13 апреля 2016

В связи с реализацией крупномасштабных инфраструктурных и девелоперских государственно значимых проектов изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд происходит все чаще. Одним из последних крупнейших проектов можно назвать строительство Олимпийских объектов в Сочи, которое потребовало массового изъятия земель. Организация предстоящего Чемпионата мира по футболу также влечет изъятие земельных участков у собственников. Государством предусмотрен механизм выплаты компенсаций владельцам земельных участков, подлежащих изъятию (ст. 306 ГК РФ). Оценка размера такой компенсации называется оценкой для целей возмещения убытков в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Выкупная цена – справедливая компенсация

Размер выплаты, компенсирующей убытки собственника изымаемого участка, называется выкупной ценой. Предполагается, что размер компенсации должен, с одной стороны, покрывать убытки владельца земли, с другой стороны, беречь средства бюджетов от чрезмерных трат. Задача оценки в этом случае – определить некую компромиссную стоимость, которая устраивала бы обе стороны.

Выкупная цена земельного участка включает:

1. рыночную стоимость ЗУ и расположенных на нем объектов недвижимости;

2. понесенные собственником убытки (фактические и будущие), включая упущенную выгоду, возникшие в связи с:

  • изъятием или временным занятием его земельного участка;
  • ограничением его прав;
  • ухудшением качества земель.

Если с расчетом рыночной стоимости проблем обычно не возникает, то расчет убытков, связанных с изъятием земельных участков для государственных нужд, часто вызывает трудности. Следует отметить, что расчет такого рода убытков не однозначно описывается действующим законодательством в сфере оценочной деятельности. В действующих законах (ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ», «Федеральные стандарты оценки» — ФСО) понятие убытки (реальный ущерб, упущенная выгода) встречается только в ФСО-7 «Оценка недвижимости», который относит убытки к иным расчетным величинам. Именно поэтому корректность включения в отчет об оценке расчета убытков вызывает определенные сомнения. Тем не менее, оценщики могут включать расчет убытков в отчет об оценке для целей изъятия или оформлять два итоговых документа:

  • отчет об оценке;
  • заключение о величине убытков, причиненных изъятием земельного участка.

Последние изменения в законодательстве

Нельзя сказать, что законодательство в сфере изъятия земель для государственных или муниципальных нужд активно изменяется. Из последних изменений — ФЗ №499 (вступил в силу 1го апреля 2015 года), который внес изменения Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты. В частности, Земельный кодекс был дополнен отдельной главой, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Согласно новой редакции, в размер компенсации при изъятии включаются:

  • рыночная стоимость ЗУ;
  • убытки, вызванные изъятием земли;
  • рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, если они изымаются вместе с земельным участком.

Последний пункт, по сути, конкретизировал требования к содержанию отчета об оценке убытков, связанных с изъятием для государственных или муниципальных нужд. Разумеется, оценщики и раньше оценивали стоимость недвижимого имущества, которого собственник лишался в результате изъятия, однако теперь требование к оценке такого имущества закреплено законодательно.

Виды убытков и их расчет

Обычно убытки подразделяются на:

  • реальный ущерб;
  • упущенную выгоду.

Реальный ущерб включает утрату и повреждение имущества, а также все расходы (фактические и будущие), которые понес или понесет собственник земельного участка.

Типичные виды убытков:

  • убытки, связанные с перебазированием (затраты на демонтаж и вывоз оборудования и другого движимого имущества);
  • убытки, связанные с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости;
  • убытки, связанные с услугами профессиональных участников рынка недвижимости (риэлторов);
  • убытки, связанные с рекультивацией земель;
  • убытки, связанные с утратой многолетних зеленых насаждений.

Упущенная выгода – неполученный доход, который обладатели прав на земельные участки получили бы при условии, что изъятие не было бы совершено. Если участок использовался в коммерческих целях, упущенная выгода будет иметь существенное значение.

Существенной сложностью обычно является доказывание наличия убытков в виде упущенной выгоды. Доказывание величины упущенной выгоды может осуществляться на основании документов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организации.

Важно отметить, что неполученный доход рассчитывается на срок, необходимый для восстановления нарушенного производства. При расчете упущенной выгоды величина дохода, который собственник получил бы без изъятия ЗУ (если бы его права не были нарушены), уменьшается на величину предполагаемого дохода, который собственник может получить при условии изъятия ЗУ (при нарушении прав).

Этапы расчета упущенной выгоды:

1. Определение размера денежных потоков, которые собственник получил бы, если бы его ЗУ не был изъят.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности физического лица

3. Анализ влияния на бизнес изымаемого имущества

4. Определение периода восстановления нарушенного производства

5. Определение прогнозного потока выручки

6. Определение прогнозного потока расходов (переменных и постоянных)

7. Расчет денежного потока

8. Определение ставки дисконтирования, дисконтирование денежных потоков

Пример. Расчет упущенной выгоды

Скачать пример расчета упущенной выгоды (568,43kb)

Есть вопрос по теме оценки при изъятии земельных участков? Задайте вопрос эксперту.

В соответствии с законодательством органы власти (управления) могут производить изъятие земельных участков, находящихся у граждан во владении (пользовании) — в том числе посредством выкупа — при наступлении следующих случаев:

•    выполнение международных обязательств Российской Федерации;

•    размещение следующих видов объектов государственного (муниципального) значения (при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов):

– объектов федеральных энергетических систем;
– объектов энергетических систем регионального значения;
– объектов использования атомной энергии;
– объектов обороны и безопасности;
– объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
– объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
– объектов, обеспечивающих космическую деятельность;
– объектов, обеспечивающих статус и защиту государственной границы Российской Федерации;
– линейных объектов федерального и региональное значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
– объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
– автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

•   иные обстоятельства в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности — в случаях, установи ленных законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Отметим, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных (муниципальных) нужд допускается только при условии предварительного и равноценного возмещения гражданину — владельцу земельного участка его стоимости на основании вступившего в законную силу решения суда.

Поскольку порядок выкупа (купли-продажи) земельного.; участка регламентируется гражданским законодательством, : представляется целесообразным обратиться к рассмотрению порядка возмещения гражданину убытков при изъятии у него из владения (пользования) земельного участка. Подчеркнем, что причиненные владельцу (пользователю) земельного участка убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную им выгоду не только в случае изъятия земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, но и при:

•    ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
•    временном занятии земельных участков;
•    ограничении прав собственников, а равно землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
•   изменении целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти (органа местного самоуправления) о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

Возмещение убытков осуществляется за счет государственного бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального бюджета). Или же лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них. А также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 262.
Согласно правилам убытки, причиненные гражданину-собственнику, когда у него изымают земельный участок для государственных (муниципальных) нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (т.е
. в выкупную цену).

Возмещение убытков в связи с изъятием земельного участка для государственных (муниципальных) нужд производится на основании следующих документов.

Возмещение убытков собственникам земельных участков:

1) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется его временное занятие;
2) акт органа исполнительной власти (местного самоуправления) об ограничении прав собственника земельного участка либо соглашение о сервитуте;
3) акт органа исполнительной власти (местного самоуправления) об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
4) вступившее в законную силу решение суда.

Возмещение убытков пользователям, владельцам и арендаторам земельных участков:                                                     

1) соглашение о временном занятии земельного участка между пользователем (владельцем, арендатором) земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется его временное занятие;
2)  акт органа исполнительной власти (местного самоуправления) об ограничении прав пользователя (владельца, арендами тора) земельного участка либо соглашение о сервитуте;
3)  акт органа исполнительной власти (местного самоуправления) об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
4)  акт органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или вступившее в законную силу решение суда.

Расчет производится в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по согласованию с Минэкономразвития и торговли РФ и Министерством имущественных отношений Российской Федерации на день, предшествующий принятию решения об изъятии.

Размер причиненных убытков определяется по соглашению сторон с учетом следующих особенностей. Так, при определении размера убытков, причиненных арендаторам, учитываются:

•   убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка;
•   стоимость права на заключение договора аренды земельного участка (в случае его заключения на торгах).

При определении размера убытков, причиненных собственникам, пользователям, владельцам и арендаторам земельных участков их временным занятием, учитываются:

•   убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода;
•   расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных указанным выше лицам в результате деятельности других лиц, повлекшей ухудшение качества земель, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

При определении размера убытков, причиненных собственникам ограничением их прав, учитываются:

•    разница между рыночной стоимостью земельного участка (без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений);
•    убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода;
•    расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных пользователям, владельцам и арендаторам земельных участков ограничением их прав, учитываются:

•    убытки, которые указанные лица несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода;
•    расходы, связанные с ограничением прав.

Споры, связанные с определением размера убытков, разрешаются в судебном порядке.

Смотрите также:

коллегия адвокатов москвы официальный сайт бесплатная консультация

| ProAdvokat.ru

Земельный участок может быть изъят для размещения государственных или муниципальных объектов (ст. 49 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 64 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Лица, у которых изымается участок, не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Также только с согласия собственника допускается изъятие части земельного участка.

В случае несогласия собственника земельного участка с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (ст. 11,63 ЗК РФ) или недостижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.

Если иск о выкупе земельного участка предъявлен до истечения одного года с момента получения собственником земельного участка уведомления о принятии решения об изъятии либо позднее двух лет с момента его направления собственнику, исковое требование указанных органов не подлежит удовлетворению.

Понесенные расходы на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.

Кроме того, собственникам земельных участков при их изъятии для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

При этом под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 4 ст. 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно ст. 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных НУЖД, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка

(ст. 281 ГК РФ) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 ЗК РФ устанавливается Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерацию»

В соответствии с ранее упоминавшимся постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. NQ 262 основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

д) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

 Март 18, 2015, 7:14 д.п.

  • Особенности купли-продажи земельных участков (межевание)
    Актуальный вопрос последнего времени, продажа садовых земельных участков. Массовый энтузиазм советского времени в освоении земельных участков для выращивания овощей, привёл к тому, что сегодня, большей частью пенсионеры, по состоянию здоровья уже не могут содержать сады и вынужденно продают свои участки.
     1713 /
     Окт
    . 29, 2015, 8:51 д.п.
  • Межевание — подробности проведения
    Промежуточным итогом проведения работ по межеванию земельного участка является составление межевого плана. Межевой план, в соответствии с статьёй 38 Федерального Закона №221, это документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, в котором …
     1928 /
     Окт. 18, 2015, 12:59 п.п.
  • Межевание земельных участков для чего?
    Для оформления прав на земельный участок необходимо произвести работы по определению, фиксации границ участка непосредственно на местности, вычислить его площадь и точно определить место расположения. Весь данный комплекс мероприятий для идентификации земельного участка впоследствии называется — межевание. Как правило, данный …
     2191 /
     Окт
    . 18, 2015, 12:38 п.п.
  • Порядок выкупа земельного участка под зданием для Юридических Лиц
    И сегодня остались организации не переоформившие свои права пользования землёй на право собственности или аренды. Законодательство обязывает их выполнить данную процедуру с проведением мероприятий по межеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учёт. Последовательность действий для выкупа земельного участка …
     2226 /
     Окт. 7, 2015, 8:41 д.п.
  • Приватизация земли Юридическими лицами
    Права пользования землёй Юридических и Физических лиц существенно различаются. К примеру, Юридические лица обязаны переоформить право пользования земельными участками на право собственности или аренды до 01 января 2010 года. Значительное количество руководителей организаций получили в собственность землю на льготных условиях …
     2312 /
     Окт
    . 7, 2015, 8:30 д.п.
  • Выдел надела из земель общедолевой собственности
    В последнее время набирает актуальность выдела наделов из земель общедолевой собственности. Как правило, дети и внуки роясь в старых документах своих родителей, бывших колхозников, вдруг обнаруживают почти истлевшие постановления тридцати летней давности о выделении доли на землю. Граждане понимают ценность …
     1958 /
     Окт. 6, 2015, 8:48 д.п.
  • Особенности купли-продажи земельных участков
    В отличии от других объектов недвижимого имущества, продажа земельных участков имеет свои отличия в плане предоставления пакета документов для регистрации права собственности. В соответствии с Земельным кодексом РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. В …
     1728 /
     Окт
    . 5, 2015, 7:37 д.п.
  • Пожизненное наследуемое владение и постоянное (бессрочное) пользование в право собственности!
    Правообладатели земельных участков с советского времени, должны реорганизовать свои права в соответствии с действующим законодательством в право аренды или собственности. На основе правоустанавливающих документов необходимо провести межевание данной земли и оформить право собственности или право аренды. С момента вступления в …
     2688 /
     Окт. 4, 2015, 11:49 д.п.
  • Права на земельный участок в случае приобретения права собственности на здание
    Частый случай в покупке загородной недвижимости, когда покупатель, в первую очередь, выбирает и оценивает дом (сооружение) на возможность удовлетворения собственных пожеланий, а земля, на которой стоит, как бы идёт сама собой. В принципе, так оно и есть, так как право …
     2261 /
     Сен. 28, 2015, 8:40 д.п.
  • Ограничение законом количества земельных участков, которые могут находиться в собственности одного гражданина или юридического лица
    Во времена кризиса, многие люди задумываются, каким образом можно сохранить и приумножить накопления. Инвестиции в объекты недвижимого имущества всегда были очень популярны. Постоянные разговоры про увеличение налогообложения для лиц имеющих несколько квартир, значительно охладили покупку квартир с целью инвестирования частными …
     3417 /
     Сен
    . 21, 2015, 2:25 п.п.

Статья
57. Возмещение убытков при изъятии
земельных участков для государственных
или муниципальных нужд, ухудшении
качества земель, временном занятии
земельных участков, ограничении прав
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков

Комментарий
к статье
57

1.
Любой правообладатель земельного
участка (землепользователь, землевладелец
и арендатор), у которого тот был изъят
для государственных или муниципальных
нужд либо подвергался ограниченному
пользованию, имеет право на полное
возмещение возникающих в результате
указанных действий убытков и потерь,
если законом или договором не предусмотрено
иное (см. ст.
15
ГК). Возмещению подлежат реальный ущерб
в имуществе и упущенная выгода.

В
решении вопроса об изъятии земельного
участка имеют право участвовать граждане,
общественные и религиозные организации,
интересы которых затрагиваются (подробнее
см. п.
3 ст. 31
ЗК), а органы местного самоуправления
обязаны информировать указанные субъекты
земельных отношений и учитывать их
мнение
. Такое изъятие должно основываться
на документах территориального
планирования либо предусмотренных
непосредственно федеральным законом.

Земельный
участок может быть:

а)
изъят для государственных или муниципальных
нужд (например, для прокладки путей
сообщения, строительства пятого
транспортного кольца вокруг Москвы
может потребоваться изъятие земельных
участков, на которых построены гаражи,
расположены садоводческие и огороднические
товарищества, частично населенные
пункты и земли сельхозназначения и
др.);

б)
изъят в связи с изменением целевого
назначения земельного участка без
согласования с правообладателем. Такое
возможно при длительном фактическом
использовании земельного массива в
других целях с разрешения органов
местного самоуправления, которые в
последующем могут ходатайствовать об
изменении категории земли ввиду
нецелесообразности иметь его в прежней
категории
. В этом случае необходимо
руководствоваться положениями ФЗ
о переводе земель из одной категории в
другую;

в)
изъят временно, как, например, в случае
реквизиции, которая допускается лишь
при чрезвычайных обстоятельствах;

г)
занят временно в связи с необходимостью
проведения иными лицами газопровода,
линий электропередач и др. Срок изъятия
должен оговариваться в письменном
соглашении сторон, а возникающие при
этом убытки — возмещаться предварительно
с уточнением их после освобождения
земельных участков.

2.
Убытки при изъятии возмещаются лицами,
в чьих интересах совершаются соответствующие
действия. Если изъят участок, находившийся
в общем владении нескольких лиц, как
правило, у наследников, то возмещение
происходит пропорционально правам на
земельный участок.

Порядок
возмещения убытков регулируется
Правилами
возмещения собственникам земельных
участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков убытков, причиненных изъятием
или временным занятием земельных
участков, ограничением прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков либо ухудшением качества
земель в результате деятельности других
лиц, которые утверждены Постановлением
Правительства РФ от 07.05.2003 N 262.

Убытки
могут возникнуть по различным причинам
как в результате изъятия земельного
участка, так и после приобретения в
результате ухудшения его качества
деятельностью расположенного поблизости
предприятия, нарушающего санитарные,
экологические нормы. Возмещение убытков,
причиненных ухудшением качества земель,
производится за счет средств виновного
лица.

При
изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд
средства для возмещения убытков
выделяются из соответствующего бюджета
либо пропорционально доле участия в
бизнесе, если изъятие земли производится
с целью предоставления акционерному
обществу. Пленум ВАС РФ в Постановлении
N 11 уточнил, что под равноценным
возмещением

понимается выкупная цена земельного
участка, в которую в силу п.
2 ст. 281
ГК и п.
4 ст
. 63
ЗК включается рыночная стоимость
изымаемого участка и находящегося на
нем недвижимого имущества, а также все
убытки, причиненные собственнику
изъятием земельного участка, включая
убытки, которые он понесет в связи с
досрочным прекращением своих обязательств
перед третьими лицами, в том числе
упущенную выгоду (п.
28).
Собственнику земельного участка при
изъятии его для государственных или
муниципальных нужд должна быть возмещена
рыночная стоимость земельного участка,
если ему не предоставлен бесплатно в
собственность равноценный участок (п.
4 ст. 63
ЗК). Рыночная стоимость земельного
участка согласно ст.
66
ЗК устанавливается в соответствии с ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской
Федерации» (СЗ РФ
. 2002. N 31. Ст. 3813).

Собственник
земельного участка при реквизиции
вправе требовать по своему усмотрению
возмещения рыночной стоимости
реквизированного участка или предоставления
равноценного земельного участка с
учетом стоимости, места расположения,
коммуникаций и наличия подъездных путей
и др., а также иного причиненного
реквизицией реального ущерба и упущенной
выгоды, а в случае прекращения
обстоятельств, послуживших основанием
реквизиции, то возврата в натуре (подробно
см. п.
п. 1,
4
ст. 51
ЗК).

3.
На Федеральное агентство кадастра
объектов недвижимости, находящееся в
ведении Минэкономразвития России,
возложены функции по осуществлению
государственного кадастрового учета
и кадастровой деятельности, государственной
кадастровой оценки земель, по
государственному мониторингу земель
(см. п.
10
Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти»). Его органы
на местах осуществляют государственный
контроль за: соблюдением юридическими
и физическими лицами земельного
законодательства, целевого использования
земельных участков, своевременной
рекультивации нарушенных земель;
восстановлением плодородия и других
полезных свойств земли, снятием,
использованием и сохранением плодородного
слоя почвы при проведении работ, связанных
с нарушением земель, проектированием,
размещением и строительством объектов,
оказывающих влияние на состояние земель.
В необходимых случаях на основании
заключений должностных лиц в органы
местного самоуправления вносят
предложения о полном или частичном
изъятии (выкупе) земельных участков.
Субъекты прав могут обращаться в суд к
лицам, причинившим ущерб.

Статья
58. Утратила силу с 1 января 2008 года. —
Федеральный закон
от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

1) утратил силу с 1 апреля 2015 г.;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) временным занятием земельных участков;

4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

2. Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 57 ЗК РФ

1. Современное законодательство не содержит перечня и критериев определения объема и границ осуществления государственных и муниципальных нужд. На практике, как правило, не подлежит сомнению объем федеральных нужд. Это объясняется тем, что Российская Федерация, обладая всей полнотой государственной власти, может отнести к федеральным нуждам любые вопросы.

Региональные нужды, в отличие от федеральных, достаточно сложно определить. В то время как именно субъекты РФ осуществляют принятие и реализацию региональных целевых программ, остается открытым вопрос, насколько законно отнесение тех или иных вопросов к нуждам субъекта РФ. Перечень нужд субъектов РФ, разумеется, уже, чем федеральных, следовательно, региональные программы не могут противоречить федеральным. Однако фактически это единственное ограничение возможностей субъектов РФ, которое на практике приводит к конфликту с муниципальными нуждами.

Муниципальные нужды можно определить исходя из муниципального законодательства, а также устава конкретного муниципального образования. В отдельных случаях федеральный законодатель прямо изымает отдельные правоотношения из перечня муниципальных нужд. Так, со вступлением в силу Жилищного кодекса РФ к муниципальным нуждам не могут относиться вопросы жилищного строительства. Это порождает массу проблем у муниципальных образований, которые вынуждены отказаться от практики заключения инвестиционных контрактов с застройщиками. На основании подобных контрактов орган местного самоуправления обеспечивал изъятие земельного участка под ветхим жильем в интересах застройщика, а застройщик, в свою очередь, помимо сноса ветхого и строительства нового жилья, осуществлял иные действия, направленные на обеспечение интересов муниципального образования. В современных условиях муниципальные образования фактически не могут навязать застройщику реализацию муниципальных интересов. То есть инвестиционные потоки в жилищное строительство и прибыль от реализации готового жилья проходят мимо муниципальных интересов, лишая муниципальные образования возможности реализации муниципальных задач с помощью привлеченных от частных застройщиков и инвесторов средств.

Решение об изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно подкрепляться документами территориального планирования. При отсутствии данных документов в соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса запрещается изъятие земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Формально намерение изъять земельный участок подтверждается актом государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо решением суда.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии со ст. ст. 49 и 55 ЗК. При этом ст. 63 ЗК закрепляет гарантии прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Собственники земельных участков обладают гарантией предварительного и равноценного возмещения в случае принудительного отчуждения недвижимого имущества в соответствии со ст. 35 Конституции России. Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством. В связи с этим отношения комментируемой нормы не распространяются на собственников земельных участков, которым предоставляется либо равноценный земельный участок, либо возможность выкупа земельного участка по рыночной стоимости.

Ухудшение качества земель может произойти как вследствие деятельности смежных землепользователей, так и в результате деятельности других лиц. Контроль за предотвращением ухудшения качества земельных участков осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле» . Помимо материалов государственного земельного контроля, документами, подтверждающими ухудшение качества земель, могут выступать акты государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц либо решение суда.
———————————
СЗ РФ
. 2006. N 47. Ст. 4919.

Как правило, возмещение ухудшения качества земель происходит в отношении земель сельскохозяйственного назначения, основной качественной характеристикой которых является плодородие. В этом случае в качестве реального ущерба компенсируются затраты на приведение качества земельного участка в первоначальное состояние. В качестве упущенной выгоды компенсируется недополученный доход, выражаемый в уменьшении объемов произведенной продукции в силу ухудшения качества земельного участка на период до полного восстановления нарушенных свойств земельного участка.

Временное занятие земельных участков может иметь место, например, при временной передаче земельного участка в аренду для изыскательских работ. Проведение изыскательских работ, как правило, приводит к существенному нарушению свойств земельного участка. Пункт 7 ст. 22 ЗК РФ обязывает арендатора земельного участка в соответствии с договором аренды: привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка. Основанием для временного занятия земельного участка выступает соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка.

Ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков устанавливается в соответствии со ст. 56 ЗК. Наиболее распространенным основанием ограничений прав является установление зон с особыми условиями использования земель. К таким зонам относятся санитарно-защитные, охранные и иные зоны, правовой режим которых устанавливается в основном техническими условиями и правилами. При этом характер ограничений напрямую зависит от вида и статуса конкретной зоны. Ограничение прав осуществляется на основании акта государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка либо соглашения о сервитуте. При этом, если земельный участок становится непригодным для использования по целевому назначению после обременения его публичным сервитутом, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у них, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. 7 ст. 23 ЗК).

2. Комментируемая норма п. 2 определяет адресата получения средств от возмещения убытков. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, к которым относятся землепользователи, землевладельцы и арендаторы, могут получать возмещение только при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Правом на возмещение иных убытков, в том числе при ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, обладают только собственники земельных участков. Таким образом, четко отграничиваются гарантии на возмещение убытков собственников земельных участков и вторичных землепользователей. Собственники земельных участков согласно комментируемой статье лишены права на компенсацию при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, так как для собственников предусмотрен специальный порядок компенсации, рассмотренный в комментарии к п. 1 данной статьи. Во всех иных случаях убытки возмещаются непосредственно собственнику, вне зависимости от того, самостоятельно ли собственник использует земельный участок или передал его во вторичное использование. Вызвано это тем, что убытки по основаниям, указанным в подп. 2 — 4 п. 1 комментируемой статьи, причиняются прежде всего имущественным правам на земельный участок именно собственника, а не вторичных землепользователей.

Вторичные землепользователи при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд имеют право на возмещение их затрат, понесенных в связи с использованием земельного участка. Стоимость самого участка, разумеется, должна компенсироваться непосредственно собственнику земельного участка. Собственник же участка имеет право не только на получение рыночной стоимости земельного участка при его изъятии, но и на возмещение убытков, причиненных как непосредственно свойствам, так и правовому статусу земельного участка.

В то же время п. 2 комментируемой статьи не разрешает ситуацию, когда убытки могут быть причинены и собственнику земельного участка, и вторичному землепользователю. Например, если убытки причинены земельному участку, находящемуся в частной собственности и переданному на праве аренды. В этом случае убытки, особенно в виде упущенной выгоды, могут возникнуть как у собственника, так и у арендатора. Толкование нормы позволяет сделать вывод о том, что собственнику земельного участка убытки должны быть возмещены по правилам комментируемой статьи, а арендатор вправе требовать возмещения убытков по правилам гражданского законодательства. Также нормы гражданского права должны быть применены при пропорциональном возмещении убытков, если земельный участок находится в общей собственности.

3. Обязанность по возмещению убытков возлагается либо на лицо, которое причинило убытки, либо на лицо, в чьих интересах произошло действие, повлекшее причинение ущерба.

В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд возмещение убытков напрямую зависит от того, кто будет осуществлять удовлетворение этих нужд. Если земельные участки предоставляются государственным (муниципальным) организациям (унитарным предприятиям, учреждениям), данные организации должны возмещать убытки за счет собственных средств, если на это не выделены отдельные бюджетные средства. Однако зачастую государственные или муниципальные нужды обеспечиваются негосударственными, в том числе коммерческими, организациями. Например, при реализации государственной программы развития топливно-заправочной сети региона строительство и эксплуатация автозаправочных станций осуществляются частными компаниями. В подобных случаях убытки должны возмещаться за счет средств указанных организаций.

В случае причинения убытков вследствие ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, временного занятия земельных участков, ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков убытки возмещаются виновным лицом либо лицом, в чьих интересах данное действие было произведено.

4. Пункт 4 ст. 57 ЗК определяет срок расчетов размеров возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков. Вне зависимости от вида права на земельный участок и вида убытков устанавливается императив, согласно которому оценка имущества лиц, использующих земельный участок, осуществляется с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Это не значит, что принятие соответствующего решения должно предваряться процедурой определения стоимости имущества собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Основное значение данной нормы в том, чтобы позволить лицу, в чьих интересах были причинены убытки, либо лицу, причинившему ущерб, определить фиксированный размер компенсации. Поскольку реализация отдельных актов (например, акта об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд) занимает достаточно длительное время, определение размера компенсации на момент изъятия участка может значительно увеличить сумму выплаты. Таким образом, комментируемая норма не позволяет собственникам земельных участков и вторичным землепользователям произвольно влиять на размер компенсации.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи порядок возмещения убытков устанавливается Правительством РФ. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

д) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Минэкономразвития России.
———————————
Примеч. ред.: в настоящее время — Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.