владельцах (ФИО, паспортные данные, наименование юридического лица, его местонахождение и код ЕГРЮЛ);
- адрес, площадь и другая техническая информация о каждом землевладении, кадастровый номер;
- информация о правоустанавливающих документах, являющихся основанием для владения участком;
- содержание соглашения с указанием причины, для чего делается такое перераспределение;
- личные подписи и дата заключения договора.
Соглашение вполне можно составлять в свободной форме. Какого-либо специального бланка для этого не требуется. Рекомендуется подписывать документ сразу в нескольких экземплярах. Это обосновывается тем, что его копии понадобятся не только кадастровому инженеру для выполнения межевых работ, но и владельцу для подачи в Росреестр в качестве одного из прилагаемых к заявлению документов.
Если же землевладение находится в долевой собственности, решение о заключении соглашения об изменении границ участка принимается на общем собрании совладельцев или держателей земельных паев. После голосования принятое решение непременно записывается в протокол. Представитель большинства совладельцев делегируется для подписания соглашения и завершения всей процедуры. Как правило, полномочия подписывать такой документ предоставляются председателю садоводческого, гаражного или дачного кооператива, главе товарищества собственников жилья или администрации агрокомплекса, представляющего интересы владельцев земельных паев.
Заявление о перераспределении земельных участков составляется на основе аналогичного примера. Скачать такой бланк можно на нашем сайте. Также образец заявления на перераспределение земельного участка вы найдете при личном посещении местного МФЦ или управления Росреестра.
Как происходит процедура перераспределения
Процедура перераспределения и образования земельных участков имеет некоторые особенности. Законодательство, разрешая перераспределение земельных участков государственной, муниципальной или частной собственности, требует неукоснительного соблюдения установленных правил. Это касается и составления документов, и их подачи, и выполнения полевых работ.
После того как необходимое заявление составлено и подписано, его следует подать на рассмотрение администрацией города или района. Затем заявитель должен дождаться получения разрешения на проведение кадастровых работ. Если местные власти не имеют претензий к изменению границ двух смежных участков, вместе с получением разрешения владельцам соседних землевладений можно заключать договор с геодезической фирмой на выполнение кадастровых работ.
Перераспределение земельных участков муниципальной собственности, выделенных под ИСЖ, или земель сельскохозяйственного назначения требует составления кадастровой схемы, проведения полевых работ и оформления межевого дела. Поскольку коррекция границ совершается по обоюдному согласию между собственниками, проблема с составлением акта согласования здесь отсутствует — нужное соглашение подписывается еще на самом раннем этапе.
После завершения межевания на местности и составления документации собственники должны завершить процедуру, поставив перераспределяемые участки на учет в ГКН. При этом необходимые изменения в обязательном порядке вносятся в кадастровый паспорт, а к перечню документов добавляется протокол образования земельных зон.
Фонд перераспределения — что такое
Чтобы имеющийся в стране земельный ресурс использовался более эффективно, правительством создан специальный фонд перераспределения земель. В положениях статьи 80 Земельный кодекс РФ вносит разъяснение относительно содержания этого термина, а также способов его применения. В частности, фонд перераспределения земель, который затем используется для выделения новых строительных площадок, развития аграрного сектора, муниципальной инфраструктуры и другие нужды, формируется:
- из выморочного имущества (при отсутствии наследников или лишении их прав);
- после отказа от аренды или владения;
- после отказа от наследства без указания лица, которому перепоручаются права наследования;
- при изъятии землевладения из оборота согласно постановлению органа местной власти или по судебному решению.
Фонд перераспределения земель может также пополняться за счет территорий, ранее не используемых в обороте: бывшего лесного фонда или земель сельскохозяйственного назначения, прошедших рекультивацию. Кроме того, часто такой фонд увеличивается за счет объектов, прекративших свое существование или использование (закрытых военных городков, разорившихся промышленных предприятий или агрокомплексов).
Было бы ошибкой считать, что изъятые по различным причинам участки могут быть использованы лишь для дальнейшей их передачи частным арендаторам или под возведение коттеджей. Фонд перераспределения земель допускает изменение статуса изъятой территории, переоформление ее или передачу на иные государственные нужды.
Руководствуясь положениями статьи 78 ЗК РФ, гражданин вправе инициировать выделение ему в пользование или на правах аренды определенных земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в вышеупомянутом фонде. Наличие свободных территорий, категория которых допускает их использование частными лицами, позволит законным способом организовать фермерское агрохозяйство с возможностью последующего выкупа земли.
В ряде случаев у владельцев земельных наделов появляется необходимость перераспределить существующие границы своих земель, увеличивая площадь участка или разбивая один участок земли на несколько.
Такую процедуру необходимо оформить законодательно, внеся необходимые данные в межевой план земельного надела.
Понятие и особенности перераспределения участков
Под перераспределением земельных наделов подразумевается взаимное изменение границ смежных земельных участков для образования новых участков с другой площадью.
Как и любые работы по изменению границ, перераспределение должна осуществлять геодезическая фирма, имеющая соответствующую лицензию, а измерительные работы на местности проводит кадастровый инженер.
Когда необходимо
Перераспределение земельных наделов проводится в следующих случаях:
- При необходимости проложить коммуникации по соседнему участку;
- Для выдержки минимального допустимого расстояния от дома до границы надела;
- При изменении границ соседних участков решением суда;
- При необходимости раздела одного участка между несколькими собственниками;
- Для увеличения площади одного надела за счёт соседнего;
- Для устранения ломаных границ наделов или чересполосицы;
- Для строительства жилья на границе смежных наделов, принадлежащих одному собственнику.
Если часть коммуникаций (водопровод, электричество) в силу особенности инженерных расчётов надлежит проложить по соседнему участку, то целесообразно осуществить перераспределение границ посредством выкупа части соседнего участка, где расположатся эти коммуникации.
Важно помнить, что расстояние от жилого дома до границы надела земли должно быть не меньше трёх метров, и если строительство уже начато слишком близко к границам, есть смысл передвинуть их.
Разделение участка на отдельные наделы может потребоваться при оформлении наследственного права на такой участок несколькими наследниками, которые хотят продолжить пользование землёй, а также при расформировании крестьянско-фермерского долевого хозяйства, когда каждому участнику полагается выделение земельной доли в натуре.
Если границы участка ломаные или имеют острые углы, а также в случае неравномерного разграничения с чередованием включений чужой собственности (чересполосица), то таким участком часто неудобно пользоваться, и перераспределение поможет сформировать более ровные границы.
Перераспределение также необходимо, когда собственник желает увеличить площадь своего участка за счёт присоединения неразделённой муниципальной земли (прирезка), или за счёт объединения двух собственных соседних наделов, ликвидировав их смежную границу.
Особенности перераспределения земельных наделов
Существуют следующие основные способы образования участков путём изменения границ:
- Разделение одного надела на несколько;
- Прирезка (увеличение) площади надела;
- Выдел одного или нескольких участков из одного;
- Объединение нескольких смежных наделов в один;
- Перераспределение границ внутри группы смежных наделов.
Если разделению на отдельные наделы подлежат дачные участки или земли садовых товариществ, то такое разделение может происходить только в соответствии с проектом межевания территории, на которой эти участки расположены, согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.
Важно помнить, что если разделу подлежат участки, которые эксплуатируются на основании права постоянного бессрочного использования, то для разделения необходимо направлять запрос в орган исполнительной власти, которому принадлежат эти участки.
Администрация
рассматривает возможность и целесообразность разделения в течение тридцати дней, согласно п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ, после чего выдаёт письменное согласие или мотивированный отказ.
Перераспределение границ можно применять по отношению к участкам, которые удовлетворяют следующим требованиям:
- Участки не должны находиться под судебным арестом;
- Все участки должны иметь регистрацию в кадастровой палате;
- Участки должны быть смежными (имеют хотя бы одну общую границу);
- Участки должны относиться к одной категории земель.
Для всех участков должен быть установлен единый вид разрешённого землепользования.
Следует знать, что участки земли, из которых были сформированы новые наделы в результате перераспределения границ, прекращают свое существование с момента регистрации вновь образованных наделов в ЕГРН, согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.
Исключение составляет процедура выдела, при которой тот участок, из которого произошёл выдел территории для новых участков, сохраняет своё существование, но уже в изменённых границах, согласно п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ.
Документальное оформление
Все операции по перераспределению наделов земли осуществляются путём межевания с указанием вновь образованных границ в графической части межевых планов изменённых участков, а для новых участков составляются первичные межевые планы.
Следует знать, что все вновь образованные наделы ставятся на кадастровый учёт одновременно.
Оформление прирезок
Многие владельцы дачных или садовых участков увеличивают территорию своих земельных наделов, самовольно передвигая фактические границы таких наделов. Если присоединённая к наделу земля (прирезок) принадлежит не соседнему землевладельцу, а муниципальным органам власти, то существует процедура законного оформления такого присоединения, которая появилась с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.2014 г.
Оформить право собственности на добавочную территорию возможно только в случаях, предусмотренных п.п. 1,3 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ:
- Подлежащие оформлению прирезки не относятся к землям, которые были ранее предоставлены физическим и/или юридическим лицам в пользование;
- Прирезки не обременены вещными правами третьих лиц;
- Лицо, оформляющее прирезки к своему наделу земли, пользуется данным наделом на праве собственности;
- Все прирезки, оформляемые по отношению к одному наделу, должны принадлежать одному и тому же федеральному или муниципальному собственнику;
- Орган исполнительной власти, являющийся собственником присоединяемой земли, дал соответствующее разрешение.
Важно знать, что обременение прирезок публичным сервитутом не препятствует их присоединению к частному наделу, но наличие сервитута должно быть учтено при формировании и закреплении граничных точек вновь образованного участка.
Для юридического оформления увеличения надела земли за счёт прирезки, принадлежащей муниципальным или государственным землям, существует следующий порядок действий:
- Подача заявления об увеличении площади надела путём перераспределения в орган исполнительной власти;
- Рассмотрение заявления земельным комитетом (30 дней);
- Организация заявителем кадастровых (геодезических) работ;
- Оформление предварительного межевого плана на вновь образованный надел;
- Представление результатов кадастровых работ в земельный комитет;
- Подписание итогового соглашения о перераспределении в органах исполнительной власти;
- Оплата за увеличение территории (в течение 30 дней после подписания соглашения);
- Оформление права собственности на вновь образованный надел.
Заявление об увеличении площади участка должно содержать следующие данные, в соответствии с п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ:
- Информация о заявителе (ФИО, паспортные данные, адрес, реквизиты);
- Кадастровый номер надела, подлежащего увеличению;
- Кадастровый номер участка, к которому относится прирезок;
- Реквизиты проекта межевания территории.
Для наделов, относящихся к садовым или дачным объединениям, проект межевания территории находится в правлении товарищества или у органов исполнительной власти, предоставивших земли данным объединениям.
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
- Свидетельство о праве собственности на надел;
- Правоустанавливающие документы (договор мены, дарения, купли-продажи и т.д.);
- Схема расположения надела;
- Кадастровые документы на надел;
- Копия паспорта заявителя.
Необходимо помнить, что геодезические работы по составлению представляемого кадастрового документа должны быть проведены не ранее чем за два года до подачи заявления.
По итогам рассмотрения заявления может быть получен отказ в заключении соглашения по следующим причинам, согласно п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ:
- Отсутствие согласия лиц, имеющих право на участвующие в перераспределении наделы земли;
- Нахождение на присоединяемом участке строений, относящихся к федеральной или муниципальной собственности;
- Отношение подлежащего присоединению прирезка к государственным или муниципальным землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
- Отношение прирезка к землям, зарезервированным для государственных нужд;
- Наличие предварительного согласования о предоставлении физическим или юридическим лицам участка, к которому относится прирезок;
- Превышение максимально допустимой площади надела после увеличения за счёт прирезка;
- Границы надела, принадлежащего заявителю, подлежат уточнению;
- Приложенная схема расположения надела составлена с нарушениями;
- Вновь образованный участок выходит за красные линии границ.
Максимально допустимая площадь надела земли для садоводства, дачного строительства или подсобного хозяйства определяется законодательными актами субъектов федерации.
Отказ должен быть обязательно мотивирован письменно, с указанием всех причин, согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ.
Заявитель может устранить эти причины и вновь подать заявление.
В случае получения согласия на перераспределение земель заявителю следует обратиться в геодезическую фирму для оформления межевого плана для вновь образованного участка. После проведения кадастровым инженером измерительных работ составляется предварительный межевой план, содержащий информацию о новых границах участка. Данный предварительный план необходимо согласовать в земельном комитете для окончательного утверждения соглашения о перераспределении.
После рассмотрения земельный комитет утверждает окончательный вариант межевого плана и происходит подписание соглашения о перераспределении.
Присоединение прирезка из государственных земель происходит за плату, которая устанавливается органами власти, являющимися собственниками таких земель на федеральном или местном уровне, согласно п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ. Как правило, стоимость присоединённой территории рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земли, а не рыночной.
После подписания соглашения и оплаты необходимо обратиться в органы Росреестра с квитанцией об оплате, подписанным соглашением и всеми документами на надел земли для оформления права собственности.
Оформление перераспределения частных владений
Если смежные участки принадлежат соседним владельцам, то эти владельцы могут перераспределить смежные границы по обоюдному согласию.
Перераспределение может осуществлять и один собственник, объединяющий принадлежащие ему наделы или разделяющий свой надел на несколько.
В таких случаях порядок действий следующий:
- Заключение предварительного соглашения между владельцами о перераспределении смежных границ;
- Обращение участников соглашения в геодезическую компанию для проведения межевых работ по установлению новых границ;
- Подача заявления о перераспределении границ в местную администрацию;
- Утверждение нового межевого плана в кадастровой палате;
- Оформление в собственность вновь образованных участков.
К тексту заявления необходимо приложить следующие документы:
- Копии паспортов участников соглашения;
- Правоустанавливающие документы заявителей на их наделы;
- Свидетельства заявителей о праве собственности на их наделы;
- Кадастровые документы;
- Результаты работы геодезической компании;
- Текст соглашения сторон с обоснованием перераспределения.
Оплата в данном случае производится на договорной основе между собственниками наделов, а в местной администрации проверяют заявление на наличие нарушений, связанных с недостоверно предоставленными данными или возможным превышением максимальных площадей, установленных для участков данной категории региональными властями.
Итак, перераспределение земельных наделов позволяет законным путём устранить ломаные границы, облегчить доступ к коммуникациям и увеличить площадь своего надела.
При осуществлении процедуры необходимо учитывать законные интересы третьих лиц и тщательно собирать все документы, чтобы избежать возможного отказа или затягивания процедуры.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему,
звоните по телефонам
:
- Москва: +7(499)350-6630.
- Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!