Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков
Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.
Перераспределение земельных участков: определение, особенности
Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.
Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.
В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.
Особенности перераспределения земельных участков таковы:
- Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
- Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
- Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.
Перераспределение как способ образования земельных участков
Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).
Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.
Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.
Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:
- инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
- разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
- регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.
Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.
Сохранение прав и обременений при перераспределении участков
Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.
Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.
Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.
Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.
Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.
Цель перераспределения земельного участка
Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.
Возможные причины:
- неудачная форма, изломанная линия границы;
- вкрапления/вклинивания смежных участков;
- логистические сложности;
- необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
- отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
- неудобный подход/подъезд.
Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.
Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.
До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.
В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.
Правила перераспределения земельных участков
Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.
Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.
Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.
Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:
- непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
- непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
- неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
- границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.
Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения
На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.
Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:
- отдельный самостоятельный договор;
- часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).
На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).
Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности
Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:
- не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
- предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).
Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.
Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:
- исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
- осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
- осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
- преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.
Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):
- проекта межевания территории;
- схемы расположения участка на кадастровом плане.
К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.
Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения
Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.
Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.
Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.
Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:
- взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
- распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
- сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.
Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:
- утверждение схемы расположения участка;
- согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
- мотивированный отказ.
Регистрация перераспределения земельных участков
Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.
Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.
Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.
Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.
Отказ в перераспределении земельного участка
Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:
- отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
- предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
- в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
- границы исходного участка подлежат уточнению;
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
- в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.
Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:
- оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
- нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.
Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:
- превышающие гранично допустимые размеры;
- ограниченные в обороте;
- зарезервированные для публичных нужд;
- в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
- касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.
Отказ в перераспределении может быть дан:
- если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
- границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
- есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
- хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.
Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.
Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.
Владелец земельного участка вправе изменить конфигурацию (границы) и увеличить площадь своего земельного участка.
Хотите увеличить площадь своей земли. Мы сможем помочь! Ознакомьтесь нашей аналитикой на эту тему! Как увеличить площадь земельного участка за счет свободной земли? Как увеличить площадь своего земельного участка?
В соответствии с действующим Земельным кодексом РФ собственник участка или его законный владелец имеет возможность осуществить следующие процедуры:
- разделение земельного участка;
- выделение земельного участка;
- объединение земельных участков;
- перераспределение земельных участков, в т.ч. увеличение своего участка за счет свободной земли.
Как изменить размер или границы земельных участков.
1. Разделение земельного участка на несколько участков.
При разделе образуются несколько земельных участков, а первоначальный земельный участок (тот из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование).
Данная процедура, как правило, применяется, если у собственника есть необходимость распорядиться (сдать в аренду, продать) часть земельного участка, либо в случае раздела по соглашению сторон участка, находящегося в общей собственности.
Для проведения процедуры разделения мы готовим соответствующее решение собственника/собственников, а также осуществляем последующую постановку/ снятие с кадастрового учета и регистрацию прав на несколько участков.
2. Выделение земельного участка. Для чего необходим выдел земельного участка?
При выделе земельного участка образуются один или несколько новых земельных участков, однако, земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах.Выдел земли наиболее часто используется при разделе долевой собственности.
Например, участник долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел, приобретает право на вновь образуемый участок и утрачивает право долевой собственности на участок, из которого выделяется доля. В большинстве случаев эта процедура используется при выделе в натуре земельных паев.
3. Объединение земельных участков.В каких случаях объединение участков имеет смысл?
Процедура объединения представляет собой образование одного земельного участка из нескольких смежных. В случае если объединяются участки, принадлежащие разным лицам, у них возникает право долевой собственности на вновь сформированный участок.
Объединение имеет смысл, в случае приобретения собственником смежного земельного участка для целей строительства на объединенном земельном участке. Объект капитального строительства по определению не может располагаться на разных земельных участках, пусть и принадлежащих одному лицу.
4. Перераспределение земельных участков. Увеличение площади своего земельного участка.
Перераспределение по своей сути — это присоединение смежного земельного участка и последующееизменение границ, в результате которого формируется новый участок, а первоначальные участки прекращают свое существование.При этом, если выполняется перераспределение участков принадлежащих нескольким лицам, соглашением между собой они должны определить правовой статус вновь образуемых участков.
Цели в данном случае также могут быть весьма разнообразные от коммерческих (объединение принадлежащих лицу крупных участков и формирование из них участков поменьше для дальнейшей реализации или застройки) до обычного соглашения между соседями, по которому они немного изменяют границы принадлежащих им смежных участков.
С помощью процедуры перераспределения земли можно существенно увеличить размер своего земельного участка за счет смежной свободной земли в зоне индивидуальной жилой застройки, личного подсобного хозяйства, садоводства или дачного хозяйства.
Что нужно для того, чтобы выполнить изменить границы земельного участка?
- Прежде всего, необходимо понять какая именно процедура и для каких целей Вам необходима.
- Далее, потребуется заказать новый межевой план земельного участка (участков).
- Вновь образованные (преобразованные) земельные участки необходимо поставить на кадастровый учет.
- В случае с перераспределением, необходимо заключить соглашение с собственником земельного участка (местная Администрация или Мингосимущество).
- После получения кадастровых паспортов необходимо осуществить государственную регистрацию прав на образованные земельные участки.
Что предлагаем мы владельцам земельных участков?
На основании, заключенного договора и доверенности, сотрудники КФ ПРЕЦЕДЕНТ будут осуществлять полный контроль над этой процедурой — готовить и заказывать документы, подавать их в уполномоченные органы и т.д.
В результате нашей работы Заказчик получит свидетельства о праве собственности на вновь образованные земельные участки.
Обратитесь к нам за анализом своей ситуации и мы на стадии консультирования расскажем Вам как увеличить площадь Вашего участка или разделить долевую собственность, а также какие угрозы могут быть Вашим интересам.
В большинстве случаев новые участки образуются из муниципальных земель. Землю необходимо поставить на кадастровый учет, а то получиться так: земля есть, а хозяина по документам нет, и совершение сделок, а также перераспределение будет невозможным.
Перераспределением занимаются по разным обстоятельствам, одним необходимо увеличить площадь своего уже существующего участка для увеличения стоимости при продаже, у других нет доступа к проходящим по смежному участку коммуникациям, для этого и осуществляют перераспределение.
Что такое перераспределение земельных участков?
Вследствие процедуры перераспределения получаются новые участки из соседних земель. Это означает, что собственники соседних участков передают официально друг другу часть своей земли.
Происходит это в том случае, когда собственники соседних земель хотят продать или поменяться друг с другом частью своих участков, в этом случае договор купли-продажи не заключается, т.к. часть от земли нельзя поставить на учет.
При перераспределении сформировываются новые участки, а прежние прекращают свое существование, но к любому из них должен сохраниться доступ. Перед началом данной процедуры необходимо уточнить площадь и границы участков, т.к. законодательством установлены предельные размеры, его они не должны превышать.
Требования к земельным участкам
К земле, которую хотят перераспределить, есть определенные требования, без их соблюдения провести кадастровые работы не представится невозможным.
- У земель должны быть смежные границы;
- Они должны иметь точные границы и находиться в собственности, если не производилось разграничение, то нужно обратиться к геодезистам;
- Эта процедура возможна, только если земли находятся в одном муниципалитете и категории;
- К новым участкам должен иметься доступ;
- После завершения процедуры требуется согласие обоих собственников и подписание протокола.
Перераспределение земельных участков муниципальной собственности
В соответствии с законодательством, данная процедура невозможна между собственниками участков (юридическими и физическими лицами). Из этого следует, что перераспределение участков, находящихся в собственности у муниципалитета и частного лица, невозможно.
Перераспределение участков муниципалитета возможно в следующих ситуациях:
- Данные участки, которые в дальнейшем будут перераспределяться, не принадлежат юридическим лицам, гражданам, органам самоуправления и не обременяются правами других лиц.
- Участки принадлежат одному лицу.
- Если право на распоряжение землей принадлежит одному органу государственной власти или местного самоуправления, в этом случае перераспределение возможно на основаниях решения соответствующего органа.
Данное решение не нужно в следующих случаях:
- При перераспределении земель, которые предоставлены дачным, садовым и огородным некоммерческим объединениям, а также в правах бессрочного пользования или пожизненного наследования.
- Участки предназначаются для строительства жилья.
- Для земель, находящихся в границе застроенной территории, в отношении которой принималось решение о развитии.
Перераспределение происходит в следующем порядке:
- Заключается соглашение и подготавливается необходимый пакет документов.
- Подается заявление в межевую компанию и соответствующую службу, которая уполномочена заниматься перераспределением.
- Исполнительная служба выносит соответствующее постановление.
- Инженер выполняет геодезическую съемку и межевание участков с оформлением межевого дела.
- В дальнейшем оформляется протокол по образованию новых земель.
- Регистрируются права собственности на новые земли.
Кто может выступить заявителем?
В качестве заявителей могут выступать индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, которые являются собственниками земель.
Заявителями могут быть и другие лица, которые в этом уполномочены в установленном порядке.
Необходимые документы
Для проведения процедуры перераспределения земель потребуются следующие документы:
- Паспорта всех действующих лиц, если действует уполномоченное лицо, то документальное подтверждение, разрешающее совершать действия вместо заявителя;
- Заявление;
- Соответствующие документы, подтверждающие право собственности на участок;
- Все технические документы на участвующие в процессе земельные площади;
- Согласия всех сторон, которые будут участвовать в перераспределении.
На усмотрение сотрудников службы, могут быть запрошены и другие документы.
Соглашение о перераспределении земельных участков в муниципальной собственности
Перераспределение участков начинается с заключения соглашения, количество лиц участвующих в данной процедуре, действующим законодательством не ограничено.
В соглашение вносятся следующие данные:
- ФИО всех участвующих сторон;
- Данные паспортов;
- Место регистрации и проживания;
- Площади земель, которые подлежат перераспределению;
- Кадастровые номера;
- Места нахождений;
- Категории земель;
- Место и дата регистраций прав на имущество;
- Данные из всех свидетельств о регистрации прав;
- Указываются все данные на новые участки (места нахождений, категории земель, площади, кадастровые номера), если участок не один, то стандартные характеристики указывают на все участки.
При получении одним из собственников участок меньшей площади, чем был, в соглашении указывается компенсирующая сумма, которая должна быть уплачена другим собственником.
Межевой план при перераспределении
Произвести процедуру перераспределения не так уж сложно при обращении к специалистам по межеванию.
План по межеванию состоит из совокупности двух планов по разделу и объединению участков.
-
Под разделом подразумевается получение из одного участка несколько смежных.
По закону межеванием может заниматься только кадастровый инженер. Для внесения изменений в кадастровый паспорт, специалист должен подготовить план межевания.
Привлечение других сотрудников без соответствующей квалификации не допустимо, этим должен заниматься только инженер, начиная с измерения и заканчивая оформлением необходимой документации.
Есть два вида межевания участков, первый без выезда на местность; второй, когда специалист выезжает и реально замеряет и делит границы земельных участков.
После разделения участка, инженер составляет план и согласует его с собственником. После согласования всей документации, специалист вносит изменения в границу, что указывает в плане межевания. После того, как межевой план готов, работа специалиста может считаться законченной. -
Под понятием объединения лежит процедура получения одного участка из нескольких смежных.
Этой процедурой занимается кадастровый инженер. При процедуре объединения земельных участков, специалисту нет необходимости ехать на место с замерами, т.к. все площади участков должны быть в кадастровом паспорте.
Специалисту необходимо получить от заказчика всю нужную документацию и изучить ее. Инженер проверяет, есть ли возможность объединить участки, вносит все необходимые изменения в границы и отражает все изменения в межевой план.
Плата за перераспределение земельных участков
Плата за перераспределение в пользу увеличения земельных участков составит 15% от кадастровой стоимости. Размер оплаты рассчитывается органами, которые заключают соглашение по перераспределению.
В случае изъятия части участка в пользу государства плата состоит от оценки рыночной стоимости участка. А оплата за межевой план будет зависеть от расценок фирмы инженеров (услуга не дешевая).
Сколько стоит межевание земельного участка, читайте здесь.
Схема перераспределения
К оформлению схемы перераспределения земельных участков с муниципальной землей есть свои требования:
- Схема изготавливается на основании топографической съемки с указанием сведений из кадастрового плана и площади участка.
- Допускается изготовление одной схемы для нескольких участков.
- При изготовлении схемы используют следующую документацию:
- Кадастровый план;
- Правоустанавливающие документы на землю;
- Сведения из градостроительного органа;
- Другая необходимая документация.
- В данном документе должна быть представлена информация о категории земель, разрешенном использовании, площади, доступе и основании об образовании новых земель.
- Она должна содержать в себе следующие пункты:
- Титульный лист;
- Графическая часть;
- Каталог координат для границ участка.
- Если схема предоставлена с заявлением об утверждении, в нее входят такие материалы как:
- Записка пояснительного характера;
- Обзорная схема границ участка с обязательным указанием имеющейся недвижимости;
- Сведения ГКН (государственного кадастра недвижимости);
- Документы, подтверждающие собственность на землю;
- Согласие других землевладельцев.
Все документы должны быть подписаны исполнителем. На оборотной стороне схемы ставится штамп «Согласовано» с указанием всей информации о заказчике и его подписью.
Вся документация предоставляется в электронном виде, предоставлять их на бумаге не нужно.
Все материалы должны отвечать следующим требованиям:
- Текст должен быть напечатан или написан собственноручно, разборчивыми буквами;
- Исправлений в документе быть не должно;
- В тексте не должен использоваться карандаш;
- Все материалы должны быть в хорошем состоянии, без повреждений;
- Если у документа есть срок действия, то он не должен быть истекшим;
- Если законом предусмотрено предоставление нотариально заверенных документов, то это обязательное условие.
- Каждый раздел в схеме должен быть оформлен на листе А4, а оформление графической части возможно на формате А3.
- Все листы должны быть пронумерованы.
- Разделы схемы и вся документация должны быть помещены в папку.
Требования к оформлению титульного листа:
- Реквизиты:
- Гриф утверждения;
- Наименование документа;
- Номер листа схемы и общее количество листов;
- Категория и местоположение участка;
- Площадь, фактическое и разрешенное использование;
- Обеспечение доступа и основание перераспределения;
- Данные об исполнителе кадастровых работ;
- Данные о заказчике.
- Местоположение участка указывается с учетом изменений в адресной схеме.
- Кадастровый номер смежного участка.
Требования к графической части:
- Гриф утверждения;
- Наименование документа;
- Выписка из кадастра недвижимости;
- Номер листа и их количество;
- Номер кадастрового квартала;
- План участков расположенных в одном квартале;
- Условные обозначения;
- Данные исполнителя с подписью и печатью.
Требования к оформлению каталога координат для границ участка:
- Наименование документа;
- Наименование и местоположение объекта;
- Площадь и геодезические данные об объекте.
- Данные исполнителя.
Заключение
Если возникла необходимость перераспределения участков, необходимо хорошо изучить все процедуры и при обращении к геодезистам найти квалифицированных специалистов, они точно сделают все правильно, но за это придется заплатить, при выезде инженера на место процедура будет стоить дороже.
Участки для перераспределения обязательно должны находиться в пределах одной и той же территории. Для произведения этой процедуры необходимо чтобы участки были смежными и примыкали друг к другу. В случае перераспределения с соседями у всех должно быть право собственности на землю.
Часть 1 ст. 11.7 Земельного кодекса рф устанавливает:
При
перераспределении нескольких смежных
земельных участков образуются несколько
других смежных земельных участков, и
существование таких смежных земельных
участков прекращается.
Данное
определении представляется как одна
из наиболее удачных норм действующего
земельного законодательства, которая
означает, что любое изменение границ
смежных земельных участков (если оно
не связано с уточнением их местоположения)
является перераспределением земельных
участков. На практике к перераспределению
относятся следующие случаи изменения
местоположения границ земельных
участков:
1.
Изменение границ между двумя смежными
земельными участками – переход части
одного земельного участка к другому:
В Образуются :ЗУ1 :ЗУ2 Исходные |
Рис.1.4.
Изменение границ между двумя и более
смежными земельными участками – обмен
частями земельных участков:
|
В Образуются :ЗУ1 :ЗУ2 Исходные |
Рис.1.5.
Образование земельных из частей других
земельных участков и (или) из части
земель государственной собственности
(возможность перераспределения земельных
участков и земель государственной
собственности предусмотрена Требованиями
к подготовке и оформлению межевого
плана, утвержденными Приказом
Минэкономразвития №412)
1.2.4. Перераспределение земельных участков и земель государственной собственности
В :ЗУ1 :ЗУ2 :ЗУ3 :ЗУ4 Земельные |
|
Рис.
1.6 В перераспределении в качестве
исходных всегда участвуют несколько
земельных участков либо один земельный
участок и земли государственной
собственности. В результате перераспределении
могут быть образованы как один, так и
несколько земельных участков.
В
отношении возникновения прав на
образуемые земельные участки частью 2
статьи 11.7 Земельного кодекса РФ
определяется:
При
перераспределении земельных участков,
находящихся в частной собственности,
у их собственников возникает право
собственности на соответствующие
образуемые земельные участки в
соответствии с соглашениями между
такими собственниками об образовании
земельных участков.
Часть
4 указанной статьи допускает участие в
заключении подобных соглашений об
образовании земельных участков
исполнительных органов государственной
власти или органов местного самоуправления,
уполномоченных распоряжаться земельными
участками, находящимися в государственной
или муниципальной собственности. При
этом условия возникновения права частной
либо государственной или муниципальной
собственности на образуемые земельные
участки определяются указанным
соглашением.
Вместе
с тем, земельным кодексом РФ установлено
особое условие для перераспределения
земельных участков государственной и
муниципальной собственности, которое
также применяется в отношении земель
государственной собственности. Согласно
положениям части 3 статьи 11.7:
Перераспределение
земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной
собственности, между их собственниками
и (или) между собственниками земельных
участков — физическими или юридическими
лицами не допускается, за исключением
случаев:
1)
перераспределения таких земельных
участков в границах застроенной
территории, в отношении которой в
соответствии с Градостроительным
кодексом Российской Федерации принято
решение о ее развитии и заключен договор
о развитии застроенной территории;
2)
образования земельных участков для
размещения объектов капитального
строительства, предусмотренных пунктом
1 статьи 49 настоящего Кодекса (основания
для изъятия земельных участков).
Таким
образом, законодатель специально ввел
запрет на возможность увеличения площади
частных земельных участков за счет
смежным с ними земельных участков
государственной или муниципальной
собственности в обход установленных
Земельным кодексом РФ процедур
предоставления земельных участков.
Вопрос
для обсуждения. Как Вы считаете, отвечает
ли данный запрет принципу баланса
публичных и частных интересов или нет?
Возникновение
и переход иных прав, ограничений и
обременений при перераспределении
земельных участков регулируются общими
нормами статьи 11.8 Земельного кодекса
РФ.
Перераспределение земель — признание фактических значений площади, оформленной документально. Раздел земельного участка как факт допустим, если земельный участок не выходит за границы поселения, не ограничивает территория общего пользования (лес, река), не пересекать проезжей части, не мешать работе коммуникаций. Однако участок не является чем-то неизменным, созданным раз и навсегда. Ниже я расскажу о перераспределении земель между собственниками и администрацией.
Что такое перераспределение земель
Перераспределение земельного участка (в простонародье «Прирезка») — это увеличение или уменьшение своего ЗУ за счет государственного или ЗУ другого собственника. В земельном кодексе данная норма закреплена в ст. 39.28 и ст. 39.29 ЗК РФ. Однако, обратите внимание на то, что в результате перераспределения земель площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны. Градостроительную зону, а так же правила землепользования и застройки (ПЗЗ) вы можете посмотреть на официальном сайте администрации вашего муниципального образования.
Вышеуказанные нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Территория земли, за счет которой осуществляется перераспределение, не может быть территорией общего пользования, при этом она также не может выходить за пределы территориальных границ, которые обозначают коммуникации, автомобильные дороги и иные линейные объекты.
- П.3 ст. 39.28 ЗК РФ предусматривается в отношении каких участков предусмотрена прирезка — выдержка из статьи — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.
- Порядок подачи и перечень документов указан в ст. 39.29 ЗК РФ, кроме того, п.9 ст.39.29 ЗК РФ содержит перечень оснований для отказа в предоставлении «прирезки».
- Порядок оформления «прирезки» осуществляется на основании соглашения гражданина и уполномоченного органа за плату, при этом, при положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения — п.11 ст. 39.29 ЗК РФ.
Для проведения перераспределения земельных участков должны быть веские причины. К ним относят:
- объединение участков в единый массив земель с общим целевым назначением или межевание;
- изъятие земель государством для осуществления особых функций;
- но самая распространённая причина — уточнение границ при наличии споров с соседями.
За регламент принята статья 11.2. Земельного кодекса РФ, которая выделяет следующие варианты образования земельных участков:
- раздел;
- объединение;
- перераспределение;
- выделение из других участков, а также государственных земель.
Поскольку в результате изменений одни единицы земельного права прекращают своё существование, а другие появляются, то процедура затрагивает интересы нескольких физических и юридических лиц. Отсюда можно сделать вывод, что перераспределение земельных участков — это юридически значимая процедура, в результате которой из нескольких участков, расположенных рядом, образуются новые единицы.
Как оформить соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками
Шаг 1 — оценить шансы и риски
Для начала изучите документы перераспределяемые участки. Запросите информацию из Государственного Кадастра недвижимости в виде выписки из ЕГРН. Главное — это выяснить принадлежность участков к одному муниципальному образованию и подтвердить факт их смежности. Только в этих случаях имеет смысл начинать процедуру.
В случае, если при перераспределении один из владельцев получает уменьшенный участок, ему выплачивается компенсация, оговариваемая в соглашении. Этот момент рекомендую согласовать заблаговременно со всеми участниками соглашения.
Шаг 2 — заключить соглашения между собственниками
Поскольку в процедуре раздела земельного участка между собственниками участвуют несколько физических лиц, все работы начинаются с заключения соглашения. Если такого документа нет, то это уже несколько иная, судебная процедура. Количеств лиц, участвующих в перераспределении, законом не ограничено.
Соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками должно содержать следующую информацию:
- Данные о владельце земельного участка: ФИО, паспортные данные, адрес проживания;
- Данные о земельном участке, подвергающемся перераспределению: площадь, место нахождения, кадастровый номер, категория земли, дата и место регистрации прав на недвижимость, идентификационные данные свидетельства о регистрации права собственности;
- Данные о новых земельных участках, передаваемых владельцам предыдущих земель. Указываются такие же стандартные характеристики, что и для прежних участков. Если передаётся несколько земельных единиц, то приводятся все сведения по каждой из них.
Скачать образец соглашения о перераспределении земельного участка можно здесь.
Как оформить соглашение о перераспределении земельных участков с администрацией
Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.
К заявлению прикладывают:
- Выписку из ЕГРН на свой земельный участок;
- Схему планируемого участка на кадастровой карте.
Заказать схему расположения земельного участка можно не выходя из дома. Для этого рекомендую сервис Гарант, который присылает готовый для перераспределения документ в течение 2-х дней. Стоимость — 1990 рублей, данные официальные и составлены кадастровым инженером (Лицензия №52-11-320) в соответствии с постановлением №762 Минэкономразвития России.
Соглашение оформлено — что дальше?
Когда новая схема расположения ЗУ согласована, можно приступать к работам на местности — межеванию. Закать межевой план и постановку участка на кадастровый учет можно удаленно. Для этого рекомендую все тот же сервис Гарант, который подготавливает документы в течение 5-ти дней. Полная стоимость работ — 7900 рублей. В течение 14-ти дней после оплаты ваш земельный участок начнет отображаться на публичной кадастровой карте. Если все сделано правильно и ваши намерения не идут вразрез с законом и намерениями государства, вы становитесь владельцем нового участка.
Основания для отказа в перераспределении земель
Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:
- отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
- прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
- по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
- площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
- границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.
Судебная практика
Верховный суд разъяснил правила раздела земельных участков в случаях, которые чаще всего встречаются (при разводе, получении наследства и т.п.). В этих ситуациях огромное значение имеют размеры земельных наделов после процесса деления. Согласно закону, собственник может получить свой участок, только если все получившиеся после раздела доли соответствуют установленным нормам для целевого использования. Например, деление садоводческого участка может быть произведено лишь в том случае, если в дальнейшем все части могут быть использованы по тому же назначению.
Разъяснения правильного раздела земли были даны при пересмотре судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ земельного спора, произошедшего на территории Волгоградской области. Суть этого дела в следующем: гражданин решил через суд добиться выделения части участка земли и дома, которые находились в общедолевой собственности у нескольких людей.
Истцу принадлежало 2/3 земли и домовладения, а другая 1/3 — женщине. После смерти владельцы ее часть перешла наследнику. Согласно паспорту БТИ, площадь участка составляла 506 кв.м., а дома – 70,1 кв.м. Данная земля была предназначена для садоводческих целей, поэтому при ее разделении необходимо было соблюсти допустимые параметры для продолжения использования долей в том же назначении. Однако наследника подобный раздел не устроил, и он подал встречный судебный иск на истца, чтобы разделить собственность по собственному варианту. Но суд принял решение в пользу истца, отдав ему 337,3 кв.м. земли, а наследнику – 167,7 кв.м. Это же решение было поддержано апелляцией.
Волгоградский местный суд при принятии такого решения опирался на доли собственности, однако Верховный суд не был согласен с этим. Свое решение он объяснил ст.1. Земельного кодекса. В ней указано, что деление участков, находящихся в собственности сразу у нескольких людей, может быть осуществлено разными методами. Новые наделы могут быть выделены из существующих или перераспределены из имеющихся участков, а также проданы или отданы. Раздел долей также является выделением участка. При этом и новая, и оставшаяся части продолжают дальше считаться участками, но с новыми границами. Владелец выделенной доли становится полноправным собственником индивидуального участка, а владельцы оставшихся частей надела остаются собственниками долей общей собственности. Однако, несмотря на способы раздела, должно быть соблюдено первоначальное целевое назначение земли и всех выделенных из нее частей. Закон также предусматривает максимальные и минимальные размеры новых участков.
В 1996 года был проведен пленум Высшего Арбитражного и Верховного судов, на котором обсуждался Гражданский кодекс. Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.
Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум). На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.
Земельный кодекс гласит, что минимальные и максимальные размеры участков могут быть установлены лишь градостроительными регламентами. А в Градостроительном кодексе указано, что размеры и правила пользования землей устанавливаются местной властью. В рассмотренном выше случае следовало основываться на постановление Волжской городской Думы ВО, согласно которому максимальный размер участка может составлять 0,2 гектара, а минимальный – 0,02 гектара. То есть выделенная ответчику часть земли площадью 167,7 кв.м. не соответствует данному постановлению. Это стало поводом для пересмотра данного земельного спора по указу Верховного суда РФ.
Выводы
Процедура перераспределения земель способствует упорядочиванию учёта и состояния земельного фонда, а также увеличивает правовую защищённость собственников земельных участков, снижая вероятность появления разногласий и споров.