Иногда возникают такие ситуации, когда владелец соседнего участка либо иные лица производят самовольный захват земли, которая им не принадлежит. Как быть, если подобные обстоятельства коснулись вашего имущества?
Наиболее эффективный вариант – обратиться в органы земельного контроля. В этой статье речь пойдет о том, какой порядок следует соблюсти при самозахвате вашей земли и как надлежащим образом оформить заявление.
Что такое самовольное занятие земельного участка
Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только дает понятие правонарушений, но не раскрывает их сути. Подробно ее освещает Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства, официально не опубликованное, а также Приложение 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России.
Исходя из содержания указанных актов, самовольное занятие землевладения является наиболее распространенным правонарушением земельных правоотношений, и предполагает эксплуатацию земли лицом, не обладающим какими-либо правомочиями в отношении данной недвижимости.
Законодатель устанавливает, что указанный термин может пониматься с двух позиций:
- самозахват участка и его эксплуатация;
- эксплуатация объекта недвижимости при отсутствии на это прав.
Ситуации могут быть различными. Одно лицо самовольно захватывает большую территорию рядом с домом и начинает там строительство с целью быстрого узаконения, а другое устанавливает ограждение в неположенном месте, не согласовав свои действия с владельцем земли. Может быть и так, что строение нарушитель не возводит, но при этом складирует на земле соседа отходы, надеясь на то, что негативных последствий такие действия не порождают.
Также бывают ситуации, когда определенный гражданин после ознакомления с кадастровой схемой приходит к выводу о том, что если у земли нет собственника, он вправе эксплуатировать такой участок в своих интересах. Однако действия, направленные на ведение определенной деятельности на чужом участке или ограждение чужой территории, являются нарушениями.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка
Любой вариант самозахвата считается правонарушением, поэтому подобные действия являются основанием для возникновения определенных правовых последствий. Указанное нарушение характеризуется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На вид наказания оказывают влияние следующие факторы:
- кто выступает в качестве правонарушителя (гражданин, организация либо должностное лицо);
- наличие информации о кадастровой оценке участка.
Кроме штрафных санкций, при рассмотрении спора, потерпевший вправе выдвигать к правонарушителю различные требования.
Отсюда следует, что нарушившее закон лицо может привлекаться:
- к выплате штрафа;
- выполнению заявленных истцом требований, включая требование об изъятии недвижимости, расположенной на конкретном участке;
- возмещению судебных расходов (если требования истца удовлетворены в полной мере).
Данное правонарушение описано в КоАП РФ.
Наказание зависит от того:
- кем является нарушитель (физическое, должностное или юридическое лицо);
- есть ли данные о кадастровой оценке землевладения.
Сумма штрафа
Каков будет размер штрафной санкции для нарушителя, зависит от следующих моментов.
В случае, когда данных о кадастровой оценке недвижимости нет:
- физическим лицам – до 10000 рублей;
- должностным лицам – до 50000 рублей;
- юридическим лицам – от 100000 до 200000 тысяч рублей.
Если кадастровая стоимость землевладения известна:
- гражданам – 1 – 1,5% от оценки по кадастру. Минимум – 5000 рублей;
- должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки. Минимально – 20000 рублей;
- организациям – 2 – 3% от стоимости по кадастру. Минимум – 100000 рублей.
Если в судебном процессе подтвердится факт захвата территории должностным лицом для ведения предпринимательской деятельности, размер штрафа для такого нарушителя определяется исходя из суммы, установленной для организаций.
Кроме того, сумма штрафа может быть увеличена в случае признания того, что ввиду совершенного деяния участок стал непригодным, либо его собственнику причинен ущерб. Из сказанного следует, что самовольный захват земли – существенное правонарушение, и его последствия могут быть довольно серьезными.
Куда обращаться при самовольном захвате земли
При обнаружении землевладельцем незаконного деяния в отношении его земли или ее части, он вправе воспользоваться такими способами устранения нарушений своих правомочий:
- направить правонарушителю письмо с требованием прекратить незаконные действия и устранить их последствия (к примеру, переместить забор или освободить территорию);
- обратиться в суд с надлежащим исковым заявлением для защиты своих прав и предъявления требований о возмещении убытков, а также упущенной вследствие нарушения прав выгоды;
- написать жалобу в службу Госземконтроля (надзора) – на ее основании будет проведена проверка, по результатам которой правонарушителю выносят предписание, обязывающее устранить нарушения либо на него возлагается административная ответственность.
Выявление самозахвата земель, принадлежащих государству или муниципалитету, относится к полномочиям земельных инспекторов, являющихся должностными лицами Госземнадзора. Перед тем, как привлечь правонарушителя к административной ответственности, инспектор выносит предписание, указывающее на необходимость освобождения чужого землевладения и приведения его в первоначальное состояние. Если на захваченной территории построена какая-либо недвижимость, ее необходимо перенести либо снести.
Расходы при этом возлагаются на правонарушителя (возможно исполнение процедуры через суд, если виновное лицо не исполняет вынесенное предписание).
Подавая судебный иск, собственник земель может предъявить требование о возмещении понесенных убытков (фактически понесенных расходов либо упущенной выгоды). К примеру, незаконный захват чужого участка привел к лишению законного собственника права на эксплуатацию землевладения в целях разведения сельскохозяйственных культур. В таких обстоятельствах возможно определить упущенную выгоду при помощи данных о рыночной цене на сельхозпродукцию.
Земельный контроль самовольного захвата земли
Осуществление надзора в области земельных правоотношений относится к компетенции органов Росреестра и его территориальных отделов. Вопросы самозахватов отнесены к деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель соответствующего территориального образования.
Проведение проверок обычно происходит на основании планов, подлежащих согласованию с органами прокуратуры. Это касается не только организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, являющихся собственниками земли.
Проведение проверок вызвано необходимостью подтверждения наличия в муниципальном образовании правонарушений в земельной сфере. На определенных физических и должностных лиц возлагается соответствующая административная ответственность за эксплуатацию чужой земли при неимении необходимой правоустанавливающей документации на участок.
Самовольный захват территорий, как правило, возникает вследствие отсутствия надлежащих мероприятий по земельному контролю от муниципалитета, и приводит к административной ответственности. Во избежание штрафных санкций обратитесь в местную администрацию и оформите права на эксплуатируемую землю в установленном законом порядке.
Образец заявления в земельный контроль о самовольном захвате земельного участка
Чтобы организовать внеплановый контроль в отношении правонарушений в сфере землепользования, подготовьте и представьте земельному контролю заявление, которое должно отражать следующие сведения:
- о землевладениях (о вашей земле – если участок является соседним и о земле, принадлежащей лицу, в отношении которого планируется проверка): данные об адресе, кадастровом номере (если он имеется), сведения о правах за земли (если имеются), схему с отображением места расположения захваченного землевладения;
- о правонарушителе: ФИО, место жительства – при отсутствии таких данных издание распоряжения о проверки не представляется возможным;
- о заявителе (ФИО, место проживания, номер телефона – для связи);
- обстоятельства произошедшего с обозначением нарушений прав и интересов.
Документы для подачи заявления в земельный контроль о самозахвате земли
Приобщите к заявлению ксерокопии документации, подтверждающей переписку с прочими органами, в отношении возникших обстоятельств, другие сведения, которые имеют значение для рассмотрения поданной бумаги (например, материалы фото- и видеосъемки).
Документы, которые следует приобщить к заявлению в обязательном порядке, состоят из:
- копии документа, удостоверяющего вашу личность;
- копии кадастрового паспорта на землевладение;
- документов, являющихся основаниями получения прав на земельный участок.
Основания для проведения земельным контролем проверки земельного участка
Проведение государственного земельного контроля в области земельных правоотношений возможно при наличии таких оснований:
- самовольный захват землевладения либо его части, включая осуществление землепользования субъектом, не располагающим соответствующими правомочиями, закрепленными в положениях действующего отечественного законодательства на данную территорию, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- эксплуатация земли не в соответствии с целевым назначением, неисполнение обязательств по обеспечению состояния участка, пригодного для землепользования в соответствии с целевым назначением, неиспользование землевладения, согласно статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- неисполнение в обозначенные нормами федерального законодательства сроки обязательств в отношении переоформления права на постоянное бессрочное пользование на право аренды землевладения или оформлению права собственности на данную недвижимость, в соответствии с частями 1,3,4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок проведения проверки земельным контролем
В качестве основания для проведения проверки органами земельного контроля выступает заявление о самозахвате землевладения, не принадлежащего нарушителю.
Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию:
- нарушитель, место его проживания;
- местоположение земли и ее уникальный номер по кадастру;
- кто уполномочен на данную проверку;
- цель процедуры. В указанных обстоятельствах – государственный земельный надзор за эксплуатацией землевладения конкретным лицом на основании полученного от гражданина заявления;
- задачи мероприятия – соблюдение норм земельного права, предписаний по охране земельных участков и землепользованию;
- предмет процедуры – исполнение предписаний по эксплуатации землевладений, закрепленных в нормах государственного и муниципального законодательства;
- сроки исполнения проверки;
- обозначение правовых оснований мероприятия.
Извещение лица, в отношении которого планируется процедура, о проведении проверки
Главный государственный инспектор по использованию и охране земель либо лицо, его замещающее, обязаны уведомить гражданина, в отношении которого будет проведена проверка, о предстоящем мероприятии. Извещение и копия распоряжения в отношении планируемой проверки направляют по месту проживания соответствующего лица заказным письмом с уведомлением о вручении либо другим возможным путем.
Государственный земельный надзор состоит из нескольких этапов, заключающихся в следующем:
- планировании мероприятия на основании поданного гражданином заявления;
- оформлении распоряжения на проведение проверки соблюдения лицами требований земельного законодательства;
- согласовании мероприятия по внеплановой проверке с органами прокуратуры (если это необходимо);
- исполнение процедуры, подготовка итогов проверки.
Результат проверки участка земельным контролем
По итогам проведения соответствующей проверки, должностное лицо компетентного в данном вопросе органа, осуществляет подготовку акта о проверке соблюдения требований закона.
Указанный документ включает в себя информацию в отношении:
- даты, времени, места оформления данного документа;
- соответствующего органа по земельному контролю;
- даты и номера распоряжения, согласно которому осуществлялось мероприятие;
- ФИО гражданина;
- данные об итогах процедуры, включая обнаруженные правонарушения и виновных в их возникновении лиц;
- мер по ликвидации обнаруженных правонарушений (оформлялись ли предписания об их устранении), в какой срок нарушитель обязан их устранить.
Пример проверки земельного участка земельным контролем
Стоит детально рассмотреть ситуацию самозахвата землевладения. Например, проверка по соблюдению норм земельного права относительно участка, находящегося по адресу: Новосибирская область, Северный район, село Вольное, улица Дружбы, дом 3.
При проведении проверки, проводимой главным государственным инспектором 23 мая 2016 года Северного района в отношении данного землевладения, было выявлено, что на его территории возведено строение, состоящее из двух этажей, также имеется двухэтажная пристройка. Оно находится в собственного у лица, в отношении которого проводилась проверка.
По итогам замеров размер землевладения равен 150 квадратным метрам, площадь домовладения – 55 квадратных метров, что аналогично информации, указанной в правоустанавливающей документации на объект недвижимости, а площадь пристройки – 45 квадратных метров.
Правоустанавливающей документации на землевладение, на котором расположена пристройка, не имеется. По результатам проведенного мероприятия было установлено нарушение норм действующего законодательства, заключающееся в эксплуатации землевладения размеров в 55 квадратных метров, отнесенного к землям поселений по адресу: село Вольное, улица Дружбы, дом 3, самовольным путем.
Данное правонарушение предусматривается статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пристройку проверяемый возвел на земле, принадлежащей соседке – Петровой Т.А., которая и потребовала проведения проверки.
В качестве приложений к акту выступают разъяснения лица, в отношении которого проводилась проверка, и являющегося правонарушителем предписаний закона, результаты замеров землевладения, правоустанавливающая документация на домовладение.
Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?
Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от 24.07.07 г.
Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).
Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:
- населённых пунктов;
- сельскохозяйственного назначения;
- промышленного назначения.
Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.
Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.
Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор.
В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.
Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.
Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.
Как доказать факт незаконного владения ЗУ?
Доказательство использования ЗУ не по целевому назначению требуется проводить в течение трёх лет с момента получения сведений о допущенных нарушениях (ст. 196 ГК РФ).
Иначе оформление документации допускает признания опровержения, при условии, что уполномоченные инстанции знали о нарушении, но не принимали соответствующих не была осуществлена проверка использования земельных участков, попустительствуя деяниям правообладателя.
Сведения могут быть получены письменным заявлением от соседей нарушителя или обнаружены в результате административных проверок и иных фактов, сопутствующих предоставлению информации.
Пошаговая инструкция
Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:
- сведения о заявителе;
- сведения о месте расположения участка заявителя;
- сведения о нарушителе;
- перечень допущенных нарушений;
- просьба о проведении административной проверки.
Заявление о нецелевом использовании ЗУ.
Проверка
На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.
Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.
Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.
Акт проверки использования ЗУ.
Нецелевое использование земельного участка: ответственность
После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.
По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:
- Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
- Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
- Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.
Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.
По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.
По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.
Наказание за последующее нарушение
Меры воздействия на нарушителя усиливаются:
- при повторном нарушении регламента;
- при игнорировании предписания.
Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.
Заявление об отсрочке исполнения решения.
Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:
- Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
- Должностным лицам – 100-200 тысяч.
- Юридическим лицам – 200-400 тысяч.
В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.
За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.
Ответственность за использование ЗУ без документов
Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:
- обращением в администрацию;
- через суд.
Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:
- Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
- Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
- Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.
Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить здесь), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:
- 5-10 тысяч – гражданам;
- 20-50 тысяч – руководителям;
- 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).
Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.
Смотрите также видео о том, как бороться с нецелевым использованием земельных участков:
В статье показаны меры взыскания к лицам, нарушающим установленные правила землепользования. Во избежание мер пресечения нарушений и вменения штрафных санкций, таковые требуется соблюдать разрешенное использование ЗУ.
- Невыполнении мероприятий, направленных на рекультивацию, улучшение и охрану ЗУ (ст. 8.7 КоАП РФ).
- Использовании ЗУ не по ее целевому назначению, неполном выполнении или невыполнении мероприятий с ЗУ, позволяющих использовать их по назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).
Например, собственника могут привлечь к ответственности по ст. 8.7 п 2 КоАП за то что им не были вовремя осуществлены работы по борьбе с сорной травой.
Проверка использования
Земельным и гражданским законодательством в земельных отношениях в качестве объектов определяются отдельные ЗУ и виды права на них. Земля может выступать и в качестве объекта правонарушений. Зачастую ЗУ бывают засеяны какими-либо культурами со стороны третьих лиц. Поэтому каждый собственник, арендатор или пользователь ЗУ в процессе с/х деятельности должны контролировать ее использование и защищать от незаконного использования.
Чтобы у титульных владельцев и собственников не возникало неприятностей, связанных с землей, они должны регулярно проводить осмотр ЗУ, даже если они не обрабатываются. Если будет обнаружен факт незаконного использования земли третьими лицами необходимо:
- Поставить в известность местный кадастровый орган о том, что земля была незаконно занята и использована третьим лицом. Так же ходатайствовать о привлечении его к ответственности.
- Составить акт обследования ЗУ или протокол о правонарушении.
- Направить требование о прекращении использования земли и выплаты всей суммы полученных доходов от ее использования в адрес лица, незаконно использующего землю. При этом установить конкретный и адекватный требованиям срок выполнения.
- При невыполнении требований до конца установленного срока со стороны виновного лица, потерпевшая сторона подает заявление в суд.
Составление акта
Для его составления нужно собрать комиссию, в состав которой должны входить кадастровый инженер и представитель муниципалитета, землям которого принадлежит данный участок. В Акте должна содержаться информация о:
- местоположение земельного участка (ориентиры, план границ, кадастровый номер);
- категория земель;
- размер земельного участка (площадь, занятая с/х культурами);
- на каком основании земельный участок используется третьими лицами, какими культурами засеян и какие работы проводились;
- кем осуществлялись с/х работы на дату составления Акта.
Протокол
Этот документ, так же как и Акт может служить подтверждением незаконного использования земли. Протокол составляется представителем федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, который ведет контроль за правильным использованием земель.
В протоколе должно быть указано в качестве виновника конкретное лицо, совершившее данное правонарушение. Виновник привлекается к админ. ответственности по ст. 7.1 главы 7 КоАП РФ за незаконное занятие участка земли.
Со своей стороны собственник участка может подать на него иск о взыскании убытков и при этом доказать наличие обстоятельств, которые являются упущенной для него выгодой.
Ответственность и последствия
Любой участок земли принадлежит к определенной категории земель — они группируются на основе однородности и схожести по целевому назначению. Среди них выделяются земли:
- с/х назначения;
- поселений;
- особо охраняемые территории;
- лесного фонда;
- водного фонда.
Кроме категории у всех ЗУ есть вид разрешенного использования. Это касается параметров по эксплуатации, закрепленных законодательно. Вид определяется в соответствии с принадлежностью земли по признаку зонирования, которое определяется местными органами. Виды использования ЗУ бывают:
- для с/х производства;
- садоводства и огородничества;
- дачного строительства;
- крестьянского или фермерского хозяйства;
- ИЖС;
- ЛПХ.
Вид использования земли можно поменять. Узнайте отсюда, как это можно сделать.
Исходя из вышеизложенного, целевое назначение каждого ЗУ, согласно определенным характеристикам, закреплено законодательно. Но в отдельных регионах РФ фиксируются случаи использования земли не по назначению. В частности это касается Москвы и области. В связи с подобными нарушениями государством была законодательно закреплена ответственность за них. За нарушение порядка использования земли предусмотрена ответственность:
- Административная. Согласно ст. 8.8 КоАП, на лица, нарушившие положение об использовании, накладывается штраф.
-
Принудительное изъятие.
Земли, используемые на основе пожизненного владения, находящиеся в пользовании на арендной основе и в бессрочном пользовании по причине:- использования не по определенному целевому назначению;
- снижения уровня плодородия;
- умышленной порчи или загрязнения плодородного слоя;
- регулярной неуплаты налогов.
Земли с/х назначения, на которых действует ФЗ «об обороте земель с/х назначения», согласно которому земля изымается в случаях:
- снижения плодородия;
- вредного влияния на окружающую среду;
- если земля не используется по назначению 3 и более года подряд с момента возникновения собственности на нее.
Исключение составляют земли садоводства и огородничества, гаражного и дачного строительства, ЛПХ, ИЖС.
В случаях, когда органы местного самоуправления обнаружат один из вышеперечисленных фактов, они вправе наложить штраф на нарушителя и направить ему предписание о ликвидации нарушения. Если эти требования не будут исполнены нарушителями в срок, то местные органы обращаются в суд с иском об изъятии земель у собственника.
Наказание и штрафы
Президентом России были подписаны поправки в КоАП, касающиеся увеличения сумм штрафов в земельных отношениях. По новым правилам административные штрафы должны начисляться исходя из кадастровой стоимости земли.
Согласно ст. 8.8 с редакциями от 08.03.2015 года за ненадлежащее использование земель предусматриваются следующие виды наказания:
Использование ЗУ не по назначению при определенной кад. стоимости сумма штрафа составляет:
- гражданам – 0,5–1% от кадастровой стоимости, но минимум 10 тыс. руб.;
- должностным представителям – 1-1,5%, но мин. — 20 тыс. руб.;
- организациям – 1,5-2%, но мин. — 100 тыс. р.
Если кад. стоимости нет:
- гражданам – 10-20 тыс. руб.;
- должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
- организациям – 100-200 тыс. руб.
Неиспользование ЗУ с/х назначения сумма штрафа будет составлять:
- Гражданам – 0,3-0,5% от кадастровой стоимости, но мин. 3 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 0,5-1,5%, но мин. — 50 тыс. руб.;
- Организациям – 2-10%, но мин. — 200 тыс. руб.
Неиспользование ЗУ под строительство и огородничество при определенной кад. стоимости:
- Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 20 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 1,5-2%, но мин. – 50 тыс. руб.;
- Организациям – 3-5%, но мин. – 400 тыс. руб.
Если кад. стоимости нет:
- Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 100-200 тыс. руб.;
- Организациям – 400-700 тыс. руб.
Несвоевременно выполненные или вовсе невыполненные действия по работе с землей, повлекшие ее непригодность для использования:
- Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 100-200 тыс. руб.;
- Организациям – 200-400 тыс. руб.
Ответственность при несанкционированном захвате земель
Одним из распространенных в земельных отношениях правонарушений, является самозахват земель. За него предусматривается ответственность, согласно ст. 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения. Текст данной статьи кроме самовольного захвата предусматривает ответственность и за пользование землей без соответствующих документов, подтверждающих права владения, и за использование земли без документов, которые бы подтверждали разрешение на осуществление какой-либо хоз. деятельности.
Каждый земельный участок имеет своего владельца. Им может быть:
- физическое лицо;
- юридическое лицо;
- муниципальное образование;
- субъект РФ;
- Российская Федерация.
Само понятие самовольного захвата предусматривает использование земель без правовых оснований. Не будет являться правонарушением если законодательно гражданин не имеет обязанности оформлять правоустанавливающие документы.
Самовольным занятием земли может считаться противоправная застройка или использование земли в качестве места под склад.
Действия арендатора или собственника земли могут расцениваться как самовольный захват, если они самовольно переносят границы своего участка, выносят за него какие-либо постройки или осуществляют складирование своего имущества.
Если гражданин построил какое-либо сооружение на самовольно захваченной земле, он не имеет права им распоряжаться, поскольку оно не является законным.
Лицам, самовольно захватившим земли, не возмещается материальный ущерб при возвращении этих участков в собственность владельцев.
Штрафы за самовольный захват
Согласно поправкам к статье 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения от 08.03.2015 года, предусмотрены штрафы за несанкционированный захват земель, использование земель без правоустанавливающих документов и без документов, разрешающих ведение какой-либо хозяйственной деятельности при определенной кадастровой стоимости в размере:
- Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 5 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 1-1,5%, но мин. 20 тыс. руб.;
- Организациям – 2-3%, но мин. 100 тыс. руб.
Если кад. стоимости нет:
- Гражданам – 5-10 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
- Организациям – 100-200 тыс. руб.
Полный текст закона из 7 главы КоАП РФ читайте ниже:
Заключение
Если сравнивать землю с другими природными ресурсами, то она выполняет более широкие функции в общественных отношениях. На охране и использовании ЗУ отрицательно сказываются нарушения Земельного Кодекса РФ, ненадлежащее выполнение или невыполнение требований земельного права.
Правовые средства регулирования отношений имеют немаловажное значение для более рационального и бережного использования ЗУ и охраны, а так же для защиты прав землепользователей. Правовые средства позволяют устранять нарушения в земельных отношениях, восстанавливают права собственников и позволяют привлекать к ответственности виновных лиц.
Почтовый адрес: 652785,Кемеровская обл, г.Гурьевск, ул. Ленина, д.98.
Телефон: +7 (38463) 5-16-24
Электронная почта: [email protected]