« Назад
09.03.2015 09:30
09 марта 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (номер опубликования — 0001201503090030).
Изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в первую очередь затронули размеры административных штрафов, которые накладываются за совершение различных правонарушений (в новой редакции изложен абзац первый части 1 статьи 3.5 КоАП РФ), при этом предусмотрено исчисление штрафа в величине, кратной кадастровой стоимости земельного участка (пункт 10 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ).
В части 1 статьи 4.5 перечень отраслей законодательства, сроки давности рассмотрения дел о нарушении норм которых могут составлять один год, дополнен законодательством о геодезии и картографии и о наименовании географических объектов.
Статья 7.1. КоАП РФ изложена в новой редакции, которая более детально регламентирует состав административного правонарушения:
«Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации
прав на указанный земельный участок» Таким образом, законодатель прямо указывает на то, что состав правонарушения, в том числе, образует самовольное занятие части земельного участка. Кроме того, формулировка «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности» заменена на более общую «лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок».
Кардинально изменяется и подход к исчислению штрафов за данное административное правонарушение и, в тех случаях, когда определена кадастровая стоимость земельного участка (ЗУ), размеры штрафа составляют:
- для граждан — от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 20 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 2 до 3% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 100 тысяч рублей.
Если же кадастровая стоимость ЗУ не определена:
- от 5 до 10 тысяч рублей;
- от 20 до 50 тысяч рублей;
- от 100 до 200 тысяч рублей соответственно.
При этом индивидуальные предприниматели для целей настоящей статьи приравниваются к юридическим лицам.
В случае самовольного занятия части ЗУ административный штраф в размере от кадастровой стоимости исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части ЗУ.
Внесены изменения в статью 7.2. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение специальных знаков.
Так, часть первая данной статьи, ранее устанавливавшая ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков, декриминализирована и исключена из диспозиции статьи.
Часть 3 данной статьи изложена в новой редакции и теперь устанавливает ответственность за
«Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнение» Совершение данного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа:
- на граждан — от 5 до 10 тысяч рублей;
- на должностных лиц — от 10 до 50 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 50 до 200 тысяч рублей.
За неуведомление уполномоченного органа власти об уничтожении вышеуказанных пунктов и знаков (перечисленных в части 3 данной статьи), теперь устанавливается ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 1 до 5 тысяч рублей (часть 4 статьи 7.2. КоАП РФ).
Увеличены размеры административных штрафов за самовольное занятие лесных участков (статья 7.9. КоАП РФ), которые теперь составляют:
- для граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
- для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.
Также измененена диспозиция статьи 7.34. КоАП РФ, ранее устанавливавшая ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В новой редакции статьи, состав административного правонарушения образует:
«Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность» За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
Увеличены размеры штрафов и за такое административное правонарушение, как «невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» (статья 8.7. КоАП РФ), которые будут составлять:
- для граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 400 до 700 тысяч рублей.
В новой редакции изложил законодатель и диспозицию части 1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая теперь устанавливает ответственность за «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием» и влечет за собой применение административного наказания в виде штрафов:
- для граждан — от 0,3 до 0,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 3 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 0,5 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 2 до 10% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 200 тысяч рублей.
При этом для состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлены пороговые значения штрафов:
- не более 100 тысяч рублей — для граждан;
- не более 300 тысяч рублей — для должностных лиц;
- не более 700 тысяч рублей — для юридических лиц.
Бездействие, которое выражается в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности (в течение срока установленного федеральным законом) теперь образует состав правонарушения, установленный частью 2 статьи 8.8. КоАП РФ. Размер штрафных санкций за данное правонарушение также исчисляется в % от кадастровой стоимости в размерах, аналогичных установленным в части 1 статьи 8.8.
За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предусмотрено наложение административных штрафов в существенно большем размере:
- для граждан — от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 20 до 50 тысяч рублей (если кадастровая стоимость ЗУ не определена);
- для должностных лиц — от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 50 до 100 тысяч рублей соответственно;
- для юридических лиц — от 3 до 5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 400 до 700 тысяч рублей соответственно.
Пунктом 4 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрен состав административного правонарушения в виде невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за которое может быть наложен административный штраф:
- на граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
- на должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.
Также многократно (в 10 раз) увеличен административный штраф за нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования, размер которого теперь составляет от 20 до 30 тысяч рублей (статья 8.24. КоАП РФ).
Законом устанавливаются специальные нормы об ответственности за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства (части 25 и 25 статьи 19.5 КоАП РФ).
Если подобные действия совершены впервые, то размер административного штрафа составит:
- для граждан — от 10 до 20 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей.
При повторном нарушении, размеры штрафов кратно возрастают:
- для граждан — от 30 до 50 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 70 до 100 тысяч рублей (или дисквалификация на срок до 3-х лет);
- для юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.
Кроме того, законом внесены и иные изменения в КоАП РФ, как направленные на реализацию вышеуказанных норм, так и корректирующие размеры административного наказания для иных составов административных правонарушений.
Следует отметить, что изменения, внесенные в КоАП РФ настоящим законом, радикальным образом меняют подходы к ответственности за правонарушения в сфере землепользования, которые за большинство правонарушений возрастают в 10 и более раз.
Также многократно возрастает ответственность за неисполнение предписаний должностных лиц федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.
Так, размер штрафа за неисполнение соответствующего предписания для граждан составлял от 300 до 500 рублей (без увеличения за неоднократное нарушение), теперь же минимальное значение штрафа — 10 тысяч рублей, максимальное — 50 тысяч рублей (за повторное нарушение). Таким образом, минимальный размер штрафа увеличен более чем в 33 раза, максимальный — в 100 раз. Отдельного срока вступления изменений в силу настоящим законом не установлено, то есть он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.
С текстом закона можно ознакомиться по ссылке.
« Назад
Многие люди не знают, как грамотно и правильно используются земли населенных пунктов, а что касается их категории и назначения, то часто здесь и вовсе возникают разногласия, в результате приходиться сталкиваться с проблемами.
Если внимательно изучить эти термины, то можно придти к выводу, что действительно некоторые различия все же, имеются, но они кажутся незначительными, по крайней мере, на первый взгляд, происходит именно так.
Но, все же, внимательно разбираясь в данном вопросе, можно придти к выводу, что действительно категории земли, назначения, то все это станет отличаться некоторыми особенностями, аспектами, о которых обязательно следует знать. Если внимательно изучить все существующие отличия этих терминов, то каждый гражданин сможет избежать различных юридических ошибок и проблем.
Какие бывают виды разрешенного использования земель населенных пунктов
Что касается предназначения таких земель, то здесь многое зависит от зоны, где собственно они и расположены. Если изучить ст.85 ЗК РФ, то можно узнать, населенные пункты обычно подразделяются на 8 важнейших зон:
- жилые;
- общественно-деловые;
- рекреационные;
- производственные;
- сельскохозяйственные;
- инженерные;
- военные;
- земли специального назначения.
Помимо перечисленных зон, хочется выделить и девятую категорию, она именуется, как «иные территориальные зоны», которые естественно немаловажны. Сюда принято относить земельные участки, которые предназначены для общего пользования.
Несложно догадаться, что подобные земли относятся к составу основных зон, более того их невозможно приватизировать, или получить в частную собственность, причем этого нельзя сделать никаким способом.
Как могут использоваться земли этой категории?
Важно отметить, такая категория земель обычно используется с учетом их распределения по зонам, обозначенным в соответствующем законе, а именно – ст.85 ЗК РФ.
Жилая зона
Если внимательно изучать эту зону, то несложно понять, она обычно используется для постройки домов, это и различные постройки, и т.д. Помимо перечисленного, к таким зонам принято относить и здания, строения, которые способны обеспечить нормальный быт.
Выделяя перечень основных зданий, относящиеся к жилому сектору, то это будет выглядеть примерно так:
- частные дома или коттеджи;
- дома, обладающие различным количеством этажей;
- но и иные типы построек, предназначенных для проживания.
Такой вид земель допускает:
- бытовые предприятия;
- стоянки, гаражи;
- различные другие объекты, но при этом которые являются частью людей, и не способные ухудшить экологические условия проживания;
- Помимо всего сказанного, сюда относятся как садовые, так и дачные хозяйства.
Общественно – деловая
Нельзя не отметить, внутри зон такого вида обычно происходят застройки участков:
- различными учреждениями;
- это могут быть и здания общественного использования. Выделяя общественно – деловые зоны в целом, нельзя не добавить, они станут подключать коммерческие предприятия, деловые центры. Это и те объекты, которые позволяют реализовать коммерческую, производственную деятельность.
Так что, следует освоить одну простую вещь, в общественно – деловой сектор, как правило, способны входить все необходимое, которое и позволит обеспечить нормальную жизнедеятельность жителей, ведь это и есть важнейшее условие, оно должно строго соблюдаться всегда, что, к сожалению, часто не происходит на практике. Конечно, сюда принято относить и отели, многоэтажные дома.
Производственная и инженерная зоны
Выделяя пространство таких зон, то здесь следует понимать, оно обычно застраиваться не олько промышленными, как многие считают, но и коммунальными предприятиями. Также нельзя не упомянуть и транспортную инфраструктуру, ведь она не менее важна, включает в себя, как коммунальные объекты, так и промышленные предприятия, и т.д.
Этот вид зон отличается тем, что станет разрешать наличие санитарных зон, создаваемые в строгом соответствии со всеми важными требованиями со стороны производства, что должно учитываться.
Рекреационная зона
Если отметить назначение участков, которые принято относить к таким зонам, то они преследует дну цель – обеспечить полноценный отдых граждан, поэтому сюда обычно относят городские парки, пруды, все то, что позволяет заниматься спортом, способствует активному отдыху.
Помимо сказанного, естественно сюда нельзя не добавить и охраняемые территории, так как их принято считать дополнительной, важной ценностью в виде:
- памяти о различных исторических событиях;
- особого значения для здоровья, к примеру, целебные ключи;
- иные моменты, которые способны повысить ценность таких территорий.
Зоны специального назначения
Как известно, сюда относятся объекты, которые нельзя будет разместить в различных других зонах, и прежде всего, это те зоны, где проживают люди:
- Военная зона. Как правило, подобные зоны отведены исключительно для постройки военных объектов, поэтому здесь встречаются обычно объекты особого назначения и ничего больше.
Здесь все проще простого, сюда относятся объекты, которыми смогут воспользоваться все:
- скверы, дороги;
- пляжи, набережные, и т.д.
Стоит добавить, что зоны с подобными объектами, всегда могут стать частью иной зоны, ведь у них есть одна важная особенность – подобные участки, как правило, не имеют владельца, а что касается их приватизации, то следует добавить, что их приватизация не является возможным, поэтому это важное правило должно соблюдаться и учитываться.
Что входит в категорию земель населенных пунктов?
Если внимательно изучить ст.83 Земельного кодекса России, то несложно догадаться, действительно земли населенных пунктов играют немаловажную роль, они представляют собой те участки, которые используются, как для застройки сел, так и городов, более того в этот список нельзя не отнести и муниципальные образования.
При этом, изучив п.3 ст.84 ЗК РФ, можно придти к выводу, что если речь идет о частном земельном участке, который включен в границу населенного пункта, то он станет оставаться таковым, что же, касается права собственности на подобные земли, то она однозначно сохраняется, что следует обязательно учесть.
Ответственность за нарушение установок целевого использования земель
Важно знать, что пользоваться землей стоит грамотно, и исключительно в соответствии с классификацией, которая установлена законом, игнорируя это, можно столкнуться с проблемами, нередко возникает серьезное основание для возбуждения уголовного дела, по статье 8,8 КоАП РФ.
Нарушитель в свою очередь заплатит серьезный штраф, помимо этого нужно будет снести те объекты, которые были построены незаконно, а это серьезная потеря денежных средств. Часто на участках, на которых должны быть построены дома для проживания граждан почему-то появляются магазины, что естественно незаконно.
Естественно подобной ситуации быть не должно, поэтому чтобы не столкнуться с нею, лучше поинтересоваться возможностью строительства объекта, который будет предназначен для торговли, делая это перед покупкой, так можно избежать различных ошибок и многих иных проблем.
Учтите и то, что в Кадастровом паспорте можно отыскать все необходимые сведения о принадлежности тех или иных участков к различным категориям, они грамотно отражены, так что, проблем с их поиском не возникнет.
Электронная библиотека
»
Строительство
»
О порядке изменения вида разрешенного использования земельного участка и ответственности за нарушение законодательства об использовании земель не по целевому назначению
Вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться. Согласно Земельному кодексу РФ (ст. 7) виды разрешенного использования земель (земельных участков) устанавливаются в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В настоящее время процесс зонирования территорий (образование территориальных зон) законодательно определен только в отношении земель населенных пунктов и регулируется Градостроительным кодексом РФ (гл. IV). В отношении земель других категорий Земельным кодексом предусмотрено (ст. 7), что виды разрешенного использования земельных участков должны определяться в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Однако до настоящего времени такой классификатор не утвержден.
Применительно к землям населенных пунктов Градостроительным кодексом РФ установлено, что во всех поселениях и городских округах, должен быть разработан, а затем утвержден органами законодательной (представительной) власти документ градостроительного зонирования, называемый Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). На основании ПЗЗ вся территория поселения (города) должна быть разбита на территориальные зоны с четко определенными границами и для каждой зоны установлены так называемые градостроительные регламенты. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ):
1. виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2. предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства (отступы от границ участков, площадь застройки, количество парковочных мест, процент озеленения, иные параметры);
3. ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при наличии в городе (поселении) ПЗЗ виды разрешенного использования конкретного земельного участка должны выбираться из перечня, сформированного для той территориальной зоны, в которой располагается участок. Таково требование закона. Следовательно, земельный участок, предоставленный уполномоченными органами власти частному лицу по его заявлению, получит только тот вид разрешенного использования, который предусмотрен в ПЗЗ для той территориальной зоны, которой этот участок принадлежит.
Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид должно осуществляться в пределах установленной территориальной зоны с учетом требований градостроительного регламента.
В случае если правила землепользования и застройки приняты, то в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ »О государственном кадастре недвижимости» в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в орган кадастрового учета заинтересованное лицо представляет соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего такое изменение сведений о земельном участке.
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости представляются декларация заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка ( п. 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412) и копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618). В декларации заявителя должен быть указан тот вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом.
Но как быть в тех случаях, когда по каким-либо причинам правообладателю требуется изменить вид разрешенного использования, установленный органами власти при предоставлении земельного участка? Закон требует, что для этого надо внести изменения в ПЗЗ.
За внешней простотой данного требования кроется весьма сложная процедура его реализации. Дело в том, что по своей правовой природе ПЗЗ имеют статус местного закона, т.е. утверждаются законодательным органом соответствующего муниципального образования (города, поселения) и уже по этой причине изменения в ПЗЗ вносятся так же, как вносятся изменения в закон, пусть даже местный. Помимо этого, Градостроительным кодексом РФ установлено (ст. 31, 32), что для внесения изменений в ПЗЗ должны обязательно проводиться публичные слушания, на которых местные жители должны выразить сое согласие с предлагаемыми изменениями. Сами эти изменения должны быть представлены в виде официального документа (проекта), разработка которого, как правило, выполняется некоторой специализированной организацией.
Процедура проведения публичных слушаний достаточно жестко регламентирована. Общие требования к порядку их проведения установлены ст. 28 Градостроительного кодекса РФ и конкретизируются в уставах муниципальных образований. К публичным слушаниям привлекаются правообладатели земельных участков и иных объектов капитального строительства, находящихся в границах территориальных зон, в отношении которых вносятся изменения в ПЗЗ, но, в общем случае, в них могут принимать участие любые заинтересованные лица. Возможность участия в публичных слушаниях формально «заинтересованных», но фактически посторонних лиц может создать для их организаторов немалые трудности, поскольку все выступления на слушаниях протоколируются и заключение по результатам слушаний должно составляться с учетом всех высказанных мнений.
Несмотря на всю сложность процедуры внесения изменений в ПЗЗ, следует считать положительным тот факт, что она все-таки формально определена нормами Градостроительного кодекса РФ. Но как быть в случае, когда нужно изменить вид разрешенного использования земельного участка при отсутствии ПЗЗ, т.е. в условиях, когда ПЗЗ местными органами власти пока не утверждены? В этом случае следует руководствоваться нормами Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» с учетом всех содержащихся в данном законе оговорок в отношении процедуры изменения вида разрешенного использования земельных участков. При этом необходимо иметь в виду, что согласно этому же закону изменять вид разрешенного использования земельных участков при отсутствии ПЗЗ можно только до 31 декабря 2012 года.
В соответствии с п. 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 «О государственном земельном контроле», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
Статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей).
Дела по данному виду правонарушений рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (Управление Росреестра по ЕАО).
При обследовании земельного участка на предмет фактического использования и выявлении в ходе проверки нарушений выдается предписание об их устранении.
Изменение категории земель
Согласно Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.06.2013 № 71/13, юридическое лицо, использовавшее часть земельного участка с нарушением разрешенного использования, не принявшее мер к получению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, и имевшее реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об использовании земельных участков, виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.T
В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Часть 2 ст. 8.8 КоАП РФ гласит — неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Земельный кодекс Российской Федерации возлагает на собственников земельных участков обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами (статья 42 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства допускается на основании разрешения (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса), выдаваемого в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Приведенные правовые нормы обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является эксплуатация не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) земельного участка как единого объекта, даже если используется не по целевому назначению только часть этого участка.
Таким образом, по мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, использование земельного участка полностью или частично не по целевому назначению не влияет на квалификацию правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
При установлении вины хозяйствующего субъекта, имевшего реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об использовании земельных участков, последний подлежит привлечению к административной ответственности по данному составу административного правонарушения.
Основные виды нарушений земельного законодательства
В соответствии со статьей 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель (Росреестр), рассматривают дела об административных правонарушениях:
Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображены основные виды нарушений земельного законодательства
Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображены основные виды нарушений земельного законодательства
Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображены основные виды нарушений земельного законодательства
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей;
- на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков (ч. 1 ст. 7.2 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
- на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
- на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.
Самовольная уступка права пользования землей, а равно самовольный обмен земельного участка (ст. 7.10 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей;
- на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
- на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей;
- на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.
Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или
осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока,
установленного указанным Федеральным законом (ч. 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ), влечет наложение
административного штрафа:
- на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц — от 4 000 до 6 000 рублей;
- на юридических лиц — от 80 000 до 100 000 рублей.
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;
- на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц — от 70 000 до 100 000 рублей.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!