Понятие государственного кадастрового учета земельных участков.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе. Такие сведения должны или подтверждать существование недвижимого имущества, обладающего признаками индивидуально-определенной вещи и имеющего так называемые уникальные характеристики объекта недвижимости, или подтверждать прекращение существования такого имущества.
Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, т. е. объектов недвижимости.
Кадастровому учету предшествует кадастровая деятельность (кадастровые работы). Ею признается выполнение кадастровым инженером работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе.
Кадастровую деятельность вправе выполнять физическое лицо, которое имеет квалификационный аттестат (ст. 29 указанного Закона). Результатом кадастровых работ в отношении земельного участка является подготовка межевого плана. Межевой план — это документ, в котором отражены внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке и указаны новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке (ст. 38 указанного Закона).
Согласно ст. 5 этого Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Для присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление всей территории страны на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, действующая на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.
Основания осуществления кадастрового учета указаны в ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, т. е. постановкой на учет объекта недвижимости, прекращением его существования — снятием с учета объекта недвижимости либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости происходят на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Круг лиц, имеющих право на обращение с заявлениями о кадастровом учете, определен в ст. 20 вышеназванного Закона. Как правило, это обладатели прав на недвижимость или их представители. Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные данным Законом; состав необходимых для кадастрового учета документов определен в его ст. 22.
Постановка на учет объекта недвижимости, отражение его изменений, учет части объекта недвижимости, внесение адреса владельца или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно ст. 26 указанного Закона возможно приостановление кадастрового учета, к примеру, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и кадастровыми сведениями об этом объекте, или если одна из границ земельного участка пересекает границу другого земельного участка. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.
В ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определены основания отказа в кадастровом учете. Это случаи, когда имущество не является объектом недвижимости; размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков; граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной и др. Решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке.
Правовое значение кадастрового учета недвижимого имущества заключается в том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе является юридическим фактом, подтверждающим индивидуализацию недвижимого имущества (земельного участка) как объекта индивидуально — определенных прав на землю, т. е. факт его существования либо факт прекращения существования.
До тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться предметом сделок. Согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Проведение кадастрового учета земельных участков
Кадастр объектов недвижимости создан государством для обеспечения гражданского оборота недвижимости. Единая система сведений позволяет идентифицировать каждый объект недвижимости, как уникальный, а также обеспечивать наиболее полный свод информации о каждом объекте.
Понятие кадастрового учета
Здания и земельные участи, объекты незавершенного строительства, разного рода сооружения должны быть описаны с помощью характеристик, которые определённо выделяют их среди других объектов. Идентификация этих объектов недвижимости производится посредством кадастрового учёта.
Для описания земельных участков используются характеристики:
- номер земельного участка в кадастре;
- вид разрешённого использования и категория земель;
- площадь в метрах;
- адрес;
- описание границ;
- существующие обременения;
- наличие недвижимости и её кадастровые номера;
- экономические характеристики;
- качественные характеристики земли.
Вся внесённая в ГКН (Государственный кадастр недвижимости) информация об объектах недвижимого имущества является официальной, достоверной и актуальной. Государственные органы, обеспечивающие это, также следят за защитой данных сведений от неправомерного доступа, блокирования их, уничтожения, распространения и других действий, нарушающих закон.
Кадастровый учёт осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В её обязанности входит организация единой системы кадастрового учета. Кадастровые инженеры собирают и обрабатывают всю документацию, содержащую необходимые для внесения в ГКН, осуществляют весь комплекс действий для ведения государственного реестра.
Согласно закону, часть услуг, относящихся к кадастровому учёту, может предоставляться многофункциональными центрами. МФЦ – учреждения, созданные с целью предоставления широкого комплекса услуг населению. Данные центры могут выполнять следующие функции кадастрового учёта при личном обращении граждан:
- приём заявлений граждан в сфере кадастрового учёта;
- приём запросов о предоставлении сведений, содержащихся в кадастре;
- выдача (направления) заявителям соответствующих документов.
Субъекты, связанные с кадастровым учетом
В осуществлении кадастрового учёта на всех этапах принимают участие:
- Собственники недвижимого имущества и их представители. Именно на основании их заявлений запускается механизм кадастрового учёта. Целями обращения могут быть внесение изменений в существующие данные, постановка на кадастровый учёт или снятие с учёта земельных участков, зданий, помещений, сооружений. Возможно обращение с целью получения информации из ГКН.
- Кадастровые инженеры. Специалисты, квалификация которых позволяет осуществлять кадастровую деятельность. Для получения данной квалификации физические лица, имеющие профильное высшее образование, гражданство РФ и не имеющие непогашенной судимости за умышленное преступление, проходят аттестацию и вступают в профильную саморегулируемую организацию. Записи об аттестованных инженерах делаются в государственном реестре. Эти специалисты обеспечивают сбор необходимой информации, подготовку документов, содержащих сведения для кадастрового учёта.
- СРО в сфере кадастра. Кадастровые инженеры обязаны быть членами одной из саморегулируемых организаций. СРО обеспечивают условия для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, представляют их интересы в отношениях с органами власти, осуществляют контроль за профессиональной деятельностью инженеров.
- Росреестр выполняет функции кадастрового учёта через свои территориальные управления. Именно этот орган исполнительной власти ведёт два информационных ресурса, которые обеспечивают гражданский оборот недвижимости. Информация об объектах недвижимости поставленной на учёт в кадастре идентифицируются кадастровыми номерами.
Взаимодействие перечисленных субъектов правоотношений осуществляется при:
- предоставлении сведений из кадастра;
- постановке на учёт объекта недвижимости;
- дополнении сведений о ранее учтённых участках;
- внесении изменений в существующую информацию в ГКН;
- исправлении различного рода ошибок в сведениях кадастра;
- снятии с учёта;
Этапы проведения кадастрового учета
В целях постановки земельного участка на кадастровый учёт совершаются следующие действия:
- Собственник участка заключает договор с кадастровым инженером на проведение межевых и кадастровых работ.
- Кадастровый инженер собирает всю доступную информацию по земельному участку. Изучает правоустанавливающие документы, выписки из Росреестра, кадастровый план территории, сведения о правообладателях соседних земельных участков.
- Геодезисты выезжают на местность. Выполняют съёмку координат поворотных точек, для описания границ земельного участка. Наносят на карту территории все существенные объекты: заборы, столбы, объекты недвижимости, расположенные на участке. После проведения межевания геодезисты закрепляют поворотные точки, поставленные на кадастровый учёт, межевыми знаками.
- Положение границ земельного участка согласовывается с собственниками смежных участков. При несогласии соседей с установленными границами в акте согласования делается запись. Дело разрешается в судебном порядке. Если соседи уведомлены о проведении межевания надлежащим образом, но от них нет ни подписи согласия, ни письменного отказа, граница считается согласованной. В этом случае необходимо приложить к межевому плану основания, подтверждающие уведомление соседей о проводящихся работах.
- Сведения об участке из ГКН, документов собственника, геодезические данные сводятся воедино и составляется межевой план участка.
- Межевой план, согласованный в установленном порядке со смежными землепользователями и заверенный кадастровым инженером, получает заказчик. Межевой план включает в себя свод информации, которая потребуется, чтобы поставить участок на кадастровый учёт.
- Собственник или его представитель предоставляют в Росреестр заявление о постановке участка на кадастровый учёт, правоустанавливающие документы, межевой план. При невозможности подать документы лично, возможно обращение в многофункциональный центр или отправка документов по почте.
- Сведения о земельном участке вносятся в ГКН. Земельному участку присваивается кадастровый номер.
- После того, как участок поставлен на учёт, заявителю выдаётся кадастровый паспорт участка.
Проведение кадастрового учёта и межевание земельных участков обеспечивают максимальное соответствие документальных сведений с ситуацией на местности, позволяют установить порядок в границах участков.
Вопрос-ответ
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
Срочный вопрос
Государственный кадастр недвижимости – что это такое? Определение
По масштабу деятельности не имеет аналогичных прецедентов, включающих в собственный информационный банк сведений о:
- землях в пределах РФ;
- категориях данных земель;
- характере их использования;
- массивах, участвующих и не участвующих в обороте;
- объектах, расположенных на их территории;
- имущественных сделках, которые проводятся с ними.
Обозначенные и иные сведения стекаются в информационный банк ГКН со всех регионов и структурно классифицируются. Для удобства хранения и передачи сведений применяются коды. В них числовые модули заменяют место расположения земельных участков (ЗУ) в кадастровых массивах и кадастровых кварталах. По данным кадастровым номерам, каждый участок располагается в информационном пространстве ГКН, откуда его допустимо извлечь по требованию собственника или уполномоченного должностного лица.
Подробнее о поиске по кадастровому номеру читайте здесь.
Собранная информация транслируется по запросам заинтересованных лиц, соответственно требованиям Федеральных законов, регулирующих кадастровую деятельность обозначенной системы:
- закон о ГКН, от 24.07.07 г., под № 221-ФЗ;
- закон о регистрации объектов недвижимости и сделок, от 27.07.97 г., под № 122-ФЗ;
- закон о приватизации № 1541-1 от 4.07.91 г.
Исключение составляют земли, входящие в особо охраняемые зоны границ РФ, информация о которых остаётся в доступе только ограниченного круга лиц.
Для чёткой организации деятельности структуры, применяются принципы работы с информационными сведениями, которые хранятся в бумажном и электронном вариантах, дублируя друг друга. Топографические сведения охватывают всю территорию в пределах границ РФ, составляя геодезическую сеть.
При обнаружении разногласий между сведениями, зафиксированными на электронном и бумажном носителях, предпочтение отдаётся бумажному носителю.
Если вам необходима кадастровая выписка об объекте недвижимости, тогда
наша инструкция
поможет вам ее получить.
Понятие земельного кадастра до 2007 года
Учёт земель уходит своими корнями в глубину веков, отражая не только право собственности на землю, но и титулы землевладельцев. В России земельный кадастр обновлялся в связи с реквизицией земель, Советской властью. На протяжении действия советского законодательства, отменившего право собственности на землю, земельный кадастр учитывал сведения о землях, принадлежащих Субъектам республик. Республики, в свою очередь, подчинялись федеральному управлению. То есть земля принадлежала государству, что допускало сжатый характер деятельности структуры.
После распада Советского Союза, было принято новое законодательство, допускающее переход права собственности на землю физическим и юридическим лицам в результате приватизации. Приватизация участков повлекла допустимость имущественных сделок с недвижимостью, в том числе – с землями. Структура земельного кадастра утратила ограниченную функциональность и потребовала расширения.
На основании требований нового земельного законодательства, был принят Закон (№ 221-ФЗ) о новых правилах функционирования кадастровой структуры.
Переход федеральной службы кадастра в России к ГКН
С июля 2007 года начался переход к новым условиям организации и функционирования системы ГКН. Первым делом произошло формирование новой государственной территории, с учётом проведения государственных границ между Россией и странами СНГ.
Далее началась работа по формированию нового Реестра земель, с учётом условий правоспособности титульных владельцев земель и применения норм нового земельного законодательства. Эта деятельность потребовала дешифровки устаревших кодов и перевода земельных массивов и их частей на новые кадастровые адреса, указанные номерами.
Новые инструкции, ориентированные на нормы закона о ГКН, потребовали солидарного учёта капитальных строений, расположенных на территории тех или иных участков. Эта работа опиралась на многочисленные ревизии, которые проводились на протяжении короткого периода по всей территории поочерёдно.
Содержание ГКН земельных участков
От традиционно сложившихся методов учёта, которыми пользовался земельный кадастр со дня его основания, остались неизменными методы постановки земельных массивов на кадастровый учёт, ориентированные на региональные образования. Но цифровые коды участков были изменены, в соответствии с новыми условиями.
Так же основным методом определения границ является
межевание
, хотя сегодня оно проводится с применением высокоточного оборудования. Кадастровые карты, становятся достоянием интернет ресурса и находятся в широком доступе для всех заинтересованных лиц.
Современные межевые работы имеют широкий спектр:
- вынос границ ЗУ в натуру;
- определение поворотных точек;
- установление межевых знаков;
- подготовка документации по межеванию;
- постановка ЗУ на кадастровый учёт.
Межевание основано на целях правообладателя – заказчика работ. При их помощи допускается реорганизация участков путём слияния или раздела, оформление прирезок от близлежащих бесхозных земель. Благодаря межеванию решаются споры с соседями о расположении границ ЗУ.
Все работы по межеванию
выполняются геодезической компанией и являются коммерческой деятельностью, что требует соразмерной оплаты услуг.
Важным аспектом деятельности земельного кадастра остаётся так же инвентаризация земельных массивов, с одновременной переоценкой кадастровой стоимости земель. На основании вновь установленной кадастровой стоимости, начисляется земельный налог, благодаря которому пополняется региональный и федеральный бюджет.
Обозначенные виды работ проводятся в совокупности с учётом капитальных строений, возведённых на участках правообладателей земель. Имущественные сделки с недвижимостью требуют учёта солидарного перехода прав на участок и возведённое на нём строение.
Если участок принадлежит муниципалитету, а строение – собственнику, земля следует судьбе дома (здания) и отчуждается вместе со строением.
Объекты и субъекты гос кадастра
Объектами ГКН являются все земельные участки, расположенные на территории РФ, участвующие в обороте и изъятые из оборота. Они вносятся в учётные сведения, в соответствии с местом расположения и принадлежностью к управляющей региональной структуре.
Включают в себя:
- Сведения о форме собственности.
- Сведения о правообладателе, которому принадлежат.
- Правоустанавливающие сведения.
- Кадастровые характеристики.
Субъектами ГКН являются управленческие структуры, уполномоченные за распоряжение земельной собственностью, к которым относятся Субъекты Федерации в лице муниципальной власти того или иного региона. Кроме этого, существует специальный реестр правообладателей, из числа юридических и физических лиц, оформивших ЗУ в собственность. В целом субъекты права на землю перечислены в статьях 15—24 ЗК РФ и регулируются нормами земельного законодательства.
Масштабы деятельности ГКН сложно переоценить. В её ведении земельный ресурс государства, а также отдельных граждан, компаний и предприятий, который требует учёта ценообразования, и использования по целевому назначению и иных требований, установленных законодательством.
Кадастровый учет земельных участков – это систематизированная и структурированная система учета, классификации и описания как самого земельного участка, так и прав и правовых отношений, связанных с ним. Такой учет выполняется при помощи автоматизированной системы ведения государственного кадастрового учета и включает в себя следующую информацию: форма и месторасположение; координаты поворотных точек; линейные размеры сторон и площадь; целевое назначение; почвенные характеристики; права собственности, пользования, ограничения и обременения на земельный участок; основания получения права собственности, пользования и пр.
В процессе формирования земельного участка каждому присваивается уникальный кадастровый номер, не повторяющийся на всей территории страны и содержащий в своей структуре информацию о территориальной принадлежности.
Кадастровый учет на местах осуществляется Кадастровыми палатами.
Кадастровый учет
Постановка на кадастровый учет – это процедура описания, сопровождающаяся выделением отличительных характеристик объекта. Объектом описания и постановки на учет может быть земельный участок или другой объект недвижимости. Кадастровый учет земельных участков выполняется в Едином государственном реестре земель. Таким образом, процедура постановки на учет предполагает внесение записи о земельном участке, его основных параметрах в Единый реестр с присвоением ему кадастрового номера и получением земельного кадастрового паспорта.
Согласно действующему законодательству, процедура постановки на государственный кадастровый учет должна быть произведена в отношении всех участков вне зависимости от их целевого назначения, а также формы собственности. Учет земельного участка и иного объекта недвижимости позволяет владельцу совершать с ним различного рода сделки.
В соответствии с законодательством при образовании участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, кадастровый учет возможен без одновременной регистрации прав, поскольку такой случай попадает под исключения, предусмотренные законом. А при подаче заявления о постановке на кадастровый учет участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на участок из земель сельхозназначения, необходимо осуществить кадастровый учет одновременно с регистрацией прав на образованные участки в соответствии с положениями закона. С заявлением должен обратиться собственник исходного земельного участка.
Законодательство РФ позволяет совершать сделки исключительно с участками, внесенными в Единый реестр и получившими кадастровый паспорт. Процедура постановки выполняется в случае, если участок или другой объект разделяется на несколько отдельных частей для дальнейшего совершения с ними сделок. Производится межевание, и вновь образованные участки в обязательном порядке описываются с целью фиксирования в Едином государственном реестре, и на каждый из этих новый участков выдается кадастровый паспорт.
Для того чтобы поставить объект недвижимости на кадастровый учет и на него был выдан кадастровый паспорт, необходимо представить в полномочный орган кадастрового учета пакет документов. Количество документов изменяется в зависимости от того, какую именно процедуру планируется производить: первичную постановку на учет, учет изменений, произошедших с объектом недвижимости, учет некоторой части объекта или снятие объекта с учета.
В процессе постановки могут возникать ситуации с получением отказа в проведении учета. Существует достаточное количество причин такого отказа. Однако не следует забывать, что в решении об отказе осуществления кадастрового учета земельного участка такая причина должна быть указана в обязательном порядке, причем со ссылкой на соответствующую правовую норму действующего законодательства РФ. Решение об отказе оформляется в срок, не превышающий 12 рабочих дней с момента принятия соответствующего заявления, и может быть обжаловано в судебном порядке.
В случае изменения уникальных данных земельного участка либо других его характеристик проводится процедура внесения изменений. Учет изменений производится на основании предоставленных соответствующих документов и заявления, документов, поступивших в Кадастровую палату, в результате информационного взаимодействия между государственными органами, а в случае прекращения существования земельного участка производится процедура снятия его с кадастрового учета.
Границы
До 2018 года необходимо провести межевание земельного участка, чтобы быть его полноправным владельцем. Это значит, что с 1 января следующего года устанавливается запрет на распоряжение земельными участками, границы которых не установлены.
С 2018 года нельзя будет распоряжаться по собственному усмотрению землей с неустановленными границами. То есть невозможно будет продать, подарить, завещать такой участок. Кроме того, отсутствие межевания сделает невозможным регистрацию возведенных на участках построек. Наличие четких границ участков в государственном кадастре недвижимости является гарантией прав собственников, сводит к минимуму возникновение земельных споров с соседями и позволяет уплачивать налог на имущество исходя из реальной площади земельного участка. Под действие закона, регламентирующего значимость установления границ, попадают и земли дачников и садоводов, владельцев частных домов и гаражей.
Межевание – проведение геодезических работ для установления границ земельного участка на местности и изображение их в горизонтальном варианте. Важно юридически закрепить данные о зафиксированных границах.
Самостоятельно провести межевание собственник не может – необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
Владельцу участка потребуется подготовить документы, подтверждающие право собственности. Далее – заключить договор на оказание услуг с кадастровым инженером или землеустроительной организацией. Затем, когда владелец участка получит в руки межевой план, эти документы следует сдать на учет и регистрацию.
Как выбрать кадастрового инженера
Операции с недвижимостью – сложный процесс, требующий компетентных знаний специалиста. Чтобы поставить имущество на кадастровый учет, владельцам квартир и домов, дачных и земельных участков необходима услуга кадастрового инженера. Специалист занимается подготовкой таких документов, как: межевой план – для постановки на учет одного или нескольких земельных участков, учета изменений или его части; технический план – для постановки на учет помещения или объекта незавершенного строительства, учета его изменений или его части, акт обследования – для снятия объекта с кадастрового учета.
Кадастровая палата по региону советует проверять сведения о кадастровом инженере перед заключением договора на выполнение работ. Сведения о кадастровых инженерах содержатся в реестре кадастровых инженеров на сайте Росреестра. Чтобы проверить, есть ли у специалиста квалификационный аттестат, достаточно знать ФИО кадастрового инженера. Если инженер имеет действующий аттестат и право вести кадастровую деятельность, в поле «Статус» будет стоять галочка. Пометка в виде красного крестика означает, что специалист лишен аттестата и не может заниматься кадастровыми работами.
В декабре прошлого года закон обязал всех кадастровых инженеров вступить в саморегулируемые организации. Организация контролирует деятельность вступивших инженеров, что является гарантом качества и компетентности специалиста для заказчиков.
Постановка на кадастровый учет земельного участка нужна каждому, кто планирует распоряжаться землей. Кроме того, благодаря постановке на кадастровый учет земельного участка собственник получит уверенность в том, что в будущем не будет разногласий относительно его границ.
Государственный
кадастр недвижимости
— систематизированный свод сведений
об учтённом недвижимом имуществе, а
также сведений о прохождении Государственной
границы Российской Федерации, о границах
между субъектами Российской Федерации,
границах муниципальных образований,
границах населённых пунктов, о
территориальных зонах и зонах с особыми
условиями использования территорий,
иных предусмотренных Федеральным
законом «О государственном кадастре
недвижимости» сведений [4].
В статье 16
Федерального закона «О государственном
кадастре недвижимости» перечислены
основания для осуществления кадастрового,
учета: образование земельного, прекращение
его существования либо изменение,
уникальных характеристик земельного
участка или его части, а также в связи
с изменением кадастровых сведений о
земельном, участке.
Однако самостоятельно
любое из перечисленных оснований не
могут инициировать кадастровый учет
земельного участка, необходимо еще одно
формальное основание.
Таким основанием
для осуществления кадастрового учета
является либо заявление,
поданное от имени правообладателя или
иного лица, указанного в статье 20
Федерального закона «О государственном
кадастре недвижимости»,
либо информация,
поступившая в результате информационного
взаимодействия с иными органами
государственной власти или органами
местного самоуправления в орган,
осуществляющий кадастровый учет [4].
Любая процедура
кадастрового учета начинается именно
с поступления заявления о кадастровом
учете.
Заявление должно
быть, составлено в соответствии с формой
— законом установлено требование к ее
принятию Приказом Министерства; юстиции
Российской федерации. В настоящее время
такой документ принят
[33].
Заявление о
кадастровом учете земельного участка
может быть подано также посредством
электронного документа с использованием
сетей связи общего пользования. Однако
указанный способ предусмотрен только
для одного вида кадастрового учета —
постановки на кадастровый учет земельного
участка.
Порядок направления
такого заявления и документов, прилагаемых
к нему, должен быть установлен
соответствующим подзаконным нормативным,
правовым актом. Однако помимо документально
регламентированного порядка подачи
электронных документов необходимо
обеспечить ее техническую возможность,
а также возможность обеспечить,
рассмотрение всех поступивших документов
в регламентированные сроки.
Предполагается,
что заявители подают заявление
исключительно по своему желанию. Частью
4 статьи 16 Федерального закона «О
государственном кадастре недвижимости»
установлено, что, «если иное не установлено
настоящим Федеральным законом, никто
не вправе требовать иначе как на основании
решения суда, в том числе в связи с
совершением сделки от собственника,
поставленного на учет объекта недвижимости
или от иного лица осуществления учета
изменений данного объекта недвижимости»
[4].
При этом законодатель
не определил, по каким вопросам могут,
быть приняты соответствующие решения
суда. Из указанной нормы следует, что
это может быть спор, связанный с
совершением сделки. Статья 11.4 Земельного
кодекса Российской Федерации говорит
о принудительном образовании земельного
участка в результате раздела [2].
Второе формальное
основание поступление информации,
полученной в результате информационного
взаимодействие, регулируется специальной
статьей 15 Федерального закона «О
государственном кадастре недвижимости»
[4].
Стоит отметить,
что Федеральный закон «О государственном
кадастре недвижимости», подробно
регламентируя процедуру такого
взаимодействия, не перечисляет органы
государственной власти, о взаимодействии
с которыми идет речь, а просто указывает
на «органы государственной власти» и
«органы местного самоуправления». Сам
порядок информационного взаимодействия
регулируются иными нормативными
правовыми актами.
Так, Постановлением
Правительства Российской Федерации
определены правила информационного
взаимодействия при ведении государственного
кадастра недвижимости, кроме того, им
существенно конкретизированы, органы
государственной власти и местного
самоуправления, с которыми осуществляется
такое информационное взаимодействие.
Несмотря, на использование в наименовании
документа словосочетания «ведении
государственного кадастра недвижимости»,
данным постановлением регулируются
взаимоотношения органов государственной,
власти и органов местного самоуправления
не только при ведении, государственного
кадастра недвижимости, но и при
осуществлении кадастрового учета
земельных участков, особенно при учете
их изменений [33].
Государственный
кадастровый учет земельных участков
осуществляется в связи с изменением
сведений:
-
об адресе
(местоположении); -
о вещных правах
на земельный участок и об обладателях
этих прав; об ограничениях (обременениях)
вещных прав на земельный участок и о
лицах, в пользу которых установлены
такие ограничения (обременения); -
о части земельного
участка, на которую распространяется
ограничение (обременение) вещных прав; -
о лесах, водных
объектах и об иных природных объектах,
расположенных в пределах земельного
участка; -
о категории земель,
к которой отнесен земельный участок,
о разрешенном использовании земельного
участка.
К заявлению в
обязательном порядке прилагаются
документы, перечень которых частью 4
статьи 20 Федерального закона «О
государственном кадастре недвижимости»
определил как исчерпывающий [4].
Все указанные
документы можно условно подразделить
на четыре группы:
— документы,
характеризующие физическое состояние;
земельного участка;
— документы,
относящиеся« к правовым характеристикам;
земельного участка;
— документы,
подтверждающие полномочия заявителя.
Однако далеко не
все указанные документы должны каждый
раз представляться в орган кадастрового
учета. Конкретный перечень, документов
зависит от процедуры кадастрового
учета.
К первой группе
документов относится межевой план — он
предоставляется только при постановке
на кадастровый учет земельного участка
или кадастровом учете в связи с изменением
его уникальных характеристик, в том
числе при кадастровом учете части
земельного участка.
Межевой план
призван описать границы земельного
участка. Однако законом земельный
участок в границах, описанных в межевом
плане, не будет признан до тех пор, пока
не будет осуществлен его кадастровый
учет.
Приказом
Минэкономразвития РФ утверждены форма
межевого плана, требования к его
подготовке, а также примерная форма
извещения о проведении собрания о
согласовании местоположения границ
земельных участков.
Межевой план
является результатом кадастровых работ,
предшествующих осуществлению кадастрового
учета, и состоит из двух частей: графической
и текстовой. На нем, воспроизведены
внесенные в государственный кадастр
недвижимости сведения и указана зависящая
от целей, выполнения кадастровых работ
следующая информация:
— об образуемом
земельном участке при постановке его
на учет;
— о части или частях
земельного участка при учете его части
или частей;
— новые необходимые
для внесения в государственный кадастр
недвижимости сведения о земельном
участке при учете его изменений.
Во вторую группу
можно включить следующие документы:
— документ,
подтверждающий разрешение земельного
спора о согласовании местоположения
границ земельного участка в установленном
земельным законодательством порядке,
— документ,
подтверждающий в соответствии с
федеральным законом принадлежность
земельного участка к определенной
категории земель,
— документ,
подтверждающий в соответствии с
федеральным законом установленное
разрешенное использование земельного
участка.
Указанные документы,
так же, как и межевой план, предоставляются
не во всех случаях.
Так, документ,
подтверждающий разрешение земельного
спора о согласовании местоположения
границ предоставляется, только если
местоположение таких границ подлежит
обязательному согласованию и представленный
межевой план не содержит сведений о
состоявшемся согласовании местоположения
таких границ.
Местоположение
границ земельных участков подлежит
обязательному согласованию с
заинтересованными лицами в случае
выполнения кадастровых работ, в результате
которых обеспечивается подготовка
документов для представления в орган
кадастрового учета заявления об учете
изменений одного из указанных земельных
участков в связи с уточнением местоположения
его границ. Во всех иных случаях, когда
изменение границ в результате их
уточнения не происходит, согласование
местоположения границ земельного
участка не требуется.
Указанное
согласование осуществляется в процессе
подготовки документов для представления
в орган кадастрового учета вместе с
заявлением об учете изменений одного
из смежных земельных участков при
уточнении местоположения его границ.
Документ,
подтверждающий в соответствии с
федеральным законом принадлежность
земельного участка к определенной
категории земель предоставляется только
при, кадастровом учете в связи с изменением
категории земельного участка. В настоящее
время таким законом является Федеральный
закон «О переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую»,
которым регулируются основания, порядок
такого перевода, а также особенности
перевода земель определенных категорий.
Аналогичным образом
при кадастровом учете земельного участка
в связи с изменением вида разрешенного
использования предоставляется документ,
подтверждающий в соответствии с
федеральным законом, установленное
разрешенное использование земельного
участка. Данная группа отношений
регулируется не только земельным, но и
градостроительным законодательством,
с учетом положений, определяемых
законодательством о местном самоуправлении.
К третьей группе
можно отнести такие документы, как:
— документ,
подтверждающий соответствующие
полномочия представителя заявителя (в
случае, если с заявлением обращается
представитель заявителя);
— документ,
устанавливающий или удостоверяющий
право собственности (иное право) заявителя
на земельный участок либо подтверждающий
установленное или устанавливаемое
ограничение (обременение) вещных прав
на него в пользу заявителя.
Указанные документы
являются ключевыми. Если для иных
документов, представляемых для
осуществления кадастрового учета
земельных участков, предусмотрены
определенные случаи (виды) кадастрового
учета, в которых они должны быть
предоставлены, то данные документы
могут не предоставляться только в
случае, если они уже имеются в органе
кадастрового учета.
Законодатель
подразделил документы о правах на
земельные участки на правоустанавливающие
и правоудостоверяющие, что соответствует
положениям Федерального закона «О
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним»
[5].
Однако законодательно
требования к правоустанавливающим
документам не установлены. Представляется,
что единственным критерием оценки
такого документа должна быть возможность,
определить возникновение права на
определенный земельный участок, у
конкретного лица. В случае же, если для
определенной процедуры кадастрового
учета земельных участков предусмотрено
ограничение перечня субъектов
уполномоченных на обращение в орган,
кадастрового учета, такой документ
дополнительно должен позволить четко
определить, является ли заявитель одним
из субъектов, которым предоставлено
право на обращение с заявлением.
После поступления
документов орган кадастрового учета
осуществляет:
— проверку полномочий
заявителя;
— проверку на
комплектность документов;
— проверку документов
по форме и содержанию сведений, требуемых
для кадастрового учета;
— проверку на
соответствие сведениям государственного
кадастра недвижимости, в том числе
графического отображения.
Кадастровый учет
земельного участка, согласно статье 23
Федерального закона «О государственном
кадастре недвижимости», завершается с
внесением в государственный кадастр
недвижимости [4]:
— сведений о
присвоенном земельном участке кадастровом
номере (при его постановке на учет);
— новых сведений
о земельном участке (при учете изменений
земельного участка, учете части земельного
участка или учете адреса правообладателя);
— сведений о
прекращении существования земельного
участка (при снятии его с учета).
Осуществлению
кадастрового учета земельных участков
предшествует принятие соответствующего
решения органом кадастрового учета.
Следующие случаи препятствуют принятию
положительного решения
[5]:
-
имеются противоречия
между сведениями о земельном участке,
содержащимися в представленных
заявителем документах, и кадастровыми
сведениями о нем (за исключением случаев,
если при осуществлении кадастрового
учета вносятся изменения в указанные
кадастровые сведения); -
одна из границ
земельного участка, о кадастровом
учете которого представлено заявление,
пересекает одну из границ другого
земельного участка, сведения о котором
содержатся в государственном кадастре
недвижимости (за исключением случая,
если другой земельный участок является
преобразуемым объектом недвижимости); -
не представлены
необходимые для кадастрового учета
документы. Такими документами, как было
указано выше, являются не только
непосредственно поименованные в самом
законе документы, но и документы,
требуемые в соответствии с иными
правовыми актами; -
заявление о
кадастровом учете или необходимые для
кадастрового учета документы по форме
либо содержанию не соответствуют
требованиям Федерального закона «О
государственном кадастре недвижимости».
Решение об
осуществлении кадастрового учета в
соответствии со статьей 23 Федерального
закона «О государственном, кадастре
недвижимости» является основанием для
выдачи одного из следующих документов
[4]:
— кадастровый
паспорт земельного участка;
— кадастровая
выписка о земельном участке.
Указанные документы
направлены на достижение конкретной
цели — предоставить для государственной
регистрации прав на земельный участок
или сделки с ним определенные сведения,
идентифицирующие земельный участок.
Однако содержащиеся в таких документах
сведения могут быть использованы и в
других целях.