Регистрация
военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу
воинской части – одна из немногих привилегий, которые остаются на сегодняшний
день у военнослужащих. К сожалению, наличие ряда бюрократических препонов,
обусловленных, необъяснимой позицией ряда должностных лиц (истинная причина
которых проста и всем известна), основывающейся на «притянутых за уши» нормах
права, истолкованных настолько своеобразно, что просто диву даёшься – как же
надо было извратить смысл и дух закона для достижения поставленной (и явно не
благой) цели.
Так, на практике одной из
причин отказа военнослужащему в регистрации по месту
жительства по адресу воинской части является наличие у него доли в
праве в собственности на жилое помещение, расположенное в другом субъекте
Российской Федерации. Указанное основание отказа в согласовании является
незаконным и необоснованным.
Тем не менее, отдельными
военными юристами выдвигается иная точка зрения: «Право на регистрацию
военнослужащего по адресу воинской части предусмотрено законодателем в целях
обеспечения для реализации его прав и свобод при отсутствии у него любого
жилого помещения. При наличии у него любого жилого помещения для проживания
военнослужащий обязан зарегистрироваться в нём в соответствии с общим порядком,
установленным Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,
выбор места жительства в пределах Российской Федерации»… Верховный Суд
Российской Федерации подтвердил, что имеющие жильё военнослужащие и члены их
семей не могут регистрироваться по адресу воинской части[1]»[2].
Однако право на
регистрацию по месту жительства по адресу воинской части не
имеют лишь те военнослужащие, которые обеспечены жилым помещением в населённом
пункте по месту прохождения военной службы, иные категории военнослужащих таким
правом обладают[3].
Согласно п. 4 ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам,
проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые
дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных
(жилищных) кооперативов, а также военнослужащим – гражданам, за которыми в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до
поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на
новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с
проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной
местности служебные жилые помещения или общежития.
На основании вышеизложенного,
на указанных лиц в полной мере распространяется и положение п. 3 ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающее наличие у них
права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части. Кроме того,
об этом прямо говорит последнее предложение п. 4 ст. 15 указанного Закона.
Более сложным является другой
пример, когда в качестве основания для отказа в регистрации по месту
жительства по адресу воинской части определён факт намеренного
ухудшения военнослужащим своих жилищных условий (до истечения установленного законом
срока в пять лет).
Исходя из причины указанного
отказа, право военнослужащего на регистрацию по месту жительства
по адресу воинской части было поставлено в зависимость от наличия у него права
состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых
помещениях. Единственным объяснением указанного обстоятельства
является наличие правовых оснований для отказа военнослужащему, совершившему намеренное
ухудшение жилищных условий (в частности, посредством
снятия с регистрации по месту жительства), в обеспечении служебным
жилым помещением (именно в разрезе права на служебное жилое помещение
будет рассмотрен данный случай) в установленном законом порядке в связи с
отсутствием у него права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых
помещениях.
Однако соответствует ли
данная позиция требованиям законности и обоснованности?
Право военнослужащего на регистрацию
по месту жительства по адресу воинской части обусловлено наличием у
него права на обеспечение служебным жилым помещением.
Данный вывод вытекает из анализа системной взаимосвязи абз. 2 п. 1 и абз.
1 п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Таким образом, в случае, если
военнослужащий не имеет права на обеспечение служебным
жилым помещением, у него отсутствует и право на регистрацию
по месту жительства по адресу воинской части.
Сначала необходимо определить
условия наличия у военнослужащего права на регистрацию по месту
жительства по адресу воинской части (п. 3 ст. 15 Федерального закона
«О статусе военнослужащих»):
1. Наличие гражданства
Российской Федерации
2. Прохождение военной
службы по контракту
3. Необеспеченность жилым
помещением в населённом пункте, в котором военнослужащий проходит военную
службу
Вопреки позиции Е.А. Глухова
и И.А. Епихина[2] факт прибытия военнослужащего к новому месту военной службы
обязательным условием для приобретения военнослужащим права на регистрацию
по месту жительства по адресу воинской части не является.
Как показывает анализ п. 3
ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», указанное обстоятельство,
причём в верном его изложении «прибытие к новому месту военной службы
военнослужащих – граждан», относится только к членам семьи военнослужащего и
исключительно для них является непременным условием для регистрации
по месту жительства по адресу воинской части.
С учётом положений ст.ст. 5,
93 и 99 Жилищного кодекса РФ и ст. 15 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» можно определить следующие условия наличия у военнослужащего
права на обеспечение служебным жилым помещением:
1. Наличие гражданства Российской
Федерации
2. Прохождение военной
службы по контракту
3. Необеспеченность жилым
помещением в населённом пункте, в котором военнослужащий проходит военную
службу
Необходимо отметить, что факт
прибытия к новому месту военной службы не имеет значения для возникновения у
военнослужащего права на обеспечение служебным жилым помещением.
Указанное условие введено законодателем исключительно в качестве момента начала
отсчета трёхмесячного срока, в течение которого военнослужащему должно быть
предоставлено служебное жилое помещение, а отсутствие данного
обстоятельства никоим образом не влияет на наличие или ограничение
соответствующего права военнослужащего.
Тем не менее, целесообразно
сделать более глубокий анализ понятия «прибытие к новому месту военной службы»,
что позволит сделать интересные выводы.
Самый важный вопрос, который
возникает в данном случае у правоприменителя: что же понимается в
контексте ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» под местом
военной службы?
По мнению С.В. Корнишина, в
правовых актах, в которых используется понятие «место военной службы»,
его определение не содержится, и это обусловлено тем, что понятию «место
военной службы» и аналогичным ему понятиям в каждой конкретной
правовой норме придаётся такой смысл, который отличается теми или иными
особенностями. Какое-либо единое понятие места военной службы вряд ли может
быть одинаково точным во всех случаях создания и применения правовых норм[4].
Как представляется, местом
военной службы в разрезе рассматриваемой правовой нормы необходимо считать
конкретную воинскую часть.
Аналогичное толкование
содержится в п. 3 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «…на
новое место военной службы в другой населённый пункт…». Только для данной нормы
права принципиальное значение имеет расположение нового места военной службы в
другом населённом пункте, а для положений абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального
закона «О статусе военнослужащих» это никакой роли не играет (из-за этого и
разница в изложении правовых норм).
Если под местом военной
службы понимать воинскую часть, а не населённый пункт, то при прибытии
военнослужащего к новому месту военной службы (например, из войсковой части
00000 в войсковую часть 11111, которые расположены в одном населённом пункте) у
командира войсковой части 11111 возникает обязанность по обеспечению
военнослужащего в течение трёхмесячного срока служебным жилым
помещением, корреспондирующая соответствующему праву военнослужащего.
В противном случае либо у
военнослужащего не будет права на обеспечение служебным жилым
помещением (в связи с отсутствием факта прибытия к новому месту
военной службы), либо у командира войсковой части 11111 будет отсутствовать
установленный законом трёхмесячный срок, необходимый для выполнения
соответствующих мероприятий по обеспечению военнослужащего служебным
жилым помещением (так как указанный срок начал течь с момента прибытия
военнослужащего в войсковую часть 00000).
Также существует и другая
проблема: как поступать военнослужащим, для которых рассматриваемое место
военной службы является не новым, а первым? Буквальное толкование абз. 2 п. 1
ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» заставляет сделать
неутешительные выводы. Однако как уже отмечалось выше, данное обстоятельство
никоим образом не влияет на наличие или ограничение права военнослужащего на
обеспечение служебным жилым помещением.
«Поскольку для
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечение служебными
жилыми помещениями является формой их жилищного обеспечения на время военной
службы (т.е. в течение длительного периода времени), постольку они должны
предоставляться в порядке очереди»[5].
В связи с этим возникает
вопрос, являющийся краеугольным камнем в разрешении рассматриваемой проблемы:
существуют ли правовые основания для применения к военнослужащему, имеющему
право на обеспечение служебным жилым помещением
(исходя из соответствия вышеуказанным условиям), ограничений, выражающихся в
запрете реализации указанного права в течение пяти лет со дня совершения
действий, направленных на ухудшение жилищных условий?
В соответствии с ч. 2 ст. 99
Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются по
установленным этим Кодексом основаниям[6] гражданам, не обеспеченным жилыми
помещениями в соответствующем населённом пункте[7]. В частности, в силу ст. 93
Жилищного кодекса РФ основанием для предоставления служебного
жилого помещения является прохождение военной службы.
К сожалению, на практике к условиям
предоставления служебных жилых помещений зачастую
отдельные должностные лица неправомерно относят положения ст. 53 Жилищного
кодекса РФ (что было сделано и в рассматриваемом случае).
Ухудшение жилищных
условий, как основание для отказа в принятии на учёт в качестве нуждающихся
в получении жилых помещений, применимо исключительно
при условии предоставления жилых помещений по договору социального найма (жилых
помещений для постоянного проживания).
В данной ситуации цель
предоставления жилого помещения делает необходимым предотвращение
злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение
жилого помещения для постоянного проживания. При предоставлении служебного
жилого помещения значение имеет лишь наличие соответствующих отношений
(прохождение гражданином военной службы) и необеспеченность жильём в конкретном
населённом пункте.
Раздел IV Жилищного кодекса
РФ «Специализированный жилищный фонд» термина «ухудшение жилищных
условий» не знает и не предполагает возможность его применения к
регулируемым им правоотношениям, что вполне обоснованно.
Именно отсутствие понимания
существенных отличий в правовом статусе разных объектов жилищных прав – жилых
помещений для постоянного проживания и служебных
жилых помещений: цели, основания и условия их предоставления, правовые
нормы, регламентирующие предоставление указанных жилых помещений, – всё это
приводит к неправильному толкованию норм права и, как следствие, к нарушению
прав военнослужащих.
В то же время, если даже
предположить, что факт ухудшения жилищных условий
должен приниматься во внимание при предоставлении служебных
жилых помещений, складывается следующая ситуация.
Согласно ст. 53 Жилищного
кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте
в качестве нуждающихся в жилых помещениях
совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися
в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся
в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня
совершения указанных намеренных действий.
Указанная норма права
содержит существенный юридико-технического дефект – в ней отсутствует
конкретный перечень действий граждан, повлекших намеренное ухудшение
жилищных условий, что создаёт трудности в её правоприменении.
Однако, например, ч. 2 ст. 10
Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые
помещения» (далее – Закон о праве жителей Москвы на жилые помещения) подобный
перечень содержит:
1) изменение порядка
пользования жилыми помещениями путём совершения сделок
2) обмен жилыми
помещениями
3) невыполнение условий
договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в
судебном порядке
4) изменение состава
семьи, в том числе в результате расторжения брака
5) вселение в жилое
помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов)
6) выдел доли
собственниками жилых помещений
7) отчуждение имеющегося
в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого
помещения
При этом необходимо отметить,
что для целей признания гражданина намеренно ухудшившим свои жилищные
условия не имеет значения тот факт, где расположено жилое помещение (в
том же насёленном пункте, где гражданин имеет намерение быть обеспеченным жилым
помещением, например, в г. Москве или в любом другом), в отношении которого
гражданином были осуществлены соответствующие действия, так как ни Жилищный
кодекс РФ, ни Закон о праве жителей Москвы на жилые помещения
не содержат каких-либо ограничений.
Таким образом, если факт ухудшения
военнослужащим жилищных условий в месте, отличном от
места прохождения военной службы, никоим образом не повлияет на наличие у него
права на обеспечение служебным жилым помещением (п. 4 ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих»), на каком же тогда основании
военнослужащий может быть ограничен в праве на обеспечение служебным
жилым помещением при ухудшении им жилищных условий в месте прохождения
военной службы?
Исходя из вышеизложенного,
необходимо констатировать то обстоятельство, что в случае, если военнослужащий
отвечает всем вышеизложенным условиям наличия права на обеспечение
служебным жилым помещением, то даже факт совершения им
сознательных действий, направленных на ухудшение жилищных
условий, не имеет в рассматриваемой ситуации никакого значения и не
может признаваться в качестве основания умаления права военнослужащего на обеспечение
служебным жилым помещением.
Соответственно и отсутствие у
военнослужащего права состоять на учёте в качестве нуждающихся в
получении жилых помещений (для постоянного
проживания) никоим образом не влияет на право военнослужащего быть обеспеченным
служебным жилым помещением и, как следствие, не лишает
военнослужащего права на регистрацию по месту
жительства по адресу воинской части.
Тем более указанный вывод
справедлив в отношении военнослужащего, который только при наличии
соответствующих обстоятельств приобретет право на обеспечение жилым помещением
для постоянного проживания как минимум через 5 лет. А если военнослужащий
является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
и предоставление ему жилого помещения для постоянного проживания в натуре в
принципе невозможно, проявляется вся абсурдность принятого решения об отказе
в регистрации по месту жительства по адресу воинской
части.
Ссылки:
1. Авторами при изложении данного тезиса упущена
одна важнейшая составляющая, что может ввести читателей в заблуждение:
«Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что имеющие в населённом
пункте по месту прохождения военной службы жильё военнослужащие и члены их
семей не могут регистрироваться по адресу воинской части».
2. Е.А. Глухов, И.А. Епихин. Проблемы
регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части //
Право в Вооруженных Силах. 2008. № 6.
3. Определение Верховного Суда РФ № 1н-168/04.
4. Корнишин С.В. Место военной службы:
что это такое? // Право в Вооружённых Силах. 2000. № 3.
5. Кудашкин А.В. О служебной жилплощади
«служивых» людей // Право в Вооружённых Силах. 2005. № 4.
6. Статьи 49-52 Жилищного кодекса Российской
Федерации отношения к указанным основаниям не имеют.
7. Законодатель закрепил единственное условие
предоставления специализированных жилых помещений гражданам,
имеющим право их получения – у таких граждан не должно быть в собственности,
пользовании и владении других жилых помещений в
соответствующем населённом пункте // Глазов В.В. Комментарий к
Жилищному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. 188-ФЗ (постатейный)
(издание второе, переработанное и дополненное). ЗАО Юстицинформ, 2007.
Практически аналогичная норма права закреплена также и в п. 4 ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Ваше обращение по вопросу регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу дислокации воинской части 44777-Б рассмотрено.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом пребывания гражданина признается жилое помещение, где он проживает временно. Местом жительства — помещение, где гражданин проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, место пребывания и место жительства во всех случаях предполагает проживание гражданина по конкретному адресу, а регистрация лишь отражает факт вселения гражданина в жилое помещение.
В этой связи рассматривать термин «регистрация» в отрыве от наличия у гражданина жилого помещения, по адресу которого будет осуществлена его регистрация, не следует.
Согласно части второй статьи 3 названного Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, в том числе на трудоустройство, медицинскую помощь и т.д.
В соответствии с пунктом третьим статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» «военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития». Данная норма указывает на обязанность руководства воинской части предоставить военнослужащим конкретное жилое помещение, в том числе на территории воинской части.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положение пункта второго постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 4-П регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации и отражает факт проживания гражданина в жилом помещении.
Регистрация по месту жительства (пребывания) на территории воинской части может быть оформлена указанной категории граждан при предоставлении документов о вселении их в жилое помещение для постоянного или временного проживания, расположенного в том числе на территории воинской части.
Заместитель директора
А.Г.Леденев
Вместе с тем массовые обращения военнослужащих, проходящих службу в городе Москве, за консультациями в отдел военного законодательства (ВВС) по вопросу регистрации по месту жительства (пребывания) по адресам воинских частей побудили меня обратиться за защитой прав военнослужащих к министру юстиции Российской Федерации Ю.Я.Чайке, так как в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, именно одной из основных задач данного министерства является обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Министру юстиции
Российской Федерации
Ю.Я.Чайке
13 марта 2003 года я обратился в Главное управление Министерства юстиции по городу Москве с требованием о проверке соответствия п.2.3 постановления правительства Москвы и правительства Московской области от 30 марта 1999 года N 241-28 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области» в части регистрации военнослужащих действующему законодательству.
В результате проведения юридической экспертизы вышеуказанное постановление в части регистрации по месту пребывания военнослужащих, назначенных в установленном порядке для прохождения службы в Москву и Московскую область (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву), а также членов их семей признано не соответствующим федеральному законодательству (исх. N 1-5/3373-03 от 13.03.2003). Вышеназванный нормативный правовой акт признан утратившим силу в городе Москве постановлением правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 189-ПП, в Московской области — постановлением правительства Московской области от 19 апреля 2004 года N 229/15.
Несмотря на это, в постановлении правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 189-ПП «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве» вновь определена норма, касающаяся регистрации военнослужащих по месту пребывания, противоречащая федеральному законодательству (п.2.3, абз.3). Данная норма противоречит Федеральному закону «О статусе военнослужащих» и приводит к ущемлению прав и законных интересов указанной категории граждан и членов их семей.
В целях приведения законодательных актов г.Москвы в строгое соответствие с федеральным законодательством, социальной защиты военнослужащих и членов их семей я обратился с заявлением в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу с просьбой провести юридическую экспертизу вышеназванного нормативного правового акта в части регистрации военнослужащих и вновь принять меры, в пределах своей компетенции, по приведению нормативного правового акта города Москвы в строгое соответствие с федеральным законодательством.
Однако в ответе за N 4-4/3311 от 28.08.2005 мое обращение оставлено без удовлетворения, так как, по мнению руководителя Главного управления Б.П.Маркова, оспариваемая мной норма находится в полном соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713.
Вместе с тем нормы гражданского законодательства могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по определенной иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Данная норма включена законодателем в целях социальной защиты военнослужащих и реализации ими всех прав и гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством (участие в выборах, медицинское обеспечение, налоговый учет и др.).
Исходя из вышеизложенного прихожу к выводу о том, что мое обращение по вопросу соответствия вышеназванного нормативного правового акта города Москвы в части регистрации военнослужащих рассмотрено не в полном объеме, должностными лицами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу неправильно истолкован закон и не дана правовая оценка соответствия постановления правительства города Москвы Федеральному закону «О статусе военнослужащих».
В целях социальной защиты военнослужащих и членов их семей убедительно прошу вас провести правовую экспертизу вышеназванного постановления правительства города Москвы в части регистрации военнослужащих и принять меры, в пределах Вашей компетенции, по приведению нормативного правового акта города Москвы в строгое соответствие с федеральным законодательством.
Приложение: копия ответа Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 15.08.2005 только в 1 адрес.
Подполковник юстиции
П.И.Гаврюшенко
1 декабря 2005 года мной получен ответ из Министерства юстиции Российской Федерации от 28.10.2005 N 01-3215 за подписью заместителя директора Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции М.В.Контарева.
Текст документа сверен по:
«Право в Вооруженных Силах»,
N 3, 2006 год
Гражданин России имеет право проживать в жилом помещении, не являющимся местом жительства, без регистрации по месту проживания до 90 суток.
Временная регистрация требуется также в том случае, если человек в одном и том же населённом пункте прописан по одному адресу, но проживает по другому адресу.
Все требования к временной регистрации по месту пребывания и по месту жительства граждан прописаны в регламенте ФМС. Также в нём прописаны временный ограничения всех процедур, которые нужны для получения временной регистрации:
Должностные лица не имеют права отказать в регистрации по месту пребывания.
Регистрация производится бесплатно, никаких госпошлин не предусмотрено.
При оформлении временной регистрации лично нужно в ФМС подать следующий пакет документов:
В течение 3 дней ФМС рассматривает документы и выдаёт свидетельство о регистрации. Исключением могут явиться ситуации, если нет документов, являющихся основанием для регистрации или согласия собственника жилья. Для дополнительной проверки указанных в заявлении фактов органам ФМС дается 8 дней и срок регистрации увеличивается. В этом случае собственник жилья, в которое будет вселяться регистрирующийся гражданин, должен обратиться к участковому уполномоченному полиции в документами регистрирующего и после одобрения передать документы в органы ФМС, где в течение 3 дней принимается решение и выдаётся свидетельство.
После поступления заявления должностные лица органа ФМС проводят проверку и в течение 3 дней уведомляют гражданина о том, что он должен прийти за свидетельством о регистрации, имея при себе паспорт и оригинал документа дающий основание для вселения в жилое помещение. По прибытии в орган ФМС заявитель получает свидетельство в течение 40 минут.
После выдачи свидетельства и завершения процесса регистрации орган ФМС в течение 3 дней уведомляет об этом собственника жилого помещения.
После получения всех документов, органы ФМС проводят проверку на соответствие представленных данных действующему законодательству. Если всё нормально, заявителю направляется уведомление с предложением в течение 3 дней после получения уведомления прибыть в орган ФМС с документом, удостоверяющим личность.
После прибытия заявителя ему в течение 1 часа должно быть выдано свидетельство о временной регистрации. После выдачи свидетельства органами ФМС в течение 3 рабочих дней должен быть уведомлен собственник жилого помещения, в котором заявитель временно зарегистрировался.
Если родитель ребёнка уже получил временную регистрацию по месту проживания, то ребёнка просто подселяют в это жильё, при этом согласие собственника не требуется. Данное правило распространяется и на договоры найма в государственном и муниципальном фонде. Основанием для регистрации ребенка будет факт регистрации его родителей или законных представителей в жилом помещении. Но личное присутствие собственника помещения и внесение о нем данных в заявление необходимо.
Оформить временную регистрацию в жилом помещении можно только в случае согласия следующих лиц:
Регистрация детей, не достигших совершеннолетия, по месту пребывания родителей осуществляется без их согласия.
Данное согласие оформляется в письменной форме и заверяется у нотариуса или же ответственным за временную регистрацию органом.
Временная регистрация прекращается автоматически – по истечении срока, который был указан в заявлении.
Гражданин должен обратиться в органы ФМС для того, чтобы его сняли с учета по месту временного проживания.
За несоблюдение требований законодательства о регистрации по временному месту проживания, Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» предусмотрены следующие штрафы:
Гражданам РФ, желающим сменить место жительства или уехать на длительное время в другой регион важно знать два основных законодательных акта: Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». (25 июня 1993 года N 5242-1). Закон, ссылаясь на Конституцию, декларирует право граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания; распространяет это право и на иностранных граждан. Статья 2 Закона разделяет такие поняти, как место жительства и место пребывания. Первое — это постоянное место жительства, второе — временное место жительства.
Регистрация по месту пребывания производится без снятия с учета по месту жительства. (Ст.5)
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и месту жительства. Регистрация или отсутствие таковой не могут быть основанием для ограничения реализации прав и свобод граждан, обозначенных в Конституции, федеральных законах и законах субъктов федерации РФ(Ст.3 Закона). Право граждан Рф на свободу передвижения может быть ограничено в соответствии с законами РФ в следующих зонах (Ст.8):
— пограничной полосе;
— закрытых военных городках;
— закрытых административно-территориальных образованиях;
— зонах экологического бедствия;
— на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
— на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Действия (бездействия) учреждений и должностных лиц, затрагивающие право граждан на свободу перемещения могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции, у вышестоящего по иерархии должностного лица или в суде. «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». (Утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713). Общие положения Правил сходны с Общими Положениями «Закона о свободе передвижения». Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, контролирующие соблюдение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации возлагается на органы внутренних дел.
Регистрация по месту пребывания (временная прописка)
Гражданин обязан оформить временную регистрацию по истечении 90 дней со дня приезда на место временного пребывания. Регистарция заключается на срок, оговоренный между гражданином и юридическим или физическим лицом, предоставляющим ему жилое помещение (но не более 5 лет). Для оформления регистрации по месту временного пребывания необходимо согласие:
— для проживающих в домах муниципального и жилого фонда — всех совместно проживающих с нанимателем совершеннолетних граждан;
— для жилья, находящегося в собственности — согласие собственника данного жилого помещения;
— для проживающих на жилплощади Жилищного или Жилищно-Строительного Кооператива — согласие ЖК и ЖСК (в том случае, если квартира не находится в собсвенности кого-то из проживающих в ней);
(Из п.10 Правил)
Регистрация несовершеннолетних по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в п.10 Правил. Документы, необходимые для регистрации:
1. Документ, удостоверяющий личность. Документами, удостоверяющими личность граждана РФ, являются:
— паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
— паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;
— свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
— паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
2. Заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания
3. Заявление установленной формы о регистрации по месту пребываниядокумент, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение). Если при заселении жилых помещений, находящихся в собственности юридических или физических лиц, отсутствуют жилищно-эксплуатационные организации, документы предоставляются собственникам этих помещений или представителю юридического лица, который несет ответственностиь за эксплуатацию данного помещения. Собственник (представитель собственника) обязан предоставить эти документы в органы регистрационного учета в течение 3-х дней с момента обращения гражданина. Согласно п.14 Правил, «регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность».
Регистрация по месту жительства (постоянная прописка)
Гражданин, сменивший место жительства, обязан 7-дневный срок обратиться в органы регистрационного учета для регистарции по месту жительства. Документы, необходимые для регистрации:
— документ, удостоверяющий личность;
— заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
— документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, иной документ или его надлежаще заверенная копия);
Если регистрация осуществляется по паспорту, то на соответствующей странице делается отметка о регистарции по месту жительства, если же регистарция осуществлялась на основании других документов, гражданам выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. Согласно п.20 Правил, «за регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной пошлине».
Регистрация военнослужащих
Регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях, исключение составляют — солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящих военную службу по призыву; по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения. Контрактники, а также офицеры, проходящие службу по призыву и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей.
Регистраци граждан, не имеющих регистрации по месту жительства
Граждане без регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном Правилами.
Регистрация вынужденных переселенцев
Регистрация по месту пребывания производится на основании выдаваемого этими органами направления на временное поселение. Направление выдается по результатам подачи гражданами ходатайства о признании их вынужденными переселенцами в Федеральную миграционную службу МВД РФ или подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов РФ на основании выдаваемого этими органами направления на временное поселение. Регистрация по месту жительства производится на основании п.16 Правил (описывает общий порядок оформления регистрации по месту жительства).
Регистрация детей, не достигших 16-ти лет.
Регистрация по месту жительства осуществляется на основании документов:
— удостоверяющих личность родителейм или усыновителей, или документов, подтверждающих установление опеки;
— свидетельства о рождении этих несовершеннолетних;
Сведения о детях до 14 лет вносятся в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Постоянная регистрация детей от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних до 14-летнего возраста, «осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних» (п.29 Правил регистрации). Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении, при этом выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Снятие граждан с регистарционного учета по месту жительства
Производится в случае:
— изменения места жительства;
— призыва на военную службу;
— осуждения к лишению свободы;
— признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;
— смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
— выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением;
— обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации (из п.31 Правил);
Если гражданин не снялся с учета по прежнему месту жительства, органы регистрации должны в 3-х дневный срок направить уведомление о снятии с регистрационного учета в соответствующий орган по предыдущему месту жительства гражданина. В паспортах или свидетельствах о регистрации граждан, снятых с регистрационного учета, делается соответствующая отметка.
Прописка при воинской части возможна, если у военнослужащего нет собственного жилья, и он проживает в выделенной служебной квартире.
Аналогичными правами обладают и члены семьи, которые проживают с ним на одной жилплощади, располагают одним бюджетом и ведут общее хозяйство.
Правом на регистрацию располагают близкие родственники военнослужащего:
- родители;
- дети;
- супруг.
По решению суда членом семьи может быть признан любой гражданин, находящийся на иждивении военного.
Особенности регистрации
Регистрация осуществляется по месту нахождения жилплощади, согласно жилищным правам военного – на служебное и постоянное жилье.
Процедура возлагается на:
- командование воинской части;
- должностных лиц паспортного стола.
Где возможно?
Прописка возможна в:
- военных городках;
- домах из жилищного фонда Министерства обороны;
- закрытых административных территориях.
Возможна регистрация и на съемном жилье, в котором военный-служащий по контракту проживает вместе с семьей.
Прописка при воинской части
Регистрация военнослужащего и его семьи допустима с предоставлением жилого помещения или без такого. Прописка по адресу воинской части осуществляется при подписании рапорта командиром.
Наличие свободных жилых помещений при воинской части обеспечивает фактическое проживание военного и его семьи. Они получают регистрацию, согласно положенным учетным нормам жилплощади.
Спор может возникнуть в случае, когда командование части отказывается давать разрешение на прописку, например, внуков военного, его родителей, ссылаясь на то, что они не являются членами его семьи.
В такой ситуации эксперты рекомендуют получать официальный письменный отказ, а затем обращаться в суд с исковым заявлением о признании гражданина членом семьи.
Необходимо обязать командование в/ч не чинить препятствий к регистрации родственников военного.
Закон
Порядок регистрации военного регулируется ФЗ «О статусе военнослужащего».
Нормативный акт указывает перечень близких родственников военного, которые имеют право на:
- прописку вместе с ним;
- получение дополнительной жилплощади.
Основы прописки также определяются Постановлением Правительства от 17.07.1995 № 713.
Право на прописку в муниципальном жилье регулируется нормами ЖК РФ о договоре социального найма.
Порядок определения места жительства гражданина устанавливается статьей 20 ГК РФ.
Членов семьи
Регистрация членов семьи военнослужащего возможна по месту фактического проживания – в служебной квартире, на жилплощади из социального резервного фонда, в военных городках.
Граждане вправе беспрепятственно регистрироваться на жилплощади, даже при наличии прописки на прежнем месте жительства.
Регистрацией занимается местное управление УФМС. В заявлении должно быть проставлено согласие собственника жилья, а именно должностного лица из жилищного департамента Министерства обороны или командира воинской части.
После увольнения
При увольнении по достижении предельного возраста пребывания на воинской службе, из-за болезни или организационно-штатных мероприятий военнослужащий и его семья сохраняют на жилищное обеспечение и регистрацию.
Они не могут быть выписаны исключительно по желанию командования воинской части.
За военным также сохраняется право на жилищную субсидию – если он является участником накопительной ипотечной системы.
Какие дает гарантии?
Регистрация при воинской части предоставляет гарантии проживания в жилом помещении (если оно было предоставлено по договору социального найма):
- Военный и его семья вправе жить в квартире на весь срок прохождения службы.
- Они обязаны содержать жилое помещение в надлежащем состоянии, своевременно оплачивать коммунальные услуги.
Прописка предоставляет существенный ряд социальных гарантий – определение детей военнослужащего в дошкольные образовательные учреждения, школы.
Регистрация также дает возможность получать квалифицированную медицинскую помощь: в ведомственных поликлиниках и других лечебных учреждениях.
Порядок оформления
Военнослужащий:
- подает рапорт командиру воинской части о прописке;
- осуществляет сбор необходимых документов.
Далее следует согласие или отказ на регистрацию:
- При согласии подписанный ответ на рапорт с другими документами передается в паспортный стол по месту расположения воинской части. Согласие не требуется, когда военный решил прописать на жилплощадь своих несовершеннолетних детей.
- Если на рапорт последовал отказ, то следует обращаться в суд о понуждении к даче согласия на прописку и, при необходимости, признания гражданина членом семьи.
Регистрация завершается проставлением печати в паспорт военнослужащего или члена его семьи.
Список документов
Для регистрации потребуется предоставить:
- согласие собственника недвижимости – в жилищном департаменте Минобороны или военной части;
- правоустанавливающие документы на недвижимость;
- паспорта граждан (и копии).
Оплата регистрации не требуется. В заявлении по форме № 6 помимо адреса воинской части, должно быть указано предоставляемое жилое помещения.
Можно не заполнять графу «жилое помещение не предоставлено», если прописка осуществляется при фактическом отсутствии жилых помещений.
Документы для прописки в воинской части необходимо подавать лично. Представительство по доверенности при осуществлении административной процедуры не допускается.
Рапорт (образец)
Рапорт остается формой, по которой командир в/ч дает разрешение на регистрацию гражданина или отказывает в ней.
В документе указывается:
- ФИО военнослужащего;
- его звание;
- состав семьи;
- просьба о прописке.
Рапорт следует отличать от заявления в паспортный стол по форме № 6.
Образец рапорта военнослужащего на прописку можно скачать здесь.
Часто задаваемые вопросы
Военнослужащих интересует возможность фактического обеспечения жилплощадью на время прохождения службы.
Актуальны также проблемы сроков прописки, получения регистрации в закрытых военных городках.
Несоблюдение контракта
Военнослужащий и его семья прописаны по месту прохождения службы.
После увольнения из-за несоблюдения положений по контракту командование в/ч требует от военного и его семьи добровольно выписаться и покинуть жилплощадь. Должны ли они делать это?
Командование не вправе заставить военнослужащего выписаться. Подобное решение может быть принято только гарнизонным или окружным военным судом.
Прописка в новой квартире
оформляется в паспортном столе по адресу ее расположения.
На что влияет временная прописка? Читайте здесь.
Как прописаться в неприватизированную квартиру к мужу? Подробная информация в этой статье.
Перевод в другой город
Нужно ли жене, желающей переехать к супругу, проходящему службу по контракту, выписываться из квартиры, чтобы получить прописку по новому месту жительства?
Для прописки при воинской части необязательно сниматься с учета по прежнему месту жительства:
- это можно сделать в процессе регистрации;
- соответствующая отметка делается в заявлении.
Регистрация при воинской части осуществляется в уведомительном порядке.
При отсутствии прописки военнослужащие и члены их семьи должны платить штраф согласно статье 19.15 КоАП РФ в размере 2-5 тыс. руб.
Прописка при воинской части осуществляется при согласии его командира. Судебное разбирательство необходимо, если такое разрешение не получено.
Целесообразно пользоваться защитой квалифицированных юристов или самостоятельно обращаться за помощью в правозащитные организации.
На видео о регистрации разных категорий граждан
Абсолютно точно и правильно
Не совсем абсолютно и не совсем точно…
Эт не я придумал:
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713
«Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»
II. Регистрация граждан по месту пребывания
10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:
с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
с собственниками жилых помещений;
с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
Как известно, Закон не запрещает снимать жилье со статусом соцнайма. Так вот там члены семьи как раз право голоса и имеют… Кроме того, голос членов семьи имеет значение в жилом помещении, находящейся их в долевой собстенности. ИМХО.
Наличие регистрации по месту жительства при воинской части не освобождает….
Ну, допустим, не ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПРИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ, а по АДРЕСУ воинской части…
И чтоб закрыть вопрос с регистрацией по адресу части, уважаемые корифеи KAMAZ и gals, предлагаю ответить на вопрос — где может проживать военнослужащий, воспользовавшийся законным правом регистрации по этому адресу до получения жилья от МО РФ, чтобы не нарушать Правила регистрации ..?
Неужели только внутри части — по её адресу?!